МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
I. Понятие правотворчества, его принципы, стадии, виды. Категории правотворчества.
II. Механизм правового регулирования, понятие, категории, структура.
III. Типы правового регулирования, его эффективность, пределы.
I. Правотворчество- специальная, целенаправленная деятельность компетентных государственных органов по изданию нормативно-правовых актов.
Роль и значение правотворчества в ряду других государственных функций исключительно велика, ибо с помощью правотворчества:
• формируется (создается, изменяется, отменяется) действующее право;
• придается юридическая сила нормам права;
• осуществляется управленческое воздействие на социальные процессы;
• находит демократическое обоснование правоохранительная деятельность;
• возводится в ранг общеобязательной воля законодателя;
• задается «планка» народовластия, закрепляется уровень достигнутой обществом цивилизации.
Правотворчество делят на две фазы:
• начальную (подготовительную) фазу правообразования, когда объективно складывается правовые предпосылки под влиянием общественной необходимости, социально значимых проблем;
• собственно правотворческий процесс в узком смысле слова -закрепленную законом процедуру, технологию создания нормативно-правовых актов и доведения их предписаний до адресата.
Принципы правотворчества:
• законность (Правотворчество осуществляется в строгом соответствии с требованиями Конституции и действующим законодательством);
• справедливость (содержание «результата правотворчества» -нормативно-правовых актов должно отвечать понятию справедливости);
• эффективность (целью правотворчества является результативная, управляемая деятельность в условиях рынка);
• научность (правотворчеством должны заниматься профессионалы на основе глубокого изучения реальных процессов), с помощью научных методов;
• демократизм (правотворчество не должно проходить вне участия народа);
• гласность (общественность должна находится в курсе правотворческого процесса и, разумеется, быть информированной о содержании принятых нормативно-правовых актов).
Виды правотворчествав зависимости от его субъектов современной Российской Федерации:
• непосредственное правотворчество народа в ходе референдума;
• правотворческая деятельность компетентных государственных органов;
• правотворчество органов местного самоуправления.
На примере советского опыта к указанным видам следует добавить правотворчество:
• санкционированное (утверждение государством норм, принятых негосударственными организациями, сложившихся обычаев);
• делегированное (передача государством функций правотворчества общественным организациям по отдельным вопросам жизни);
• совместное (издание совместных постановлений СМ СССР и ЦК КПСС).
Правотворческий процесс делится на ряд стадий
Стадии правотворческого процесса -выработанные наукой и практикой и закрепленные законом, относительно обособленные этапы принятия нормативно-правового акта.
Если взять в качестве примера законотворчество - т.е. деятельность высших представительных органов государственной власти по принятию законов в современной РФ, то в соответствии с действующей Конституцией (ч.1 ст. 104) первой стадией будет:
• законодательная инициатива - это вынесение проекта закона на рассмотрение Государственной Думе (включение в повестку дня заседания);
• вторая стадия - это обсуждение проекта закона, предполагающее два или более чтений, внесение поправок, устранение противоречий, пробелов, неточностей, доработка проекта;
• третья стадия - голосование проекта закона либо простым - для федеральных законов, либо квалифицированным большинством - для федеральных конституционных законов, после чего они направляются на подписание Президентом;
• опубликование закона и доведение его до адресата - это заключительная стадия правотворческого процесса.
Приведенная схема - лишь идеальная конструкция. В реальной жизни каждая из стадий предстает самостоятельной сложной процедурой, а всем им вместе может предшествовать неофициальный этап со своими предварительными стадиями:
• принятие решения компетентным государственным органом о разработке проекта нормативно-правового акта;
• подготовка «чернового» текста нормативно-правового акта;
• обсуждение текста - проекта нормативно-правового акта заинтересованными сторонами, общественностью;
• согласование проекта нормативно-правового акта с получением виз (или предложений) компетентных ведомств (например, Министерства юстиции);
• доработка проекта нормативно-правового акта подготовительным органом (комиссией).
Только после этого возможен переход к первой официальной стадии правотворчества - законодательной инициативе.
В современных условиях правотворчество планируется и прогнозируется.
Планирование законотворчества выражается в согласовании планов законодательных предположений на определенный период, а прогнозирование - в разработке долгосрочных прогнозов на базе полученной прогностической информации об основных тенденциях развития законодательства.
Результаты правотворчества министерств и ведомств РФ - их нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан и имеющие межведомственный характер проходят обязательную регистрацию в Минюсте РФ и официально публикуются в газете «Российские вести».
Качество принятого закона - т.е. его существенная определенность, выражающаяся в совокупности его юридических свойств, удовлетворяющих потребность правового регулирования, зависит, в частности, от:
• юридической техники - совокупности средств, приемов и принципов, используемых законодателем в правотворчестве;
• законодательной стилистики - устойчивого единства лексических приемов и грамматических средств, обусловленных спецификой юридического содержания.