Источники инноваций
Одним из условий наличия и успеха инноваций является наличие самого новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы претворить её в жизнь.
Инициатор инновационного проекта может находиться в различных ситуациях:
1. «Технологический толчок» (technology push) ‑ при принятии решение об освоении инновации отталкиваются от факта наличия научно-технического задела, делая акцент не на выявленном спросе, а на формировании нового рынка:
· акцент не на выявленном спросе, а на формировании нового рынка.
· недостаточно средств на продвижение нового продукта.
2. «Рыночная тяга» (marketing pull) – инициатор опирается на выявленный спрос (имеющийся или прогнозируемый):
· акцент на выявленном спросе (имеющемся или прогнозируемом);
· при принятии решение об освоении инновации отталкиваются от факта наличия на предприятии научно-технического задела;
Выделяют следующие источники инноваций:
§ Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача;
§ Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей;
§ Изменение потребностей производственного процесса;
§ Изменения в структуре отрасли или рынка;
§ Демографические изменения;
§ Изменения в восприятии и в ценностных установках;
§ Новые знания, научные и ненаучные.
Побудительные мотивы к инновациям подразделяются на внутренние для инновационного предприятия (ИП) и внешние.
Внутренний стимул можно подразделить на субъективные и объективные.
§ объективная причина, например, это замена устаревшего или вышедшего из строя оборудования.
§ субъективная причина стремление группы талантливых сотрудников реализовать свой творческий потенциал
Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой компании и в некоторых случаях играет решающую роль в принятии решения об инновациях.
Внешние стимулы инновационной активности — активизация конкурентов, снижение конкурентоспособности продукции, изменение в структуре рынков, социально-экономические изменения, экономическая политика государства.
При неразвитости рыночных отношений, тем более в условиях экономического кризиса, решающим стимулом к инновациям могут выступать стимулы внешнего характера, обусловленные экономической политикой государства.