Нумерация чисел в пределах 1000.
Устная нумерация чисел начинается с изучения сотни как счетной единицы. Для наглядности целесообразно использовать пособие "Нумерационные квадраты": единицы обозначаются квадратами, десятки - полоска из десяти квадратов, сотни - большой квадрат, который разделен на 100 маленьких квадратов. С помощью нумерационных квадратов ученики учатся считать не только десятками как счетными единицами, а также и сотнями; отсчитывать 10 десятков и заменять их одной сотней, 10 сотен и заменить их одной тысячей. Опираясь на данные упражнения дети устанавливают и записывают соотношение между разрядными единицами: 10 единиц представляют один десяток, 10 десятков представляют 1 сотня, 10 сотен представляют 1 тысяча. Эти упражнения раскрывают перед учениками принципы построения десятичной системы исчисления. Нумерационные квадраты помогают детям осознать образование чисел из сотен, десятков, единиц; проводить операции устного добавления и вычитания круглых сотен; круглых сотен и круглых десятков; круглых сотен, круглых десятков и единиц; замінювати сумму разрядных слагаемых на трицифрове число и наоборот. В процессе устной нумерации продолжается работа над последовательностью натуральных чисел, теперь уже в пределах 1000. Одновременно учеников знакомят с новым разрядом - разрядом сотен.
При изучении письменной нумерации необходимо использовать трехразрядные абаки, что аналогичные двухразрядным. На абаках ученики учатся выкладывать трехзначные числа, наглядно видят, что цифра нового третьего разряда, разряда сотен, которая обозначает количество сотен, должна быть записана на третьем месте, если считать справа налево; что отсутствие единиц первого или второго разрядов помечают цифрой 0.
Чтобы ученики не ошибались в определенные в числе количества единиц, десятков и сотен, необходимо научить их рассуждать:
«Число 728 содержит 728 единиц, потому что в разряде единиц 8 единиц, в разряде десятков еще 20 единиц, в разряде сотен еще 700 единиц, всего 728 единиц".
В последствии такие рассуждения заменяются следующим приемом: для того, чтобы определить количество десятков в числе, необходимо закрыть цифру, которая стоит в разряде единиц; чтобы определить количество сотен, необходимо закрыть цифры, которые стоят в разрядах единиц и десятков.
В числе 487 - 48 десятков. В числе 487 - 4 сотни.
Позже этом правилом ученики будут пользоваться при определенные в числе количества тысяч, единиц тысяч, десятков тысяч и так далее.
Для формирования умений читать и записывать трехзначные числа целесообразно предлагать ученикам следующую систему заданий :
-на выявление сходства и отличия двузначных и трехзначных чисел :
"Чем похожие и чем отличаются числа в каждой паре
76 и 176 32 и 132
89 и 189 99 и 199";
- на запись трехзначных чисел определенными цифрами:
"Запиши цифрами 3 и 2 все возможные трехзначные числа. Сколько таких чисел можно записать"?
При выполнении данного задания можно научить детей записывать трехначные числа определенными цифрами, пользуясь "комбинаторным деревом":
Сотни 3 2