Маркетинговая среда.

Маркетинговая среда - совокупность субъектов и сил влияющих на деятельность фирмы на рынке. Выделяют:

1) Внутренняя (эндогенная) среда входит в категорию контролирующих фирм сил на рынке.

2) Внешняя (экзогенная) - невозможность контроля или недостаточный контроль.

А. Микросреда, в которую входят факторы непосредственно связанные с деятельностью фирмы:

- Поставщики;

- Потребители;

- Конкуренты;

- Посредники.

Б. Макросреда - внешние силы и факторы, которые существуют независимо от фирмы, но оказывают влияние на ее деятельность:

- Социально - демографические факторы, все население делится по полу, возрасту, социальному статусу, в соответствии, с чем формируется потребность.

- Технология, включает в себя уровень развития научно- технического прогресса. Исследуется для долгосрочного планирования деятельности фирмы;

- Природно-климатические факторы, связаны с географическим положением страны и климатическими условиями;

- Средства массовой информации;

- Экономические факторы, связаны с уровнем экономического развития страны или региона и различных стран с высоким, средним и низким уровнем жизни;

- Политические факторы;

- Факторы культурного окружения.

Микро- и макросреда оказывают влияние на деятельность фирмы на рынке.

Определение и типология рынка.

Рынок - совокупность товарных потоков, услуг валютных, кредитных и иных отношений внутри национальных хозяйств стран или между странами.

Рынки делятся на товарные и финансовые.

Типология рынков связана с видами конкуренции и видами производимых товаров.

Матрица типологии рынков.

Типы рынков Число фирм Вид товара Контроль цен Наименование конкуренции
Совершенная конкуренция Очень много стандартный Нет контроля Нет
Монополистичес кая конкуренция Много Дифференцированный В узких рамках Реклама
Олигополия Несколь ко фирм Стандартный или дифференцированный Ограничен ный Различные формы
Монополия Одна Уникальные Значитель­ный Консьюмеризм

Консьюмеризм - защита прав потребителей.