Формы средств массовой коммуникации.

Средства массовой коммуникации делятся на три основные группы.

Первая группа включает печатные СМИ – книги, журналы, газеты. Начало книжного дела связывают с именем И. Гуттенберга и относят к середине XV в., начало газетного дела – к концу XVII в. Журналы получили распространение в XVIII веке.

Вторая группа представлена электронными СМИ и включает радио, телевидение, звукозапись, компьютерные сети.

Электронные СМИ начали функционировать в 1895 г., когда А. Попов и Г. Маркони передали первые радиосообщения. Телевидение связывают с изобретением электронно-лучевой трубки В. Зворыкиным в 1923 г. Рождение Интернета относят к 1969 г., когда министерство обороны США установило первую компьютерную сеть.

И, наконец, к третьей группе относят «химические» СМИ – фотографии, кино. В 1877 г. был изобретен фонограф, первая кинокамера появилась в 1888 г.

Массовая аудитория как компонент массовой коммуникации

 

Массовая аудитория является неотъемлемым компонентом МК. Массовая аудитория – это все потребители информации, распространяемой по каналам СМИ. Массовая аудитория массовых коммуникаций характеризуется неоднородностью, рассредоточенностью и анонимностью. Именно при помощи массовых коммуникаций представители массовой аудитории могут устанавливать и поддерживать отношения не только внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной средой.

В одних случаях МК ориентирована на формирование общественного мнения путем воздействия на массовую аудиторию с целью изменения ее аргументации в пользу конкретной организации и лидера. В других случаях МК может быть ориентирована на формирование или изменение деятельности (мнения, позиции) отдельной личности или группы за счет аргументации в пользу или против той или иной деятельности. Во всех случаях успех массовой коммуникации определяется знанием социальной мотивированности аудитории, способами передачи оценочной информации, механизмов социального регулирования.

 

Рекомендуемая литература: 9, 26, 32, 33, 37.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение процессу массовой коммуникации.

2. Раскройте содержание функции СМИ «повестка дня». Приведите пример реализации данной функции.

3. Назовите и охарактеризуйте основные функции массовой коммуникации.

 

 

ЛЕКЦИЯ 3: Основные модели масс-медиа. Тенденции развития массовых коммуникаций 1. Бинарные модели масс-медиа 2. Роль средств массовой коммуникации в современном обществе 3. Современные тенденции развития массовых коммуникаций