Евросистема и Европейский центральный банк

Первые попытки интеграции в международной валютно-кредитной сфере относятся к XIX в., так называемой первой волне глобализации. В 1866 г. Франция Италия, Бельгия и Швейцария образовали Латинский монетный союз. к которому позднее присоединилась Греция. Страны этого союза ввели единый стандарт чеканки золотых и серебряных монет, а также заключили соглашение о свободном обращении монет стран союза во всех странах союза. В 1872 г. Данией. Швецией и Норвегией был образован основанный на схожих принципах Скандинавский монетный союз. Унификация национальных денежных систем укрепила экономические взаимосвязи между странами — членами этих союзов, упростила торговлю и движение людей между странами.

Первая мировая война и крах золотомонетного стандарта привели к разрыву международных экономических связей и, в том числе к распаду монетных союзов. Лишь во второй половине 1940-х гг., с формированием «второй волны глобализации» возобновилась экономическая интеграция. Как и в предшествующем веке, лидерами этого процесса стали европейские страны.

В 1951 г. ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург создали Европейское объединение угля и стали, направленное на развитие металлургического комплекса стран-членов (унификация тарифов на транспортировку руды, угля и стали, отмена пошлин и ограничений на торговлю этими товарами между странами объединения). В 1957 г. было создано Европейское сообщество по атомной энергии, основанное на схожих принципах. В том же году было создано Европейское экономическое сообщество, направленное на углубление интеграции в других отраслях экономики. В 1967 г. эти три организации были преобразованы в Европейское сообщество (ЕС), ядро институтов будущего Европейского союза.

На первых этапах своего развития европейская интеграция была связана преимущественно с реальным сектором и практически не затрагивала валютно-кредитную сферу стран-членов. Однако крах Бреттон-Вудской валютной системы поставил перед европейскими странами новые задачи. Нестабильность валютных курсов затрудняла экономические связи между европейскими странами и в 1972 г. центральные банки стран ЕС ввели режим совместного плавания курсов валют стран ЕС к валютам третьих стран («европейская валютная змея»), В рамках данного механизма были фиксированы максимальные и минимальные курсы валют стран ЕС друг к другу и к доллару США. Если курс национальной валюты страны ЕС выхолил за рамки установленного диапазона, центральный банк этой страны должен был проводить валютные интервенции с целью возвратить его в эти рамки.

В 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС). основанная на использовании единой европейской расчетной единицы ЭКЮ, единого механизма поддержания стабильности курсов валют стран ЕВС друг к другу и создании Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС). Европейский фонд валютного сотрудничества, сформированный за счет средств стран-членов и предоставлявший кредиты центральным банкам для осуществления валютных интервенций, ознаменовал качественно новый этап европейской валютной интеграции. На этом этапе взаимодействие центральных банков уже не ограничивалось координацией мер валютной политики, но и подразумевало совместное использование общих финансовых ресурсов при осуществлении единой валютной политики.

Следующим этапом европейской валютной интеграции стало создание Европейского валютного союза, в рамках которого были углублены элементы европейской валютной интеграции. Курсы национальных валют стран-членов в 1999 г. были жестко фиксированы друг к другу. Вместо ЭКЮ была введена новая наднациональная денежная единица евро, причем в отличие от расчетной единицы ЭКЮ, использовавшейся преимущественно в межгосударственных расчетах, евро предназначалось и для частного использования. В 2002 г. были введены в обращение наличные евро, а наци- ональные ваз юты стран ЕВС постепенно были замещены на евро. Европейский валютный институт в 1998 г. был преобразован в Европейский центральный банк ( ЕЦБ).

По мере расширения ЕС на евро переходили все новые страны. К 12 странам, отказавшимся от национальных валют в пользу евро в 2002 г. (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция) присоединились Словения (в 2007 г.), Кипр и Мальта (в 2008 г.), Словакия (в 2009 г.) и Эстония (в 2011 г,).

Переход на единую валюту стал источником серьезных конкурентных преимуществ для стран зоны евро. Во-первых, для экспортеров и импортеров из зоны евро возросла привлекательность операций с другими странами зоны евро, так как это позволило полностью устранить валютные риски. В результате усилился внутренний товарный рынок зоны евро. Во-вторых, на финансовом рынке европейских стран исчезла необходимость отслеживать возможные колебания курсов немецкой марки, французского франка, итальянской лиры и прочих бывших валют стран зоны евро друг к другу. Это позволило резко снизить издержки, связанные с хеджированием валютных рисков и упростить выбор направлений инвестирования средств. В-третьих, переход на единую валюту создал предпосылки для ((армирования единых финансовых рынков зоны евро (прежде всего денежного рынка и рынка облигаций, в меньшей степени — рынка акций). Благодаря этому рынки стали более ликвидными, инвесторы получили возможность диверсифицировать свои вложения, а заемщики получили доступ к более широкому кругу источников капитала.

Кроме того, единая европейская валюта для многих стран является привлекательной альтернативой доллару США в качестве средства расчетов и резервного актива. По оценкам МВФ, к 2011 г. на евро приходилось более 26% от общего объема официальных валютных резервов стран мира[12]. Наличные евро широко используются в развивающихся странах и странах с переходной экономикой в качестве средства сбережения и инструмента расчетов. Растущий спрос на евро позволяет странам зоны евро получать эмиссионный доход от выпуска банкнот и монет евро, а также размещать государственные облигации, номинированные в евро, по пониженным ставкам.

Однако оборотной стороной этих преимуществ является возросшая сложность регулирования экономики стран зоны евро и ее уязвимость к нестабильности ситуации в отдельных странах. Наглядным примером этого стали события 2010-2011 гг., когда затруднения ряда периферийных стран зоны евро с обслуживанием внешнего долга привели к дестабилизации ситуации в зоне евро в целом.

Для минимизации рисков, связанных с функционированием зоны евро, необходима эффективная координация (а в идеале — унификация) бюджетной и денежно-кредитной политики в странах зоны евро. Функции координации денежно-кредитной политики выделяются Евросистемой, состоящей из ЕЦБ и центральных банков стран зоны евро. Ряд функций центрального банка выполняется также Европейской системой центральных банков (ЕСЦБ), включающей в себя ЕЦБ и центральные банки всех стран ЕС.

На евросистему возложены четыре основных функции. Во-первых, ЕЦБ и национальные центральные банки реализуют денежно-кредитную политику (ДКП). Основной задачей ДКП является обеспечение ценовой стабильности (т.е. поддержание инфляции на стабильно низком уровне). Промежуточная цель — поддержать уровень краткосрочных ставок на едином денежном рынке зоны евро, влияющий на ставки по кредитам конечным заемщикам и, соответственно, на общий спрос и уровень цен в экономиках зоны евро.

Для воздействия на уровень ставок денежного рынка банки Евросистемы используют те же инструменты, что и другие центральные банки — операции постоянного действия (однодневные кредиты и депозиты), операции на открытом рынке и изменение нормативов обязательных резервов. В условиях глобального финансового кризиса 2007—2009 it. отмечалось резкое снижение определенности ценовых ожиданий и, соответственно, ослабление влияния краткосрочных ставок денежного рынка на ставки по кредитам на более длительные сроки. В этих условиях банки Евросистемы были вынуждены использовать нестандартные инструменты - операции среднесрочного рефинансирования банков. Однако но мере стабилизации ситуации па финансовом рынке значимость этого инструмента снижалась.

Вторая функция Евросистемы — реализация валютной политики. Проводя интервенции на валютном рынке, банки Евросистемы могут оказывать воздействие на курс евро. Как правило, ЕЦБ и другие банки Евросистемы воздерживаются от вмешательства в формирование курса евро, но в отдельных случаях могут использовать этот инструмент.

Третья функция Евросистемы, тесно связанная со второй, — управление золотовалютными резервами стран зоны евро. При создании ЕЦБ часть золотовалютных резервов центральных банков стран зоны евро была перечислена в ЕЦБ, часть осталась в ведении национальных центральных банков. ЕЦБ и национальные центральные банки обладают определенной степенью независимости в управлении золотовалютными резервами, но крупные операции национальных центральных банков с резервными активами должны согласовываться с ЕЦБ.

Четвертая функция Евросистемы — обеспечение бесперебойного функционирования платежной системы стран зоны евро. Для достижения этой цели ЕСЦБ была создана платежная система TARGET { Trans-European Automated Real-time Gross settlement Express Transfer)[13], предназначенная для быстрого осуществления крупных платежей между национальными центральными банками и межбанковских расчетов. В 2008 г. была создана Единая зона платежей в евро {Single Euro Payment Area, SEPA), упрощающая осуществление платежей между странами зоны евро и снижающая издержки на осуществление этих платежей.

Функции банковского надзора не вполне входят в сферу компетенции Евросистемы. Это связано с тем, что в ряде стран зоны евро функции банковского надзора осуществляются не центральными банками, а специальными органами банковского надзора. Однако в рамках ЕСЦБ осуществляется координация деятельности национальных центральных банков и прочих органов банковского надзора, так как эта деятельность тесно связана с такими направлениями функционирования ЕЦБ и Евросистемы, как обеспечение финансовой стабильности, мониторинг системных рисков, обеспечение бесперебойного функционирования платежных систем и т.д.

1 В 2008 г. заменена усовершенствованной системой TARGET2.

Средства ЕЦБ формируются за счет трех основных источников: взносы стран-членов в уставный капитал ЕЦБ (по состоянию на конец 2010 г. — около 5 млрд евро); эмиссия банкнот евро (более 60 млрд евро); перечисление части золотовалютных резервов стран — членов в ЕЦБ (около 40 млрд евро). Эти средства размещаются в высокоденежные активы в золоте и иностранной валюте и используются для рефинансирования европейских банков1.

Основу структуры управления ЕЦБ составляет Исполнительный комитет, включающий в себя 6 человек (президент и вице-президент ЕЦБ, а также 4 обычных члена). Члены Исполнительного комитета назначаются правительствами всех стран, перешедших на евро, по согласованию с Советом ЕС, Европейским Парламентом и Советом управляющих ЕЦБ[14]. Исполнительный комитет, как правило, собирается еженедельно и принимает решения, связанные с текущей деятельностью ЕЦБ (определение инструментов реализации ДКП, контроль технических аспектов деятельности ЕЦБ. подготовка материалов к встречам Совета управляющих).

Стратегическое управление деятельностью ЕЦБ возложено на Совет управляющих, состоящий из всех членов Исполнительного комитета, также руководителей национальных центральных банков стран, перешедших на евро. Основной задачей Совета управляющих является определение приоритетов денежно-кредитной политики стран зоны евро, в частности, определение ставки по операциям рефинансирования банков со стороны ЕЦБ и национальных центральных банков стран-членов, нормативов обязательных резервов и других инструментов денежно-кредитной политики. Кроме того. Совет управляющих принимает решения, касающиеся организации платежной системы зоны евро, управления золотовалютными резервами и т.д.

В Совете управляющих используется специфическая система организации голосования. При обсуждении финансовых вопросов (перераспределение золотовалютных резервов, использование доходов ЕЦБ, осуществление взносов в капитал ЕЦБ) в голосовании участвуют только представители национальных центральных банков, причем число голосов у каждого из них пропорционально доле банка в капитале ЕЦБ. При обсуждении прочих вопросов каждый член совета управляющих имеет один голос. Решения принимаются простым большинством, если голоса распределяются поровну, решающим является голос президента ЕЦБ.

Особое место в структуре органов управления ЕЦБ играет Общий совет, включающий в себя президента и вице-президента Исполнительного совета, а также глав национальных центральных банков всех стран ЕС. Общий совет решает вопросы, связанные с функционированием финансовой системы ЕС в целом, подготовкой к переходу на евро в новых странах и т.д. Однако Общий совет не имеет влияния на текущую деятельность ЕЦБ.

В рамках Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) также функционирует ряд комитетов, объединяющих представителей ЕЦБ. национальных центральных банков и иных денежных властей стран ЕС. В частности, это Комитет по банковскому надзору, Комитет по банкнотам, Комитета по внутреннему аудиту и т.д. В рамках этик комитетов осуществляется координация соответствующих направлений деятельности центральных банков и разработка единых стандартов.

Одним из принципов организации деятельности Евросистемы является независимость ЕЦБ и национальных центральных банков от органов управления ЕС и национальных правительств. Независимость центральных банков проявляется в двух аспектах. Первый аспект — персональная независимость. Минимальный срок полномочий руководителей национальных центральных банков составляет пять лет, срок полномочий членов исполнительного комитета ЕЦБ — восемь лет. Члены Исполнительного комитета могут быть отозваны со своей должности лишь в случае серьезной некомпетентности и лишь по решению Суда ЕС. Второй аспект — функциональная независимость (ЕЦБ и национальным центральным банка стран зоны евро прямо запрещено кредитовать государственные организации ЕС или отдельных стран ЕС). Эти нормы позволяют снизить риск того, что государственные органы навяжут центральным банкам действия, препятствующие эффективному выполнению функций центральных банков (к примеру, проинфляционное расширение кредитования в предвыборный год).

Евросистема — не единственная структура европейской интеграции, в рамках которой осуществляется координация политики отдельных стран. Важную роль в функционировании ЕС играет Совет министров экономики и финансов (ECOFIN), объединяющий руководителей министерств экономики и финансов всех стран — членов. В рамках ECOFINсогласовывается экономическая и финансовая политика стран — членов ЕС, вырабатывается единая реакция на изменяющуюся экономическую ситуацию. В сферу компетенции ECOFIN входят регулирование финансового сектора европейских стран, сотрудничество с иностранными государствами в вопросах валютного регулирования, налоговая политика. ECOFIN активно сотрудничает с ЕЦБ в вопросах, относящихся к компетенции обеих организаций (управление минимальными резервными требованиями, проведение валютной политики и политики государственных заимствований и т.д.). Представитель ECOFIN может принимать участие в заседаниях Совета управляющих ЕЦБ, а представитель ЕЦБ — в заседаниях ECOFIN.

В рамках европейской интеграции функционирует также широкий спектр международных кредитных организаций и целевых фондов. Наиболее значимой из них является Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). созданный в 1958 г. Основной задачей ЕИБ является финансирование компаний, испытывающих затруднения с привлечением средств частных инвесторов. Приоритетными направлениями деятельности ЕИБ являются: обеспечение равномерного развития регионов ЕС (кредитование компаний из регионов, отстающих в развитии от среднеевропейского уровня), поддержка инновационной экономики (кредитование компаний, действующих в сфере исследований и разработок): формирование инфраструктуры европейского рынка (кредитование европейских транспортных и коммуникационных компаний); стимулирование оздоровления экологии (кредитование компаний «зеленой» экономики, перевооружения предприятий на энергосберегающие и «чистые» технологии и т.д.). ЕИБ также предоставляет кредиты компаниям из стран, не являющихся членами ЕС. В этом случае ЕИБ выступает проводником интересов ЕС, кредитуя компании из стран — кандидатов в члены ЕС или страны, в которых частные инвесторы из стран ЕС реализуют свои проекты.

Организация деятельности ЕИБ во многом сходна с организацией деятельности МБРР и региональных банков развития. Номинальный капитал ЕИБ весьма значителен (по состоянию на конец 2010 г. — свыше 230 млрд евро), но фактически странами-членами оплачено лишь 5% этой суммы. Оставшаяся часть служит обеспечением заимствований, осуществляемых ЕИБ на мировом рынке капитала (на конец 2010 г. ЕИБ были размещены облигации общим объемом свыше 330 млрд евро). Поскольку ЕИБ является высоконадежным заемщиком, он привлекает средства по весьма низким ставкам, что позволяет ему кредитовать своих заемщиков но льготным ставкам.

Дочерняя структура ЕИБ — Европейский инвестиционный фонд (ЕИФ), функцией которого является содействие развитию малого и среднего бизнеса. Фонд не предоставляет средств малым и средним предприятиям напрямую, а содействует развитию финансовой инфраструктуры, необходимой для малого бизнеса. ЕИФ инвестирует средства в ряд венчурных фондов, а также кредитует банки, страховые и лизинговые компании, предлагающие специальные программы работы с малым и средним бизнесом в странах ЕС.

Глобальный финансовый кризис 2007—2009 гг. привет к резкому ухудшению ситуации в ряде стран зоны евро и поставил под угрозу ее функционирование. В связи с этим в 2010 г. был созданы Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF), уполномоченный кредитовать страны зоны евро, испытывающие финансовые проблемы, рекапитализировать банки и выкупать государственные облигации. Страны зоны евро предоставили EFSF гарантии на общую сумму 440 млрд евро. Под эти гарантии EFSF может привлекать средства на рынках капитала для выполнения своих функций. В дополнение был создан Европейский механизм финансовой стабилизации (EFSM), уполномоченный на эмиссию облигаций, обеспеченных бюджетом ИХ, в объеме до 60 млрд евро. Средства, привлеченные EFSM. могут использоваться для поддержки стран ЕС, испытывающих финансовые затруднения. В 2013 г. планируется объединить эти два фонда в единую организацию — Европейский механизм стабильности (ESM).

В системе ЕС функционирует также множество целевых фондов льготного финансирования, предназначенных для поддержки определенных отраслей или регионов. В частности, Европейский фонд регионального развития (ERDF) финансирует проекты, способствующие сглаживанию различий между отсталыми районами ЕС (отдельные территории Португалии, Греции, Испании, восточноевропейских стран) и остальным ЕС. Для этого ERDFинвестирует средства в развитие инфраструктуры этих регионов (поддержка малого и среднего бизнеса, образование, подключение к трансевропейским сетям транспорта и связи, развитие информационного сектора). Европейское' агентство реконструкции финансирует восстановление балканских государств после военных конфликтов конца XX в. Отраслевые фонды — Европейский фонд сельскохозяйственного управления и гарантирования и Фонд финансовых инструментов рыболовного управления содействуют развитию соответствующих отраслей, финансируя структурные реформы и внедрение новых технологий.