Цели организации как социально-экономической системы. Иерархия целей.
Дать определение цели организации. Классификация целей. Цели предприятия в сфере финансов, маркетинга, производства, управления персоналом, организационной культуры и т.д.). Требования, предъявляемые к формулировке целей.
1. Цель деятельности – это желаемое состояние объекта управления (организации) через определенное время.
2, 3.Классификация целей:
1. По масштабу деятельности - глобальные, общие, локальные, частные.
2. По объектам - цели организации в целом, цели структурных подразделений, функциональных подсистем организации:
· Экономические, т.е. укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности.
· Научно-технические цели концентрируются на создании и внедрении в производство новых и совершенствовании существующих образцов продукции, доведении их до уровня мировых стандартов.
· Технологические − к ним относятся создание и внедрение новых технологий, строительство и реконструкция производства, компьютеризация, автоматизация и т.д.
· Социальные цели (цели управления персоналом) - это создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышение их образовательного и квалификационного уровня, высокая зарплата, улучшение медицинского обслуживания.
· Производительные - это выпуск продукции определенного объема товаров и услуг, повышение их качества.
· Административные цели предполагают, в частности, достижение высокой управляемости, надежного взаимодействия между подразделениями и отдельными работниками, высокой дисциплины и слаженности в работе.
· Маркетинговые цели - это завоевание новых рынков сбыта, привлечение новых покупателей, продолжение жизненного цикла продукции, достижение лидерства в продажах.
· Цели организационной культуры: создание и соблюдение ценностей культуры предприятия, сплочение коллектива, направление деятельности фирмы и ее работников в нужное русло, мотивация персонала, формирование определенного имиджа организации, отличающего ее от других.
3. По функциям управления: цели анализа, принятие решения;
4. По субъектам: личные и групповые;
5. По осознанности: действительные и мнимые;
6. По достижимости: реальные и фантастические;
7. По иерархии: высшие, промежуточные, низшие;
8. По взаимоотношениям: взаимодействующие, индифферентные и конкурирующие;
9. По объекту взаимодействия: внешние и внутренние;
10. По значению: цели функционирования, цели развития организации (роста: быстрого роста, ограниченного, стабильного), цели сокращения и сочетание этих целей.
11. По временному фактору - горизонту целеполагания: долгосрочные - стратегические; среднесрочные; краткосрочные – тактические. Краткосрочные (в течении 1 года), долгосрочные (2-3 года). В основе разделения целей на эти 2 типа лежит врем-ой период, связ-ый с продолжит-тью произв-ого цикла. Для краткоср-ых ц. хар-на гораздо большая, чем для долгоср-ых, конкретизация и детализация в таких аспектах, как кто, что и когда должен выполнять. В зависимости от двух типов ключевых результатов деятельности организации различают финансовые и стратегические цели.
4. Цели должны отвечать следующим требованиям:
− измеримость, т.е. возможность их количественного отображения;
−конкретность, т.е. невозможность их двоякого толкования непосредственными исполнителями;
− достижимость;
- определенность во времени:
- непротиворечивость;
- гибкость;
- сопоставимость.
Конкретность и измеримость целейобеспечивает возможность контроля и оценки деят-ти, направ-ной на их достижение. Опред-ть во времени предполагает четкое фиксирование сроков дост-ния постав-ых целей. Что касается достижимости, то переоценка компанией своих возм-тей может снизить мотивацию труда, создать сложные усл-ия для работы и в итоге привести к катастроф-им последствиям. Достижимость целей обеспеч-ся также тем, что они д.б. гибкими, т.е. иметь пространство для корректир-ки, необ-ть кот.м.б. вызвана непредвид-ми измен-ми во внеш.среде. Все ц. орг-ии д.б. сопоставимыми и взаимно поддерживающими, т.е. действия, напр-ые на дост-ние одной цели не должны препятствовать дост-нию другой.