II. Форма правления

Под формой правления подразумевают организацию верховной
государственной власти, в особенности высших и центральных ее органах, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов,
длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень
участия последнего в их формировании. Форма правления является
ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком
смысле.

Формы правления различаются в зависимости от того,
осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит
выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют
монархические и республиканские формы правления.

III. Монархиейможно назвать такое государство, где верховная
власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ее по собственному
усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой другой
властью, тогда как в республике она делегируется одному или
нескольким лицам всегда на определенный срок всем народом или
частью его, которому и принадлежит суверенитет.

Период расцвета монархии - это рубеж Нового времени. Именно
тогда проявилось отличие монархии от республиканской формы
правления, были выработаны важнейшие ее разновидности: монархия
абсолютная, неограниченная и монархия конституционная,
ограниченная уже общенародным представительством (парламентом).

Общие черты монархической формы правления независимо от ее
разновидностей:

• во главе государства находится монарх, который пользуется своей
властью по наследству;

• монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по
собственному праву;

• монарх не несет никакой юридической ответственности за свои
политические действия;

• в руках монарха сосредоточена вся полнота верховной
государственной власти; монарх выступает источником всякого
права, только с его волеизъявления те или иные постановления
могут приобретать силу закона;

• монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени
творится правосудие, ему принадлежит право помилования;

• на международной арене, в сношениях с другими государствами
монарх единолично представляет свое государство;

• он пользуется титулом (князя, герцога, короля, царя, императора),
получает значительное содержание из государственной казны, имеет
право на особую охрану.
Разновидности монархии

При неограниченной, абсолютной монархии всеми указанными
выше правами монарх пользуется безусловно и неограниченно (отсюда
и название) независимо от какой-либо иной власти.

При ограниченной - посредством или обязательном содействии
каких-либо органов или властей, существующих независимо от
монарха.

Конституционную монархию подразделяют на представительную
(дуалистическую) и парламентарную. И в той и в другой монарх делит
власть с парламентом.

В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Италия,
Румыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть,
право формировать правительство, назначать и смещать ответственных
перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов,
префектов и т.п.), ему принадлежат право вето и право
неограниченного роспуска парламента. Впрочем, в законодательной
сфере право представительного органа гарантируется полномочием
вотировать бюджет.

В парламентарных монархиях (современные Англия, Бельгия,
Норвегия, Швеция) назначенные главой государства министры зависят
от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного
вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускает
парламент. Повеления монарха приобретают юридическую силу, лишь
будучи контрассигнованными соответствующим министром. Правовое
положение монарха существенно ограничено. Монархическую форму
правления не следует списывать как безнадежную архаику. Эта форма
правления таит в себе немало жизненных потенций.

• монарх - «отец нации», «стоит над политическими страстями, не
принадлежит ни к какой партии», «неподкупный арбитр в различного
рода спорах и трениях»;

• в условиях сепаратизма и центробежных тенденций, монарх -
«символ единства нации и стабильного правового порядка»;

• позитивен опыт решения многих проблем, найденный в рамках
монархизма: экономики, финансов, жизненного уровня,
самоуправления, национального представительства и т.п.;

• монархия - это «органическая» форма правления, требующая
религиозных начал, особой общественно-психологической атмосферы и
т.д., ее нельзя «вводить» произвольно, «объявлять» монархом
случайное или неподготовленное соответствующим образом лицо.

IV.B отличие от монархии, при республиканской форме

правленияединственным источником власти по закону является
народное большинство. В республике власть осуществляется
избранными народом на определенный срок представительными
органами. Известны парламентные республики и республики
президентские.

Достоинством парламентарной республики является единство
высших эшелонов исполнительной власти, поскольку глава
исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом, точнее, парламентским большинством.
В парламентских республиках президент играет незначительную роль;
исполнительская власть является, по сути, продолжением
законодательной, и тем самым возможный конфликт между двумя
ветвями власти сводится к минимуму.

Недостатки парламентарной республики сводятся:

• во-первых, к крайней фрагментарности партийной системы, которая
обрекает правительство на неустойчивость;

• во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании,
которую в состоянии создать простое парламентское большинство.

Президентская республика как форма правления характеризуется
в первую очередь тем, что:

• избранный глава государства одновременно является главой
правительства;

• всенародно избираемый президент являет собой средоточие
общенациональных устремлений, выступает символом нации,
символом принадлежности граждан к единому государству;

• эта форма дает полномочия одному лицу, которое может
осуществить руководство в чрезвычайных обстоятельствах;

• президентская система правления в принципе обеспечивает
большую степень политической стабильности, чем парламентская;

• Президентская форма правления, в свою очередь, не является
безупречной;

• в отличие от парламентской формы правления, она таит в себе
опасность трений во взаимоотношениях исполнительной и
законодательной «ветвей» власти и провоцирования
конституционного кризиса;

• президент и парламентское большинство могут принадлежать к
различным партиям или политическим течениям;

• на первое место по значимости выходит метод президентских
выборов;

• президентская власть может оказаться в большой зависимости от
законодательной «ветви».

В конкретике политической жизни той или иной страны, с учетом
того или иного соотношения политических сил, сложившихся традиций
или вводимых реформ, возможны смешанные или промежуточные
(между президентской республикой и парламентской республикой)
формы государственного правления.

Теоретиками смешанных форм правления движет идея:

• укрепить государственность;

• устранить правительственные кризисы;

• избежать частой смены правительств по соображениям
политической конъюнктуры;

 


• оптимизировать способы организации и взаимоотношения высших

органов государственной власти, центральных и местных властей,
особенно в государствах, появившихся в результате интеграционных
и дезинтеграционных процессов.

Однако похвальное стремление сосредоточить в «гибридной»,
смешанной форме только положительные черты традиционных форм
правления и избежать их недостатков далеко не всегда воплощается в
новое органическое качество. Такое важнейшее достоинство
президентской формы правления, как прочность конституционного
положения правительства, которое не может быть уволено парламентом
в отставку вследствие борьбы парламентских фракций в смешанной,
«полупрезидентской» республике, в значительной мере утрачивается
из-за усиления контролирующих полномочий высшего
законодательного представительного органа власти.

В свою очередь, несомненное преимущество парламентарной
республики - ответственность правительства перед парламентом, его
обязанность учитывать в своей политике складывающееся соотношение
политических сил, общественное мнение практически сводится на нет в
такой «нетипичной» форме правления, как «полупарламентская»
республика. В последнем случае увеличение полномочий президента
влечет за собой почти автоматическое уменьшение роли
представительного института власти. Нечто подобное случатся и при
законодательном введении ограничения вотума недоверия
правительству в парламентарных республиках или при установлении
ответственности отдельных министров перед парламентом в
президентских формах правления.

V. Форма государственного устройства

Под формой государственного устройства понимают
административно-территориальную организацию государственной
власти, характер взаимоотношений между государством и
составляющими его частями, между центральными и местными
органами.

С точки зрения собственного устройства государства можно
подразделить на:

• унитарные,

• федерации,

• конфедерации.

Унитарное(единое, от лат. «unus» - «один») государство
отличается полным политическим единством, оно неделимо.

Отдельные административно-территориальные единицы или
области, отличающиеся известным своеобразием, не имеют своего
собственного законодательства, своего особого судоустройства. Каждая
из составных частей единого государства обладает одинаковыми
правами и представительством в органах государства.

Достоинство унитарного государства в том, что оно простое,
располагает всей полнотой верховной власти.

Федерация- соединенное, союзное (от лат. «foedus» - «союз»)
государство.

Это сложное государство, представляющее собой союз ряда
государств - членов федерации; имеет общие для всей федерации
высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются
высшие органы власти и управления у каждого из государств - членов
федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное
законодательство, судебную, налоговую системы.

Немало стран являются федерациями, сложившимися в силу
различных исторических условий и социально-политических причин.

Конфедерациипредставляют собой государственно-правовые
объединения, союзы (от лат. «confoederatio» - «сообщество»)
суверенных государств.

В отличие от федерации, конфедерации создаются для
достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного
исторического периода. Суверенные государства, образовавшие
конфедерацию, остаются субъектами международно-правового
общения; имеют собственную конституцию, гражданство, систему
органов власти, управления, правосудия; осуществляют власть
самостоятельно..

Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего
одобрения высшими органами государственной власти государств,
входящих в конфедерацию. Члены конфедерации имеют
самостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в
бюджет конфедерации. Армия конфедерации состоит из воинских
контингентов государств - членов конфедерации, направляемых по их
решению в распоряжение общего командования.

История знает самые замысловатые формы государственного
устройства, самый широкий диапазон принципов межгосударственного
единения и союзов публичного права (личная и реальная уния,
вассалитет и сюзеренитет, содружества наций и государств, отношения
доминионов и метрополий, торговые союзы и военные блоки и т.п.).