Построение индикаторной диаграммы бензинового двигателя
1.При построении индикаторной диаграммы ее масштабы рекомендуется выбирать с таким расчетом, чтобы получить высоту диаграммы, равную 1,2…1,7 ее основания (см. рис. 1). Для этого на оси абсцисс откладывается отрезок АВ, соответствующий рабочему объему цилиндра, а по величине равный ходу поршня (или удвоенному ходу поршня при малых размерах цилиндра). Отрезок ОА, соответствующий объему камеры сгорания, мм:
.
Масштаб давлений (МПа/мм) рекомендуется выбрать:
mp=0,02; 0,025; 0,04; 0,05;0,07…0,10.
2.По данным теплового расчета на диаграмме откладываются в выбранном масштабе величины давлений в характерных точках aczbr.
3.Политропы сжатия и расширения строятся аналитическим или графическим методом.
При аналитическом методе вычисления ряда точек политроп для промежуточных объемов Рх (МПа), расположенных между Vcи Va, производятся по уравнению политропы :
- для политропы сжатия: ;
- для политропы расширения: .
При графическом методе по наиболее распространенному способу Брауэра построение политроп производится следующим образом:
а) из начала координат проводится луч ОС под произвольным углом α к оси абсцисс. Для получения достаточного количества промежуточных точек на политропах рекомендуется брать α=150;
б) из начала координат проводятся лучи ОД и ОЕ под определенными углами β1 и β2к оси ординат. Углы определяются из соотношений:
; ;
в) политропа сжатия строится с помощью лучей ОС и ОД. Из точки С проводится горизонталь до пересечения с осью ординат, из точки пересечения – линия под углом 450 к вертикали до пересечения с лучом ОД, а из этой точки – вторая горизонтальная линия, параллельная оси абсцисс. Затем из точки С проводится вертикальная линия до пересечения с лучом ОС, из точки пересечения под углом 450 к вертикали – линия до пересечения с осью абсцисс, а из этой точки – вторая вертикальная линия, параллельная оси ординат, до пересечения со второй горизонтальной линией. Точка пересечения этих линий будет промежуточной точкой 1 политропы сжатия. Точка 2 находится аналогичным путем при выборе точки 1 за начало построения;
г) политропа расширения строится с помощью лучей ОС и ОЕ аналогично построению политропы сжатия.
Рис.1. Построение индикаторной диаграммы методом Брауэра.
Диаграмма aczba является расчетной индикаторной диаграммой, из которой Pi (МПа) находим:
,
где Faczba– площадь диаграммы, мм2.
Значение Pi’, полученное по этой формуле, должно быть равно значению Pi’, полученному в результате теплового расчета.
Действительная индикаторная диаграмма ac’c”zgb’b”a отличается от расчетной, так как в реальном двигателе за счет опережения зажигания рабочая смесь воспламеняется до прихода поршня в ВМТ, повышая давление в конце процесса сжатия; процесс видимого сгорания происходит при изменяющемся объеме.
Действительное давление конца видимого сгорания ; открытие выпускного клапана до прихода поршня в НМТ снижает давление в конце расширения. Положение точки С’ зависит от угла опережения зажигания, а положение точки С” ориентировочно определяется по выражению . Расстояние точки Zд от оси ординат зависит от жесткости работы двигателя и находится в пределах 10…150 поворота кривошипа от ВМТ. Положение точки b’ определяет угол предварения выпуска, а точку b” обычно располагают между точками b и a.
Для проверки теплового расчета и правильности построения индикаторной диаграммы находят значение Pi , МПа:
.