Семинар 2 Образовательное учреждение как педагогическая система и объект научного управления. Принципы и методы управления образовательными системами (4 часа).
1. Школа как социально-педагогическая система. (1, с.84-94)
Темы для содокладов и сообщений:
1.1. Политика, философия, миссия школы, школьная культура (4, с. 52-59)
2. ***Общеобразовательная школа как объект управления. Режимы жизнедеятельности школы. (1, с.94- 103). Заполните таблицу на странице 102 пособия (1).
3. ***Практическое задание: Пользуясь рис.1 «Устройство школы как открытой системы» (4, с.49) и схемой 2 «Педагогическая система школы, её свойства и взаимодействие с другими социальными сферами» (10,с.26), назовите основные структурные и функциональные компоненты школы как системы. Спроектируйте модель выпускника школы, гимназии, школы с углублённым изучением (по микрогруппам).
4. Внутренняя и внешняя среда образовательного учреждения и механизмы её анализа (PEST и SWOT-анализ среды).
5. ***Принципы управления: традиционные и на основе современного менеджмента. (1, с. 43-52)
***Пратическое задание: Сравните традиционную систему принципов управления и систему, построенную на идеологии педагогического менеджмента. Найдите общее, различия, сделайте выводы. Какими принципами вы дополнили бы эти системы?(1 , с.43 – 52)
4. Методы управления образовательными системами.
Темы для содокладов и сообщений:
4.1 Методы управления персоналом образовательного учреждения. Что можно перенести из теории менеджмента и теории управления персоналом в образовательные системы?
** Вопросы для дискуссии и обсуждения:
1. Докажите, что в школе «как в капле воды» отражаются болезни общества . И как может повлиять «болезнь школы» на развитие общества?.
2. Что такое концепция образовательного учреждения и как она связана с миссией самого учреждения?
3. Применимы ли методы менеджмента в экономике и бизнесе к образовательным системам?
4. Докажите, что управление образовательными системами – разновидность социального управления.
5. Какие методы управления образовательными системами на ваш взгляд более эффективны? Обоснуйте свой выбор.
Основная литература:
1. Воробьёва С.В. Основы управления образовательными системами: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008. – 208 с.
2. Лапицкий О.И. Управление образовательными системами. Учебно-методическое пособие БГПУ, 2015 г (электронный ресурс).
3. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: НОУ-ХАУ в образовании: Учебное пособие. М., 2006. - 357 с.
4. Управление развитием школы / под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева, М. 1995. – 464 с.
5. ШамоваТ.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными ситемами: учебное пособие для студ. высших учебных заведений; под ред. Т.И. Шамовой. – 5 изд.,М., 2008.-384 с.
Дополнительная литература:
6. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. – М., 1986. - 325 с.
7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент, М., 2005. -528 с.
8. Педагогика: педагогические системы, теории, технологии / под ред. Смирнова В.И. - М., 2004. – 509 с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М., 1997. – 264 с.
10. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, М., 2001. – 320 с.
Материалы к практическому заданию: