Выполнение задания

Качество получаемой исследователем информации в первую очередь определяется качеством составления вопросов. Ниже приведены примеры неудачных вопросов анкеты, выясняющей особенности работы психологов. Часть из них снабжена необходимыми комментариями.

1. Как Вы относитесь к своей профессии? Собираетесь ли и далее работать психологом?

1.1.Это мое призвание, менять его не собираюсь.

1.2. Буду и далее работать психологом, только не в этой организации.

1.3. Пока буду работать психологом, потом – не знаю.

1.4. Вероятно, изменю сферу деятельности, но ещё не знаю, каким образом.

1.5.Твердо решил перейти на другую работу.

1.6. Затрудняюсь ответить.

 

Следует заметить, что в данном случае спрашивается одновременно о двух разных вещах, что недопустимо. Кроме того, третий,четвертый и шестой ответы фактически означают одно и то же.

2. Работаете ли Вы последнее время с полной отдачей сил или нет?

2.1.Да, всегда.

2.2.Не всегда, хотя и стараюсь.

2.3.Могу работать лучше.

2.4.Не знаю.

 

Неясна цель такого вопроса, по сути, не содержащего особой информации. Неизвестно, каким образом можно будет интерпретировать полученные ответы, Достоверность данных подобного самоотчета ничтожна. В формулировке вопроса задана излишняя альтернатива.

3. Если Вас не удовлетворяет больше Ваша работа, укажите причину...

3.1.Малая зарплата.

3.2.Низкий социальный статус.

3.3.Ухудшающийся уровень жизни.

3.4.Социальная незащищённость.

3.5.Другие ответы.

Заметна неуместность «фильтра», так как предложенные ответы могут быть выбраны многими психологами, испытывающими удовлетворение от своего труда. Скорее всего, респондент отметит вес или почти все ответы, и таком случае вопрос теряет смысл. Варианты ответов первый, третий, четвертый и, во многом, второй имеют отношение к одной проблеме. Другие же возможные проблемы в перечне не представлены.

 

4. В каком стиле организовано Ваше общение с подчиненными, если они у Вас есть?

4.1. В либеральном.

4.2. В авторитарном.

4.3. В демократическом.

 

В любом сколько-нибудь длительном акте общения проявляются все названные стили при относительном доминировании какого-либо одного. Возможно также и провоцирование выбора социально одобряемого ответа. Неудачно повторение предлога во всех ответах. В самом вопросе неверно введен «фильтр», что затрудняет действия тех респондентов, у которых подчиненные отсутствуют.

5. С каким настроением Вы обычно идете на работу?

5.1. Настроение бодрое, хорошее.

5.2. Настроение не всегда одинаковое.

5.3. Настроение, как правило, неважное.

Качество настроения далеко не всегда обусловлено причинами, лежащими в сфере профессиональной деятельности. Помимо этого, о нем не имеет смысла говорить как об «обычном». Четырехкратное повторение одного и того же слова не оправданно.

6. Можете ли Вы сказать о себе, что относитесь уважительно ко всем своим клиентам, независимо от их возраста или личностных особенностей?

6.1. Да.

6.2. Нет.

Ни один из вариантов ответа не дает значимой для исследователя информации. Вопрос, с одной стороны, не содержит указаний на конкретные проявления названного отношения, Которые каждым понимаются по-своему, а с другой стороны, стимулируетсоциально одобряемую реакцию.

Предлагается самостоятельно проанализировать, в чем состоят недостатки следующих вопросов:

7. Имеет ли для Вас значение, как относятся к Вам коллеги по работе?

7.1. Конечно, это значимо для меня.

7.2. Это мне безразлично.

7.3. Мнение начальства для меня важнее.

7.4. Главное для меня – мнение клиентов.

 

8. Насколько характерно для Вас стремление активно интересоваться новейшими достижениями психологической науки?

8.1. Да, интересуюсь постоянно. Без этого нельзя при работе с людьми. Полученные знания очень помогают мне.

8.2. Иногда, если позволяет время или семейные обязанности.

8.3.Нет.

 

9. Согласны ли Вы с утверждением, что «психологом» следует быть только на работе, не перенося профессиональные приемы в сферы семейного или дружеского общения?

9.1.Да;

9.2.Нет;

9.3. Другие ответы ___________

 

10. Какое количество рабочего времени за последнюю неделю было использовано Вами не по назначению?

10.1. Менее часа.

10.2. От одного до трех часов.

10.3. Более трех часов, но менее семи.

10.4. Более половины.

 

11. Можно ли обойтись без психолога на Вашем предприятии (в учреждении)?

11.1. Да, вполне.

1 1.2. Нет, нельзя.

12. Повышался ли в текущем году Ваш заработок?

12.1. Да.

12.2. Нет.

13. Каково значение труда в Вашем мировосприятии?

13.1. Труд – потребность человека.

13.2. Это источник благосостояния.

13.3. В труде формируются качества личности.

13.4. В труде человек становится личностью, творцом.

13.5. Какое-либо другое мнение _______

 

14. Что именно удается Вам в работе лучше всего?

14.1. Семейное консультирование.

14.2. Профориентационное интервьюирование.

14.3. Индивидуальная консультация.

14.4. Тренинговые занятия.

Составьте анкету, направленную на выявление проблем профессиональной деятельности психолога, работающего в системе образования (здравоохранения). Процедите анкетирование нескольких специалистов.

Контрольные вопросы

 

1.Каковы основные виды вопросов в анкете?

2. Какие ошибки совершают неопытные исследователи на этапах:

а) разработки анкеты;

б) проведении анкетирования;

в) при обработке результатов?

Литература:

1. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Ю. Методика многостороннего исследования личности. – М., 1994

2. Бутенко И.Л. Анкетный опросник как общение социолога с респондентами. – М., 1989

3. Майерс Д. Социальная психология – СПб., 1997

4. Методы социальной психологии / Ред. Е.С. Кузьмин, В.Е. Семенов. – Л., 1977

5. Практикум по социологии /Ред. Н.М. Слепенков, В.И. Дряхлов и др. - М, 1992

6. Ядов В.А. Социологическое исследование. – М., 1972.