Ямайская валютная система
Принципы устройства и функционирования Ямайской валютной системы
Кризис Бреттон-Вудской валютной системы породил обилие проектов валютной реформы: от проектов создания коллективной резервной единицы, выпуска мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами, до возврата к золотому стандарту. Сторонники монетаризма выступали за рыночное регулирование против государственного вмешательства, призывая к автоматическому саморегулированию платежного баланса, предлагали ввести режим плавающих валютных курсов (М. Фридман, Ф. Махлуп и др.). Неокейнсианцы выступали за возращение к отвергнутой ранее идее Дж. М. Кейнса о создании наднациональной валюты — банкора (Р. Триффин, У, Мартин, Л. Дей. Ф. Перу, Ж. Денизе). США взяли курс на окончательную демонетизацию золота и создание международного наднационального ликвидного средства для поддержки позиций доллара. Западная Европа, особенно Франция, стремилась ограничить гегемонию доллара и расширить кредиты МВФ.
Поиски выхода из валютного кризиса велись долго, сначала в академических, а затем в правящих кругах и многочисленных комитетах. МВФ подготовил в 1972 1974 гг. проект реформы мировой валютной системы. Ее устройство было официально обнародовано на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г. и закреплено в Соглашении стран — членов МВФ о новом устройстве международной валютной системы. В основу Ямайской валютной системы был положен принцип полного отказа от золотого стандарта.
В 1978 г. были произведены соответствующие новым принципам .устройства международной валютной системы изменения в уставе МВФ:
14) отменена официальная цена золота, прекращен обмен долларов на золото, ни одна национальная валюта больше не имела золотого содержания. Рынок золота из основного денежного рынка превратился в разновидность товарного рынка;
15) странам было предоставлено право выбора любого режима валютного курса: свободно плавающего, ограниченного (коридор по отношению к одним валютам и свободное плавание — к другим), либо фиксированного (привязанного к одной валюте, СДР. корзине валют или скользящий паритет);
16) был введен новый вид международного платежного средства — СДР, специальные права заимствования (Special Dmuing Rights SDR). Это расчетная единица Международного валютного фонда, используемая для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах. Соглашение о создании этой новой международной счетной валютной единицы (по проекту О. Эммин-
гера) было подписано странами — членами М ВФ еще в рамках Бреттон-Вудской валютной системы в 1967 г. Первое изменение Устава МВФ, связанное с выпуском СДР, вступило в силу 28 июля 1969 г. В рамках этого изменения каждая страна наделялась СДР в соответствии со своей долей в МВФ;
• расширены возможности проведения независимой внутренней денежно-кредитной политики (ДКП) отдельными центральными банками. Центральные банки стран были не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они должны были осуществлять валютные интервенции для стабилизации курсов валют.
В соответствии с Ямайскими поправками к Уставу МВФ ни одна из национальных валют не получала де юре статус резервной валюты. Роль главного международного платежного и резервного средства была закреплена за коллективной валютой. Поскольку ни одна валюта не могла иметь золотого содержания, все золотые запасы стран и международных валютно-финансовых институтов были заморожены.
Новый вид международных платежных средств СДР (SDR, СПЗ — специальные права заимствования) используется для безналичных международных расчетов в виде записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы Международного валютного фонда. Важной проблемой СДР является их обеспечение, поскольку в отличие от золота они лишены собственной стоимости. В начальный период существования (с 1970 г.) единица СДР приравнивалась к 0,888671 г золота, что соответствовало золотому содержанию доллара того периода. Отсюда их первоначальное название — «бумажное золото». Поэтому условная стоимость СДР зависела от изменения цены золота. С 1 июля 1974 г. в связи с переходом к плавающим курсам валют было отменено золотое содержание СДР, так как привязка к золоту затрудняла их использование в расчетах между центральными банками, поскольку золото оценивалось по нереальной заниженной официальной цене. С 1 июля 1974 г. курс СДР определялся па основе валютной корзины — средневзвешенного курса вначале 16 валют стран, внешняя торговля которых составляла не менее 1% мировой торговли. С 1 июля 1978 г. состав валютной корзины был скорректирован с учетом усиления валют нефтедобывающих стран (ОПЕК). Валютная корзина придала определенную стабильность СДР по сравнению г национальными валютами. С января 1981 г. валютная корзина была сокращена до пяти валют, что упростило формулу расчета условной стоимости СДР. В корзину валют входили: доллар США, марка ФРГ, японская иена, французский франк, фунт стерлингов. С 1999 г. марка ФРГ и французский франк были заменены евро. Состав и доля валют в корзине СДР меняются каждые пять лет. МВФ ежедневно определяет стоимость СДР в долларах с учетом изменения его плавающего курса.
Первая эмиссия СДР была проведена вскоре после принятия решения об их создании, крупными равными сериями 1 января 1970, 1971 и 1972 гг. на общую сумму 9,3 млрд. СДР. Вторая эмиссия на сумму 12,1 млрд. СДР проведена равными сериями 1 января 1979, 1980 и 1981 гг. С того времени эмиссия больше не производилась. Четвертая поправка к Соглашению о МВФ, которая давала право на специальную единовременную эмиссию СДР в сумме 21,9 млрд. была одобрена Советом директоров МВФ в 1997 г., но все еще ждет ратификации Конгрессом США, без чего поправка не может вступить в силу. Позднее, в декабре 2001 г.. Исполнительный совет М ВФ обсудил вопрос, следует ли эмитировать СДР в период 2002—2006 гг. (как он неоднократно делал в предшествующие десятилетия), и отметил недостаточную поддержку эмиссии со стороны членов фонда. В 2006 г. доля СДР в мировых резервных активах снизилась до 1%. Эти цифры весьма далеки от первоначальных надежд на будущее СДР: в начале 1970-х гг. ряд специалистов предсказывал, что к концу века доля СДР в мировых резервных активах превысит 50%.
Участниками системы СДР могут быть только страны — члены МВФ. Однако членство в Фонде не означает автоматического участия в механизме СДР. Для осуществления операций с СДР в структуре МВФ образован Департамент СДР. В настоящее время все страны — члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями. МВФ наделен полномочиями для создания «безусловной ликвидности» путем выпуска в обращение средств, выраженных в СДР, для стран — участниц Департамента СДР. Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный Совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности определяет размеры выпуска СДР. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ.
СДР распределяются между странами — членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска. Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других «уполномоченных держателей». Помимо стран — членов получать, держать и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета Управляющих МВФ, принимаемому большинством, — страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.и ), имеющие
официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица. В связи с принципом распределения выпущенных СДР между странами пропорционально их взносу в капитал МВФ на долю развитых стран приходится свыше 2/3 выпущенных СДР, США подучили около 23%, столько, сколько развивающиеся страны вместе взятые, что вызывает недовольство последних.
СДР был введен вместо «золотого стандарта». В рамках Ямайской валютной системы была отменена официальная валютная цена золота, а также заявлено о недопустимости установления государственного или межгосударственного контроля над мировыми рынками золота с целью искусственного замораживания его цены. Одновременно были приняты и решения, касающиеся использования золота, которое находилось в распоряжении МВФ. Одну шестую часть золотого запаса (а это составляло 25 млн тройских унций, или 777,6 т) МВФ возвратил старым членам в обмен на их национальные валюты по существовавшей до Ямайского соглашения официальной цене (35 ед, СДР за 1 тройскую унцию) пропорционально их квотам в капитале фонда. Такое же количество золота было продано в течение четырех лет. начиная с июня 1976 г. но май 1980 г„ на свободном рынке путем регулярно проводившихся открытых аукционов.
Центральные банки получили возможность свободно покупать золото на частном рынке по складывающимся там ценам и совершать сделки в золоте между собой на базе его рыночной стоимости. Также было упразднено существовавшее до того времени обязательство стран — участниц МВФ делать взнос в капитал фонда и золоте. Было ликвидировано право МВФ требовать от стран- участниц золото в счет их взносов в капитал Фонда или при осуществлении каких-либо операций с этими странами.
Хотя в рамках Ямайской валютной системы СДР являются одним из официальных резервных активов, вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. СДР в основном применяются в операциях МВФ в качестве коэффициента пересчета национальных валют, масштаба валютных соизмерений; квоты, кредиты, доходы и расходы также выражены в этой счетной валютной единице. За стандартом СДР скрывается долларовый стандарт. Вне МВФ СДР используются в ограниченных сферах: например, в разных международных конвенциях; на мировом финансовом рынке: более 10 международных организаций получили право открывать счета и СДР; в 1980-х гг. были сняты ограничения но ним на счетах при операциях своп, срочных сделках, кредитах, гарантиях, предоставлении даров. Официально СДР могут быть использованы банками, предприятиями, частными лицами. Рынок частных СДР оценивается примерно в 10 млрд ед., в основном в форме банковских депозитов, отчасти депозитных сертификатов и международных облигаций. Расчеты курса СДР производятся на ежедневной, ежемесячной, ежеквартальной и ежегодной основе. Котировки СДР объявляются ежедневно в Лондоне в полдень по среднеевропейскому времени и публикуются на официальном сайте МВФ. Годовые курсы национальных валют в СДР исчисляются и публикуются в ежегодных и ежемесячных изданиях МВФ. В конце финансового года (30 апреля) каждый участник выплачивает Фонду обязательные отчисления (пропорционально чистой кумулятивной сумме СДР, распределенных соответствующим участникам) для покрытия операционных расходов Департамента СДР.
Порядок расчета курса СДР также представляет определенный интерес. В 2006 г. МВФ завершил очередной пятилетний период регулярного изучения метода определения стоимости СДР и определения процентной ставки СДР. Стоимость СДР по-прежнему базируется на средневзвешенной стоимости корзины из четырех валют, которая включает доллар США, евро, японскую иену и английский фунт стерлингов. Включаемые в корзину СДР валюты должны отвечать следующим критериям: это должны быть четыре валюты, эмитируемые странами — членами МВФ или валютными союзами, включающими членов фонда; экспорт товаров и услуг этих стран в течение пяти лет, заканчивающихся за 12 месяцев до даты пересмотра состава корзины, имеет наибольший удельный вес в мировом экспорте. Если в корзину включается валюта союза, то торговля между странами — членами валютного союза в расчет не принимается; эти валюты МВФ классифицирует как свободно используемые в соответствии с Уставом Фонда. Доля каждой вал ю ты в корзине определяется исходя из стоимости экспорта товаров и услуг и объема резервов в той валюте, в которой формируют валютные резервы все другие страны — члены Фонда. В соответствии с этими критериями доли валют в корзине составляют: доллар США — 41,9% (вместо 44%, которые были присвоены во время пересмотра 2005 г.), евро — 37,4% (вместо 34%), фунт стерлингов — 11,3% (вместо 11%) и японская иена — 9.4% (вместо 11%). Однако меняющиеся каждые пять лет доли валют в корзине СДР свидетельствуют, что главным конкурентом доллара стал евро. Причем в современных условиях процесс интернационализации этой региональной валюты происходит на основе рыночной конкуренции валют без оформления юридического статуса евро как мировой валюты в отличие от Бреттон-Вудской системы, в рамках которой доллару и фунту стерлингов был официально присвоен статус резервных валют, что было зафиксировано в уставе МВФ. Процентная ставка СДР определяется на основе средневзвешенной рыночной процентной ставки по краткосрочным финансовым инструментам в валютах,
входящих в корзину СДР. В качестве репрезентативных процентных ставок для доллара США, фунта стерлингов, японской иены и евро будут и впредь использоваться, соответственно, процентные ставки по трехмесячным казначейским векселям Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства Великобритании, финансовым векселям Японии сроком 13 недель, а также трехмесячная ставка «еврорепо».
Все страны — участники Ямайского соглашения перешли от фиксированных валютных курсов, в основе которых лежало золотое содержание валют, к плавающим валютным курсам — свободно изменяющимся в определенных пределах под воздействием спроса и предложения на валютных рынках. Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:
17) выравнивания темпов инфляции в различных странах;
18) уравновешивания платежных балансов;
19) расширения возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.
Механизм действия современной валютной системы может быть представлен следующим образом. Страны — члены МВФ получили определенную долю СДР в соответствии с долями в основном капитале Фонда. СДР функционируют только как расчетные единицы; при определенных условиях они могут быть обращены и национальную валюту. Удельные веса валют определены в соответствии с удельным весом валют в международной торговле и платежах. По классификации МВФ, страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.
Фиксированный валютный курс, в свою очередь, имеет целый ряд разновидностей:
20) курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной добровольно выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Как правило, страны фиксируют курсы своих валют по отношению к доллару США или к евро с момента его появления в качестве резервной валюты:
21) курс национальной вал юты фиксируется к СДР;
22) «корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в подобные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран торговых партнеров данной страны;
23) курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).
В «свободном плавании» находятся валюты таких стран как США, Канада, Великобритания, Япония, Швейцария и др. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях. Именно поэтому говорят об «управляемом». или «грязном» плавании валютных курсов. В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или групповом плавании. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета.
Объективная необходимость современной реформы Ямайской валютной системы
По замыслу Ямайская валютная система должна была стать более гибкой, чем Бреттон-Вудская, и быстрее адаптироваться к нестабильности платежных балансов и валютных курсов. Однако введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в большинстве стран (с марта 1973 г.) не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютные интервенции. Этот режим оказался неспособным обеспечить быстрое выравнивание платежных балансов и темпов инфляции в различных странах, покончить с внезапными перемещениями капитала, валютной спекуляцией и т.д. В условиях плавающих валютных курсов усилилось влияние их изменений на движение капиталов, особенно краткосрочных, что сказываюсь на валютно-экономическом положении отдельных государств. В результате притока спекулятивных иностранных капиталов в страну, курс валюты которой повышается, может приводить к временному увеличению объема ссудных капиталов и инвестиций в страну, что используется для развития экономики и покрытия дефицита государственного бюджета. Отлив капиталов из страны приводит к их нехватке, свертыванию инвестиций, росту безработицы. Другими словами, валютный курс национальных валют становится объектом борьбы между странами, национальными экспортерами и импортерами, и является источником межгосударственных разногласий.
Доллар, формально лишенный статуса главного платежного средства, фактически остался в этой роли, что обусловлено более мощным экономическим, научно-техническим и военным потенциалом США по сравнению с остальными странами. Во-первых, используя привилегированное положение доллара как резервной валюты, США покрывают дефицит платежного баланса национальной валютой, т.е. путем наращивания своей внешней краткосрочной задолженности. Во-вторых, хотя США имеют самый крупный в мире официальный золотой запас (8,138 тыс. г из 33,5 гыс. т), они
г помощью евродолларов стали должниками, не платящими за бессрочный кредит. Евровалютная форма внедрения доллара в мировой оборот используется для усиления международных позиций доллара. В-третьих, США манипулируют курсом доллара и процентными ставками, чтобы поддержать свою экономику за счет Западной Европы и Японии.
Проблемы Ямайской валютной системы привели к осознанию необходимости ее реформы. Прежде всего, речь шла о поисках путей стабилизации валютных курсов, усилении координации валютно--экономической политики ведущих держав. Мировой валютный механизм является одним из источников нестабильности мировой и национальных экономик. В основе валютных противоречий лежало соперничество трех центров, укрепление валютно-экономических позиций которых (прежде всего, стран ЕС и Японии) обусловило тенденцию перехода от стандарта СДР к многовалютному стандарту на основе ведущих валют (доллара США, японской иены, швейцарского франка, евро и др.).
Структурные принципы Ямайской валютной системы, разработанные в течение почти 10 лет с середины 1960-х гг. и утвержденные Ямайским соглашением в 1976 г., были сформулированы в интересах ведущих развитых стран, в первую очередь США. Но за истекшие годы они перестали соответствовать новым условиям: глобализации экономики, многополярности мира, изменившейся расстановке сил между ведущими мировыми центрами, регионализму и появлению новых валют, претендующих на роль мировых денег. Глобальную угрозу представляет концептуальная основа Ямайской валютной системы, которая ориентируется в основном на рекомендации монетаризма, беспредельную либерализацию, что привело к ослаблению межгосударственного валютно-кредитного регулирования.
Среди предложений о реформе Ямайской валютной системы можно назвать такие, как сохранение моновалютной системы на основе доллара; формирование двухвалютной системы на базе доллара и евро; создание многовалютной системы на основе наиболее используемых в мировой экономике валют; введение системы, основанной на региональных валютах; расширение использования СДР как единой мировой резервной валюты; возвращение к золотому стандарту; создание многотоварного стандарта. Некоторые из этих предложений нельзя признать перспективными. Сохранение долларового стандарта, характерного для американоцентризма. противоречит тенденции к полицентризму в современной мировой экономике. Идея многотоварного стандарта противоречит цели мировой валютной системы, состоящей в выборе определенной функциональной формы мировых денег, а не товаров. Предложение восстановить золотой стандарт, отмененный всеми странами и период мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. и после него, объективно невыполнимо в связи с изменившимися радикальным образом принципами организации и функционирования международной валютной системы.
Современный мировой финансово-экономический кризис (2007—2009 гг.) и последовавшая за ним затяжная депрессия стимулировали активизацию дискуссий о реформировании мировой валютной системы. Эта проблема оказалась в центре внимания не только научного сообщества, но и политических деятелей, президентов ряда стран, а также международных экономических форумов «Группы 20-ти», посвященных выработке совместных мер по выходу из мирового финансово-экономического кризиса. Мировой финансово-экономический кризис также выявил неэффективность МВФ как института наднационального регулирования международной валютной системы, поскольку оно распространялось лишь на развивающиеся страны-заемщики и не касалось развитых стран, в том числе США, так как они перестали осуществлять заимствования в фонде.
В рамках реформирования Ямайской валютной системы необходимо выбрать новый базовый стандарт мировой валютной системы. Наиболее вероятным вариантом является многовалютный стандарт. Идея многовалютного стандарта берет начало с создания Ямайской валютной системы в 1976—1978 гг. с введением категории свободно используемых валют вместо резервных. Этот новый статус приобрели не только доллар и фунт стерлингов, но и другие включенные ныне в корзину валюты, определяющие средневзвешенный курс СДР. Хотя концепция СДР оказалась нежизнеспособной, связанная с ней идея нескольких свободно используемых валют приобрела самостоятельное значение, поскольку она наиболее соответствует тенденциям полицентризма и регионализма в глобализирующейся мировой экономике. В этой связи целесообразно трансформировать эту идею в четкую концепцию многовалютного стандарта в качестве базового структурного принципа новой мировой валютной системы. При этом важно определить состав валют в многовалютном стандарте и критерии их выбора.
Как подтверждают кризисы мировой валютной системы, критерий качества мировых денег определяется не закреплением в уставе МВФ статуса резервных валют за избранными по экономическим и политическим причинам национальными валютами, а их способностью эффективно выполнять функции мировых денег (интернациональной меры стоимости (в качестве валюты контрактов), международного платежного и резервного средства), а также их конкурентоспособностью, признанием на мировом финансовом рынке. Несмотря на современные кризисные потрясения, доллар и евро в новой валютной системе сохранят свои позиции как ведущие мировые валюты. Однако степень их использования в этом качестве
1.1ВИСИТ от экономического и валютного потенциала США и Евросоюза и соотношения сил этих мировых финансовых центров с учетом последствий современного мирового финансово-экономического кризиса. Существует вероятность сохранения в многовалютном стандарте фунта стерлингов и японской иены, которые традиционно используются как мировые валюты, хотя в значительно меньшей степени, чем доллар и евро.
В связи с развитием полицентризма и регионализма в глобализирующейся мировой экономике формируются условия для интернационализации использования региональных и национальных валют. В мире функционируют более 100 региональных торгово-экономических объединений, в которых используются региональные валюты или разрабатываются проекты их введения, в том числе в форме международных валютных единиц, история которых насчитывает примерно 80 лет, начиная с мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.
Существуют планы замены валютной единицы — амеро — «универсальным долларом суверенных государств» в рамках торгово-экономического объединения (США — Канада — Мексика), в расчете на его использование, в том числе странами других континентов. Очевидно, что этот проект направлен на укрепление международных позиций доллара. В Азиатско-Тихоокеанском регионе экономическое объединение «АСЕАН + 3» (Китай, Япония, Южная Корея), где традиционно доминировала Япония и ее валюта, разрабатывает проект азиатской валютной единицы — азкю.
Арабский валютный фонд стремится использовать арабский чинар в качестве коллективной региональной валюты арабских государств. В связи с созданием таможенного союза (2003 г.), общего рынка (2008 г.), а также Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (1981 г.) была поставлена задача выпуска единой арабской валюты халиджи («принадлежащей Заливу») взамен национальных валют.
На основе расширения сферы использования австралийского доллара в Новой Зеландии. Папуа — Новой Гвинее проектируется введение на его базе единой валюты для перечисленных стран.
В Экономическом и валютном сообществе Центральной Африки используется региональная валюта — центральноафриканский франк, в Экономическом и валютном союзе Западной Африки — западноафриканский франк КФА, привязанный к евро. В связи с созданием Западноафриканской валютной зоны (в 2000 г.) и составе пяти стран планируется ввести коллективную валюту — эко — в противовес западноафриканскому франку КФА. Также разрабатывается проект формирования Восточно-африканской Федерации к 2013 г. и региональной валюты. К 2034 г. намечено реализовать договор 1994 г. о создании Африканского экономического сообщества с единой региональной валютой. Усиливаются позиции рэнда ЮАР как региональной валюты стран — участников Южноафриканского таможенного союза и валютного соглашения (1974 г.). Мировой финансово-экономический кризис стимулирует развитие региональных объединений и валют, а также интернационализации использования национальных валют, в том числе российского рубля. В этой связи Россия внесла предложение в качестве антикризисной меры поручить МВФ (или специальной уполномоченной рабочей «Группы 20-ти») подготовить исследование сценария расширения (диверсификации) перечня валют, используемых в качестве резервных, на основе принятия согласованных мер по стимулированию развития крупных региональных финансовых центров. Было предложено также изучить вопрос о создании специфических региональных систем, способствующих снижению нестабильности курсов функционирующих ныне резервных валют.
Мировой финансовый кризис вновь поставил на повестку дня необходимость функционирования мировой валютной системы на базе наднациональной валюты. Эти идеи обусловлены тем, что наднациональная валюта в наибольшей степени соответствует условиям глобализации экономики, когда возрастают денежные потоки, обслуживающие международное движение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Это может придать большую симметричность и стабильность мировой валютной системе и заставить все страны, в первую очередь США, подчиняться единой экономической дисциплине и не наводнять мировые рынки нестабильными валютами. Подобный механизм будет обеспечен, если наднациональный центральный банк будет осуществлять эмиссию интернациональной валюты, исходя из интересов мирового сообщества, и предъявлять одинаковые требования к странам-членам независимо от того, пользуются они кредитами или нет, в отличие от политики МВФ.
При разработке концепции наднациональной валюты целесообразно использовать опыт операционной техники эмиссии и функционирования СДР и ЭКЮ как международных валютных единиц, которые выпускаются в электронной форме, зачисляются на специальные счета соответствующих стран и используются в форме безналичных перечислений по ним. Их условная стоимость определяется с использованием метода валютной корзины с разным набором валют.
В условиях современного кризиса проблема формирования наднациональной валюты вышла из сферы научных дискуссий на политический уровень. На Лондонском саммите «Группы 20-ти» (апрель 2009 г.), посвященном обсуждению антикризисных мер, Д. А. Медведев предложил провести международную дискуссию
о резервных вал ютах с учетом перспективы введения наднациональной валюты. В «Докладе о торговле и развитии», подготовленном экспертами ЮНКТАД во главе с Дж. Стиглицем накануне Лондонского саммита «Группы 20-ти», было подчеркнуто, что валютный миропорядок на базе доллара приводит к неоправданным диспропорциям и необходимо ввести новую мировую валюту на базе СДР.
Однако в отношении перспектив СДР в качестве наднациональной валюты мнения экспертов и политических лидеров разделились. Часть из них полагает, что СДР как международная валютная единица вопреки замыслу оказалась нежизнеспособной в качестве прообраза наднациональной валюты. Стандарт СДР как основа Ямайской валютной системы за 30 с лишним лет ее функционирования не оправдал себя. Они считают, что международная валютная единица не получила признания на мировых рынках как интернациональный масштаб соизмерения цен, международное платежное н резервное средство. В связи с отсутствием рыночного спроса на СДР их доля в международной валютной ликвидности состав- 1иет всего 0,4%, а в мировых валютных резервах — 1,2%. Следовательно, не реализована поставленная в уставе МВФ (ст. VIII, р. 7) задача превратить СДР в главное международное резервное средство. В результате открепления валют от СДР к ним ныне привязан лишь ливийский динар, в то время как к евро — 40 ваяют. 11ругая часть экспертов полагает, что именно СДР предстоит в ближайшем будущем выступить в качестве новых мировых денег, т.е. наднациональной валюты.
В целях реабилитации СДР в условиях мирового финансово-экономического кризиса в качестве одной из антикризисных мер на Лондонском саммите «Группы 20-ти» была достигнута договоренность об их новой эмиссии в сумме 250 млрд ед., в том числе 100 млрд ед. для государств с развивающимися рынками и развивающихся стран. Однако реализация этой договоренности может затянуться, учитывая прецедент длительной ратификации в Конгрессе США IV поправки к Уставу МВФ «О справедливой эмиссии СДР», так как США предпочитают увеличивать выпуск в международный оборот не СДР, а долларов в целях покрытия дефицита их платежного баланса, удовлетворения спроса на американскую валюту на мировом рынке и повышения ее конкурентоспособности как мировой валюты. Интересам же США наиболее соответствует сохранение даже модифицированного долларового стандарта, прошв засилья которого выступают многие страны. Учитывая противоречивое отношение к возможности СДР выступить прообразом наднациональной валютной единицы, необходимо концептуальное обновление идеи наднациональной валюты с учетом требований глобализации экономики.
Важным элементом мировой валютной системы является режим валютного курса. Однако разрабатываемая в основном развитыми странами (G-7, 6’-10) и МВФ концепция международной курсовой политики ориентируется на введение свободно плавающих курсов национальных валют. При этом основная цель заключается в снижении активного сальдо торгового баланса развивающихся стран и увеличении их импорта путем запрета не только конкурентного изменения курса валюты и валютных интервенций, но и курсовой политики, если она способствует внешней нестабильности. В этой связи требуют критического анализа аргументы введения режима свободно плавающего валютного курса в реформируемой мировой валютной системе, которые изложены экспертами МВФ в докладе «Движение к большой гибкости валютных курсов». Во-первых, противоречит практике утверждение, будто свободное плавание курса валют обеспечит большую независимость курсовой политики центральных банков при реагировании на внешние факторы. Напротив, эти факторы, особенно в момент кризисных потрясений в мировой экономике, оттока капитала из страны, спекулятивных атак па национальную валюту, вызывают потери и затраты на проведение валютных интервенций в целях сдерживания резких колебаний ее валютного курса. Во-вторых, декларируемое преимущество свободного плавания курса валют для снижения валютных рисков непрофессиональных участников рынка исчезает при усилении колебаний курсовых соотношений. В-третьих, аргумент в пользу нерегулируемого плавания курсов валют как фактора, который стимулирует развитие рынка производных финансовых инструментов и его использование для хеджирования валютных рисков, опровергается уроками современного кризиса. Они свидетельствуют о негативных последствиях колоссального роста объема производных финансовых инструментов (почти на 700 трлн долл., что в 12 с лишним раз, превышает мировой ВВП). Это привело к виртуализации сделок и возникновению спекулятивных «мыльных пузырей» в разных сегментах финансового рынка, особенно фондовом и кредитном.
В этой связи необходимо более взвешенное отношение к перспективе закрепления режима свободного плавания валютного курса в качестве структурного принципа реформируемой мировой валютной системы. 11одобный подход противоречит национальным интересам многих стран, которые предпочитают регулируемое плавание курса своих валют, что дает возможность его корректировки. В ходе реформирования мировой валютной системы целесообразно сохранить действующий ныне свободный выбор странами любого режима курса своей валюты. Эго соответствует принципам после- кризисного развития мировой экономики, основанным не только на либерализме, но и на межгосударственном ее регулировании
и духе решений саммитов «Группы 20-ти». Предусмотренное Уставим МВФ введение стабильных, но регулируемых валютных пари- ictob требует четкого определения обязательств стран в этом отношении, чтобы не допустить манипулирования курсом национальной валюты в их интересах в ущерб другим.
Другим важным принципом мировой валютной системы являйся регламентация ее институциональной структуры. Оценивая деятельность МВФ как института межгосударственного валютного и кредитного регулирования, необходимо отметить, с одной стороны, накопленный им огромный опыт, а с другой — слабую его эффективность. За более чем 60-летнюю историю своей деятельности МВФ не смог обеспечить равноправное международное сотрудничество, своевременное оказание кредитной поддержки нуждающимся странам-членам, а главное — валютно-экономическую стабильность в мире. Во многом это обусловлено асимметрией осуществляемого фондом межгосударственного валютного и кредитного регулирования. Оно распространяется лишь па государства, которые заимствуют средства МВФ, т.е. на развивающиеся страны и страны с развивающимися рынками. К ним предъявляются жесткие требования, сформулированные в стабилизационных программах. Вместе с тем МВФ оказался не в силах воздействовать на валютно-экономическую политику развитых стран, которые не пользуются его кредитами, прежде всего США.
МВФ не справился с поставленной перед ним задачей раннего предвидения и предупреждения кризисных потрясений. Хотя эта программа была разработана совместно с Всемирным банком, МВФ пассивно наблюдал за изменением макроэкономического цикла — переходом от подъема к замедлению экономического роста, перепроизводством и банковским перекредитованием, отрывом деятельности мирового финансового рынка от реальной экономики.Назреванию мирового финансово-экономического кризиса способствовало изменение концептуального подхода фонда к своей деятельности. Его первоначальная концепция была основана на приоритете межгосударственного валютно-кредитного регулирования и воздействия на страны-заемщики в форме рекомендаций по стабилизации их экономики путем увеличения бюджетных расходов, снижения налогов и процентных ставок. С 1990-х гг., когда основными его заемщиками стали не только развивающиеся страны, но и государства с переходной экономикой, МВФ ориентировался на монетаристские рекомендации шокового перехода к рыночной экономике в духе неолиберализма. В их числе ускорение рыночных реформ, особенно приватизации государственной собственности, усиление открытости национальной экономики, введение либерализации цен, конвертируемости национальных валют, свободно плавающий валютный курс, отмена валютных ограничений.
ослабление государственного контроля. Эти требования не соответствовали реальному состоянию стран с переходной экономикой, прежде всего, России. Кредиты МВФ (в сумме более 20 млрд долл.) оказались неэффективными, не способствовали экономическому и социальному развитию нашей страны и увеличили бремя внешнего долга.
В ответ на острую критику со стороны мирового сообщества МВФ разработал среднесрочную стратегию своей деятельности (принята в сентябре 2005 г., скорректирована в апреле 2006 г.). В рамках этой стратегии предусматривался ряд мер, в частности, разработка стандартов и кодексов, повышение эффективности надзора по глобальным вопросам, оценка состояния и мониторинга финансового сектора, курса валют стран с развивающейся экономикой, углубление анализа макроэкономических рисков. Была намечена также внутренняя реорганизация Фонда по следующим направлениям: перераспределение квот и голосов в пользу стран, которые наименее представлены в МВФ: обновление модели среднесрочного бюджета МВФ, в частности путем привлечения долгосрочных источников доходов; уменьшение бюрократизма в работе МВФ и ориентация менеджеров на стратегию его развития; совершенствование методов оказания помощи странам; укрепление институциональной структуры мировой валютной системы и финансовых рынков.
Антикризисную деятельность МВФ нельзя признать эффективной- Был увеличен лимит кредитов с трех до пяти квот в капитале фонда странам, которые наиболее пострадали от кризиса, и без традиционных требований сократить бюджетные расходы государства и реформировать налоговую систему. Однако на практике Фонд продолжает требовать от заемщиков выполнения своих традиционных стабилизационных требований. Учитывая критику в адрес МВФ, в антикризисной программе. принятой на Саммите «Группы 20-ти» в Лондоне, большое внимание было уделено мерам но повышению его роли в регулировании международных валютно-кредитных и финансовых отношений. В их числе: утроение капитала МВФ (до 750 млрд долл, за счет стран-членов) и предоставление фонду средств в рамках нового соглашения о займах с «Группой 10-ти» в сумме 100 млрд долл.; дополнительный выпуск СДР и их размещение среди акционеров фонда (250 млрд долл., в том числе 100 млрд долл, среди стран с развивающимися рынками и развивающихся стран); преобразование Форума финансовой стабильности (ФФС) в Совет финансовой стабильности (СФС) с расширением его полномочий и состава, в который впервые была включена и Россия, и т.д.
Реформа МВФ должна способствовать повышению его роли в обеспечении валютно-экономической стабильности глобализирующейся экономики. Но необходимым условием является изменение концептуального подхода к деятельности Фонда на основе приоритета симметричного глобального межгосударственного валютно-кредитного регулирования, основанного на единых требованиях ко всем странам по стабилизации их экономики, включая валютные отношения.
Очевидна тенденция к снижению роли доллара как резервной мировой валюты. Специфика же евро как коллективной европейской валюты определяет зависимость ее перспектив от диспропорций в экономическом развитии стран — членов еврозоны. II условиях современного мирового кризиса экономический спад, бюджетный дефицит, обострение долговой проблемы выявили зоны риска в слабых звеньях европейского Экономического и валютного союза (ЭВС). Бюджетный и долговой кризисы поразили Грецию, Испанию, Португалию и даже Италию. Например, в Греции государственный долг составил 168% ВВП по состоянию на 2012 г. и, по прогнозу, имеет тенденцию к значительному увеличению, и тот же период долг Италии составил 120.5% ВВП. Проект бюджета Греции на 2013 г. предполагает дефицит в 3.8—4% ВВП. Правительство прогнозирует, что 2013 г. станет шестым годом рецессии подряд. Чиновники планируют добиться первичного профицита и 1.1% ВВП. Для этого планируется сократить расходы на 7,8 млрд евро, составляющие часть пакета сокращений на сумму 11,5 млрд евро, которые согласовываются с кредиторами. Греция не может получить новый транш финансовой помощи, пока не найдет способа ликвидировать недостаток средств. Несмотря на коллективную помощь стран ЭВС и МВФ. Греции не удается справиться с бюджетными и долговыми проблемами.
Под влиянием мирового кризиса, снижения темпов экономического роста, обострения бюджетных и долговых проблем усилилась нестабильность евро. Кризисные явления послужили основой для различных сценариев распада зоны евро. Однако не только вышеупомянутые страны еврозоны испытывают трудности. страны-локомотивы (Германия, Франция) также демонстрируют значительное снижение макроэкономических показателей, что свидетельствует о том, что кризис поразил не только наименее развитые страны еврозоны. Международные рейтинговые агентства обвинили о снижении рейтингов банков Франции, та же учесть может ожидать и банки Германии.
Единая европейская валюта на сегодня обладает в большей степени статусом регионального, чем глобального резервного актива, и для трансформации евро в мировую резервную валюту требуется более высокий, по сравнению с нынешним, уровень институциональной и политической интеграции.
Основные сценарии развития международной валютной системы в посткризисный период
Существует, по крайней мере, три основных сценария развития мировой валютной системы в течение следующих 15—20 лет.
1. Восстановление и укрепление нынешней мировой валютной системы путем проведения всеобъемлющих реформ по следующим направлениям: усиление органов надзора и регулирования: реформирование режимов валютных курсов в странах, где имеются фиксированные привязки к другим валютам; улучшение международной ликвидности; развитие региональной валютной интеграции и формирование новых международных региональных финансовых центров.
В случае реализации данного сценария расстановка сил на мировом валютном рынке останется без существенных изменений. Доллар США сохранит лидерство; евро останется международной, преимущественно региональной резервной валютой; постепенно будет возрастать значимость юаня, который не сможет стать реальной альтернативой американской и европейской валютам и будет близок по статусу к фунту стерлингов или японской иене.
2. Многополярная мировая валютная система может сформироваться постепенно под влиянием спроса и предложения на рынке в течение 10—20 лет, следуя за изменениями в глобальной экономике. Теоретически плавная трансформация МВС является оптимальным способом перехода на качественно новый уровень ее развития, однако ввиду отсутствия исторического опыта, трудно прогнозировать результаты данного процесса. Возможно возникновение так называемых «валютных войн», как это имело место в 2008—2009 гг., например, в отношениях между долларом США и китайским юанем. Если произойдет постепенное включение юаня в новую МВС, то это будет признанием глобальной роли экономики Китая.
3. Создание качественно новой мировой валютной системы представляется, по нашему мнению, наименее вероятным сценарием, поскольку для этого требуется длительное целенаправленное международное сотрудничество на всех уровнях. CIJJ А и ряд западных стран не заинтересованы в создании принципиально новой МВС, ибо это ставит под угрозу их лидирующие позиции. В то же время страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) выступают за переход к новому мировому валютно-финансовому устройству. Существует множество предложений о введении новых денежных единиц, представляющих собой корзину вал ют и (или) активов, среди которых часто встречается и евро.
Денежные власти Евросоюза, несмотря на практикуемый режим плавающего курса евро, предпочитают избегать его чрезмерной волатильности, такой же политики придерживается и Народный
банк Китая. США, напротив, формально декларируют принцип невмешательства в динамику курса доллара, хотя как показала реализация ФРС программы количественного смягчения в 2009- 2011 гг., де факте манипулировали курсом американского доллара.
Риск повышения волатильности на валютных рынках в случае реализации сценария 2, с одной стороны, снижает его привлекательность для денежных властей Евросоюза, но с другой — такой вариант может существенно ограничить финансовое «заражение» в условиях валютного кризиса, поскольку многополярная валютная система способствует дедолларизации экономики и, следовательно, развитию новых международных резервных активов, т.е. их диверсификации.
Страны еврозоны объективно заинтересованы в реализации сценария 1, закрепляющего роль евро как международной валюты и создающего предпосылки для ее дальнейшего развития. Сохранение этой роли и ее усиление будут являться одним из определяющих факторов укрепления и расширения интеграционных процессов в Европе.
Сценарий 2, предусматривающий постепенное усиление значения юаня в МВС, будет отвечать интересам еврозоны в том случае, если этот процесс будет иметь своим следствием снижение роли доллара США при одновременном увеличении или, по крайней мере, сохранении удельного веса евро. При оценке перспектив реализации этого сценария следует учитывать, что китайская модель экономического роста основана на экспорте продукции с небольшой добавленной стоимостью и управляемом валютном курсе, что создает потенциальные условия для нарушения экономической стабильности. Кроме того, с большой степенью вероятности можно предположить, что США и ЕС будут продолжать проводить согласованную политику в отношении юаня, добиваясь повышения его курса к доллару и евро с целью ликвидации торговых дисбалансов. Соответственно, рост роли юаня в ущерб доллару и евро будет сдерживаться. Представляется, что в долгосрочной перспективе политика денежных властей ЕС будет направлена на обеспечение условий для поддержания и усиления международной роли евро на основе обеспечения экономической стабильности и роста, а также дальнейшего развития финансовой инфраструктуры. Ключевое значение приобретает реализация конкретных мер по уменьшению объема государственного долга и дефицита бюджета отдельных стран, интеграция финансовой и бюджетной политики, а также прогресс в области политической интеграции.
При обеспечении этих условий важным направлением политики ЕС в валютной сфере может стать увеличение объема предложения резервных активов в евро, которые могли бы в большей степени, чем сейчас, конкурировать с американскими активами. Евро переживает не лучшие времена, но потенциал еврозоны велик, антикризисные мероприятия активно проводятся странами во главе с Германией, о чем свидетельствует создание таких институтов как ESM (The European Stability Mechanism). Европейский механизм стабильности представляет собой стабилизационный фонд. Планируется, что в 2014 г. новый финансовый институт будет распоряжаться кредитными средствами в объеме 0,5 трлн евро или 650 млрд долл. Эти средства могут быть выделены банкам или странам еврозоны при условии выполнения ими обязательств перед кредитором.
ESM первоначально будет работать параллельно, а затем полностью заменит действующий в настоящее время Европейский Фонд Финансовой Стабильности (EFSF). Крупнейшая экономика Европы, Германия, сделает в стабилизационный фонд самый большой взнос — около 27% от общего объема фонда. Ранее Европейский Фонд Финансовой Стабильности уже кредитовал Грецию, Ирландию и 11 орту ran ию в объеме 190 млрд евро. Однако средств этого стабилизационного фонда явно недостаточно для решения проблем стран-должников. Долговой кризис видимо еще далек от завершения, что негативно сказывается на позициях евро как мировой резервной валюты. Б зоне евро назрела необходимость в бюджетной консолидации, тесной интеграции банковских систем, дальнейшем формировании единого платежного пространства. Все эти факторы, несомненно, необходимо учитывать в процессе реформирования глобальной валютой системы.
В ходе разработки проекта реформы Ямайской валютной системы необходимо учитывать исторический опыт проведения подобных валютных реформ, сложность и длительность процедуры согласования вопросов, связанных с суверенитетом и разными интересами стран. Для обеспечения качества реформы мировой валютной системы необходима коллективная работа специалистов, международных экспертов, представителей мирового сообщества.