Рекреационный туризм в системе физической культуры и спорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирский государственный университет
Физической культуры и спорта»
КАФЕДРА ТиМТиСКС
Лекция обсуждена на заседании «УТВЕРЖДАЮ»
кафедры ТиМТиСКС Заведующий кафедрой ТиМТиСКС
протокол № 1 от 04.09 2014 г. _______________Кравчук Т.А.
Лекция на тему:Тренировочный процесс в активном туризме
( 2 час.)
ДИСЦИПЛИНА РЕКРЕАЛОГИЯ
Направление 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Лекция разработана
к.п.н., доцентом Павловой И.В.,
доработана к.п.н.,
доцентом Асташиной М.П.
Омск - 2014
План
1. Рекреационный туризм в системе физической культуры и спорта.
2. Виды физических упражнений в туризме.
3. Основы дидактики и физиологии физической тренировки
Литература
а) основная литература:
1. Артюшина Т.П. Основы медицинских знаний и ЗОЖ: учеб. пособие / реком. УМО. – М., 2009. – 766 с.
2. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие. – 6-е изд., доп. и испр. –Ростов н/Д., 2010. –444 с. – (Высш. образование).
3. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа: учеб. пособие / реком. УМО. – Ростов н/Д, 2012.– 252 с.
4. Кузнецов В.С. Теория и методики физической культуры: учеб. / реком. УМО. – М., 2012. 416 с. – (Сер. Бакалавриат).
5. Макеева, В.С. Теория и методика физической рекреации: учеб. пособие / В.С. Макеева, В.В. Бойко. – М., 2014. – 152с.
6. Макеева, В.С. Физкультурно-оздоровительная работа в детских и молодежных лагерях: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. 032103 - Рекреация и спорт.-оздоров. туризм. Рекомендовано УМО / В. С. Макеева, М. А. Соломченко. – М., 2012. – 275 с.
7. Саноян Г.Г. Физическая культура для трудящихся: учеб. пособие / реком. УМО. – М., 2009. – 232 с.
8.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. / реком. УМО. – 10-е изд., испр. – М., 2012. – 480 с. – (Сер. Бакалавриат).
б) дополнительная литература:
1. Андрианов В.Д. ЗОЖ и активное долголетие философские записки. М., 2012. – 318 с.
2. Галкин Ю.П. Физическая культура, работоспособность и здоровье трудящихся: проблемы и перспективы: моногр. – Смоленск, 2008. – 282 с.
3. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: учеб. пособие / под ред. Э.М. Казина. – Кемерово, 2009. – 348 с.
4. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / под ред. С.А. Цабыбича. – Волгоград, 2009. – 172 с.
5. Малоземов О.Ю. Физическая культура как интегрирующий фактор здоровьесбережение учащихся: моногр. – Омск, Екатеринбург, 2007. – 121 с.
6. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособ. – М., 2008. – 192 с.
7. Туризм и рекреация на пути устойчивого развития: отечественные и зарубежные исследования: монография / под ред.: В. И. Кружалина, А. Ю. Александровой. – М., 2008. – 432 с.
Рекреационный туризм в системе физической культуры и спорта
Исторические корни тяги к путешествиям лежат как в инстинктивно биологическом (миграционные инстинкты, архетипы расширения биологической и социокультурной зоны существования), так и в связанных с этими биологическими процессами социальными архетипами (первопроходство, землеоткрывательские путешествия, военный захват новых земель, торгово-экономическая экспансия и др.).Туризм в нашей стране в последние годы активно развивается. Во второй половине XX в. туризм в нашей стране складывался преимущественно из путешествий, походов выходного дня, школьных краеведческих путешествий, самодеятельного туризма и отдыха на туристских базах.
Отдельно существовали туристские элитарные загран направления, осуществляемые сетями «Интурист» и Бюро международного молодежного туризма «Спутник».
Социально-экономические преобразования 1990-х гг. привели к постепенному развитию таких новых для нашей страны путешествий, как экологический, приключенческий, исследовательский туризм, деловой туризм, туризм для экскурсий и отдыха в других странах и др.
В систему физической культуры отечественный туризм входит своими активными разновидностями (спортивный, оздоровительный и рекреационный туризм).
Основными характеристиками активного туризма с точки зрения требований к физической подготовленности туриста-путешественника являются:
- необходимость в уверенном выполнении каждым путешественником таких двигательных действий, которые ему не встречаются в обычной жизни (передвижение на сложном рельефе местности, в том числе с применением технических средств («кошки», ледоруб, альпеншток, средства страховки, бивачные работы и др.)), кроме того, такие специальные рекреационные нагрузки в жизни человека непостоянны, используются главным образом на отдыхе и, как все редко используемые навыки, быстро угасают;
· - автономность существования в путешествии (самостоятельная переноска в рюкзаке на большие расстояния «своего дома и своей пищи»);
· - существование в путешествии в непривычных бытовых условиях, режиме работы и отдыха, климатогеографических условиях;
· - замкнутость группы общения, фактический запрет на прекращение неудовлетворяющего общения в условиях автономного существования малой группы, высокая вероятность необходимости взять на себя «груз товарища» при возникновении у того частичной или полной недееспособности.
Нуждаясь в специальной подготовке путешественника к ожидающим его физическим и психоэмоциональным нагрузкам, активный туризм воспринимает основные цели, задачи и принципы системы физического воспитания.
Туризм участвует в достижении цели физического воспитания -в подготовке физически развитых, патриотически убежденных людей, способных к многолетнему труду и обороне Родины.
Обладая широкими возможностями всестороннего развития и воспитания людей, в том числе физического, туризм реализует их с помощью физической тренировки, средств закаливания.
Знакомство с родным краем, его историей, природой, с жизнью людей, происходящее в особых условиях туристского путешествия, характеризующихся особым эмоциональным состоянием, позволяет укреплять и развивать моральные качества и личностную зрелость человека.
Туризм как особая форма деятельности свободного времени, досу-говой деятельности, связанной с путешествиями, организуемая индивидуально и группами людей на основе самостоятельности, позволяет эффективно решать воспитательные, оздоровительные и образовательные задачи, тесно связанные с высшими потребностями человека.
Удовлетворяя потребности людей в познании, общении с людьми, его эстетические потребности, потребность в движении и ряд других потребностей, таких как потребность к самореализации и др., туризм участвует в формировании гармонически развитой личности.
Физические качества и двигательные навыки, необходимые в туризме, находят широкое применение в различных видах трудовой деятельности, в военном деле.
Наряду с решением этих задач туризм решает и такие, как обучение по вопросам организации быта в полевых условиях, организации первой медицинской помощи, по географии, климатологии, геологии, ЭКОЛОГИИ и другим естественно-научным дисциплинам. Эти и другие вопросы являются предметом научного исследования в области туризма как одной из специальных сфер отечественной физической культуры.
Успех в занятиях туризмом обеспечивают физическая и психологическая подготовка, которые позволяют:
· - развить необходимые двигательные (физические) качества
· - и эффективно их использовать в походах и на соревнованиях.
В ходе психологической подготовки развиваются и совершенствуются:
· - морально-волевые качества туриста;
· - психический склад его личности;
· - навыки межличностного общения;
· - навыки регулирования эмоциональных состояний.
Физическая подготовка - средство повышения физической дееспособности туриста как залога эффективности его технических и тактических действий, успеха предпринимаемого путешествия.
В ходе физической тренировки:
· - повышается приспособляемость человека к изменениям окружающей и внутренней среды за счет лучшего взаимодействия отдельных систем организма;
· - формируются, закрепляются и становятся универсальными двигательные навыки, развиваются двигательные качества.
Для тренированного человека характерны1:
· - высокая «врабатываемость»;
· - быстрое включение всех необходимых для работы механизмов и систем организма;
· - «экопомизация» энерготрат и функций организма в покое и при
работе;
· - «высокий предел работоспособности» при максимальном использовании энергетических и функциональных резервов;
· - повышенная устойчивость к утомлению, связанным с ним изменениям внутренней среды, а также к внешним неблагоприятным факторам;
· - ускорение восстановления (после нагрузки).
В результате физической тренировки у путешественника совершенствуются:
· - регулирующие и координирующие функции нервной системы;
· - сила, подвижность, равновесие и пластичность нервных процессов;
· - деятельность анализаторов;
- сокращается время реакции.
За счет усиления кровоснабжения, улучшения нервной и гормональной регуляции в мышечной ткани развивается, особенно при силовой работе:
· - рабочая гипертрофия, увеличивается объем, эластичность мышц;
· - усиление кровоснабжения мышц, в них усиливается энергетический обмен, кислородная емкость;
· - сократительная способность и сила мышц возрастает;
· - укрепляется связочный аппарат суставов, становятся более прочными кости, они утолщаются в поперечнике, удлиняются.
В целом в организме тренирующегося человека:
· - улучшается внутрисердечное кровообращение, мышца сердца гипертрофируется, растет ударный объем сердца;
· - уменьшается (экопомизация) частота сердцебиений, пульс становится более устойчивым;
· - нормализуется артериальное давление, стойко возрастает пульсовое давление, снижается венозное давление;
· - более эффективно помогает кровообращению «мышечный насос» (мускулатура тела), движения диафрагмы и дыхательных мышц;
· - растут подвижность грудной клетки, диафрагмы и дыхательных мышц, сокращается частота и углубляется дыхание, кислород усваивается тканями более полно, возрастает устойчивость к гипоксии и кислородному долгу в тканях.
Физическая подготовка в туризме, как и в других видах двигатель-пых практик и спорта, подразделяется на общую и специальную.
За счет общей физической подготовки (ОФП) достигается всестороннее развитие всех физических качеств человека.
Задачей специальной физической подготовки (СФП) является развитие тех физических качеств и форм тела, которые необходимы для конкретного вида путешествия - таежного, водного, горного и др.
Например, при физической подготовке туристов-пешеходников специальное внимание обращают на развитие мышц ног, при тренировке туристов-водников - мышц пояса верхних конечностей.
Недостаточная физическая подготовка туристов ведет к различным происшествиям и даже трагедиям на маршруте путешествия:
· - заболеваниям;
· - травмам;
· - несчастным случаям;
· - авариям, в том числе и со смертельными исходами из-за недостатка сил, переутомления, переохлаждения и других факторов, связанных с нарушениями работоспособности и здоровья, техническими и тактическими ошибками.
Физическая подготовка в туризме может позволить добиться достижения высоких рекреационных результатов, высокого уровня удов- летворения рекреационных потребностей в том случае, если она включена в общую направленность и интересы личности и организована как процесс, характеризующийся систематически и многократно повторяющимися и постепенно увеличивающимися нагрузками с целью развития:
· - физических;
· - интеллектуальных;
· - психоэмоциональных и духовных;
· - технических и тактических возможностей (способностей) человека.
Комплексная и избирательная подготовленность достигается в результате взаимосвязанного использования средств морально-волевой, психологической, тактической, технической и физической подготовки.
Морально-волевая и этическая подготовка происходит в семье, школе, в трудовой жизни, а также там, где занимаются спортивной подготовкой и совершенствованием. Вместе с тем к этической подготовке сильного и здорового человека окружающий мир предъявляет и специальные требования, которые являются как бы преломлением гуманистического морального принципа - «Герой - добрый и справедливый».
Волевая подготовка в рекреации определяется необходимостью в процессе как тренировок, так и рекреации проявления отдыхающим волевых усилий, т.е. сознательного напряжения психических и физических возможностей, направленных на достижение поставленных целей, преодоление препятствий на пути к ним.
Конкретными проявлениями воли являются волевые качества: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.
Каждое из приведенных качеств на практике реализуется при помощи трех основных компонентов:
· - интеллектуального знания;
· - эмоционального - мотивов к деятельности;
· - исполнительного - сознательного направления сил для исполнения принятых решений.
Психологическая подготовка складывается из общей и специальной.
Общая психологическая подготовка направлена на формирование общих черт психического склада личности (табл. 1.3): общей направленности личности, отношения к делу, к коллективу и другим людям, к самому себе.
Специальная психологическая подготовка направлена на развитие особых психологических качеств и их комплексов, присущих тому или иному виду спорта, рекреационных двигательных практик.
Таким качеством, например, для пловца является «чувство воды», для футболиста - «чувство мяча», для туриста - «чувство оптимального для группы темпа движения», «чувство схода лавины», «чувство летящего камня» и др.
Выделяются признаки, общие для всех специализированных восприятий':
· 1) специализация различительной функции совокупности тех или иных анализаторов, иногда даже лишь одного анализатора;
· 2)обусловленность особенностями среды, в которой действует человек, или особенностями предметов, с которыми или на которых выполняются двигательные действия;
· 3) обусловленность пространственным расположением противника и партнеров;
· 4) лабильность (неустойчивость) и потому необходимость постоянного упражнения;
· 5) высокий уровень развития является показателем высокого же уровня тренированности и подготовленности.
Техническая и тактическая подготовка. Под техническим мастерством понимают совершенное владение наиболее рациональными формами движений и двигательных действий, необходимыми в выбранной форме двигательной практики (труд, спорт, рекреация).
В путешествиях такими особыми двигательными практиками являются передвижение по сложному рельефу, по воде, преодоление препятствий, владение ледорубом или работа с веревкой и др.
Техническая тренировка проводится при установке на максимум скорости выполнения - в особых условиях существования в путешествии или обостренной спортивной борьбы.
Тактическая подготовка. Под тактической подготовкой понимают искусство ведения спортивной борьбы в соревнованиях.
В спортивном туризме тактика - это искусство выполнить путешествие за минимальные сроки, с минимальными затратами сил, в условиях минимальной опасности при максимальном удовлетворении личностных потребностей участников путешествия.
Тактические знания определяются информацией о принципах и рациональных приемах тактики, разработанных в данном виде спорта, путях их развития и совершенствования, правилах и условиях применения этих правил.
Тогда эти знания являются наиболее эффективными для достижения результата.
Тактическое мышление - способность быстро воспринимать, оценивать и использовать информацию, необходимую для принятия тактических решений.
Теоретическая подготовка включает освоение знаний по методике, физиологии, психологии и другим разделам физического воспитания и тренировки, а также по смежным дисциплинам.
В туризме теоретическая подготовка обязательно включает вопросы географического, гидрологического, климатического, медицинского круга, питания, жизнеобеспечения и др.
Хорошая многосторонняя подготовленность и дееспособность -залог успешного и радостного путешествия.
Применительно к психофизиологической (психофизической) классификации нами выделены 6 групп моделей туризма и путешествий:
1-я группа - детско-подростковая и профессионально-прикладная модели, имеющие высокий образовательно-воспитательный уровень;
2-я группа - туризм-путешествие (экологическое, приключенческое, природное, исследовательское, спортивное, экстремальное, самодеятельное);
3-я группа - экскурсионный туризм;
4-я группа - деловой туризм и туризм для проведения конференций, культурно-зрелищных и иных акций; 5-я группа - туризм для отдыха вне привычной климатогеогра-фической и этнокультурной зоны обитания с отдельными экскурсиями и лечебными процедурами;
5-я группа - туризм для отдыха вне привычной климатогеогра-фической и этнокультурной зоны обитания с отдельными экскурсиями и лечебными процедурами;
6-я группа - собственно курортный, лечебный туризм в условиях одной или нескольких здравниц, лечебных учреждений, натуропати-ческих лечебниц и др.
Выделенные группы моделей рекреационных путешествий и туризма различаются по физической, информационной, психоэмоциональной нагруженноеTM, возможностям семейной рекреации и потребности в проведении оздоровительных и развлекательных анимационных мероприятий.
Физические тренировки собственно туристского назначения целесообразны в практике подготовки к туристским путешествиям, в профессионально-прикладной туристской подготовке и при работе с подрастающими туристами.
В экскурсионном, курортном, деловом туризме, при пассивном отдыхе средства физической культуры используются в качестве оздоровительных процедур (утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание, пляжный футбол и др.).
- Виды физических упражнений в туризме
Основными физическими качествами человека являются сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость.
Силу характеризуют такие ее компоненты, как собственно силовые способности, скоростно-силовые способности, силовая выносливость.
Быстрота оценивается как быстрота простой реакции, реакция выбора, реакция на движущийся предмет.
Выносливость оценивается как общая и специальная.
Ловкость и двигательная подготовленность складывается из качеств равновесия, способностей выполнять координационно-сложные движения и перестраивать двигательные действия в соответствии с изменением условий их выполнения, способности точно воспринимать собственные тело и движения в пространстве и времени.
Гибкость рассматривают как активную и пассивную способность к произвольному расслаблению.
Главное средство тренировки - упражнение
Главным средством физвоспитания является упражнение.
Физическое упражнение есть двигательное действие, используемое для решения задач физического воспитания и заключающееся в систематическом повторении слов, понятий, движений и действий, направленном:
· - на овладение знаниями, навыками;
· - на развитие форм тела и функций организма;
· - на развитие физических, психических и двигательных качеств;
· - на формирование личности в целом1.
Для физической подготовки используют физические упражнения, характеризующиеся различными пространственными, силовыми, скоростными и другими параметрами.
Важными параметрами упражнений являются:
· - интенсивность;
· - объем;
отдых при выполнении упражнений и в перерывах между ними.
Внешней формой упражнения является соотношение пространственных, силовых и временных параметров движения.
Внутренняя структура упражнения определяется согласованностью, взаимодействием и взаимоподчиненностью процессов, с помощью которых организм обеспечивает выполнение упражнения.
Физические упражнения разделяются:
· - по режиму сокращения мышц;
· - по структуре движений;
· - по мощности (интенсивности);
· - по преимущественно развиваемым физическим качествам;
· - по условиям применения и др.
Классификация по режиму мышечного сокращения - статические и динамические.
Статические упражнения - мышечное сокращение изометрично (длина мышцы в процессе ее напряжения не изменяется), тоиус мышц повышен без чередования периодов сокращения с периодами расслабления (поза, положение тела, удержание тяжести и др.).
Затраты энергии и потребление кислорода при этом виде упражнений сравнительно невелики, поток афферентных нервных импульсов силен и непрерывен, индуцирует путем обратной индукции выраженное торможение в центральной нервной системе и быстрое развитие утомления.
Из-за механического прижатия сосудов при таких упражнениях кровоснабжение мышц уменьшается и сокращается поступление метаболитов в общий кровоток.
При таких упражнениях кровообращение и дыхание разворачивают свою трофическую (питающую) деятельность не в процессе выполнения упражнения, а лишь после его окончания.
Большая часть статических упражнений сопровождается повышением внутрибрюшного и внутригрудного давления и задержкой дыхания.
Примерами статических упражнений являются различные стойки, остановленные движения с нагрузкой и без нагрузки и др.
Динамические упражнения выполняют в движении, при этом длина мышцы при движении изменяется:
· - сокращение мышцы чередуется с ее расслаблением (большинство естественных, гимнастических, трудовых движений и упражнений);
· - мышечное сокращение изотонично (степень напряжения мышцы одинакова на протяжении движения).
Классификация по структуре двигательных действий - циклические и ациклические.
При циклических упражнениях имеется более высокий, чем при ациклических, уровень автоматизации движений. Вслед за «пуском движения» циклы движений следуют один за другим, их выполнение, как правило, не требует значительных мышечных усилий. Они лежат в основе перемещения в пространстве (бег, ходьба, плавание, лыжи, велосипед, коньки и др.).
Циклические упражнения характеризуются темпом их повторений И мощностью.
При оптимальном темпе лабильность нервно-мышечного аппарата высока.
При чрезмерном темпе функциональная лабильность нервно-мышечного аппарата снижается, развивается запредельное торможение.
При недостаточном - слабые реакции выступают как парадоксальные и приводят к торможению, утомлению нервно-мышечного аппарата.
Интенсивность (мощность) циклических упражнений и их объем определяются:
· - длиной дистанции;
· - отягощением (затраченной силой);
· - продолжительностью работы;
· - количеством и темпом повторений.
Она возрастает со скоростью движений, величиной дополнительною отягощения или сопротивления, сокращением пауз для отдыха.
В зависимости от интенсивности упражнения могут выполняться непродолжительно или в течение многих часов.
Для ациклических физических упражнений характерно различие исходного и конечного (в ходе выполнения движения) положения
тела.
Многократное слитное выполнение ациклических упражнений невозможно.
Примерами ациклических упражнений являются:
· - взрывные упражнения - прыжки с места и др.;
· - стандартно-переменные - фигурное катание; нестандартно-переменные, ситуационные - игры, единоборства.
Ациклические упражнения могут быть:
· - преимущественно силовыми (преодоление большой массы при малом ускорении - подъем тяжестей и др.);
· - скоростно-силовыми (преодоление малой массы при большом ускорении - прыжки, метание снарядов и др.).
Расход энергии при этом незначителен, кислородная задолженность не возникает.
Интенсивность ациклических упражнений зависит от следующих параметров:
· - координационной сложности упражнения;
· - исходного положения;
· - направления движения;
· - массы снаряда;
· - степени мышечного усилия;
· - продолжительности отдыха и др.
Объем ациклических упражнений в большой степени зависит от числа повторений.
В тренировочном занятии интенсивность используемых ациклических упражнений может измеряться такими показателями:
· - в четверть силы, вполсилы и др.;
· - по отношению к максимальному тесту (МТ): 40-60% (при занятиях новичков) и больше;
· - по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений.
При этом частота сердечных сокращений (ЧСС) может или ограничиваться в соответствии с функциональной подготовленностью, возрастом туриста, или задаваться в соответствии с решаемой на данном занятии или в данном упражнении тренировочной задачей.
В зависимости от того, какой вид энергообеспечения мышечной работы используется в тренировочных упражнениях, они применяются для развития соответствующих физических качеств.
Показатель ЧСС информативен, поскольку соответствует интенсивности нагрузки, испытываемой конкретным занимающимся. Поэтому он широко используется во врачебно-педагогическом контроле.
В упражнениях смешанного типа объединяются циклические и ациклические упражнения (прыжки, метания с разбега, ведение мяча и обводки в футболе и др.).
По признаку избирательного действия различают упражнения для мышц рук, ног и др.
Классификация по развиваемым физическим качествам
Физические упражнения используются также для преимущественного развития тех или иных двигательных качеств и разделяются на следующие группы:
· - скоростные;
· - силовые;
· - скоростно-силовые - спринт, метания, подъем штанги, лазания, прыжки и др.;
· - на выносливость - бег, ходьба, лыжные гонки, то же с рюкзаком и др.;
· - на координацию - акробатика, спортивная гимнастика, работа со страховкой и др.;
· - на ловкость;
· - на гибкость;
· - на комплексное развитие физических качеств в изменяющихся условиях выполнения двигательных действий (единоборство, игры, туризм);
на расслабление и др.
Методы упражнений
На тренировках в зависимости от задач и условий выполнения упражнений применяются:
· - непрерывный;
· - переменный
- интервальный (повторный) методы упражнения
При непрерывном методе нагрузка на протяжении всего выполнения упражнения равномерна, длительна и невысока по интенсивности.
Метод используется в основном у новичков, обучающихся технике движений, и позволяет надежно закрепить двигательные навыки.
У квалифицированных туристов этот метод применяется в начале подготовительного периода тренировки.
Использование непрерывного метода целесообразно при проведении тренировочных походов выходного дня с преднамеренным увеличением продолжительности движения без привалов, при обучении свободному лазанью на простом рельефе и др.
Методы переменной и интервальной нагрузки характеризуются тем, что между нагрузочными отрезками тренирующийся отдыхает на менее нагрузочном отрезке (активный отдых) или полностью не работает (пассивный отдых).
Эффективными методами являются линейное и круговое выполнение упражнения. При этом упражнения выполняют со сменой предмета, т.е. на различных спортивных снарядах, тренажерах (станциях).
При линейном методе все упражнения выполняют последовательно и однократно.
круговом - ряд упражнений выполняют 6-8 раз. Переход от станции к станции может быть использован для отдыха или заполнен какой-либо нагрузкой, например бегом.
Кроме описанных методов упражнения можно выполнять в «чистом» виде - методом строго регламентированных упражнений, или они могут быть включены в игру (игровой метод), в соревнование (соревновательный метод)
Отдых в процессе тренировок
Характер отдыха во многом определяет общую интенсивность тренировки.
В зависимости от продолжительности и степени восстановления функций в результате отдыха различают отдых полный, сокращенный, чессткий и оптимизированный.
При полном отдыхе достигается восстановление исходной работоспособности к началу следующего упражнения или занятия, пульс к концу отдыха снижается до 100 и менее ударов в минуту.
Сокращенный отдых (ЧСС до 120 уд./мин) характеризуется отно-П1 тельным восстановлением работоспособности.
При жестком отдыхе (ЧСС до 130 уд./мин) упражнение выполняйся на фоне последействия от предыдущего, что позволяет тренировать выносливость.
Подбор интервалов оптимизированного отдыха связан с изучением индивидуальной (у конкретного человека) динамики работоспособности в процессе физической нагрузки (тренировки).
Физические упражнения, используемые для развития физических качеств и двигательных навыков, применяются системно и комплексно, для чего разрабатываются и проводятся тренировочные занятия. !) тренировочные занятия составляют основу любой физической тренировки, в том числе и в рекреации.
Существенное место в рекреационной тренировке принадлежит игровому и соревновательному методам выполнения упражнений, что позволяет отрабатывать коллективные тактические, технические и тактико-технические действия в процессе реализации выбранных физически нагруженных рекреационных программ, в том числе в походе, в путешествии, на соревнованиях.