Потребительский рынок, его характеристика.

 

Слова «потребитель» и «покупатель» в маркетинге имеют строго определенный смысл. Покупатели — это лица, непосредственно осу­ществляющие покупку. Их поведение в магазине определяется индивидуально или как следствие намерений всей семьи либо до­машнего хозяйства.

Потребители — понятие более широкое, под­разумевающее субъектов рынка, удовлетворяющих свою потребность (определяющих нужду, поиск товаров, покупку, использование).

Потребительскими принято называть такие рынки, где покупатели при­обретают товары для личного использования или использования членами се­мьи. В качестве потребителей на рынке выступают конечные потребители, а также организации (предприятия)-потребители. Конечные потребители — это лица (индивидуальные потребители), семьи (малые общности, основанные на браке или кровном родстве), домашние хозяйства (одна или несколько семей, объединенных общим хозяйством). К организациям (предприятиям)-потребителям относятся производственные предприятия, предприятия оптовой и роз­ничной торговли, государственные и другие некоммерческие учреждения.

Конечные потребители приобретают товары и услуги для личного поль­зования. Промышленные предприятия закупают различные товары и услуги для производства товарной продукции и перепродажи ее другим потреби­телям. В качестве посредников предприятия оптовой торговли покупают крупные партии промышленных и потребительских товаров для оптовой ре­ализации, а также складские помещения, транспортные средства, страховые услуги и др. Предприятия розничной торговли покупают товары у предпри­ятий-производителей и оптовой торговли для перепродажи их конечным по­требителям. Они нуждаются в торговых площадях и оборудовании, средствах рекламы и выкладки товаров.

Что касается государственных предприятий, то они как потребители при­обретают множество товаров и услуг для деятельности государственных сфер экономики (военная, транспортная, связи, экологическая и др.), а также для формирования материально-технической базы министерств и ведомств, пра­вительственных и муниципальных учреждений.

Поведение конечных потребителей обусловлено прежде всего характером и настоятельностью самих потребностей. Существует определенная система личных потребностей, которую можно рассматривать на различных уровнях. Поведение покупателей здесь является весьма сложным процессом, что объясняется влиянием на покупательское поведение целого круга факторов. Котлер выделяет четыре группы факторов (рис.21).1

Рис.21.Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение

В большинстве случаев указанные факторы не поддаются контролю со стороны деятелей рынка, но их необходимо учитывать и использовать в управлении рыночной деятельностью предприятия.

В качестве потребителей на рынке выступают конечные по­требители, а также организации (предприятия)-потребители.

Конечные по­требители — это лица (индивидуальные потребители), семьи (малые общности, основанные на браке или кровном родстве), домаш­ние хозяйства (одна или несколько семей, объединенных об­щим хозяйством); вторые — производственные предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли, государственные и другие некоммерческие учреждения. Конечные потребители приобретают товары и услуги для личного пользования.

Промышленные предприятия и различные организации закупают товары и услуги для производства товарной продукции и перепродажи ее другим потребителям. В качестве по­средников предприятия оптовой торговли покупают крупные пар­тии промышленных и потребительских товаров для оптовой реа­лизации, им требуются помещения, транспортные средства, стра­ховые услуги и др. Предприятия розничной торговли приобретают товары у предприятий-производителей и оптовиков для перепро­дажи их конечным потребителям. Они нуждаются в торговых площадях и оборудовании, средствах рекламы и выкладки товаров. Что касается государственных предприятий, то они приобрета­ют множество товаров и услуг для деятельности государствен­ных сфер экономики (военная, транспортная, связи, экологи­ческая и др.), а также для формирования материально-техни­ческой базы министерств и ведомств, правительственных и му­ниципальных учреждений.

 

Факторы, влияющие на по­купательское поведение: маркетинговые (усилия самой фирмы - 4Р) и социаль­ные, психологические, культурные и личностные факторы покупательского по­ведения

 

На выбор покупателя сильное влияние оказывают культурные, социальные, личност­ные и психологические факторы. В большинстве случаев маркетологи не могут управлять этими факторами, но они должны их учитывать.