Макроэкономика — это раздел науки о хозяйстве, как целом, в котором рассматриваются размеры и структура общественного продукта, эффективность экономики в целом.
Система макроэкономических показателей позволяет измерять объем производства в стране и выявить причины экономического спада.
Макроэкономические показатели характеризуют функционирование национальной экономики за длительное время путем сравнивания уровней деятельности страны за определенные отрезки времени.
Макроэкономические показатели являются основой для формирования и проведения в жизнь государственной экономической политики.
В экономической теории и статистике для характеристики конечных результатов годового производства используются показатели, исчисленные на основе системы национальных счетов (СНС). Стандартная система национальных счетов, разработанная статистической комиссией ООН, применяется в мировой практике с 1953 года. В настоящее время национальные счета составляются в более чем 100 странах мира.
СНС — свод балансовых экономических таблиц, отражающих, с одной стороны, расходы субъектов хозяйственной деятельности на покупку товаров, с другой — их доходы от результатов хозяйственной деятельности.
В систему национальных счетов входят следующие показатели: валовой национальный продукт (ВНП); чистый национальный продукт (ЧНП); национальный доход (НД); личный доход (ЛД).
2. Валовой национальный продукт и его измерение. Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП.
Валовой национальный продукт — это весь объем конечных результатов материального производства и сферы услуг за определенное время (например, за 1 год), выраженный в деньгах (рассчитанный по рыночным ценам).
Таблица 8.
ВНП по расходам | ВНП по доходам |
1. Личные потребительские расходы 2. Инвестиционные расходы банка 3. Государственные закупки товаров и услуг 4. Чистый экспорт | 1. Амортизация 2. Зарплата 3. Прибыль 4. Процент 5. Рента 6. Косвенные налоги |
Сумма всех расходов | Сумма всех доходов |
Дефлятор ВНП. Рассматривая величину валового
национального продукта и срав -
нивая ее с величиной прошлого периода, нельзя с уверенностью назвать источник роста ВНП: а) либо вырос объем производства; б) либо выросли цены в связи с инфляцией. Поэтому величину ВНП корректируют таким образом, чтобы в ней отражалось точное изменение физического объема производства, а не колебание цен.
Для этого используют следующие показатели: номинальный ВНП — объем валового национального продукта, рассчитанный в действующих ценах; реальный ВНП — объем валового национального продукта, рассчитанный в ценах любого года, взятого в качестве базового периода; дефлятор ВНП — соотношение между номинальным и реальным ВНП.
Дефлятор ВНП = Номинальный ВНП / Реальный ВНП.
3. Показатели, производные от ВНП. Экономическое благосостояние.
4. Экономический рост: понятие, цели и факторы.
Экономический рост — это скорость увеличения (прироста) ВВП за определенное время (обычно за год).
Важнейшей долговременной целью общества являются стабильные и достаточные темпы экономического роста. Однако экономический рост важен не сам по себе, а необходим для достижения конечной цели развития страны — повышения материального благосостояния населения страны.
Факторы экономического Факторы экономичес-
роста. кого роста — это те
элементы (явления, процессы) экономики, которые определяют величину роста ВВП, влияют на скорость увеличения национального продукта.
По сферам действия выделяют три вида факторов экономического роста.
1. Факторы предложения — это потенциал ресурсов, необходимых для производства: количество и качество рабочей силы в стране; объем и качественный состав основного капитала; уровень технологии и организации производства; количество и качество природных ресурсов.
2. Факторы спроса — это те элементы экономики, которые определяют возможность реализации созданного продукта:
уровень расходов на приобретение созданного ВВП со стороны потребителей, предпринимателей и государства; фаза цикла деловой активности в стране; освоение новых рынков сбыта и др.
3. Факторы распределения — это те элементы, которые вначале воздействуют на спрос, а затем уже через него на предложение. К ним относятся: уровень доходов работников и предпринимателей; социальная политика правительства; социальная стабильность в стране и пр.
По способу воздействия на темпы экономического роста выделяют прямые и косвенные факторы.
Прямые факторы — это те элементы, которые прямо
непосредственно обеспечивают возможность роста ВВП. Например, к прямым факторам относятся количество и качество природных ресурсов, рабочей силы и др.
Косвенные факторы показывают условия реального использования возможностей роста ВВП. К ним относятся: уровень конкуренции и монополизации в экономике; возможность получения кредитов; уровень налогообложения; величина инвестиций со стороны населения и правительства; уровень конкурентоспособности отечественных товаров и пр. Косвенные факторы могут как стимулировать, так и тормозить экономический рост. Прямые факторы преимущественно действуют как факторы предложения, а косвенные — как факторы спроса и распределения. В целом же все виды факторов переплетены и взаимозависимы.
5. Типы экономического роста. Эффективность и качество экономического роста.
Типы экономическогоРазличают два типа эконо-
роста. мического роста: экстен -
сивный и интенсивный.
Экстенсивный тип (количественный) — это рост производства за счет наращивания факторов производства (применяемых средств производства и количественного роста работников). Интенсивный тип (качественный) — это рост производства за счет прогрессивной техники, передовой технологии, до науки и квалифицированных кадров.
6. Совокупный спрос и совокупное предложение. Ценовые и неценовые факторы AD и AS.
Совокупный спрос (АД) — это количество товаров и услуг, которые желают и имеют возможность купить все население страны, все фирмы, правительство и заграница (экспорт) по действующим рыночным ценам.
Совокупный спрос включает:
а) потребительские расходы (С) — расходы населения на приобретение предметов потребления и услуг потребительского назначения;
б) инвестиционные расходы (J) — расходы предпринимателей на производственные нужды;
в) государственные расходы (G) — государственные закупки товаров и услуг;
г) чистый экспорт (Х) — разница между экспортом и импортом, показывающая расходы зарубежных покупателей.
При построении графика совокупного спроса (график 39) на оси абсцисс указывается реальный ВНП, а на оси ординат — дефлятор ВНП, или индекс цен (Рi).
В национальном хозяйстве, как и на локальном рынке, действует закон спроса, который выражает: а) обратную зависимость между ценой (индексом цен) и покупаемым количеством товаров; б) постепенное убывание спроса на данный товар или услугу. Если цены товаров возрастают, то объем продаж снижается. И наоборот, если цена снижается, то объем продаж возрастает. Снижение количества продаж происходит и вследствие насыщения потребительского спроса. Убывание спроса обусловлено все меньшей полезностью определенного товара при каждой последующей покупке. Важнейшим фактором совокупного спроса является доход всего населения страны, или количество денег в стране, скорректированное на скорость обращения этих денег. Совокупный спрос будет определяться:
return false">ссылка скрытаНа совокупный спрос влияют и другие факторы: уровень налогов, уровень ссудного процента, инфляция и инфляционные ожидания, рост трансфертных платежей, уровень импорта, степень насыщенности населения долговременными потребительскими товарами, колебания валютных курсов, степень криминальности экономики.
Воздействие всех этих факторов сдвигают кривую АD вправо - если спрос растет и влево - если спрос сокращается.
Совокупное предложение (АS) — это весь созданный в стране валовой национальный продукт (ВНП).
Закон предложения выражает прямую зависимость между уровнем цен (индексом цен) и уровнем совокупного предложения (см. график 40).
На совокупное предложение влияют и другие показатели. Так, рост цен на факторы производства (сырье, энергоносители, труд, техника) увеличивают издержки производства и снижают АS. Кривая АS сдвигается влево. Рост производительности труда, инвестиций и субсидий сдвигает АS вправо. Рост налогов и высокая степень монополизации уменьшает объем совокупного предложения и т.д.
На совокупное предложение действуют и такие факторы, как: развитие техники и технологии производства; уровень издержек производства; степень монополизации рынка и др. Все это может изменять положение АS от АS1 до АS2.
д) все предприниматели находят средства для инвестиций (∑сбережений = ∑инвестиций).
7. Макроэкономическое равновесие национального рынка.
Равенство между совокупным спросом и совокупным предложением называется общим макроэкономическим равновесием (сбалансированность экономики): АD = АS. Точка Е фиксирует состояние общего макроэкономического равновесия (график 41).
Общее равновесие (Е) означает, что при определенном уровне цен достигнуто равенство между АD и АS.
Реальное макроэкономическое равновесие означает:
а) весь произведенный продукт продан (АD = АS);
б) совокупный доход населения достаточен для покупки всего ВНП (∑ дохода = ∑ расхода = ВНП, или МV = ВНП);
в) все желающие работать по найму находят работу — в стране лишь естественный уровень безработицы;
г) цены стабильны — мягкий уровень инфляции полное ее отсутствие;
8. Фиаско рынка. Необходимость государственного воздействия на экономику.
Фиаско свободногоКлассическая теория равновесия
рынка.была вполне достаточной для
определенного уровня развития
экономики. Когда же экономические условия качественно изменились, эта теория оказалась недостаточной. Проявились провалы (фиаско) автоматического саморегулирования свободного и стихийного рыночного хозяйства.
Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлена теми недостатками и отрицательными явлениями, которые развиваются в процессе функционирования свободной, стихийной рыночной экономики. Во-первых, свободная совершенная конкуренция приводит к появлению монополизма. Монополизм, рожденный конкуренцией, уничтожает саму конкуренцию и, тем самым, подрывает основы динамичности экономической системы. Монополизм следует ограничить и такое ограничение способно осуществить только государство.
Во-вторых, стихийный рынок приводит к отставанию совокупного спроса от совокупного предложения и возникновению экономических кризисов перепроизводства. Только государство способно оказать стимулирующее воздействие на совокупный спрос и восстановить утраченное макроэкономическое равновесие.
В-третьих, стихийная рыночная система направлена на достижение индивидуального интереса предпринимателей и не способствует производству товаров коллективного пользования, сохранению невоспроизводимых ресурсов и охране окружающей среды, не оказывает внимания социально незащищенным слоям населения. Только государство способно исправить все эти социально-экономические аномалии рыночного хозяйства.
В-четвертых, современная научно-техническая революция поставила перед обществом ряд проблем, решить которые может только государство. К таким проблемам относятся фундаментальные научные исследования, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров работников, процессы урбанизации. Все эти проблемы требуют объемного финансирования и не направлены на достижение индивидуальных или совместных экономических интересов предпринимателей. Следовательно, решаться они могут только государством.
9. Цели и методы государственного воздействия на экономику.
Цели государственного Для каждого государства
регулирования существует главная цель —
сохранение и развитие страны.
Эта цель раскрывается в конкретных показателях:
а) экономическая и социальная стабильность в стране;
б) рост материального благосостояния всего населения страны;
в) укрепление и сохранение суверенности страны в окружающем мире;
г) приспособление страны к изменяющимся условиям.
От главной цели распространяется «дерево целей» набор конкретных целей, без осуществления которых главная цель не может быть достигнута.
Для наиболее развитых стран государственное регулирование преследует две цели: а) достижение нового качества экономического роста (экономическое развитие); б) контроль над инфляцией.
В среднеразвитых странах государственное регулирование должно ставить уже минимум четыре цели и эти цели иного содержания:
а) «полная» занятость рабочей силы (с учетом естественной безработицы);
б) стабильность цен (ограничение инфляции до уровня мягкой);
в) контроль за государственным долгом (отсутствие неуправляемых дефицитов платежного баланса страны);
г) экономический рост (устойчивый уровень экономического развития);
У слаборазвитых стран множество целей государственного регулирования, обусловленных проблемами отсталости и застоя. Целями государственного регулирования в этих странах могут быть:
а) объем государственных расходов;
б) темпы роста реальных доходов населения;
в) уровень занятости;
г) индикатор распределения доходов;
д) размеры инвестиций;
е) уровень производства;
ж) дефицит государственного бюджета;
з) дефицит платежного баланса и т.д.
Методы государственного Государство в своей
регулирования экономики. регулирующей деятель-
ности пользуется набором средств, способов и инструментов, которые образуют систему методов государственного воздействия на экономические отношения в стране. По характеру воздействия эти методы распадаются на прямые и косвенные.
Прямые методы проявляются в целенаправленных государственных документах, содержащих прямые указания, решения, законы и поправки к ним. Все эти решения государства требуют неукоснительного выполнения и влекут наказание в случае частичного или полного неисполнения. Прямые методы иначе называют административно-правовыми
Административно-правовые методы базируются на силе государственной власти и включают в себя.
а) меры разрешения и запрета (выдача или лишение лицензии);
б) меры принуждения (требование выполнять нормы и стандарты различного рода и пр.);
Косвенные методы — это предложение, со стороны государства, хозяйствующим субъектам выполнять те или иные экономические решения. Косвенные методы обеспечивают возможность свободного выбора поведения участников экономики в определенных рамках. Косвенные методы называются еще экономическими или финансовыми методами. Косвенные методы становятся эффективными лишь тогда, когда дополняются системой поощрения тем предпринимателям, которые следуют государственным решениям.
10. Понятие экономического цикла. Виды циклов. Фазы промышленного цикла. Кризисы перепроизводства и недопроизводства.