Рекреационный туризм в системе физической культуры и спорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирский государственный университет

Физической культуры и спорта»

 

КАФЕДРА ТиМТиСКС

 

Лекция обсуждена на заседании «УТВЕРЖДАЮ»

кафедры ТиМТиСКС Заведующий кафедрой ТиМТиСКС

протокол № 1 от 04.09 2014 г. _______________Кравчук Т.А.

 

Лекция на тему:Тренировочный процесс в активном туризме

( 2 час.)

 

 

ДИСЦИПЛИНА РЕКРЕАЛОГИЯ

Направление 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм

 

 

Лекция разработана

к.п.н., доцентом Павловой И.В.,

доработана к.п.н.,

доцентом Асташиной М.П.

 

Омск - 2014

План

1. Рекреационный туризм в системе физической культуры и спорта.

2. Виды физических упражнений в туризме.

3. Основы дидактики и физиологии физической тренировки

 

Литература

а) основная литература:

1. Артюшина Т.П. Основы медицинских знаний и ЗОЖ: учеб. пособие / реком. УМО. – М., 2009. – 766 с.

2. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие. – 6-е изд., доп. и испр. –Ростов н/Д., 2010. –444 с. – (Высш. образование).

3. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа: учеб. пособие / реком. УМО. – Ростов н/Д, 2012.– 252 с.

4. Кузнецов В.С. Теория и методики физической культуры: учеб. / реком. УМО. – М., 2012. 416 с. – (Сер. Бакалавриат).

5. Макеева, В.С. Теория и методика физической рекреации: учеб. пособие / В.С. Макеева, В.В. Бойко. – М., 2014. – 152с.

6. Макеева, В.С. Физкультурно-оздоровительная работа в детских и молодежных лагерях: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. 032103 - Рекреация и спорт.-оздоров. туризм. Рекомендовано УМО / В. С. Макеева, М. А. Соломченко. – М., 2012. – 275 с.

7. Саноян Г.Г. Физическая культура для трудящихся: учеб. пособие / реком. УМО. – М., 2009. – 232 с.

8.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. / реком. УМО. – 10-е изд., испр. – М., 2012. – 480 с. – (Сер. Бакалавриат).

 

б) дополнительная литература:

1. Андрианов В.Д. ЗОЖ и активное долголетие философские записки. М., 2012. – 318 с.

2. Галкин Ю.П. Физическая культура, работоспособность и здоровье трудящихся: проблемы и перспективы: моногр. – Смоленск, 2008. – 282 с.

3. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: учеб. пособие / под ред. Э.М. Казина. – Кемерово, 2009. – 348 с.

4. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / под ред. С.А. Цабыбича. – Волгоград, 2009. – 172 с.

5. Малоземов О.Ю. Физическая культура как интегрирующий фактор здоровьесбережение учащихся: моногр. – Омск, Екатеринбург, 2007. – 121 с.

6. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособ. – М., 2008. – 192 с.

7. Туризм и рекреация на пути устойчивого развития: отечественные и зарубежные исследования: монография / под ред.: В. И. Кружалина, А. Ю. Александровой. – М., 2008. – 432 с.

 

Рекреационный туризм в системе физической культуры и спорта

Исторические корни тяги к путешествиям лежат как в инстинктив­но биологическом (миграционные инстинкты, архетипы расширения биологической и социокультурной зоны существования), так и в свя­занных с этими биологическими процессами социальными архетипами (первопроходство, землеоткрывательские путешествия, военный зах­ват новых земель, торгово-экономическая экспансия и др.).Туризм в нашей стране в последние годы активно развивается. Во второй половине XX в. туризм в нашей стране складывался преимущественно из путешествий, походов выходного дня, школьных краеведческих путешествий, самодеятельного туризма и отдыха на туристских базах.

Отдельно существовали туристские элитарные загран направления, осуществляемые сетями «Интурист» и Бюро международного молодеж­ного туризма «Спутник».

Социально-экономические преобразования 1990-х гг. привели к постепенному развитию таких новых для нашей страны путешествий, как экологический, приключенческий, исследовательский туризм, де­ловой туризм, туризм для экскурсий и отдыха в других странах и др.

В систему физической культуры отечественный туризм входит свои­ми активными разновидностями (спортивный, оздоровительный и рекреационный туризм).

Основными характеристиками активного туризма с точки зрения требований к физической подготовленности туриста-путешественни­ка являются:

- необходимость в уверенном выполнении каждым путешественни­ком таких двигательных действий, которые ему не встречаются в обыч­ной жизни (передвижение на сложном рельефе местности, в том числе с применением технических средств («кошки», ледоруб, альпеншток, средства страховки, бивачные работы и др.)), кроме того, такие спе­циальные рекреационные нагрузки в жизни человека непостоянны, используются главным образом на отдыхе и, как все редко использу­емые навыки, быстро угасают;

· - автономность существования в путешествии (самостоятельная пе­реноска в рюкзаке на большие расстояния «своего дома и своей пищи»);

· - существование в путешествии в непривычных бытовых услови­ях, режиме работы и отдыха, климатогеографических условиях;

· - замкнутость группы общения, фактический запрет на прекраще­ние неудовлетворяющего общения в условиях автономного существо­вания малой группы, высокая вероятность необходимости взять на себя «груз товарища» при возникновении у того частичной или полной недееспособности.

Нуждаясь в специальной подготовке путешественника к ожидаю­щим его физическим и психоэмоциональным нагрузкам, активный ту­ризм воспринимает основные цели, задачи и принципы системы физи­ческого воспитания.

Туризм участвует в достижении цели физического воспитания -в подготовке физически развитых, патриотически убежденных людей, способных к многолетнему труду и обороне Родины.

Обладая широкими возможностями всестороннего развития и вос­питания людей, в том числе физического, туризм реализует их с помо­щью физической тренировки, средств закаливания.

Знакомство с родным краем, его историей, природой, с жизнью людей, происходящее в особых условиях туристского путешествия, характеризующихся особым эмоциональным состоянием, позволяет укреплять и развивать моральные качества и личностную зрелость человека.

Туризм как особая форма деятельности свободного времени, досу-говой деятельности, связанной с путешествиями, организуемая инди­видуально и группами людей на основе самостоятельности, позволяет эффективно решать воспитательные, оздоровительные и образователь­ные задачи, тесно связанные с высшими потребностями человека.

Удовлетворяя потребности людей в познании, общении с людьми, его эстетические потребности, потребность в движении и ряд других потребностей, таких как потребность к самореализации и др., туризм участвует в формировании гармонически развитой личности.

Физические качества и двигательные навыки, необходимые в ту­ризме, находят широкое применение в различных видах трудовой де­ятельности, в военном деле.

Наряду с решением этих задач туризм решает и такие, как обуче­ние по вопросам организации быта в полевых условиях, организации первой медицинской помощи, по географии, климатологии, геологии, ЭКОЛОГИИ и другим естественно-научным дисциплинам. Эти и другие вопросы являются предметом научного исследования в области туризма как одной из специальных сфер отечественной фи­зической культуры.

Успех в занятиях туризмом обеспечивают физическая и психологи­ческая подготовка, которые позволяют:

· - развить необходимые двигательные (физические) качества

· - и эффективно их использовать в походах и на соревнованиях.

В ходе психологической подготовки развиваются и совершенству­ются:

· - морально-волевые качества туриста;

· - психический склад его личности;

· - навыки межличностного общения;

· - навыки регулирования эмоциональных состояний.

Физическая подготовка - средство повышения физической дееспо­собности туриста как залога эффективности его технических и такти­ческих действий, успеха предпринимаемого путешествия.

В ходе физической тренировки:

· - повышается приспособляемость человека к изменениям окружа­ющей и внутренней среды за счет лучшего взаимодействия отдельных систем организма;

· - формируются, закрепляются и становятся универсальными дви­гательные навыки, развиваются двигательные качества.

Для тренированного человека характерны1:

· - высокая «врабатываемость»;

· - быстрое включение всех необходимых для работы механизмов и систем организма;

· - «экопомизация» энерготрат и функций организма в покое и при

работе;

· - «высокий предел работоспособности» при максимальном исполь­зовании энергетических и функциональных резервов;

· - повышенная устойчивость к утомлению, связанным с ним изме­нениям внутренней среды, а также к внешним неблагоприятным фак­торам;

· - ускорение восстановления (после нагрузки).

В результате физической тренировки у путешественника совершен­ствуются:

· - регулирующие и координирующие функции нервной системы;

· - сила, подвижность, равновесие и пластичность нервных процессов;

· - деятельность анализаторов;

- сокращается время реакции.

За счет усиления кровоснабжения, улучшения нервной и гормональ­ной регуляции в мышечной ткани развивается, особенно при силовой работе:

· - рабочая гипертрофия, увеличивается объем, эластичность мышц;

· - усиление кровоснабжения мышц, в них усиливается энергетичес­кий обмен, кислородная емкость;

· - сократительная способность и сила мышц возрастает;

· - укрепляется связочный аппарат суставов, становятся более проч­ными кости, они утолщаются в поперечнике, удлиняются.

В целом в организме тренирующегося человека:

· - улучшается внутрисердечное кровообращение, мышца сердца гипертрофируется, растет ударный объем сердца;

· - уменьшается (экопомизация) частота сердцебиений, пульс стано­вится более устойчивым;

· - нормализуется артериальное давление, стойко возрастает пуль­совое давление, снижается венозное давление;

· - более эффективно помогает кровообращению «мышечный насос» (мускулатура тела), движения диафрагмы и дыхательных мышц;

· - растут подвижность грудной клетки, диафрагмы и дыхательных мышц, сокращается частота и углубляется дыхание, кислород усваи­вается тканями более полно, возрастает устойчивость к гипоксии и кислородному долгу в тканях.

Физическая подготовка в туризме, как и в других видах двигатель-пых практик и спорта, подразделяется на общую и специальную.

За счет общей физической подготовки (ОФП) достигается всесто­роннее развитие всех физических качеств человека.

Задачей специальной физической подготовки (СФП) является раз­витие тех физических качеств и форм тела, которые необходимы для конкретного вида путешествия - таежного, водного, горного и др.

Например, при физической подготовке туристов-пешеходников специальное внимание обращают на развитие мышц ног, при трени­ровке туристов-водников - мышц пояса верхних конечностей.

Недостаточная физическая подготовка туристов ведет к различным происшествиям и даже трагедиям на маршруте путешествия:

· - заболеваниям;

· - травмам;

· - несчастным случаям;

· - авариям, в том числе и со смертельными исходами из-за недостат­ка сил, переутомления, переохлаждения и других факторов, связанных с нарушениями работоспособности и здоровья, техническими и такти­ческими ошибками.

Физическая подготовка в туризме может позволить добиться дос­тижения высоких рекреационных результатов, высокого уровня удов- летворения рекреационных потребностей в том случае, если она вклю­чена в общую направленность и интересы личности и организована как процесс, характеризующийся систематически и многократно по­вторяющимися и постепенно увеличивающимися нагрузками с целью развития:

· - физических;

· - интеллектуальных;

· - психоэмоциональных и духовных;

· - технических и тактических возможностей (способностей) чело­века.

Комплексная и избирательная подготовленность достигается в результате взаимосвязанного использования средств морально-воле­вой, психологической, тактической, технической и физической подго­товки.

Морально-волевая и этическая подготовка происходит в семье, школе, в трудовой жизни, а также там, где занимаются спортивной подготовкой и совершенствованием. Вместе с тем к этической подго­товке сильного и здорового человека окружающий мир предъявляет и специальные требования, которые являются как бы преломлением гу­манистического морального принципа - «Герой - добрый и справед­ливый».

Волевая подготовка в рекреации определяется необходимостью в процессе как тренировок, так и рекреации проявления отдыхающим волевых усилий, т.е. сознательного напряжения психических и физических возможностей, направленных на достижение поставленных целей, преодоление препятствий на пути к ним.

Конкретными проявлениями воли являются волевые качества: це­леустремленность, настойчивость и упорство, решительность и сме­лость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообла­дание.

Каждое из приведенных качеств на практике реализуется при по­мощи трех основных компонентов:

· - интеллектуального знания;

· - эмоционального - мотивов к деятельности;

· - исполнительного - сознательного направления сил для исполне­ния принятых решений.

Психологическая подготовка складывается из общей и специ­альной.

Общая психологическая подготовка направлена на формирование общих черт психического склада личности (табл. 1.3): общей направ­ленности личности, отношения к делу, к коллективу и другим людям, к самому себе.

Специальная психологическая подготовка направлена на развитие особых психологических качеств и их комплексов, присущих тому или иному виду спорта, рекреационных двигательных практик.

Таким качеством, например, для пловца является «чувство воды», для футболиста - «чувство мяча», для туриста - «чувство оптималь­ного для группы темпа движения», «чувство схода лавины», «чувство летящего камня» и др.

Выделяются признаки, общие для всех специализированных воспри­ятий':

· 1) специализация различительной функции совокупности тех или иных анализаторов, иногда даже лишь одного анализатора;

· 2)обусловленность особенностями среды, в которой действует че­ловек, или особенностями предметов, с которыми или на которых выполняются двигательные действия;

· 3) обусловленность пространственным расположением противника и партнеров;

· 4) лабильность (неустойчивость) и потому необходимость постоян­ного упражнения;

· 5) высокий уровень развития является показателем высокого же уровня тренированности и подготовленности.

Техническая и тактическая подготовка. Под техническим мастер­ством понимают совершенное владение наиболее рациональными формами движений и двигательных действий, необходимыми в выбранной форме двигательной практики (труд, спорт, рекреация).

В путешествиях такими особыми двигательными практиками явля­ются передвижение по сложному рельефу, по воде, преодоление пре­пятствий, владение ледорубом или работа с веревкой и др.

Техническая тренировка проводится при установке на максимум скорости выполнения - в особых условиях существования в путеше­ствии или обостренной спортивной борьбы.

Тактическая подготовка. Под тактической подготовкой понима­ют искусство ведения спортивной борьбы в соревнованиях.

В спортивном туризме тактика - это искусство выполнить путеше­ствие за минимальные сроки, с минимальными затратами сил, в усло­виях минимальной опасности при максимальном удовлетворении лич­ностных потребностей участников путешествия.

Тактические знания определяются информацией о принципах и ра­циональных приемах тактики, разработанных в данном виде спорта, путях их развития и совершенствования, правилах и условиях приме­нения этих правил.

Тогда эти знания являются наиболее эффективными для достиже­ния результата.

Тактическое мышление - способность быстро воспринимать, оце­нивать и использовать информацию, необходимую для принятия так­тических решений.

Теоретическая подготовка включает освоение знаний по методи­ке, физиологии, психологии и другим разделам физического воспита­ния и тренировки, а также по смежным дисциплинам.

В туризме теоретическая подготовка обязательно включает вопро­сы географического, гидрологического, климатического, медицинско­го круга, питания, жизнеобеспечения и др.

Хорошая многосторонняя подготовленность и дееспособность -залог успешного и радостного путешествия.

Применительно к психофизиологической (психофизической) клас­сификации нами выделены 6 групп моделей туризма и путешествий:

1-я группа - детско-подростковая и профессионально-прикладная модели, имеющие высокий образовательно-воспитательный уровень;

2-я группа - туризм-путешествие (экологическое, приключенческое, природное, исследовательское, спортивное, экстремальное, самодея­тельное);

3-я группа - экскурсионный туризм;

4-я группа - деловой туризм и туризм для проведения конференций, культурно-зрелищных и иных акций; 5-я группа - туризм для отдыха вне привычной климатогеогра-фической и этнокультурной зоны обитания с отдельными экскурсиями и лечебными процедурами;

5-я группа - туризм для отдыха вне привычной климатогеогра-фической и этнокультурной зоны обитания с отдельными экскурсиями и лечебными процедурами;

6-я группа - собственно курортный, лечебный туризм в условиях одной или нескольких здравниц, лечебных учреждений, натуропати-ческих лечебниц и др.

Выделенные группы моделей рекреационных путешествий и туриз­ма различаются по физической, информационной, психоэмоциональной нагруженноеTM, возможностям семейной рекреации и потребности в проведении оздоровительных и развлекательных анимационных мероп­риятий.

Физические тренировки собственно туристского назначения целе­сообразны в практике подготовки к туристским путешествиям, в про­фессионально-прикладной туристской подготовке и при работе с под­растающими туристами.

В экскурсионном, курортном, деловом туризме, при пассивном от­дыхе средства физической культуры используются в качестве оздоро­вительных процедур (утренняя гигиеническая гимнастика, закалива­ние, пляжный футбол и др.).

 

  1. Виды физических упражнений в туризме

Основными физическими качествами человека являются сила, бы­строта, выносливость, ловкость и гибкость.

Силу характеризуют такие ее компоненты, как собственно силовые способности, скоростно-силовые способности, силовая выносливость.

Быстрота оценивается как быстрота простой реакции, реакция выбора, реакция на движущийся предмет.

Выносливость оценивается как общая и специальная.

Ловкость и двигательная подготовленность складывается из ка­честв равновесия, способностей выполнять координационно-сложные движения и перестраивать двигательные действия в соответствии с изменением условий их выполнения, способности точно воспринимать собственные тело и движения в пространстве и времени.

Гибкость рассматривают как активную и пассивную способность к произвольному расслаблению.

Главное средство тренировки - упражнение

Главным средством физвоспитания является упражнение.

Физическое упражнение есть двигательное действие, используемое для решения задач физического воспитания и заключающееся в систе­матическом повторении слов, понятий, движений и действий, направ­ленном:

· - на овладение знаниями, навыками;

· - на развитие форм тела и функций организма;

· - на развитие физических, психических и двигательных качеств;

· - на формирование личности в целом1.

Для физической подготовки используют физические упражнения, характеризующиеся различными пространственными, силовыми, ско­ростными и другими параметрами.

Важными параметрами упражнений являются:

· - интенсивность;

· - объем;

отдых при выполнении упражнений и в перерывах между ними.

 

Внешней формой упражнения является соотношение пространствен­ных, силовых и временных параметров движения.

Внутренняя структура упражнения определяется согласованностью, взаимодействием и взаимоподчиненностью процессов, с помощью ко­торых организм обеспечивает выполнение упражнения.

Физические упражнения разделяются:

· - по режиму сокращения мышц;

· - по структуре движений;

· - по мощности (интенсивности);

· - по преимущественно развиваемым физическим качествам;

· - по условиям применения и др.

Классификация по режиму мышечного сокращения - статические и динамические.

Статические упражнения - мышечное сокращение изометрично (длина мышцы в процессе ее напряжения не изменяется), тоиус мышц повышен без чередования периодов сокращения с периодами расслаб­ления (поза, положение тела, удержание тяжести и др.).

Затраты энергии и потребление кислорода при этом виде упражне­ний сравнительно невелики, поток афферентных нервных импульсов силен и непрерывен, индуцирует путем обратной индукции выражен­ное торможение в центральной нервной системе и быстрое развитие утомления.

Из-за механического прижатия сосудов при таких упражнениях кровоснабжение мышц уменьшается и сокращается поступление мета­болитов в общий кровоток.

При таких упражнениях кровообращение и дыхание разворачива­ют свою трофическую (питающую) деятельность не в процессе выпол­нения упражнения, а лишь после его окончания.

Большая часть статических упражнений сопровождается повыше­нием внутрибрюшного и внутригрудного давления и задержкой дыха­ния.

Примерами статических упражнений являются различные стойки, остановленные движения с нагрузкой и без нагрузки и др.

Динамические упражнения выполняют в движении, при этом дли­на мышцы при движении изменяется:

· - сокращение мышцы чередуется с ее расслаблением (большинство естественных, гимнастических, трудовых движений и упражнений);

· - мышечное сокращение изотонично (степень напряжения мышцы одинакова на протяжении движения).

Классификация по структуре двигательных действий - цикличес­кие и ациклические.

При циклических упражнениях имеется более высокий, чем при ациклических, уровень автоматизации движений. Вслед за «пуском движения» циклы движений следуют один за дру­гим, их выполнение, как правило, не требует значительных мышечных усилий. Они лежат в основе перемещения в пространстве (бег, ходь­ба, плавание, лыжи, велосипед, коньки и др.).

Циклические упражнения характеризуются темпом их повторений И мощностью.

При оптимальном темпе лабильность нервно-мышечного аппара­та высока.

При чрезмерном темпе функциональная лабильность нервно-мы­шечного аппарата снижается, развивается запредельное торможение.

При недостаточном - слабые реакции выступают как парадоксаль­ные и приводят к торможению, утомлению нервно-мышечного аппарата.

Интенсивность (мощность) циклических упражнений и их объем определяются:

· - длиной дистанции;

· - отягощением (затраченной силой);

· - продолжительностью работы;

· - количеством и темпом повторений.

Она возрастает со скоростью движений, величиной дополнитель­ною отягощения или сопротивления, сокращением пауз для отдыха.

В зависимости от интенсивности упражнения могут выполняться непродолжительно или в течение многих часов.

Для ациклических физических упражнений характерно различие исходного и конечного (в ходе выполнения движения) положения

тела.

Многократное слитное выполнение ациклических упражнений не­возможно.

Примерами ациклических упражнений являются:

· - взрывные упражнения - прыжки с места и др.;

· - стандартно-переменные - фигурное катание; нестандартно-переменные, ситуационные - игры, единоборства.

Ациклические упражнения могут быть:

· - преимущественно силовыми (преодоление большой массы при малом ускорении - подъем тяжестей и др.);

· - скоростно-силовыми (преодоление малой массы при большом ускорении - прыжки, метание снарядов и др.).

Расход энергии при этом незначителен, кислородная задолженность не возникает.

Интенсивность ациклических упражнений зависит от следующих параметров:

· - координационной сложности упражнения;

· - исходного положения;

· - направления движения;

· - массы снаряда;

· - степени мышечного усилия;

· - продолжительности отдыха и др.

Объем ациклических упражнений в большой степени зависит от числа повторений.

В тренировочном занятии интенсивность используемых ацикличес­ких упражнений может измеряться такими показателями:

· - в четверть силы, вполсилы и др.;

· - по отношению к максимальному тесту (МТ): 40-60% (при заня­тиях новичков) и больше;

· - по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений.

При этом частота сердечных сокращений (ЧСС) может или огра­ничиваться в соответствии с функциональной подготовленностью, возрастом туриста, или задаваться в соответствии с решаемой на дан­ном занятии или в данном упражнении тренировочной задачей.

В зависимости от того, какой вид энергообеспечения мышечной работы используется в тренировочных упражнениях, они применяют­ся для развития соответствующих физических качеств.

Показатель ЧСС информативен, поскольку соответствует интен­сивности нагрузки, испытываемой конкретным занимающимся. По­этому он широко используется во врачебно-педагогическом конт­роле.

В упражнениях смешанного типа объединяются циклические и ациклические упражнения (прыжки, метания с разбега, ведение мяча и обводки в футболе и др.).

По признаку избирательного действия различают упражнения для мышц рук, ног и др.

Классификация по развиваемым физическим качествам

Физические упражнения используются также для преимуществен­ного развития тех или иных двигательных качеств и разделяются на следующие группы:

· - скоростные;

· - силовые;

· - скоростно-силовые - спринт, метания, подъем штанги, лазания, прыжки и др.;

· - на выносливость - бег, ходьба, лыжные гонки, то же с рюкзаком и др.;

· - на координацию - акробатика, спортивная гимнастика, работа со страховкой и др.;

· - на ловкость;

· - на гибкость;

· - на комплексное развитие физических качеств в изменяющихся условиях выполнения двигательных действий (единоборство, игры, туризм);

на расслабление и др.

Методы упражнений

 

На тренировках в зависимости от задач и условий выполнения упражнений применяются:

· - непрерывный;

· - переменный

- интервальный (повторный) методы упражнения

При непрерывном методе нагрузка на протяжении всего выполнения упражнения равномерна, длительна и невысока по интенсивности.

Метод используется в основном у новичков, обучающихся техни­ке движений, и позволяет надежно закрепить двигательные навыки.

У квалифицированных туристов этот метод применяется в начале подготовительного периода тренировки.

Использование непрерывного метода целесообразно при проведе­нии тренировочных походов выходного дня с преднамеренным увели­чением продолжительности движения без привалов, при обучении сво­бодному лазанью на простом рельефе и др.

Методы переменной и интервальной нагрузки характеризуются тем, что между нагрузочными отрезками тренирующийся отдыхает на менее нагрузочном отрезке (активный отдых) или полностью не ра­ботает (пассивный отдых).

Эффективными методами являются линейное и круговое выполне­ние упражнения. При этом упражнения выполняют со сменой предме­та, т.е. на различных спортивных снарядах, тренажерах (станциях).

При линейном методе все упражнения выполняют последователь­но и однократно.

круговом - ряд упражнений выполняют 6-8 раз. Переход от станции к станции может быть использован для отдыха или заполнен какой-либо нагрузкой, например бегом.

Кроме описанных методов упражнения можно выполнять в «чистом» виде - методом строго регламентированных упражнений, или они могут быть включены в игру (игровой метод), в соревнование (соревновательный метод)

 

Отдых в процессе тренировок

Характер отдыха во многом определяет общую интенсивность тренировки.

В зависимости от продолжительности и степени восстановления функций в результате отдыха различают отдых полный, сокращенный, чессткий и оптимизированный.

При полном отдыхе достигается восстановление исходной работоспособности к началу следующего упражнения или занятия, пульс к концу отдыха снижается до 100 и менее ударов в минуту.

Сокращенный отдых (ЧСС до 120 уд./мин) характеризуется отно-П1 тельным восстановлением работоспособности.

При жестком отдыхе (ЧСС до 130 уд./мин) упражнение выполня­йся на фоне последействия от предыдущего, что позволяет тренировать выносливость.

Подбор интервалов оптимизированного отдыха связан с изучени­ем индивидуальной (у конкретного человека) динамики работоспособ­ности в процессе физической нагрузки (тренировки).

Физические упражнения, используемые для развития физических качеств и двигательных навыков, применяются системно и комплекс­но, для чего разрабатываются и проводятся тренировочные занятия. !) тренировочные занятия составляют основу любой физической тре­нировки, в том числе и в рекреации.

Существенное место в рекреационной тренировке принадлежит игровому и соревновательному методам выполнения упражнений, что позволяет отрабатывать коллективные тактические, технические и тактико-технические действия в процессе реализации выбранных фи­зически нагруженных рекреационных программ, в том числе в похо­де, в путешествии, на соревнованиях.