Методы стратегического анализа: сущность и содержание для различных сфер деятельности.

Дать определение стратегического анализа. Рассказать о методах SWOT, PEST, EFAS, КФУ и др.

1. Стратегический анализ («портфельный анализ») — является основным элементом стратегического планирования. Стратегический анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления.

2. СВОТ-анализ. Цель СВОТ - анализа тур.фирмы. Методология проведения. SWOT- анализ (S - strengths - сильные стороны, W - weaknesses - слабые стороны, O - opportunities - возможности, T - threats – угрозы). На основе данного метода удается установить связи м\у силой и слабо­стью, кот. присущи орг-ии, и внеш-ми угрозами и возм-ями. «Силы»: компетентность персонала; достаточность рес-ов; хорошая репутация у клиентов; известность компании на рынке; креативный подход к делу; возможность экономии; защищенность от конкур-ов; передовые техн-гии; кач-ый мен-т.«Слабости»: отсутствие С-их целей; слабая конкур позиция; устаревшие техн-гии; низкая рентаб-ть; слабый мен-т; отсутствие ключевых компетенций; проблемы в произв-ве; узкая ценовая линия; ограниченность рес-сов; отсутствие или плохой маркетинг.«Возм-ти»: выход на новые рынки или сегменты; расширение продуктовой линии; верт-ая интеграция. «Угрозы»: появление новых конкур-ов; рост продаж объектов аналогов или субститутов; снижение доли рынка; рецессия или затухание цикла; изменение потр-тей или вкусов. После того как составлен список по всем 4 позициям, наступает этап выявление взаимосвязей м/у ними, т.е. составляется матрица. Поле «СиВ»-С-ию по исп-ю сильных сторон орг-ии для того, чтобы получить отдачу от возм-тей, кот. выявились во внешней среде. Поле «СиВ» С-ия д\б построена, чтобы за счет появившихся возм-тей попы­таться преодолеть имеющиеся в орг-ии слабости. Поле «СиУ», то С-ия д. предполагать исп-ие силы орг-ии для устранения угроз внешней среды. Поле «СиУ», орг-ии д\вырабатывать такую С-ию, кот.позволила бы ей избавиться от слабости и попы­таться предотвратить нависшую над ней угрозу со стороны внеш.среды.SWOT-анализ: - помогает опр-ть сов-ть необ-х С-их действий; - обобщает рез-ты анализа внеш и внут среды; - задает основу для разработки С-ий фирмы. Для С-ой перспективы компании особенно значимы сильные стороны, т.к они явл. краеугольными камнями С-ии и на них должно строиться достижение конкур-ых преим-в. В то же время хорошая С-ия требует вмешательства в слабые стороны. Орг-ая С-ия д\б хорошо приспособлена к тому, что м. сделать. Особое знач-ие имеет идентификация отлич-ых преим-в компании. Это важно для формир-ния С-ии, т.к: - уникал-ые возм-ти дают фирме шанс исп-ть рын-ые благоприятные обстоят-ва, - создают конкур-ые преим-ва на рынке, - потенциально м\б краеугольными камнями С-ии. SWOT-анализ помогает ответить на след.вопросы: - исп-ет ли компания внутр. сильные стороны или отлич-ые преим-ва в своей стратегии? Если компания не имеет отлич-ых преим-в, какие из ее потенц.сильных сторон могут ими стать? – явл-ся ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкур-ции и/или они не дают возм-ти исп-ть опр-ые благоприятные обст-ва? Какие слабости требуют корректировки, исходя из С-их соображений? - какие благоприятные обст-ва дают компании реальные шансы на успех при исп.ее квалификации и доступа к ресурсам? Таблица свот-анализа в тетради по маркетингу…………………………………………

 

PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.

Политика изучается, потому что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики - это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Анализ выполняется по схеме «фактор — предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым — сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности. Таблица пест-анализа в тетради по страт. мен-ту…………………………………………………………………….

Форма ЕFAS («Резюме анализа внешних стратегических факторов») используется западными специалистами для обобщения результатов работы по анализу стратегических факторов внешней среды.

1. В первой колонке указываются 5—10 возможностей и такое же число угроз.

2. Каждому фактору приписывается весовое значение от единицы (важнейший) до нуля (незначимый) на основе оценки вероятного воздействия данного фактора на стратегическую позицию предприятий. Сумма весов должна быть равна единице, что может быть обеспечено нормированием.

3. Затем дается оценка каждого фактора по 5-балльной шкале:

«пять» — выдающийся, «четыре» — выше среднего, «три» — средний, «два» — ниже среднего, «единица» — незначимый. Оценки основаны на специфической реакции предприятия на этот фактор.

4. Определяются взвешенные оценки каждого фактора путем умножения его веса на оценку, и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данного предприятия.

Суммарная оценка (с той же градацией, как оценка каждого фактора) указывает на степень реакции предприятия на текущие и дозируемые факторы внешней среды. В данном случае оценка показывает, что реакция предприятия находится на среднем уровне. Таблица ефас-анализа в тетради по страт. мен-ту……………………………………………………………………………………………

КФУ

Этапы проведения конкурентного анализа: