Освоение программы «Мотор-Тестер»

УДК 629.083.

 

 

Евсеев П.П., Зеер В.А. Лабораторный практикум по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Техническая эксплуатация автомобильных компьютерных систем» . Красноярск: изд-во СФУ. 2014, 92 с.

Печатается по решению

редакционно-издательского совета университета

Настоящие методические указания предназначены для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Техническая эксплуатация автомобильных компьютерных систем» студентами дневной и заочной форм обучения специальности 1906.03. Пособие может быть полезно инженеро - техническим работникам автотранспортных и автосервисных предприятий при повышении квалификации.

 

 

ISBN 5-230-08338-7 © СФУ © П.П.Евсеев
  © В.А.Зеер
   

Общие сведения

В настоящее время автомобильный парк страны активно растет количественно и развивается качественно. Наряду с автомобилями отечественного производства на дорогах становится существенно больше автомобилей иностранного производства. Да и автомобили отечественного производства совершенствуются с каждым годом. Появляются легковые автомобили с системой впрыска топлива, с дизельными двигателями, то есть те типы автомобилей, которые раньше отечественному автомобилисту встречать не доводилось. Активно развиваются предприятия автомобильного сервиса различных форм собственности. Это требует подготовки специалистов с качественно новыми знаниями. Не следует сбрасывать со счетов и фундаментальные знания, накопленные многими поколениями автомобилистов. Эту задачу в определенной степени решает данное методическое издание.

Лабораторная работа №1

Освоение программы «Мотор-Тестер»

Цель работы: Изучение процесса инсталляции программы, методов работы, способов проверки состояния узлов системы управления двигателем автомобилей ГАЗ и ВАЗ.

Оборудование и материалы: Персональный компьютер с адаптером К-линии, программное обеспечение, стенд с работоспособным двигателем ЗМЗ-4062.10.

Теоретические сведения:

Программа ''Мотор-Тестер'' (© НПП «Новые Технологические Системы»Россия, 443100 Самара, ул. Первомайская, дом 1, СамГТУ корпус №7) предназначена для диагностики двигателей внутреннего сгорания автомобилей, оснащенных системами электронного управления впрыском топлива. Программа используется для проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей на станциях технического обслуживания, автосервиса, владельцем автомобиля при наличии компьютера типа IBM PC и тестера диагностического ДСТ-2М (необязательно).

Программа ''Мотор-Тестер'' считывает и обрабатывает данные с электронного блока управления (ЭБУ) автомобиля через поставляемый адаптер, обеспечивает возможность сохранять, просматривать и распечатывать полученную информацию, а также управлять исполнительными механизмами двигателя (ИМ). Программа позволяет:

· Отображать в динамике все контролируемые параметры ЭБУ, просматривать как в цифровом, так и в графическом виде до 7 параметров одновременно.

· Управлять исполнительными механизмами двигателя в процессе отображения интересующих параметров.

· Система записи и просмотра поступающей информации, снабженная набором визиров, позволяет определять значения параметров в необходимый момент времени.

· Получать сведения об ошибках ЭБУ, паспортах ЭБУ, двигателя, калибровок, таблицах коэффициентов топливоподач.

· Проводить испытания для определения частоты вращения коленвала, механических потерь, скорости прогрева двигателя и другие, в зависимости от типа ЭБУ.

· Вести базу данных о клиентах – владельцах автомобилей и персональные базы данных для каждого автомобиля по проведенным диагностикам, сохранять в базе данных графики параметров.

· Благодаря удобному интерфейсу легко управлять процессом диагностики автомобиля.

Программа ''Мотор-Тестер''поддерживает диагностику следующих систем:

ВАЗ: ''ЯНВАРЬ 4'', ''ЯНВАРЬ 5.1'',''BOSCH М1.5.4'', ''BOSCH М1.5.4N'', “GM ISFI-2S” распределенный впрыск, “GM EFI-4” центральный впрыск, “BOSCH МР-7.0''

ГАЗ: ''МИКАС М1.5.4'', ''МИКАС М1.5.4 КЗ'', ''МИКАС 7.1.'', ''АВТРОН М1.5.4'', ''МКД-105''.

При появлении новых версий программы этот список может быть расширен. Для уточнения смотрите «Приложение к руководству пользователя».

Базовый комплект программы ''Мотор-Тестер''поддерживает диагностику автомобилей, оборудованных блоками ''АВТРОН'', ''МКД''.

Для работы программы ''Мотор-Тестер'' требуется: процессор не хуже Pentium 100 Мгц, ОЗУ не менее 16 Мбайт, операционная система Windows 95, Windows 98 или Windows NT (2000, ХР), видеорежим 800х600 точек, не менее 256 цветов, флоппи-дисковод 3,5” для инсталляции программы.

Для подключения ПЭВМ к автомобилю необходимо:

1. Вынуть поставляемый с программой АДАПТЕР К-линии из упаковки.

2. Подсоединить соответствующий разъем соединительного кабеля RS 232 (9/9) к свободному последовательному порту компьютера, 9 выводов, ''папа'', расположен на задней стенке компьютера (если свободный последовательный порт на 25 выводов, необходим переходник или RS 232 9/25).

3. Подсоединить кабель RS 232 к соответствующему разъему адаптера.

4. Убедитесь, что зажигание на автомобиле ВЫКЛЮЧЕНО (!)

5. Подсоединить соответствующий разъем диагностического кабеля (ВАЗ, ГАЗ) к разъему ЭБУ (контакт ''М'' колодки диагностики).

6. Подсоединить диагностический кабель к соответствующему разъему адаптера.

 
 

 


7. (Для автомобилей ВАЗ) подсоединить соответствующие контакты к аккумулятору.
Главное меню программы

При запуске программы пользователем на экране появится главное меню программы:

Рисунок 1.2. Вид экрана ЭВМ с главным меню.

 

Параметры. Данный пункт меню позволяет просмотреть все параметры, снимаемые с ЭБУ, а также произвести сохранение и распечатку нужной последовательности данных и управлять ИМ.

Испытания.Данный пункт позволяет проводить тесты для определения частоты вращения коленвала, механических потерь, скорости прогрева двигателя и т.д.

Сведения.Получение сведений о кодах неисправностей (ошибках), паспорте ЭБУ, паспорте двигателя, паспорте калибровок, паспорте программы и т.д.

Ошибки. Получение сведений о кодах неисправностей.(Для блоков управления “Микас” и “Январь 4” этот пункт меню включен в Сведения).

Таблицы. Таблицы коэффициентов топливо подач.

Данные. Этот пункт позволяет обратиться к ранее сохраненным данным в памяти тестера ДСТ-2М или в памяти компьютера.

Настройка. Данный пункт меню позволяет составлять группы (наборы) параметров для просмотра, выбирать тип блока управления и порт, к которому подсоединяется адаптер.

Клиенты. Этот режим позволяет накапливать, хранить и изменять различную информацию о клиентах и их автомобилях.

Выход.Выход из программы или выключение компьютера.

 

При выборе пункта главного меню программы в окне справа отображается подменю этого пункта (если существует).

 

Примечание: При работе с разными типами ЭБУ некоторые пункты главного меню могут отсутствовать из-за особенностей ЭБУ.

Настройка

Данный пункт меню позволяет настраивать группы параметров, выбирать тип блока управления и порт, к которому подсоединяется система, добавлять новые диагностируемые типы ЭБУ при покупке дополнительных программных модулей.

 

Рисунок 1.3. Вид меню "настройка"

 

Для выбора пункта подменю нужно ''щелкнуть'' на него мышью или нажать клавишу с соответствующей цифрой.

СОМ Порт. Пункт служит для выбора порта компьютера, к которому подключен адаптер.

Тип блока управления. Позволяет выбрать тип ЭБУ. Для правильной работы программы необходимо, чтобы выбранный в программе тип ЭБУ соответствовал установленному в диагностируемом автомобиле.Тип выбранного блока отображается в заголовках рабочих окон программы.

Цвет. Настройка для вывода графиков на белом или на черном фоне (последняя рекомендуется для notebook компьютеров как более энергоэкономичная).

Группы. Пункт позволяет настроить группы и наборы отображаемых параметров.

При выборе пункта Группы на экране появляется таблица:

Рисунок 1.4. Работа по созданию пользовательского набора

Стандартная группа включает все параметры для выбранного ЭБУ. Эти параметры разбиты на стандартные наборы, состав и количество которых изменить нельзя. Если пользователя по какой-либо причине не удовлетворяет состав стандартных наборов, он может создавать свои группы и наборы с произвольными сочетаниями параметров.

Создание пользовательского набора

1. С помощью мыши или нажимая клавишу (ТАВ) перейти в окно ''группы и наборы'' (слева) и выбрать ''Новая группа-F2''. Ввести название новой группы.

2. Создать новый набор в созданной группе, выбрав ''Новый набор-F3''. Ввести название набора.

3. Перейти в окно ''параметры'' (правое нижнее). Выбрав параметр, добавить его в набор двойным нажатием мыши или клавишей (INS).

4. Добавлять нужные параметры в набор, повторяя пункт 3. Максимальное количество параметров в одном наборе равно 7. Состав набора отображается в окне ''датчики'' (правое верхнее).

5. Для удаления параметра из набора перейти в окно ''датчики'' и, отметив ненужный параметр, выбрать ''Убрать-Del''.

6. Добавлять нужное количество наборов в группу, повторяя пункт 2.

Порядок выполнения работы:

1. Включить ЭВМ, соединить диагностический разъем стенда с адаптером К-линии и ЭВМ согласно рисунка 1.1.

2. Настроить пользовательский набор для проверки параметров датчика согласно задания преподавателя.

3. Сделать распечатку параметров и оценить достоверность показаний.

4. Оформить отчет.

5. Ответить на контрольный вопрос.

Отчет должен содержать титульный лист, распечатку, перечень выбранных вами параметров, способных отражать состояние датчика или исполнительного механизма (ИМ), таблицы с измеренными и величинами датчика или ИМ, выводы по работе, ответ на контрольный вопрос по работе.

Контрольные вопросы

1. Почему в пользовательский набор входит только ограниченное количество параметров (не более 7)?

2. Для чего пользовательские набора собраны в разные группы?

3. Почему сделан запрет на возможность изменения стандартных групп и пользовательских наборов?

4. Для чего предусмотрен электронный ключ защиты и как он работает?

5. Почему программа «Мотор-Тестер» в лаборатории запускается через программу Loader.exe, а не напрямую, как это рекомендовано программистами НПП НТС?

6. Почему автомобили ГАЗ не требуют наличия зажимов для подключения к аккумулятору, а ВАЗ – в обязательном порядке?

7. Почему некоторые пункты меню исчезают, если вы меняете в установках тип применяемого блока управления?

8. Почему многие параметры выводятся в графическом виде, а не в виде цифрового поля?

9. Для чего в меню «Испытания» предусмотрен тест «прокрутка». Что он позволяет оценить?

10. Для чего в меню «Испытания» предусмотрен тест «запуск». Что он позволяет оценить, и чем он отличается от теста «прокрутка»?

11. Для чего в меню «Испытания» предусмотрен тест «разгон». Что он позволяет оценить и за счет какого закона физики?

12. Для чего в меню «Испытания» предусмотрен тест «разгон холостого хода». Что он позволяет оценить, и чем он отличается от теста «Разгон»?

13. Для чего в меню «Испытания» предусмотрен тест «Механических потерь». Что он позволяет оценить, и как правильно сравнить потери на трение у двух двигателей?

14. Для чего в меню «Испытания» предусмотрен тест «прокрутка». Что он позволяет оценить?

15. Для чего в меню «Испытания» предусмотрен тест «прогрев». Что он позволяет оценить, возможно ли провести этот тест иными средствами?

16. Для чего в меню «Сведения» предусмотрен раздел «ошибки». Почему ошибки разделены на 3 категории и какую можно извлечь из этого пользу?

17. Для чего в меню «Испытания» предусмотрен тест «прокрутка». Что он позволяет оценить?

18. Для чего в меню «Таблицы» предусмотрен разделы «топливоподача 1, 2 и прочие». Что позволяет оценить анализ этих таблиц? Как это сделать на примере хотя бы одной цифры?

19. Чем численный параметр, выдаваемый Мотор-тестером, FREQ отличается от аналогичного, FREQD, хотя оба они обозначают частоту вращения коленвала?

20. Меню тестера DST-2 и программы Мотор-тестер очень похоже. Какие различия имеются в меню, и какие функциональные возможности отсутствуют у DST-2?