Двухфакторная модель Ф.Герцберга
Она основана на потребностях людей. Герцберг сделал много выводов и благодаря им он смог выделить две большие категории, которые он назвал гигиеническими и факторами мотивации.
Гигиенические факторы- это физические факторы: условия труда, социальные отношения, стиль руководства, вознаграждения, климат на предприятии
Мотивационные факторы- это моральные факторы: работа как ценность сама по себе, чувство ответственности, переживание успехов в работе, признание, возможность совершенствоваться.
Теория трудовой мотивации Дж.Аткинсона
Основана на положении, что поведение работника является результатом взаимодействия индивидуальных качеств личности и ситуации, ее восприятия. Каждый человек имеет два мотива – мотив успеха и мотив, побуждающий избегать неудач. Эти мотивы достаточно стабильны и формируются в процессе обучения и работы, в них проявляется стремление человека к определенному уровню удовлетворения потребностей.
Теория справедливости С.Адамса
Согласно теории справедливости, люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
Если сравнение показывает, что коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у сотрудника возникает психологическое напряжение, для восстановления справедливости необходимо либо изменить уровень затрачиваемых усилий, либо изменить вознаграждение.
Специалисты отмечают, что обычно, когда люди считают, что им не доплачивают, они начинают работать менее интенсивно. Если же считают, что им переплачивают, они менее склонны изменять свое поведение и деятельность.
Теория усиления мотивации Б.Скиннера
Показывает зависимость мотивации сотрудников от их прошлого опыта.
Согласно теории Б. Скиннера, наличие стимулов вызывает определенное поведение человека, в зависимости от последствий которого оно повторяется или нет. Неоднократные повторения одних и тех же результатов приводят к формированию у человека определенной поведенческой установки.
Руководитель должен предвидеть психологическое влияние последствий выполнения сотрудниками заданий, которые он им дает, и ставить перед ним достижимые цели, реализация которых способна вызвать у них позитивный психологический эффект.