ПРЕДИСЛОВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Учебное пособие
Под редакцией
к. э. н., проф. Т. Г. Бродской, д. э. н., проф. Д. Ю. Миропольского
ИЗДАТЕЛЬСТВО
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Методологические основы, структурные характеристики и поведенческие предпосылки макроэкономического анализа /Под ред. к. э. н., проф. Т. Г.Бродской, д. э. н., проф. Д. Ю. Миропольского: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 174 с.
Учебное пособие составлено в соответствии с рабочей программой модульного курса «Макроэкономика», разработанной на кафедре общей экономической теории СПбГУЭФ. В нем дается систематизированное изложение макроэкономических проблем, изучаемых в первом модуле. Приводятся современные методы их научного анализа. После рассмотрения каждой из проблем приводятся основные выводы и даются задания для самостоятельной работы. Предисловие и главы 1, 2 написаны к. э. н., проф. Т. Г. Бродской; глава 3 – к. э. н., доц. Г. Ф. Фейгиным; глава 4 – к. э. н., доц. А. Б. Камышовой; главы 5, 6 – к. э. н., доц. В. В. Амосовой; глава 7 и заключение – д. э. н., проф. Д. Ю. Миропольским.
Пособие предназначено для студентов 3 курса дневной и вечерней форм обучения.
Рецензенты: к. э. н., проф. Г. А. Маховикова
к. э. н., проф. И. В. Давыдова
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ……………………………………………………… | |
Глава 1. Макроэкономика как особый раздел экономической теории. Методология макроэкономических исследований …… | |
1.1. Предмет макроэкономического анализа. Основные макроэкономические проблемы ……………………………............ 1.2. Исторические корни становления макроэкономики и основные направления развития макроэкономической теории 1. 3. Методы макроэкономического анализа ……………………… 1.4. Выводы …………………………………………………………… 1.5. Задания для самостоятельной работы ……………………… | |
Глава 2. Система макроэкономических взаимосвязей в национальной экономике ……………………………........................ 2. 1. Макроэкономические субъекты и система взаимосвязей между ними. Модель народнохозяйственного кругооборота … 2.2. Роль государства и иностранного сектора в модели кругооборота …………………………………………………………… 2. 3. Основные макроэкономические тождества ……………....... 2.4. Идентификация равновесных и неравновесных систем в модели кругооборота ………………………………………………… 2.5. Выводы …………………………………………………………… 2.6. Задания для самостоятельной работы ……………………… | |
Глава 3. Результаты функционирования и основные макроэкономические пропорции реального сектора экономики 3.1. Макроэкономическая характеристика реального сектора экономики ………………………………………………………………. 3.2. Макроэкономические пропорции производства …................ 3.3. Макроэкономические пропорции в сфере занятости ……… 3.4. Особенности развития реального сектора экономики России …………………………………………………………………... 3.5. Выводы ……………………………………………………………. 3.6. Задания для самостоятельной работы ……………………… | |
Глава 4. Денежный сектор национальной экономики и номинальные макроэкономические показатели …………………. 4.1. Основные макроэкономические пропорции денежного сектора ………………………………………………………………… 4.2. Макроэкономическая система цен. Взаимосвязь реальных и номинальных показателей ………………………………………… 4.3. Взаимосвязь денежного и реального секторов экономики. Проблема нейтральности денег …………………………………. 4.4. Основные тенденции изменения макроэкономических пропорций в денежном секторе Российской Федерации ……… 4.5. Выводы …………………………………………………………… 4.6. Задания для самостоятельной работы ……………………… | |
Глава 5. Потребительские решения домохозяйств ……………… 5.1. Оптимизация потребительского выбора и межвременное бюджетное ограничение домохозяйств ………………………….. 5.2. Потребительские решения при экзогенном формировании дохода ………………………………………………………………… 5.3. Модификация функций потребления и сбережения при эндогенном формировании дохода ………………………………… 5.4. Влияние ограничений по заимствованию на потребительский выбор домохозяйств …………………………… 5.5. Потребительский выбор в условиях рациональных ожиданий 5.6. Выводы …………………………………………………………….. 5.7. Задания для самостоятельной работы ………………………... | |
Глава 6. Инвестиционные решения фирм…………………………… 6.1. Мотивы принятия инвестиционных решений и виды инвестиций ……………………………………………………………….. 6. Оптимальный запас капитала и принцип акселератора в моделировании инвестиционного процесса …………………… 6.3. Оптимизация поведения фирм при формировании автономных инвестиций ……………………………………………… 6.4. Принятие инвестиционных решений в условиях неопределенности …………………………………………………… 6.5. Реальные инвестиции и фондовый рынок. Q-теория инвестирования ………………………………………………………. 6.6. Выводы ……………………………………………………………. 6.7. Задания для самостоятельной работы ………………………… | |
Глава 7. Воздействие государства на потребительские и инвестиционные решения частного сектора экономики ………… 7.1. Доходы, расходы и сбережения государственного сектора экономики ……………………………………………………… 7.2. Бюджетный дефицит и государственный долг ……………… 7.3. Управление государственным долгом ………………………… 7.4. Воздействие государства на потребительские решения домохозяйств ………………………………………………………… 7.5. Влияние государственных расходов и налогов на инвестиционные решения предпринимателей ………………… 7.6. Выводы ……………………………………………………………. 7.7. Задания для самостоятельной работы …………………….. | |
Заключение ……………………………………………………………. | |
Библиографический список ………………………………………… |
\
ПРЕДИСЛОВИЕ
Представленное учебное пособие подготовлено коллективом авторов в соответствии с программой модульного курса «Макроэкономика», разработанной на кафедре общей экономической теории СПбГУЭФ. В нем дается систематизированное изложение макроэкономических проблем, изучаемых в первом модуле, и приводятся современные методы их научного анализа. Содержащийся в данной работе учебный материал вводит читателей в сложный и во многом противоречивый мир науки, исследующей национальную экономику рыночного типа как систему взаимосвязей между домашними хозяйствами, фирмами, государством и иностранным сектором экономики. Его изучение позволяет:
· сформировать представления о ключевых проблемах макроэкономики и методах их исследования;
· определить содержание, структуру и направленность системы народнохозяйственных взаимосвязей;
· определить сущность, функциональную роль и структурные характеристики реального и денежного секторов экономики;
· раскрыть мотивации и экономическое содержание тех решений домашних хозяйств, фирм и государства, которые имеют определяющее значение для формирования механизма и конечных результатов функционирования всей национальной экономики.
Многие из рассматриваемых проблем носят дискуссионный характер, неоднозначно трактуются представителями различных школ и направлений экономической мысли. Отличительная особенность изложения такого рода проблем в данной работе, заключается в том, что авторы не только проводят сравнительный анализ альтернативных концепций, но и акцентируют внимание на выявлении тех условий функционирования и развития национальной экономики, при которых та или иная концепция может адекватно описывать реальную действительность.
Учебное пособие предназначено студентов III курса экономических специальностей всех форм обучения и преследует как теоретические, так и практические цели.
Теоретической целью является формирование у студентов целостного представления о механизмах функционирования национальной экономики рыночного типа с точки зрения основных макроэкономических школ.
Практическая цель состоит в выработке у обучающихся элементарных навыков принятия решений в конкретной микроэкономической среде. Указанные навыки должны быть привиты студентам как а) потенциальным работникам государственных органов разного уровня, принимающим непосредственные макроэкономические решения; б) будущим специалистам бизнеса, умеющим модифицировать поведение фирмы в зависимости от динамики макроэкономических показателей.
Достижение поставленных целей предполагает необходимость решения следующих основных задач:
· изучение и осмысление понятийного аппарата макроэкономической теории;
· овладение методологией макроэкономических исследований;
развитие способностей к оценке механизма функционирования национальной экономики при различных экономических условиях;
· знание и понимание проблем, не решенных в настоящее время макроэкономической наукой;
· освоение методов экономико-математического моделирования макроэкономических связей и зависимостей;
· формирование понимания содержания экономических процессов и явлений, описанных макроэкономическими моделями и функциональными зависимостями;
· приобретение навыков самостоятельного анализа фактических данных и конкретных макроэкономических проблем;
· выработка представлений о возможных социально-экономических последствиях тех или иных мер макроэкономической политики государства для частного сектора экономики.
Пособие разработано в соответствии с государственными образовательными стандартами экономических специальностей: финансы и кредит, мировая экономика, бухгалтерский учет и аудит, статистика, маркетинг, коммерция, логистика, национальная экономика, менеджмент организации, экономика труда, управление персоналом, математические методы в экономике.