Развитие теории менеджмента в условиях глобализации

Раскрыть понятие «глобализации», показать ее черты: ужесточение конкуренции вследствие снижения таможенных барьеров, свободное перемещение капиталов и рабочей силы, сервисная революция и т.д. Кратко охарактеризовать современные теории менеджмента: коучинг, спортинг, концепция «бережливого производства», кибернетический подход и др. Показать степень соответствия/несоответствия классических теорий менеджмента современным реалиям глобальной экономики.

1. Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики - геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.

Сегодняработа, которую ранее выполняли высокооплачиваемые служащие одного государства, теперь выполняют такие же квалифицированные, но менее дорогие специалисты из других стран (часто − стран третьего мира).

Сейчас мир переживает волну перемен, которую можно считать индустриализацией услуг. Во всем мире конкуренция высока, как никогда раньше, и многие рынки заполонили иностранные компании и новые игроки. Автоматизация также влияет на рынок услуг. Новые компьютеры и программы берут на себя обеспечение безопасности, выписку счетов и другие операции, позволяя компаниям обходиться без услуг многочисленных клерков, бухгалтеров и другого вспомогательного персонала. Зачем нужен турагент, если вы можете сами заказать билет на самолет, забронировать отель, арендовать машину через Интернет?
Чтобы выжить в этой революции, компании сферы услуг должны научиться защищать себя - так же как это сделали их коллеги-производители несколько десятилетий назад, когда научились конкурировать. Предстоящая работа потребует решительных, жестких и далеко идущих действий, особого внимания к клиентам, высокого качества. Компаниям придется изменить стратегии, чтобы найти новые источники прибыли или получать большую прибыль из уже знакомых источников; внимательно изучить операционные процессы; адаптировать компанию к новым видам работ и профессий.

Индустриализованная информация постепенно становится более эффективной и автоматизированной и менее дорогостоящей. Стоимость перевозки и хранения минимальна, значение имеют только труд и интеллектуальная собственность.

Выживут в результате сервисной революции те, кто поймет, какие возможности таит в себе устранение звеньев информационной цепочки и как эту цепочку можно реструктуризировать. И как только они поймут, как действует их информационная цепочка, они должны начать реорганизацию стратегий и процессов, переподготовку персонала. Необходимо готовиться к изменениям.

2.Коучинг (англ. Coaching) — инструмент личностного и профессионального развития, формирование которого началось в 70-х годах XX века. Истоки коучинга лежат в спортивном тренерстве, позитивной, когнитивной и организационной психологии, в представлениях об осознанной жизни и возможностях постоянного и целенаправленного развития человека.

 

Существует множество определений коучинга, из наиболее известных:

Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.

Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека.

Коучинг — это длящиеся отношения, которые помогают людям получить исключительные результаты в их жизни, карьере, бизнесе или в общественных делах. Посредством коучинга клиенты расширяют область познания, повышают эффективность и качество своей жизни.

Коучинг — это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.

Четыре базовых этапа коучинга: постановка цели, проверка реальности, выстраивание путей достижения и, собственно, достижение (он ещё именуется этапом воли).

Отличие коучинга от всех видов консультирования — ставка на реализацию потенциала самого клиента.

Виды коучинга

По области применения, различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг.

По участникам коучинга, различаются индивидуальный коучинг, корпоративный (групповой) коучинг.

По формату, различаются очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга.

Основоположники коучинга

У. Тимоти Голви (W. Timothy Gallwey) — автор концепции внутренней игры, лежащей в основе коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 г.

Джон Уитмор (John Whitmore) — Автор книги «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 г. Развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту.

Школа спортивных аналогий (спортинг) берет свое начало от отца научного менеджмента Фредерика Тейлора, который занимался спортом и даже выиграл в молодости теннисные соревнования в парном разряде (аналог современного «US Open»), а в зрелом возросте занимался активной пропагандой гольфа. Он одним из первых обратил внимание на различное отношение работников к спортивной и трудовой деятельности. Однако теоретическое осмысление и практическое использование спортивных аналогий получило свое развитие только с 70-х годов ХХ века.

Развитие спортивного направления в бизнесе, в свою очередь, прошло несколько этапов:

1-й этап. 1970-е годы – американским тренером по теннису Тимом Гэллви (Tim Gallwey) разработаны принципы «Внутренней игры», представляющие собой аналогию работы сознания спортсмена в бизнесе и других сферах человеческой деятельности.

2-й этап. 1980-е годы – американский финансовый консультант Томас Леонард (1956-2003) создает методологию коучинга, большой вклад в развитие коучинга внес также англичанин Джон Уитмор. Коучинг представляет собой аналогию работы спортивного тренера.

3-й этап. 1990 г. – завкафедрой ЦИПК Смирновым В.Н (Санкт-Петербург) в рамках учебного цикла «Школа «Бизнес-стадион» разработана комплексная аналогия бизнеса со спортом - «Бизнес – это спорт!».

В 1992 году в США опубликована книга Джека Стэка "Большая игра в бизнес"», в которой используется комплексная аналогия бизнеса со спортивной игрой. Business Week в 2002 году назвал «Большую игру в бизнес» одной из лучших «25 идей для изменяющегося мира».

4-й этап. 2004 г. – формирование концепции, теории и методологии школы спортивных аналогий - спортинга (Смирнов В.Н.).

Новые теории и подходы не отменяют старые, а пополняют арсенал современного менеджмента, открывая новые возможности, делая его более эффективным, гибким и адекватным современным экономическим, социальным и политическим условиям.

Кибернетический подход, являющийся методологией общей теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде, выявления прямых связей (по которым к объекту управления передается входная командная информация от управляющей системы) и обратных связей (по которым к управляющей системе передается информация о состоянии объекта управления), изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких «черных ящиков» (систем, которые в силу своей чрезвычайной сложности не могут получить конкретного определения; их поведение изучается путем выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией, доступной исследователю, а внутреннее устройство может быть и неизвестно);

Бережли́вое произво́дство (lean production, lean manufacturing — англ. lean — постный, стройный, без жира; в России с 2004 года принят перевод «бережливое», хотя ранее встречались варианты «стройное», «щадящее», «рачительное», сейчас также встречается вариант с транслитом «лин») — концепция менеджмента, созданная на Toyota и основанная на неуклонном стремлении к ликвидации всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на рынок. Целями бережливого производства являются:

соркащение трудозатрат,

сокращение сроков разработки новой продукции,

сокращение сроков создания продукции,

сокращение производственных и складских площадей,

гарантия поставки продукции заказчику,

максимальное качество при минимальной стоимости.

Бережливое производство — это американское название Производственной системы Toyota. Создатель бережливого производства Тайити Оно начал первые опыты оптимизации производства еще в 1950-х годах. В те послевоенные времена Япония лежала в руинах и стране нужны были новые автомобили. Но проблема была в том, что спрос был не настолько велик, чтобы оправдать закупку мощной производственной линии, на манер Ford. Нужно было много разных видов автомобилей (легковые, мало- и среднетоннажные грузовики и пр.), но спрос на конкретный вид машины был невелик. Японцам пришлось учиться эффективно работать, создавая множество разных моделей в условиях невысокого спроса на каждую модель. Такую задачу до них не решал никто, так как эффективность понималась исключительно в терминах массового производства. Собственно, отсюда и родился термин lean, который за кружкой пива придумал Джон Крафчик, один из американских консультантов. Ведь как еще назвать систему, способную эффективно производить множество видов продукции при низких удельных затратах? Lean, то есть «бережливое».