IV. Правоприменительный акт

Правоприменительный акт - официальное властное предписание компетентного органа или должностного лица, конкретизирующее общее правоположение для единичного случая индивидуального субъекта и выраженное в соответствующей форме.

Общее между актом применения права и нормативно-правовым актом:

• носят властный характер по отношению к субъектам правовой жизни;

• представляют собой веление, категорический императив, соблюдение которого обеспечивают авторитет и сила государства;

• влекут за собой неблагоприятные последствия в случае нарушения или ненадлежащего исполнения;

• их принимают компетентные (уполномоченные на то) органы или должностные лица, придавая указанным актам фиксированное, властное значение;

• издаются в надлежащей специально предусмотренной форме и должны иметь определенные внешние атрибуты, отсутствие которых влечет за собой нуллификацию, т.е. потерю юридической силы;

• оба вида акта являются эффективным средством правового регулирования общественных отношений;

• оба вида актов являются средством повышения уровня дисциплины, порядка общественной жизни, социальной безопасности;

• оба вида актов направлены (должны быть направлены) на укрепление законности и правопорядка;

• оба вида актов составляют важные элементы механизма правового регулирования.

Отличие акта применения права от нормативного акта *

нормативный акт   акт применения права  
по своей волевой сущности  
воплощает волю законодателя, провозглашает ее   осуществляет волю законодателя  
по принадлежности  
относится к положительному законодательству   не относится к законодательству, тяготеет к правоотношению  
по юридической природе  
общее предписание,   предписание ad hoc,  

универсального плана, имеет дело с закономерностями   конкретизированное, рассчитано на случай (казус)  
по времени, месту действия и кругу лиц  
действует неопределенно долго, вплоть до отмены, по всей территории государства, персонально не определен, т.е. адресуется каждому, кто окажется в условиях, предусмотренных нормой права   однократного, «разового» действия, т.е. регулирует вполне определенное правоотношение, юридический факт; индивидуально-определен, т.е. обязателен к исполнению субъектами права, которым адресованы их предписания  
по источникам  
принимается органами государственной власти (в идеале) как результат нормотворчества, знаменуя его заключительную стадию   издается (как правило) органами (не) государственного управления, суда, контроля, надзора, администрацией, должностными лицами, в ходе оперативно-исполнительской, организаторской, контрольно-ревизионной и т.п. деятельности, не обязательно как ее заключительная стадия  
по юридическому значению  
главный правовой регулятор, самостоятелен, содержит норму права, может вносить изменения в законодательство   необходимый проводник нормативно-правового воздействия, подзаконен, не содержит нормы права, не вносит изменений в законодательство  
по способу правового регулирования  
начинает процесс регулирования; реализуется в индивидуальных правах и обязанностях субъектов права вне правоотношений, просто в силу издания нормативного акта   завершает его; реализуются в индивидуальных правах и обязанностях субъектов в рамках правоотношений, на основе нормативного акта; сложные случаи правового регулирования, в том числе всегда при нарушении правопорядка обеспечиваются в дополнение к нормативному акту актом применения права  
по сфере деятельности  
расширена до пределов государственных границ, до целых областей общественной жизни, до всего населения   сужена «до точки», до конкретного, единичного, индивидуального, разового, конечного  
по модельному и информационному типу  
логическая модель деятельности,   динамическая модель, правовая  

информация свернута, «сгусток» знаний, велений, требований предписаний   информация развернута, детализирована и конкретизирована  
по юридической форме, форме изложения и структуре **  
закон, нормативный указ, постановление правительства приказ, всегда в письменной форме, требует опубликования, свой порядок издания и оформления документа; свои структура и атрибутика   ненормативный (не содержащий общую норму) указ, приказ, распоряжение, приговор (решение) суда, может быть в устной форме, не документом, а действием; не требует опубликования, свой порядок вынесения и оформления; своя структура и реквизиты  
по юридическим последствиям  
регулирует тот или иной вид общественного отношения, не может рассматриваться в качестве юридического факта, не подлежит обжалованию в принципе   регулирует конкретное правоотношение (право-управленческое, регулятивное, правоохранительное) является юридическим фактом подлежащий обжалованию  

Примечание:

* представленное соотношение нормативного акта и акта применения права является характерным для стран континентального права, в других правовых системах их баланс может быть иным;

** имеется в виду современные названия характерные для России, в других случаях примеры иные, так в Древнем Риме типичные акты применения права наименовались «закон» - «lex».