Зависимость нарушения речевой функции от времени полной потери слуха

Наличие или отсутствие вторичных отклонений в развитии ребенка зависит от того, в каком возрасте возникает первичное поражение слуховой функции.

Нарушение слуха может возникнуть в разные периоды жизни человека. Чем позднее произошла потеря слуха, тем больше возможностей для речевого развития.

Потеря слуха до 2 лет, когда речь малыша еще не сформирована, без ранней специальной помощи ведет к полному отсутствию речи.

Потеря слуха до 3-3,5 лет без коррекционного обучения приводит к утрате той речи, которую ребенок уже успел приобрести.

При полной потере слуха в 4-5 лет речь также почти полностью распадается, если не начато сразу специальное обучение.

Утрата слуха в 6-7 лет может резко исказить речь ребенка к школьному возрасту без специальной коррекционной работы над ней. Если ребенок потерял слух после 7 лет и к этому моменту овладел грамотой, то его речь может быть сохранена при систематической коррекционной работе.

Зависимость нарушения речевой функции от времени частичной потери слуха

У детей с частичной потерей слуха время снижения слуха также является важным фактором, определяющим уровень развития речи. Даже незначительное понижение слуха в возрасте до 3 лет может привести к задержке или недоразвитию речи.

Снижение слуха, возникшее после 3 лет, может оставить речь в значительной степени сохранной при своевременной коррекционной поддержке. Таким образом, время возникновения нарушения слуховой функции в большей мере определяет уровень речевого развития детей с нарушением слуха.

Роль педагогических условий в предупреждении возникновения нарушения речи у детей с нарушением слуха

Важную роль в предупреждении возникновения вторичных нарушений развития ребенка могут играть педагогические условия, в которых он находится с момента нарушения слуха. При всей сложности и тяжести нарушений разви­тия глухого или слабослышащего ранняя педагогическая помощь, специаль­ное педагогическое воздействие позволяют предупредить или преодолеть, или уменьшить возникшие отклонения. Чем раньше близкие ребенка замечают на­рушение слуха, тем больше возможностей для коррекции его развития. Раннее начало развития ребенка в условиях специальной помощи, формирования речи неслышащего дает возможность предупредить возникновение вторичных на­рушений: своеобразное развитие мышления, нарушение познавательной дея­тельности, эмоционально-волевой сферы, социальную изоляцию.