Инновации
Основные понятия инновационного менеджмента
· Инновации
· Источники инноваций
· Инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационный цикл
· Инновационный проект
· Основные термины и понятия инновационной сферы
Инновации
«….Компания добивается конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они подходят к нововведениям в самом широком смысле, используя, как новые технологии, так и новые методы работы…» «После того, как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удержать их только с помощью постоянных улучшений… Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций». Портер М.Е. Конкуренция, Издательство «Вильямс», 2002 г. , 495 с.,. ISBN 5-8459-0055-7 |
Говоря об инновациях, уместно вспомнить "Diamond concept" Майкла Портера. Согласно этой концепции, главный залог конкурентноспособности фирмы – инновационность, то есть способность создавать новые продукты и осваивать новые технологии. "Огранка бриллианта" – соблюдение дополнительных условий: воспроизводимость конкурентных преимуществ, соответствующая конкурентоспособность партнеров и поставщиков, наличие взыскательных клиентов.[1]
Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление.
Инновация –полезное нововведение, т.е.новшество внедренное в практику и дающее полезный эффект (финансовый, социальный, бюджетный, экономический).
Термин "инновация" (нововведение) ввел в научный оборот Й. Шумпетер в 1934 г. Инновациями были названы новые и улучшенные продукты и процессы, новые организационные формы, применение существующей технологии к новым областям, открытие новых ресурсов и открытие новых рынков. К. Фридмен в 1988 г. предложил включить в данное определение социальные нововведения в области технологической политики, учитывая тот факт, что стимулирование инноваций на правительственном уровне (субсидии на проведение НИОКР и налоговые кредиты, политика закупок, система научно-технического образования, патентная политика, меры стандартизации и прочее) играют важную роль в определении ритма и направления технических инноваций внутри национальных границ. Т. Аленн в 1981 г., Р. Нельсон в 1982 и 1984 гг., Р. Ротуэлл и В. Зигвельд в 1981 г. и другие обосновали в своих работах определяющее влияние государственной политики на промышленные нововведения. [2]
Отметим следующее:
· инновация - это канал воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта (в соответствии с законом роста интеллектуализации общества),
· инновация - это расширение круга товаров и услуг, улучшения их качества (в соответствии с законом возвышения и дифференциации потребностей общества),
· инновация - это вовлечение в производство новых производительных сил (в соответствии с законом экономии труда),
· инновация - это приведение в соответствие структур воспроизводства, структур потребностей и структур внешней среды (в соответствии с законом пропорциональности развития).
Инновация – воплощение в конкретной технологии (продукте) результатов интеллектуального труда и комплекса многоаспектных прикладных взаимосвязанных трудовых процессов, которые осуществляются в определенной последовательности, учитывают состояние спроса и предложения на рынке, собственные нужды организации. [3]
Инновация –конечный результат творческого труда (инновационной деятельности), получивший реализацию в виде новых или усовершенствованных продуктов, реализуемых на рынке или технологических или организационных процессов, используемых в практической деятельности.[4]
Эффективное использование новшеств возможно как результат внедрения новых технологий, продукции, услуг, организационно-технологических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного и иного характера.
Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе, т.е. в процесс её использования.
Инновация – продукция творческого труда, имеющая новизну и завершенный вид товара (т.е. удовлетворяющая потребности потребителя), готового к применению и распространению.
Инновация – результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительских стоимостей, применение которых требует, чтобы использующие их лица либо организация изменили привычные стереотипы деятельности, свои навыки.
С термином "инновация" тесно связаны понятия интеллектуальная собственность, патент, изобретение, полезная модель, промышленный образец, товарный знак, лицензирование.
Инноватика – область знаний, развивающая методологию и организацию инновационной деятельности.
Инновационный тип развития общества предполагает, что инновации пронизывают всю ткань общества, все сферы человеческой деятельности.
Инновационная экономика – экономика, нацеленная на активное развитие, основанное на инновациях. Наиболее эффективным подходом к построению инновационной экономики в последнее время считается кластерный подход.
Кластер – сеть юридически независимых производственных и/или сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости.
Инновационная активность– динамичная целенаправленная деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, процессных, организационных и управленческих нововведений с целью получения инновационно-активным предприятием коммерческой выгоды и конкурентных преимуществ.[5]
Инновационно-активная организация — предприятие, осуществляющее разработку и применение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иные виды.
Понятие инновация более широкое, чем "новая техника",[6] т.к. последнее применяется только в отношении орудий труда, новых материалов и пр., используемых в основном в производстве. Понятие же инновация распространяется на новый проект или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, например, обеспечивающее экономию затрат, улучшающее условия труда и жизни.
Инновационная продукция (ИП) – продукция, подвергавшаяся технологическим изменениям разной степени. Ее состав определяется соответственно видам технологических инноваций.
Инновационная продукция – изделия:
1) новые (вновь внедренные) или подвергавшиеся усовершенствованию – результат внедрения продуктовых инноваций;
2) основанные на новых или значительно усовершенствованных методах производства (прочая инновационная продукция) – результат внедрения процессных инноваций.
Прочая ИП является результатом внедрения процессных инноваций. Как правило, это относится к продукции, уже выпускаемой предприятием. Данная категория включает продукцию, базирующуюся на заимствованном передовом опыте, когда внедряют новые или усовершенствованные методы производства, реализованные ранее в производственной практике других стран или предприятий и распространяемые путем технологического обмена.
Объем ИП включает в себя продукцию, произведенную в отчетном году на основе разного рода технологических инноваций. Статистика учитывает объем ИП аналогично объему отгруженной продукции в отпускных ценах предприятий без НДС и акцизов.
Переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции, время и затраты трудовых ресурсов.
Характерными свойствами инновации как товара являются:
· новизна – научно-техническая и рыночная;
· реализуемость – производственная и коммерческая;
· ресурсоёмкостьj
При этом, важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования выступает новизна его потребительских свойств. Техническая же новизна играет второстепенную роль.
Специфика инновации как товара определяется высокой степенью неопределенности при получении научно-технического результата, особым характером финансирования, то есть риском временного разрыва между затратами и результатами, неопределенностью спроса. В силу неопределенности спроса при инновациях их предложение обычно играет активную, упреждающую роль.
Источники рисков в производстве инновационной продукции (рисунок 1):
1) новизна (конструкторско-технологической и рыночной).
2) высокая степень неопределенности при получении результата (работающий образец и наличие рыночного спроса),
3) особый характер финансирования, то есть риск временного разрыва между затратами и результатами,
4) сложность в поиске финансовых ресурсов
Рисунок 1 – Специфика инновации как товара и связанные с этим риски