Прямого маркетинга
«+» | «-» |
ПМ целенаправленнее, чем другие формы МК. | неэффективен, если используется в качестве краткосрочной стратегии |
обладает способностью к персонифицированному подходу | плохо проведенный прямой маркетинг создает недоверие к фирме и формирует ее отрицательный образ |
его результаты поддаются измерению | неумение координировать ПМ с деятельностью фирмы, распределением товаров или корпоративной стратегией может привести к снижению покупательской лояльности |
все элементы комплекса ПМ поддаются проверке | сообщения в рамках ПМ могут вступать в противоречие с другими маркетинговыми коммуникационными сообщениями. |
все элементы чрезвычайно гибкие |
Основные характеристики ПМ:
Ø ПМ – интерактивная система, т.е. потенциальные клиенты и продавцы могут вступить в двустороннюю связь. Например, фирма может разослать каталог для заказов по почте, используя базу данных – потребительскую картотеку. Клиент может отреагировать – позвонить для получения дополнительной информации;
Ø ПМ всегда предлагает средства ответной реакции. Т.к. ответ возможен, то количество тех, кто не дает ответа, тоже имеют большое значение для планирования;
Ø ПМ может использоваться в любое время в любом месте. Ответная реакция не требует наличия магазина розничной торговли или продавца. Заказ может быть сделан в любое время суток, товар может быть доставлен домой;
Ø ПМ должен иметь поддающийся измерению ответ – тот, кто использует ПМ, должен точно подсчитать издержки применения этой стратегии и окончательный доход. Полученный количественный результат демонстрирует выгоду от ПМ и является причиной роста его популярности;
Ø ПМ требует наличия базы данных о клиентах. С помощью такой информации продавец может построить коммуникации, нацеленные на перспективу индивидуальных и корпоративных клиентов.
На мировом рынке прямой маркетинг развивается втрое интенсивнее, чем реклама в средствах массовой информации, и вдвое прибыльней по сравнению с рекламой для рекламных агентств.
Таблица 14 – Основные различия между
прямым и косвенным маркетингом
Непрямой маркетинг | Прямой маркетинг |
Достигает массовой аудитории через средства СМИ | Связывается напрямую с потребителем или перспективным клиентом через более целенаправленные средства доставки информации |
Коммуникации являются неличными | Может индивидуализировать коммуникации: - по имени/ должности; - за счет разных посланий. |
Программы по продвижению заметны для конкурентов, т.к. используются СМИ | Программы по продвижению относительно незаметны для конкурентов |
Усилия по продвижению контролируются размером бюджета | Размер бюджета может определяться успешностью продвижения товара |
Желаемое действие или неявно, или отсрочено | Всегда требуется специфическое действие: запрос – покупка |
Неполные/выборочные данные для принятия решений: -отчеты о торговых заказах -маркетинговые исследования | Подробные базы данных направляют маркетинговые программы |
Используются суррогатные параметры для оценки эффективности: - осведомленность о рекламе - намерение купить | Поддаются измерению, следовательно, хорошо контролируются |
Разновидности прямого маркетинга:
Ø директ-мейл-маркетинг – способ рекламы товаров и услуг посредством прямой, непосредственной адресной рассылки по почте рекламных материалов конкретным потенциальным покупателям, заказчикам;
Ø телемаркетинг – вид маркетинга, основанный на использовании телефона для непосредственной продажи товара потребителям;
Ø телевизионный маркетинг – вид прямого маркетинга. Осуществляется через телевидение путем показа рекламы, прямого ответа (первые ответившие потребители могут получить льготные условия покупки) или использования специальных телевизионных коммерческих каналов.
Директ-мейл-маркетинг –обеспечивает самую высокую социально-экономическую и территориальную избирательность аудитории. Социально-экономическая избирательность означает отбор в качестве адресатов рассылки лиц, обладающих определенным социально-экономическим или профессиональным статусом. Территориальная избирательность ППР предполагает, что будут отбираться адресаты, которые располагаются на «выгодных» для нас территориях и рынках, где либо не работают наши конкуренты, либо где значительная потребность в данном продукте. ППР особенно эффективна при организации рекламы товаров и услуг для сравнительно небольших групп потребителей.
Прямая почтовая рассылка (ППР) широко используется в качестве целенаправленной рекламной кампании, захватывающей только желаемые сектора рынка, для осуществления следующих основных целей:
1) поиска новых клиентов и партнеров;
2) поддержания существующей клиентуры, создания ответного потока запросов от потенциальных клиентов;
3) непосредственного контакта с клиентами и партнерами, которые находятся в других регионах или странах и малодоступны для других способов рекламы;
4) выхода в те сегменты, в которые не удается проникнуть с помощью других средств, для расширения рыночного сектора и увеличения объема продаж;
5) повышения эффективности маркетинговых средств, а также в качестве дополнения к рекламной кампании, направленной на охват различных целевых рынков;
6) направления дифференцированных предложений потенциальным клиентам и партнерам в зависимости от их потребностей, что является одним из проявлений персонализации;
7) завершения продажи или, по крайней мере, для перевода переговоров на следующий этап, приближающий к заключению сделки.
В экономически развитых странах ППР является довольно распространенной формой проведения рекламных кампаний, на которую рекламодатели тратят до 25% рекламного бюджета. Растет популярность ППР и в России.
Среди достоинств ППР можно отметить:
· наивысший процент реакции со стороны ее получателей в пересчете на тысячу человек по сравнению с другими формами рекламы;
· практическое отсутствие посредников, прямая линия для выхода на потенциального покупателя;
· возможность контроля «направленности» рекламы на целевую аудиторию и точности «попадания в цель»;
· определенные преимущества дает личностный, вплоть до конфиденциального, характер общения с адресатами рассылки;
· индивидуальное обращение, принятое в системе ППР, как правило, не конкурирует с другими формами рекламы и дает значительный социально-психологический выигрыш;
· ППР не связана с ограничениями, присущими другим формам рекламы (формат, объем и характер посылаемой информации, удаленность адресата и т.п.) – это могут быть обычные письма, крупноформатные складные пакеты, многостраничные брошюры и даже бандероли, содержащие в себе ряд предметов;
· организация и проведение кампании с использованием ППР могут быть достаточно точно просчитаны в соответствии с маркетинговой стратегией и тактикой рекламодателя (сроки проведения, затраты, получение результатов);
· использование купонной системы (системы заказов-талонов) значительно упрощает расчеты эффективности;
· ППР дает возможность точного учета характера реакций адресатов, а следовательно, оперативной корректировки действий рекламодателя.
Недостатки ППР,пожалуй, не превосходят ее достоинств:
· финансовые трудности проведения ППР для предприятий малого бизнеса;
· обилие посланий в почте адресата может раздражать и создавать эффект макулатурности;
· небрежность в организации ППР и в первую очередь в формировании рассылочных списков, которая может свести на нет всю кампанию;
· быстрые и постоянные изменения адресных координат потенциальных рекламополучателей.
В условиях значительных финансовых затрат при проведении ППР реализуется и экономически оправдывает себя практика коллективной рассылки, проводимая на основе кооперированного сбора предложений ряда организаций рекламодателей и сведения их в своего рода сборники или газетные издания. Анализировать достоинства и недостатки ППР следует только применительно к конкретным задачам рекламной стратегии.
Помимо классической формы ППР развиваются различные формы так называемой прямой рекламы, т.е. массовой передачи рекламы по факсам, почтовая рассылка аудио- и видеоматериалов, компьютерных дискет, массовое «вбрасывание» сообщений в почтовые ящики, раздача их на улицах и в магазинах и т.п.