Зависимость нарушения речевой функции от времени полной потери слуха
Наличие или отсутствие вторичных отклонений в развитии ребенка зависит от того, в каком возрасте возникает первичное поражение слуховой функции.
Нарушение слуха может возникнуть в разные периоды жизни человека. Чем позднее произошла потеря слуха, тем больше возможностей для речевого развития.
Потеря слуха до 2 лет, когда речь малыша еще не сформирована, без ранней специальной помощи ведет к полному отсутствию речи.
Потеря слуха до 3-3,5 лет без коррекционного обучения приводит к утрате той речи, которую ребенок уже успел приобрести.
При полной потере слуха в 4-5 лет речь также почти полностью распадается, если не начато сразу специальное обучение.
Утрата слуха в 6-7 лет может резко исказить речь ребенка к школьному возрасту без специальной коррекционной работы над ней. Если ребенок потерял слух после 7 лет и к этому моменту овладел грамотой, то его речь может быть сохранена при систематической коррекционной работе.
Зависимость нарушения речевой функции от времени частичной потери слуха
У детей с частичной потерей слуха время снижения слуха также является важным фактором, определяющим уровень развития речи. Даже незначительное понижение слуха в возрасте до 3 лет может привести к задержке или недоразвитию речи.
Снижение слуха, возникшее после 3 лет, может оставить речь в значительной степени сохранной при своевременной коррекционной поддержке. Таким образом, время возникновения нарушения слуховой функции в большей мере определяет уровень речевого развития детей с нарушением слуха.
Роль педагогических условий в предупреждении возникновения нарушения речи у детей с нарушением слуха
Важную роль в предупреждении возникновения вторичных нарушений развития ребенка могут играть педагогические условия, в которых он находится с момента нарушения слуха. При всей сложности и тяжести нарушений развития глухого или слабослышащего ранняя педагогическая помощь, специальное педагогическое воздействие позволяют предупредить или преодолеть, или уменьшить возникшие отклонения. Чем раньше близкие ребенка замечают нарушение слуха, тем больше возможностей для коррекции его развития. Раннее начало развития ребенка в условиях специальной помощи, формирования речи неслышащего дает возможность предупредить возникновение вторичных нарушений: своеобразное развитие мышления, нарушение познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, социальную изоляцию.