S4 ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
3.2.ЦЕЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Внедрение целевых комплексных программ развития физической культуры связано с тем, что сегодня уже недостаточно фрагментарного улучшения отдельных, даже важных характеристик управленческого процесса, методов управления. В настоящее время нужна система взаимосвязанных мероприятий, разработанная с помощью научно-методического инструментария, количественного и качественного анализа. Организационная система, обеспечивающая развитие физической культуры, должна иметь инструмент реализации своих целей, средство комплексного решения проблемы на долгосрочной основе. Такая система может формироваться на принципах программно-целевого управления. Ее основная задача заключается в том, чтобы упорядочить межфункциональные связи, создающие условия для взаимодействия как внутренних подсистем, так и координации действий с внешней средой, перевод основного содержания управленческой деятельности хз вертикальной в горизонтальную плоскость.
В этом случае специфическим объектом управления становится комплексная целевая программа как форма межфункционального планирования. Процесс проектирования программы включает, согласно постановлению Правительства Российской Федерации «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» от 26 июня 1995 г. № 594, следующие основные этапы: отбор проблем для программной разработки; принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование; экспертиза и оценка целевой программы; утверждение целевой программы; управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения.
В концептуальном плане необходимо выделить структурные характеристики программы. Объекты социально-педагогических программ развития физической культуры — это система большой сложности, поэтому требует построения иерархической структуры. Объекты программы являются многоцелевыми, многофункциональными и многокритериальны-
ми. Каждая структурная единица представляет собой относительно самостоятельную часть целевой программы. Комплексная целевая программа имеет два вида подпрограмм: основных и обеспечивающих. На рис. 15 представлена в качестве примера структура целевой программы «Физическая культура школьников».
Структура программы может иметь и другие разделы:
1. Цели и задачи программы.
2. Краткая характеристика города (района). Состояние и ресурсы физической культуры и спорта. Мониторинг физической подготовки населения.
«_______ ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
3. Формирование потребности людей в физическом совершенствовании образовательными, информационно-про-пагандисткими и экономическими средствами.
4. Развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов. Повышение эффективности их использования.
5. Физкультурно-спортивные мероприятия.
6. Финансовое обеспечение физической культуры и спорта.
7. Социально-экономический эффект программы. Этапы реализации.
8. Организация контроля за реализацией программы.
Источник: Справочник работника физической культуры и спорта: норма
тивные правовые и программно-методические документы, практический опыт,
рекомендации/ Автор-составитель А. В. Царик. — 2-е изд., доп. и испр. — М.':
Советский спорт, 2003. — С. 474.
Содержание мероприятий Программы планируется в определенном порядке. Внутренняя структура Программы может иметь следующий вид (табл. 3):
Таблица 3