Виды правоприменительных актов

1) акты, выносимые в порядке решения споров и охраны правопорядка;


2) акты, принимаемые в рамках исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, должностных лиц государственных и частных структур. Кроме того, основаниями для классификации правоприменительных актов могут служить:

• их юридическая сила (акты различных инстанций);

• издающие их субъекты (органы государственной власти, управления, должностные лица государства и частных структур);

• направление и характер деятельности (экономика, культура, охрана порядка);

• их действие в пространстве, времени и по кругу лиц (центральные-местные, разовые-длящиеся, индивидуальные-коллегиальные);

• цель (правоустанавливающая - правоохранительная);

• процедура принятия (коллективная-единоличная);

• отрасли права (отраслевая принадлежность, материально-процессуальная сфера);

• характер предписаний (императивный - диспозитивный, обязывающий, запрещающий, управомочивающий, поощрительный, удостоверяющий и т.д.);

• степень определенности (абсолютная, определенная, относительно-определенная);

• способ выражения воли правоприменителя и доведения ее до адресата (акт-документ, акт-структура (вводная, описательная, мотивированная, резолютивная). (При ответе следует привести примеры по каждому основанию).

V. Принципы правоприменения - основополагающие, руководящие идеи, выступающие ориентиром в сфере реализации права

Они имеют общеобязательное, нормативное значение и выступают критерием правомерности поведения и деятельности правоприменяющих субъектов; различают:

• конституционные принципы (демократизма, гласности, законности, равенства всех перед законом, презумпции невиновности и т.д.).

• общепроцессуальные (объективности истины, научности, быстроты, эффективности, экономичности, профессионализм и т.д.).

• специальные, отраслевые, межотраслевые (неотвратимость ответственности, соответствие наказания тяжести содеянного, равенства сторон, исключение обратной силы и т.п.).