Модели коммуникации с позиции обратной связи
В зависимости от характера обратной связи все коммуникации могут быть описаны такими моделями как линейная, интеракционная и трансакционная.
Линейная коммуникация - это направленные коммуникатором сообщения в одну сторону без обратной связи с реципиентом. Под этот тип подпадают реклама, многие радио и телепередачи, речи на митингах и др. При правильно выбранном коде и канале данный тип может быть эффективным, т.е. понятным и убедительным. Но возможности его ограничены в силу отсутствия оперативной обратной связи, что не позволяет вносить коррективы в кодирование и передачу информации. При линейной коммуникации активность участников различна - коммуникатор активно действует, а реципиент пассивно воспринимает. Взаимодействие между ними может прерываться из-за непонимания, потери интереса, усталости и т. п.
Для изображения модели линейной коммуникации долгое время пользовались моделью Клода Шеннона и Уоренна Уивера, заимствованной из математики и кибернетик. Применительно к рекламе данная модель может быть представлена следующим образом:
источник |
сообщение |
отправитель |
6 получатель |
8 шумы |
4 код |
адресат |
канал |
Эта модель сыграла значительную роль в развитии многих наук, связанных с обменом информацией, однако в настоящее время она представляется неполной. Позднее данная модель была дополнена понятием обратной связи, что позволило приблизить ее реальности человеческого взаимодействия в коммуникации.
Интерактивная (интеракционная) модель (модель Шрама) коммуникации преодолевает односторонность линейной, вводя обратную связь между коммуникатором и реципиентом, что позволяет им лучше адаптироваться друг к другу. Практически здесь происходит одноразовая смена ролей - каждый участник выполняет функции передатчика и приемника информации, что и позволяет адаптироваться, т. е. каждому вносить своевременные изменения в содержание сообщения и форму его подачи.
В трансакционной модели одноразовая смена коммуникативных ролей, присущая интерактивной модели, сменяется многоразовым, попеременным выступлением каждого участника в роли отправителя и реципиента. Каждый из них кодирует и раскодирует сообщение в соответствии с периодической, постоянной действующей обратной связью. В результате такого мультинанравленного взаимодействия коммуникации становятся наиболее действенными в плане взаимопонимания как в согласии, так и в разногласиях.