Профицит бюджета и порядок его использования. Дефицит бюджета
Сальдо государственного бюджета - разница между доходами и расходами государственного бюджета. При превышении расходов над доходами имеем дефицит бюджета. Отрицательное сальдо; при превышении доходов над расходами — профицит бюджета - сальдо положительное.
Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.
Направления использования возможного профицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным разделам функциональной и ведомственной классификации.
Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.
Прежде всего различают:
1. государственные заимствования РФ;
2. государственные заимствования субъектов РФ;
3. муниципальные заимствования.
Государственный или муниципальный заем (заимствование) - передача в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые РФ, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Займы могут быть привлечены от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций.
Внешние займы привлекаются в иностранной валюте, внутренние - в рублях. В случае заимствований органы власти соответствующего уровня смогут выступать как в роли заемщика, так и гаранта погашения займов другими заемщиками.
При установлении норм, регулирующих дефицит бюджета, Бюджетный Кодекс вводит ряд ограничений:
1. в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом (решением) об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета;
2. текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации, объем доходов местного бюджета;
3. размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации;
4. размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета;
5. размер дефицита местного бюджета не может превышать 3% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ;
6. поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ и местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение соответственно долга субъекта РФ и муниципального долга.
Итак, Бюджетный Кодекс установил «золотое правило» бюджета: текущие расходы бюджета должны быть обеспечены доходами; привлеченные средства направляются исключительно на инвестиционные цели и на обслуживание государственного долга РФ по федеральному бюджету.
Следует отметить, что эти ограничения очень жесткие, и вряд ли органы власти субъектов РФ и местного самоуправления смогут их обеспечить в современных условиях иным способом, чем сокращение расходов.
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств (см. схему 3).
Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.