Организационная структура предприятия.

Дать определение организационной структуры, показать ее строение. Рассказать о бюрократических и органических структурах управления и их видах.

1. Организационная структура − этоупорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы - графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции).

2. Бюрократическая орг. структура характеризуются высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, многочисленными нормами и правилами поведения. Ей присущ дух формальной обезличенности, отрицания индивидуальности и уникальности. Недостатки: подавление инициативы, не гибкость, обезличенность, не склонность к развитию и прогрессу. Виды бюрократических орг. структур: линейныеструктуры; функциональные структуры. На базе этих типов структур формируются различные комбинированные линейно-функциональные структуры (штабное управление).

Основным признаком линейной ОСУ является наличие исключительно линейных связей, что обуславливает все ее плюсы и минусы: Плюсы: очень четкая система взаимосвязей типа "начальник - подчиненный"; явно выраженная ответственность; быстрая реакция на прямые приказания; простота построения самой структуры; высокая степень "прозрачности" деятельности всех структурных единиц. Минусы: чрезмерная нагрузка на высший уровень управления; отсутствие вспомогательных служб; отсутствие возможности быстрого разрешения вопросов, возникающих между различными структурными подразделениями; высокая зависимость от личных качеств менеджеров любого уровня.

Если в линейную структуру управления внести прямые и обратные функциональные связи между различными структурными единицами, то она превратится в функциональную:

Данная организационная структура имеет свои преимущества и недостатки: Плюсы: снятие большей части нагрузки с высшего уровня управления; стимулирование развития неформальных связей на уровне структурных блоков; уменьшение потребности в специалистах широкого профиля; как следствие предыдущего плюса - улучшение качества выпускаемой продукции; появляется возможность создания штабных подструктур. Минусы: значительное усложнение связей внутри предприятия; появление большого количества новых информационных каналов; появление возможности переноса ответственности за неудачи на сотрудников других подразделений; затруднение координации деятельности организации; появление тенденции к чрезмерной централизации.

Органические орг. структуры или, как их еще называют, адаптивные ОСУ являются гибкими, т.е. способными быстро приспосабливаться к быстро меняющимся внешним и внутренним условиям существования организации. ВИДЫ СМОТРИ В ТЕТРАДИ ПО «ИСУ»