ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Запоминаем Регламент (от франц. reglement, regle — правило) — правила, устанавливающие время проведения мероприятий, порядок осуществления деятельности, ограничивающие определенными пределами; регламентация — процесс установления правил и контроля за их соблюдением с целью упорядочения и рационализации деятельности. Документ — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, не смешивать с бланком — стандартным листом бумаги, на рабочем поле которого размещаются символические графические знаки и ограничительные линии, служащие ориентирами при оформлении.   Локальный нормативный акт — это юридический документ, содержащий нормы трудового права, направлен­ный на регулирование трудовых и иных, связанных с ними, отношений и принятый в установленном порядке в пределах своей компетенции и полномочий работодате­лем в соответствии с действующим законодательством, коллективным договором, соглашениями. Унификация документов (от лат. uni — один, facere — делать) — установление единообразия в оформлении документации, приведение документации к единой форме. Преамбула — (от франц. preambule — предисловие) — вводная или вступительная часть правового акта, в которой излагаются принципиальные положения, мотивы и цели его издания. Записываем      

Изучаем

1. Уровни нормативно-правового регулирования деятельности по управлению персоналом

– государственный:

– федеральные законы, регламентирующие отдельные стороны трудовых отношений, в том числе охрану труда. Основные нормы трудового права содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации;

– указы Президента Российской Федерации;

– постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

– законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

– нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащими нормы трудового права.

– организационный — локальные нормативные акты организации (ЛНА).

Нормативно-правовое обеспечение управления обеспечивает следующие преимущества организации:

1) позволяет руководителям, установившим четкие правила, не отвлекаться на текущие и незначительные проблемы управления

2) позволяет комплексно представлять систему управления организацией: где заканчивается и начинается очередная зона полномочий и ответственности, кто руководит тем или иным процессом и как оцениваются результаты этой деятельности.

3) позволяет описать способы (технологии) достижения намеченных целей;

4) точно отражая деятельность конкретного сотрудника, позволяют избегать конфликтов и споров;

5) не требуя дополнительных капиталовложений, позволяет систематизировать работу персонала, сделать ее более эффективной, повысить ее значимость.

 

2.Деятельность организации регулируется различными документами. Внешняя деятельность — взаимодействие с государственными органами, партнерами, общественными организациями — регулируется нормативными законодательными актами, действующими на той территории, на которой организация функционирует, а также ее учредительными документами. Внутренняя деятельность регулируется локальными нормативными актами, перечень которых определяет сама организация

Принципиальный подход к разработке и принятию ЛНА сформулирован в ст.ст. 8 и 9 ТК РФ. В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатель может принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

3.Систему локальных нормативных актов (ЛНА) организации, создающих нормативно-правовую основу управления персоналом, составляют документы:

– основополагающие (устав и др.);

– организационные (штатное расписание, должностные инструкции, положения и т.п.);

– процедурные (положения, инструкции, порядок, расписания, графики и др.),

– распорядительные документы (приказы, распоряжения и др.);

– информационные документы (акты, докладные и служебные записки, протоколы и т.д.)

4. С целью повышения управляемости организации необходимо регламентировать деятельность субъектов и процессы деятельности.

Субъекты деятельности могут быть индивидуальными (работники) и коллективными (подразделения). Для регламентации деятельности субъектов используются организационные документы: должностные инструкции, положения о подразделениях или должностных лицах.

Процессы деятельности — это различные направления, в рамках которых субъекты выполняют свою работу, используя выделенные для этого ресурсы. Для регламентации процессов применяются нормативные документы (положения о направлении деятельности, рабочие инструкции, методические рекомендации). При разработке и мониторинге нормативных документов работники кадровых служб играют ведущую роль как специалисты, умеющие проводить анализ деятельности и разрабатывать понятные тексты.

5.Перечень и назначение локальных нормативных актов

Наименование регламентов Назначение
Штатное расписание Регламентация кадрового состава
Должностная инструкция Регламентация деятельности на рабочем месте
Квалификационный справочник должностей Регламентация профессионального уровня работников
Положения о структурных подразделениях Регламентация исполнения определенных функций
Положения об оплате труда, о стимулировании, о поощрении и др. Регламентация отдельных направлений деятельности
Правила внутреннего распорядка Регулирование дисциплины труда

 

Делаем выводы

1. Для эффективного управления персоналом необходимо регламентировать внутреннюю деятельность организации. Необходимость урегулирования порядка управления персоналом возникает в организации в процессе ее роста и развития деятельности. Если не установлен четкий порядок распределения обязанностей и ответственности, управленческие воздействия остаются неформальными, полномочия и ответственность фиксируются на уровне устных поручений и у работников появляется возможность воспользоваться недоговоренностями.

2. Нормативно-правовое обеспечение управления персоналом организации составляет многоуровневая система законодательных и нормативных документов, отражающих систему международных, российских правовых, корпоративных и этических норм, правил и регуляторов деятельности.

3. Локальные нормативные документы, разрабатывающиеся в организации, представляют собой систему документов, являющихся основой управления персоналом. Значимость и статус локальных нормативных актов организации существенно повысились, так как в условиях рыночной экономики, децентрализации управления трудовыми отношениями только государственные законодательные и правовые акты не в со­стоянии обеспечить необходимую полноту правового регулирования многоплановой деятельности организаций различных организационно-правовых форм.

4. Локальные нормативные акты, содер­жащие нормы трудового права, призваны:

– конкретизировать положения трудового законодательства актов с учетом особенностей труда в организа­ции;

– повышать гарантии, предоставленные работникам нормативными правовыми актами вышестоящего уровня;

– устанавливать требования к условиям труда, определение которых прямо отнесено к компетенции работодателя.

5. Специалисты кадровых служб руководят процессом разработки и мониторинга организационных документов.

Выполняем

Задание 1. Найдите в Трудовом кодексе РФ статьи, в которых упомянуты локальные актам работодателя. Какие именно и в связи с чем они упоминаются? Какие локальные акты работодатель может принимать?

– единолично;

– с учетом мнения представительного органа работников;

– по согласованию с представительным органом работников;

– совместно с представительным органом работников?

Задание 2. Впишите в таблицу недостающие элементы

 

Группы ЛНА Предмет регламентации Примеры ЛНА
Основополагающие Юридический статус, сфера и виды деятельности  
    Принципы и виды социально-трудовых отношений Стратегия развития Концепция кадровой политики Коллективный договор и др.
  Процедурные   Положение о вознаграждении, положение об оплате труда, положение о стимулировании, положение о моральном поощрении и др.
  Организационные Организация управления персоналом
    Распоряжение, приказ
Информационные  

 

Задание 3. Приведите примерылокальных нормативных актов соответствующих форм

Формы Примеры
Положение  
Порядок  
Правила  
Договор  
Инструкции  
Расписания  
График  

Задание 4. Составьте схемуклассификации нормативных актов по уровням и видам

 
 


Задание 5. Узнайте, какие локальные нормативные акты есть в организации — месте Вашей работы (практики)? Что они регламентируют?

Улыбнитесь!

 

«Принцип Простых Правил: необходимо дать людям ясные правила, четкие границы и обеспечить их структурой, в рамках которой они могут сотрудничать друг с другом с достаточной свободой…»


4.2. ПРИНЦИПЫ И ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ЛОКАЛЬНЫХ
НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Запоминаем Модель — условный образ объекта изучения или управления, отражающий его основные характеристики (свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные элементы и т.п.); моделирование — метод познания на основе создания модели.   Структура (от лат. structura — строение) — внутреннее устройство чего-либо, скрытое внешней формой; совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность. Принцип гуманности (от лат. humanus — человеческий, человечный) — требование при разработке локальных нормативных актов руководствоваться признанием человека высшей ценностью, имеющего права и свободы.   Принцип научности — требование соблюдать научно-методические подходы к созданию регламентирующих документов при разработке локальных нормативных актов. Принцип законности — требование строго соблюдать правовые нормы и положения при разработке локальных нормативных актов.   Записываем    

Изучаем

1.Технологиярегламентирования деятельности по управлению персоналом

 
 

 

 


2.Принципы разработки, определения содержания и структуры локальных нормативных актов

 

Принципы Сущность
Гуманности Документы должен повышать и закреплять социальный и профессиональный статус работника
Системности В системе локальных нормативных актов, наряду с их определенной иерархией, можно выделить документы, имеющие равноправное значение и независимое действие
Концептуальности Каждый документ должен соответствовать общим принципам, подходам к реализации кадров ой политики
Преемственности Документы должны иметь свое логическое продолжение
Обновляемости Документы должны своевременно пересматриваться в соответствии с изменениями социально-экономических условий и законодательства

 

3.Требования к локальным нормативным актам органи­зации:

– не противоречить Трудовому кодексу, иным феде­ральным законам, указам Президента и постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации;

– не содержать норм, ухудшающих по­ложение работников по сравнению с трудовым законодательством, нормативными актами (указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, актами федеральных органов исполнительной власти), законами субъектов Российской Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления, а также соглашениями и коллективными договорами.

Если документы приня­ты с нарушением этих требований, они являются недействительными и не подле­жат применению с момента их принятия. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

4.Этапы работы при создании локальных нормативных актов

1. выявление потребности и изучение состояния правового регламентирования данного вида кадровых отношений;

2. принятие решения о необходимости локального акта и разработка его концепции;

3. определение вида документа, разработка структуры и основного содержания проекта локального нормативного акта;

4. финансово-экономическое обоснование документа;

5.– юридическая экспертиза локального акта;

6. согласование проекта документа с заинтересованными лицами;

7. апробирование проекта документа, уточнение его содержания;

8. официальное рассмотрение проекта акта, его оформление, подписание, вступление в законную силу;

9. доведение содержания локального нормативного акта до работников;

10. контроль за реализацией документа.

5. Структура локальных нормативных актов включает следующие элементы:

– целевое предназначение документа;

– четкое определение предмета регулирования;

– место данного документа в системе локальных нормативных актов и его законодательная база;

– задачи, условия и формы реализации регламентируемой деятельности;

– критерии оценки эффективности деятельности.

 

Делаем выводы

1. Локальные нормативные акты служат средством уточнения и детализации общих норм права применительно к деятельности конкретной организации, призваны регламентировать осуществление мер управлению персоналом.

2. Локальные нормативные акты являются формой выражения и придания легитимности кадровой политике организации.

3. Локаль­ные нормативные акты, определяющие условия труда, по общему правилу должны приниматься с учетом мнения работников, так как в них проявляется двуединость регулирования трудовых отношений: сочетание договорных начал с локальным нормотворчеством представительного органа работников.

4. Каждый локальный нормативный акт может иметь свою структуру и включать разделы, связанные со спецификой содержания.

5. Совершенствованию процесса разработки локальных нормативных актов в организации способствуют корпоративные стандарты, устанавливающие требования к качеству документов.

Выполняем

Задание 1. На схеме технологии регламентирования управления персоналом (п. 1) найдите и подпишите цель, задачи, принципы, методы и результаты деятельности.

 

 

Задание 2. Создайте схему этапов разработки локальных нормативных актов

 
 


Задание 3. Запишите сущность принципов разработки ЛНА.

Принципы Сущность
Законности  
Конкретности  
Структурности  
Делового стиля речевого оформления  
Современности  

Задание 4. Создайте схему структуры ЛНА.

 

 
 


Задание 5. Проанализируйте извлечение из документа с точки зрения соответствия содержания принципу законности.


Улыбнитесь!

Анекдоты про управление персоналом

 

Директор фирмы приглашает к себе одного из служащих.

- Я слышал, - говорит он, - что вы постоянно молитесь о повышении зарплаты. Это правда?

- Правда, господин директор.

- В таком случае я должен вам сказать, что ваше желание никогда не сбудется.

- Почему же, господин директор?

- Потому что я не люблю, когда мои служащие обращаются в вышестоящую инстанцию через мою голову.

 

 

Очень тактичный начальник не знает, как сообщить секретарше, что она уволена...

- Маша, Вы так великолепно справляетесь со своими обязанностями, что я даже не знаю, что бы мы делали без Вас. Но с понедельника мы все-таки попробуем...