Виды правоприменительных актов
1) акты, выносимые в порядке решения споров и охраны правопорядка;
2) акты, принимаемые в рамках исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, должностных лиц государственных и частных структур. Кроме того, основаниями для классификации правоприменительных актов могут служить:
• их юридическая сила (акты различных инстанций);
• издающие их субъекты (органы государственной власти, управления, должностные лица государства и частных структур);
• направление и характер деятельности (экономика, культура, охрана порядка);
• их действие в пространстве, времени и по кругу лиц (центральные-местные, разовые-длящиеся, индивидуальные-коллегиальные);
• цель (правоустанавливающая - правоохранительная);
• процедура принятия (коллективная-единоличная);
• отрасли права (отраслевая принадлежность, материально-процессуальная сфера);
• характер предписаний (императивный - диспозитивный, обязывающий, запрещающий, управомочивающий, поощрительный, удостоверяющий и т.д.);
• степень определенности (абсолютная, определенная, относительно-определенная);
• способ выражения воли правоприменителя и доведения ее до адресата (акт-документ, акт-структура (вводная, описательная, мотивированная, резолютивная). (При ответе следует привести примеры по каждому основанию).
V. Принципы правоприменения - основополагающие, руководящие идеи, выступающие ориентиром в сфере реализации права
Они имеют общеобязательное, нормативное значение и выступают критерием правомерности поведения и деятельности правоприменяющих субъектов; различают:
• конституционные принципы (демократизма, гласности, законности, равенства всех перед законом, презумпции невиновности и т.д.).
• общепроцессуальные (объективности истины, научности, быстроты, эффективности, экономичности, профессионализм и т.д.).
• специальные, отраслевые, межотраслевые (неотвратимость ответственности, соответствие наказания тяжести содеянного, равенства сторон, исключение обратной силы и т.п.).