ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И НАДЁЖНОСТИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И НАДЁЖНОСТИ РЭС
Учебно-методическое пособие
К курсовому проектированию
&
Для студентов специальностей «Моделирование и компьютерное проектирование РЭС»
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Полоцкий государственный университет»
Кафедра конструирования и технологии радиоэлектронных средств
Т.А. Алексеева
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И НАДЁЖНОСТИ
Учебно-методическое пособие
к курсовому проектированию
для студентов специальностей
«Моделирование и компьютерное проектирование РЭС»
всех форм обучения
НОВОПОЛОЦК 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................4
1. ЦЕЛЬ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ......................................................................5
2. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ............................................................................5
3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЬЯВЛЯЕМЬЕ К КУРСОВОМУ
ПРОЕКТУ ..............................................................................................................................7
3.1. Задание на курсовой проект..................................................................................7
3.2. Отчетные документы курсового проекта и основные
требования, предъявляемые к ним..............................................................................8
3.3. Описание работ, выполненных с применением ЭВМ......................................10
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА..........................12
4.1.План выполнения проекта....................................................................................12
4.2. С чего начинать?...................................................................................................13
4.3. Постановка задачи................................................................................................14
4.4. Выбор и обоснование метода решения задачи.................................................16
4.5. Решение задачи.....................................................................................................17
4.6. Анализ результатов решения и выводы............................................................18
4.7. Оформление курсового проекта и представление его на проверку...............18
4.8. Подготовка к защите проекта..............................................................................20
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................................................................21
6. ПОЯСНЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ
РАЗДЕЛОВ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ.............................................................................21
6.1. Уточнение исходных данных..............................................................................21
6.2. Имитационное моделирование РЭУ и СМО на ЭВМ......................................25
6.3. Определение требуемого числа реализаций.....................................................29
6.4. Анализ точности выходного параметра
методом Монте-Карло................................................................................................33
6.5. Анализ стабильности выходного параметра.....................................................36
6.6. Установление эксплуатационного допуска
на выходной параметр РЭУ.......................................................................................37
6.7. Моделирование надёжности РЭУ с учетом
внезапных отказов.......................................................................................................38
6.8. Моделирование параметрической надежности РЭУ.......................................40
6.9. Моделирование надежности РЭУ с учетом внезапных
и постепенных отказов......................................................................................43
6.10.Моделирование надёжности РЭУ при наличии
постоянного резервирования.............................................................................43
6.11.Моделирование безотказности РЭУ при наличии резервирования
замещением..........................................................................................................44
6.12.Моделирование безотказности РЭУ при наличии
постоянного резервирования и резервирования замещением.......................45
6.13.Моделирование процесса функционирования СМО......................................45
ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................................48
ПРИЛОЖЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ..............................................................................................50
ВВЕДЕНИЕ
В учебном плане специальностей «Моделирование и компьютерное проектирование радиоэлектронных средств» дисциплина «Теоретические основы проетирования и надежности» занимает особое положение. Она призвана дать студенту знания и сформировать навыки анализа конструкторско-технологических решений, необходимые для восприятия последующих специальных дисциплин. От степени усвоения учебного материала по курсу ТОПиН во многом зависит успех в изучении основных дисциплин специальности, формировании навыков анализа и принятия инженерных решений.
В учебной программе курса ТОПиН пониманию и осмыслению основных положений этой дисциплины способствуют лекции и лабораторные занятия. Курсовому проекту и практическим занятиям отводится основная роль в формировании и закреплении практических навыков выбора и анализа инженерных решений. Спектр рассматриваемых при курсовом проектировании задач весьма широк.
Курсовое проектирование имеет целью не просто решить предложенную задачу. Может быть, даже более важным является формирование и развитие навыков инженерного анализа, синтеза и выбора конструкторско-технологических решений, отвечающих определённым требованиям. В этой связи тема курсового проекта, прежде всего, должна рассматриваться как пример, на основе которого формируются и развиваются практические навыки студента.