Критические периоды, кризисы, опосредующие факторы дизонтогенеза.

 

Этиологией– называется учение о причинах и условиях возникновения болезней. Причина определяется как воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора, определяющего специфику болезни и ее возникновения.

Условия– внешние и внутренние факторы способствующие или препятствующие возникновению болезни, но сами по себе ее не вызывающие. В разных случаях один и тот же фактор может играть роль то причины, то условия заболевания.

По происхождению биологические причины м.быть разделены на экзогенные и эндогенные расстройства – это такие, при которых основной этиологический фактор явл внешним по отношению к организму.

Экзогенная патология м.быть преимущественно функциональной (психогенные расстройства) или органической (при повреждении мозга, анализаторов и др.).

Эндогенные расстройства – те, в происхождении которых основную роль играют внутренние наследственные факторы.

Ранние нарушения развития ц.н.с. могут быть вызваны биологическими соц факторами.

Биологические факторы: 1. генетически наследственные болезни обмена, хромосомные аберрации, генные мутации и т.д.

2. внутриутробные нарушения – токсикозы беременности, конфликты в системе крови, внутриутробные инфекции ,интоксикация.

3. патология родов

4. ранние заболевания – с преимущественным поражением ц.н.с. – дефекты обмена, прогрессирующие гидроцефалии, опухоли мозга, энцефалиты, шизофрения и т.д.

 

Социальные факторы:1. различные виды эмоциональной и социальной депривации (серьезное и длительное лишение возможностей развития тех или иных сфер психики (напр ограничение контакта с окружающими).

2. разного рода социальные и психологические стрессы.

Взаимоотношения биологического и социального в человеке как биосоциальном существе при определяющей роли последнего - общая закономерность в филогенезе и онтогенезе. Она сохраняет силу как в условиях здоровья, так и в условиях болезни, в том числе «болезней развития» дезонтогенезе. Однако в последнем случае взаимоотношения биологического и социального в человеке меняется.

Одно из общих направлений этого изменения – временный и более стойкий сдвиг отношений между социально-психическим и природно-психическом в человеке.

Так при шизофрении или органических заболеваниях ГМ могут возникнуть явления регресса психики с возникновением различных феноменов и форм поведения своиственных значительно ранним этапам онтогенеза – двигательной стереостепии, моторные автоматизмы, возобновление лепетной речи и т. д..

Такой сдвиг значительно легче и быстрее происходит в более раннем возрасте, что объясняется меньшей зрелостью и относительно малой устойчивостью социально-психических образований.

При различных типах общего психического дезонтогенеза наблюдается другой вид изменения соотношения между социальным и биологическим.

При ретардации (олигофрения и ЗПР) запаздывает переход от простых, преимущественно природно-психических свойств к более сложным – социально-психическим.

Степень развития социально-психических свойств и функций УО ребенка находится в прямой зависимости от степени недоразвития нейрофизиологических механизмов мозга, но в тоже время степень социализации такого ребенка оказывает значительное влияние на выявление и использование потенциальных возможностей мозга человеческого развития компенсаторных механизмов.

При ассинхрониях развития (психопатии в период их становления, РДА) – в этой группе диспропорционального развития общими закономерностями взаимоотношения социального и биологического является:

1. большая зависимость направления изменений социально-психических компонентов от нарушений природно-психических свойств (а через них – от патологических, т.е. биологических механизмов данного вида нарушения).

2.выраженная реакция личности на нарушения природно-психических свойств возникающую в процессе отношений такого ребенка с социальным окружением.

В онтогенезе социально-психологические и биологические факторы дизонтогенеза играют различную роль на разных возрастных этапах.

Изучение формирования нейродинамики, биолектрической активности мозга и вегетативных функций в онтогенезе ( с 4 лет до 21 года) показало, что наибольшее влияние на эти функции отмечается в возрасте 7-9 и 13-18 лет, наименьшее 10-12 и в 19-20 лет, т.о. возрастные периоды повышенного и пониженного гинетического контроля чередуются.

Социально-психологическим фактором принадлежит прежде всего роль внешних условий, либо способствующих проявлению нарушения, либо обостряющих нарушения. В тоже время социально-культурная депривация может стать причиной не только легких, но и обратимых форм ЗПР, но и нарушений функций нейрофизеологических систем мозга, что ведет к тяжелым необратимым состояниям недоразвития психики и личности (дети-маугли).

Отклоняющееся развитие обусловленное социально-психологическими факторами отличается меньшей тяжестью, глубиной и стойкостью дисгармонического развития личности по сравнению с нарушениями развития, вызванными биологическими причинами. Это объясняется отсутствием выраженных органических изменений мозговых структур, а также возникновением их на сравнительно позднем этапе онтогенеза.

Другая закономерность в том, что чем меньше ребенок, тем большие значения как причины отклоняющегося развития играют биологические факторы, а с возрастом увеличивается роль социально-психологических: в зависимости от характера биологического патогенного фактора Мастюкова выделяет 6 основных форм нарушений:

1. гипоксические – вследствии гепоксии, асфиксии или клинической смерти ребенка, во время рождения наступает кислородная недостаточность мозга с гибелью нервных клеток и малообратимыми изменениями ЦНС. В психо-физиологическом состоянии ребенка это проявляется в ДЦП, нарушениях речи, интеллекта.

2. травматические – наблюдаются при механических травмах мозга и внутричерепных кровоизлияниях. При этом происходит локальная гибель нервных клеток с последующим замещением их рубцовой тканью или гидроцефалия с повышенным внутричерепном давлении и отрофии участков мозга. Такое повреждение вызывает отклонение в психо-моторном развитии ребенка, двигательные и речевые расстройства, нарушения памяти и внимания, умственной работоспособности, эмоциональной сферы и поведения.

3. воспалительные – вызывают нейроинфекции – менингиты, энцефалиты.

4. токсические – обусловлены внутриутробными интоксикациями (прием матерью антибиотиков, алкоголя).

5. эндокринные – (напр: гипотериоз – врожденная недостаточность функции щетовидной железы) также могут стать причиной интоксикации и поражения ЦНС, изменений в костной и самотической сферах, задержки психо-моторного развития

6. хромосомные синдромы – делятся на хромосомные оберрации– изменение числа или структуры хромосом, порождающие генный дисбаланс (синдром Дауна) и генные заболевания – когда число и структура хромосом остаются неизменными, а ген под влиянием неблагоприятных факторов внешней среды мутирует и начинает программировать развитие измененного признака.

Психосоциальные патогенные факторы:

1. психическая депривация – это психическое состояние, возникшее в результате определенных условий, в которых субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения ряда его основных психосоциальных потребностей в достаточной мере и в течении длительного времени. Выделяют материнскую (эмоциональную), сенсорную и социальную депривацию

2. детские расстройства привязанностей – возникновение отклонений в развитии ребенка рассматривается в русле теории привязанности. Неполноценное или непостоянное удовлетворение матерью основных потребностей ребенка ведет к искажению формирования привязанностей и появлению специфических симптомов: а) устойчивое нежелание вступать в контакт или поддерживать отношения с окружающими взрослыми, апотичный или сниженный фон настроения, плохое взаимодействие со сверстниками, агрессия к себе и другим. Б) диффузная общительность – отсутствие чувства дистанции со взрослыми и фамильярность в общении с почти незнакомыми людьми, «прилипчивое поведение», неразборчивые связи со сверстниками. Этот вариант носит название «расторможенное расстройство привязанности», характерно для воспитанников детских домов

3. сепарация – ситуация долговременной разлуки ребенка с матерью. Различают три наиболее типичные фазы сепераций для детей от 7 месяцев до 4 лет при помещении в круглосуточные ясли, больницу или дом ребенка, однако эти фазы могут отмечаться и в более раннем или старшем возрасте: 1 фаза «протеста»:ребенок плачем зовет мать 2 фаза «отчаяния»:наступающая через несколько дней:ребенок становится подавленным, погруженным в себя, отмечаются нарушения сна и аппетита, могут появиться стериотипные действия 3 фаза «отчуждения» : теряется интерес к объекту привязанности, происходит утрата потребностей в нем. Эти фазы могут быть непоследовательными а как бы приплетаться.