Цена продажи и цена потребления.

Установление цены является завершающим этапом разработ­ки маркетингового комплекса. В этом смысле цена представляет собой индикатор маркетинговых усилий предприятия. С помощью цены определяется тот уровень затрат для потребителя, который соответствует получаемой им пользе от приобретения товара.

Маркетинговое ценообразование предполагает проведение по­литики:

• понижения цен;

• повышения цен.

Понижение цен возможно в условиях расширяющегося спроса. В других случаях конкуренты примут такое же решение, и все доли рынка останутся неизменными. Вместе с тем понижение цены при не расширяющемся спросе также возможно, если издержки конкурентов достаточно высоки или воспринимаемая ценность товара выше, чем у конкурентов. Расчеты по необходимому росту про­даж в случае понижения цен при сохранении уровня маржиналь­ной прибыли проводятся по следующей формуле:

 

Необходимый рост продаж (%) = Снижение цены (%) / Маржи­нальная прибыль (%) - Снижение цены (%).

 

Повышение цены возможно в условиях роста спроса и высокой загруженности производственных мощностей. Вместе с тем пред­приятие, идущее на повышение цен, должно быть уверено, что и конкуренты сделают то же самое. В противном случае спрос на продукцию предприятия будет падать. Существуют различные методы, позволяющие избежать повышения цен: уменьшение раз­меров изделия или массы упаковки, использование недорогих материалов или ингредиентов, снижение уровня характеристик изделия и др. Расчеты по допустимому снижению продаж от по­вышения цен и сохранения уровня маржинальной прибыли мо­гут быть произведены следующим образом:

Допустимое сокращение продаж (%) = Повышение цены (%) / Маржинальная прибыль (%) + Повышение цены (%).

 

Сложившаяся практика способов установления цен с ориента­цией на затраты, спрос и конкурентов указывает на необходимость комплексного использования всех перечисленных подходов. Это дает возможность определить границы, в рамках которых и при­нимаются маркетинговые решения в области установления цен. Так, учет издержек позволяет определять нижний предел цены, который обеспечивает рентабельность производства. Ориентация на спрос выявляет возможный верхний уровень цен, который может существенно отклоняться от реальных затрат производства (например, при достаточно высокой полезности для потребите­лей). Анализ уровня конкуренции дает возможность выбрать наи­более подходящую цену реальной рыночной ситуации и избежать конфликтных ситуаций с конкурентами.

 

В зависимости от конкретной рыночной ситуации могут при­ниматься решения по использованию различных методов установ­ления продажных цен:

1) дифференцированных цен (единых и гибких, стандартных и меняющихся);

2) дискриминационных цен (по критериям пространства, вре­мени, персонификации и др.);

3) конкурентных цен (цены «снятия сливок», цены проникно­вения);

4) ассортиментных цен, основанных на учете «психологичес­кого восприятия» цен потребителями (пороговые цены, цены «с приманкой», неокругленные цены и др.);

5) стимулирующих цен (различного рода скидки и зачеты).

Методы дифференцированного ценообразования

Дифференциация может быть:

• пространственной — цена устанавливается в зависимости от места нахождения покупателей по различным территориям;

• временной — цена устанавливается в зависимости от време­ни суток, дней недели или времени года;

• персонифицированной — цена устанавливается в зависимос­ти от контингента потребителей (товары для молодежи, пожилых, больных, профессионалов и др.);

- количественной — цена устанавливается в зависимости от объема продаваемой партии товаров и др.

Конкретным выражением дифференцированного ценообразо­вания являются стандартные и меняющиеся цены, единые и гиб­кие цены, дискриминационные цены, твердые и скользящие цены и т.д.

Стандартные цены ориентируются на сохранение их неизмен­ности в течение длительного периода времени. Например, стан­дартная цена на комплексный обед в ресторане, стандартная пла­та за вход в музей и др. (при этом набор продуктов или содержа­ние услуги могут меняться, но цена остается постоянной).

Меняющиеся цены используются в тех случаях, когда предпри­ятие вынуждено реагировать на изменения в собственных затра­тах или в спросе населения. Так, могут предлагаться различные цены для различных рыночных сегментов. Например, цены на многие товары для удаленных рыночных сегментов будут отли­чаться в сторону их увеличения из-за значительных затрат на до­ставку товаров к местам приобретения. Увеличение спроса на се­зонные товары также может привести к изменениям цен и т.п.

В рамках единых (прейскурантных) цен предприятие устанав­ливает одинаковую цену для всех потребителей, которые хотели бы приобрести товар или услугу при одинаковых условиях. Такие цены устанавливаются при продаже товаров в магазинах, по ка­талогу, при персональных продажах товаров производственного назначения и пр.

Гибкое ценообразование, напротив, позволяет потребителям в ходе переговоров торговаться при покупке товаров. Потребители, обладающие соответствующими знаниями и искусством «уторго-вывания» платят более низкие цены, чем те, кто не обладает эти­ми качествами. Это возможно, например, при покупках на товар­ных рынках, в антикварных магазинах, на переговорах о заклю­чении сделок и т.д. Продавец идет на «уторговывание» цены по разным причинам. В частности, она предоставляет наиболее вы­годные условия крупному покупателю, учитывает рыночную конъ­юнктуру, приспосабливается к сезонным изменениям, являет со­бой пример гибкой тактики делового общения и др.

Ценовая дискриминация заключается в том, что практически одинаковые товары продаются на различных рынках по разным ценам. Задача заключается в максимальном увеличении продаж, используя возможности различных рынков. Ценовая дискрими­нация основывается на особенностях потребителей, времени и места покупок, специфике товара и др.

Методы конкурентного ценообразования

Конкурентное ценообразование направлено на сохранение ценового лидерства на рынке. Здесь используются следующие методы:

• «ценовые войны»;

• цены «снятия сливок»;

• цены «проникновения»;

• цены по «кривой освоения».

«Ценовые войны» используются в основном на рынке монопо­лизированной конкуренции. Если цены устанавливаются выше цен конкурентов, то это привлечет незначительное число поку­пателей. Если цена — ниже конкурентных цен, то конкуренты ответят на это тем же. Желание привлечь потребителей низкими ценами со временем приводит к низким прибылям, даже убыт­кам и прекращению деятельности предприятия.

Цены «снятия сливок» (или престижные цены) устанавлива­ются как начальные цены на новые, модные, престижные това­ры. Они рассчитаны на те сегменты рынка, где покупатели нач­нут их приобретать, несмотря на высокий уровень цен. По мере того как конкуренты станут предлагать такие же товары и данный сегмент будет насыщаться, предприятие может перейти на новый сегмент или на новый уровень «снятия сливок». Задача заключа­ется в том, чтобы, опережая конкурентов, оставаться лидером на том или ином участке рынка. Стратегию «снятия сливок» можно рассматривать как осторожную финансовую, так и маркетинговую проблему одновременно. Ее главное достоинство в том, что она оставляет открытой дорогу к последующей перестройке цен с уче­том эволюции рынка и конкуренции. С маркетинговой точки зре­ния снижать цену всегда легче, чем повышать. С финансовой -она позволяет быстро высвободить ресурсы для использования в других проектах.

Цены «проникновения» — это более низкие начальные цены по отношению к ценам конкурентов. Они создают барьеры для кон­курентов по созданию аналогичной продукции. Политика низ­ких цен в большей мере преследует цель получения долговремен­ных прибылей (по сравнению с «быстрыми» прибылями высо­ких цен).

Цены по «кривой освоения» представляют собой компромисс­ный вариант между ценами снятия сливок и проникновения. Та­кой подход предполагает быстрый переход от высоких цен к бо­лее низким для привлечения широких слоев покупателей и про­тиводействия конкурентам.

Ассортиментное ценообразование представляет собой достаточ­но большой арсенал подходов. Многие из них основаны не столько на экономическом, сколько на психологическом восприятии цены покупателем. Учитывается, в частности, психология ценового ба­рьера, психология восприятия чисел,,психология сравнения цен, психология престижных цен и др.

Могут использоваться следующие виды цен:

• цена «выше номинала»;

• цена «с приманкой»;

• цены на сопутствующие товары;

• цены за комплект;

• цены на побочные продукты;

• неокругленные цены и др.

Ценовые линии представляют собой диапазон цен в рамках од­ного товарного ассортимента (продуктовой линии), где каждый из них отражает определенный уровень качества — от низкого до вы­сокого. Такой диапазон цен может устанавливаться как для доро­гих, так и для дешевых товаров. Определяется ценовая ниша для разных потребителей, ограниченная четкими ценовыми ориенти­рами. Это дает возможность лучше приспособить предложение конкретного товара к восприятию, нуждам и возможностям ши­рокого круга потребителей. Ценовые линии создают преимущества не только для конечных потребителей, но и для торговых посред­ников. Они позволяют точнее определить возможный объем про­дажи, лучше контролировать структуру товарных запасов и др.

Цена «выше номинала» — это достаточно низкая цена на основ­ной базовый продукт и широкий круг дополнительных товаров к базовому (например, «раздетая» модель автомобиля и набор обо­рудования и аксессуаров для него за дополнительную плату).

Цена «с приманкой. Например, детская кукла по доступной мас­совому потребителю цене и богатый набор дополнительных к ней ве­щей по повышенным ценам: разнообразная кукольная одежда, куколь­ный домик, мебель и бытовые приборы для кукольной комнаты и др. Цена на сопутствующие товары (связанное ценообразование). Производители основных товаров часто устанавливают сравни­тельно низкие цены на основную продукцию и значительные на­ценки на обязательные сопутствующие товары (например, фото­пленка «Кодак», перфокарты IBM, бумага для ксерокса и т.п.).

Цены за комплект — единая цена за набор продукции. Напри­мер, полный комплект сантехнического оборудования стоит мень­ше, чем приобретение того же набора изделий по отдельности.

Установление более низких цен на основные продукты за счет успешной реализации побочной продукции. Например, окупаемость отходов от переработки нефтепродуктов позволяет несколько сни­зить цену на бензин, что приводит к повышению его конкурен­тоспособности.

Неокругленные цены. Цены ниже круглых сумм (например, 18 руб. 78 коп., 99 руб., 1499 руб. и т.п.) создают у потребителей впечатле­ние тщательного обоснования цены и способствуют снижению «по­рогового» восприятия цены.

«Географическое ценообразование учитывает особенности процесса купли-продажи с доставкой товаров от производителей к потребителям (от продавцов к покупателям). Используются пре­имущественно при формировании экспортных цен.

Стимулирующее ценообразование основано на использовании различного рода скидок и зачетов. Слово «скидка» обладает ма­гическим свойством. Нередко покупатели более чувствительны к скидкам, чем к ценам. Они отождествляют скидки с выгодной покупкой: цена воспринимается как точка отсчета, а скидка — как явная прибыль. Различают следующие виды скидок:

• бонусные скидки — предоставляются постоянным покупателям или посредникам, если они за определенный период приобрета­ют обусловленное количество товаров;

• скидки за платеж наличными — даются потребителям, кото­рые оперативно оплачивают счета;

• скидки за количество закупаемого товара ~ получают поку­патели, приобретающие большие партии товаров (возможно, за счет экономии издержек по хранению и продаже товаров). Поло­жительный эффект скидок за объемы закупок состоит в том, что у торговых организаций появляется стимул к приобретению круп­ных партии, и в результате они создают более крупные запасы. В свою очередь, большие запасы, с одной стороны, стимулируют рост торговой активности, а с другой — уменьшают вероятность отсут­ствия товара на складе. Все вместе это способствует увеличению продажи товаров конечным потребителям;

• сезонные скидки — предоставляются потребителям, соверша­ющим внесезонные покупки;

• функциональные скидки — по разным торговым каналам за раз­личного рода услуги (продажа, хранение, ведение учета и др.);

• зачеты — это скидки с действующих цен, например: сдача старой вещи в счет оплаты приобретаемого товара, скидки с цены для вознаграждения дилеров за участие в программах рекламы и поддержания сбыта и др.

Особое положение занимают так называемые демпинговые цены. Это искусственно заниженные цены продажи товаров. В узком зна­чении демпинговые цены — это цены с минимальной рентабель­ностью, на которые предприятие идет ради того, чтобы переманить клиентов у конкурентов и увеличить объем собственных продаж. Демпинговые цены рассматриваются как средство недобросовест­ной конкуренции и запрещены законодательством ряда стран.

Покупатель решает, является ли цена на товар приемлемой. Устанавливая цены, компания должна принимать во внимание отношение покупателей к цене и то, как это отношение воздействует на решение о покупке. Решения о ценообразовании, подобно другим решениям в маркетинговом комплексе, должны быть ориентированы на покупателя.

Приобретая товар, покупатели меняют одну ценность (выраженную ценой) на другую (возможность владеть и пользоваться приобретенным товаром). В конце концов, именно потребитель определяет, правильно ли компания сфор­мировала цену. Потребитель сравнивает цену и ценность товара: если цена выше суммы воспринимаемой ценности, потребители не купят товар. Разные покупатели видят в различных свойствах товара различную ценность, поэтому маркетологи часто варьируют цены для разных сегментов рынка. Оценивая рынок и спрос, компания предварительно изучает кривую спроса, которая отражает зависимость между запра­шиваемой ценой и уровнем спроса на товар при этой цене. Чем более неэластичен спрос на товар, тем выше компания может устанавливать цену. Спрос и восприятие потребителем ценности устанавливают "потолок" цены товара.

Покупатели также сравнивают цену товара с ценами конкурентов Производители должны тщательно следить за ценами и характеристиками всех товаров конкурентов и ис­пользовать эту информацию как отправную точку при формировании собственных цен.

Следовательно, маркетологи должны стремиться понять причины, побуждающие покупателя купить товар, и устанавливать цены в соответствии с потребительским восприятием ценности товара. Поскольку разные покупатели видят в различных свой­ствах товара различную ценность, маркетологи часто варьируют цены для различных сегментов рынка. Они определяют разные цены на товар в зависимости от набора его характеристик.