VII. Виды законов
По юридической силе:
• конституция - основной закон государства, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, принципы формирования и деятельности важнейших государственных органов и местного самоуправления;
• конституционный закон - нормативно-правовой акт, предусмотренный текстом конституции, дополняющий ее по отдельным важнейшим направлениям государственной жизни;
• органический закон - законодательный акт, определяющий на основе конституционных принципов, организацию и деятельность государственных органов или иной закон, к которому отсылает конституция;
• обычный закон - нормативно-правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, принятый законодательным собранием простым или относительным большинством.
В федеративном государстве может быть более широкая градация законодательных актов по юридической силе. Так, в Российской Федерации помимо федеральных, конституционных законов, и федеральных законов ее субъекты имеют:
• конституции (республики);
• уставы (иные субъекты).
Конституция РФ не закрепляет наименования законодательных актов субъектов федерации, это могут быть: законы, декреты, постановления и т.п. Но в любом случае им должно быть свойственно:
• непротиворечивость федеральным конституционным и федеральным законам, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации;
• непротиворечивость законодательным актам Российской Федерации и субъекта РФ, принятым в пределах их совместного ведения;
• самостоятельность законодательного акта субъекта Российской Федерации, изданного вне пределов ведения РФ, т.е. в пределах исключительной компетенции субъекта федерации;
• соответствие принципам права, целям и задачам, стоящим перед государством и закрепленным в Конституции Российской Федерации, традициям и закономерностям развития российской (континентальной) правовой системы.
По субъектам:
• законы, принятые в результате референдума;
• законы, принятые законодательным органом.
По отраслевой принадлежности:
• законы, содержащие нормы:
- конституционного;
- экологического;
- административного и т.п. права.
По времени действия:
• законы постоянные (неопределенно-длительные);
• законы временные (относительно-ограниченные).
По территории:
• законы общие, действующие на всей территории государства (федеральные);
• законы местные, действующие на части территории государства (субъектов федерации).
По кругу лиц:
• законы, распространяющиеся на граждан, иностранцев, лиц без гражданства, иных субъектов права.
По времени вступления в силу:
• законы, вступающие в силу немедленно, со дня, указанного в тексте закона, по истечении установленного срока.
VIII. Подзаконные нормативно-правовые акты -это акты, принятые компетентным органом (уполномоченным должностным лицом) на основе закона и не противоречащие ему.
Признаки подзаконных нормативно-правовых актов:
• основаны на законе, не должны противопоставляться закону;
• издаются в пределах компетенции исполнительного органа и в форме, предусмотренной для данного органа (должностного лица);
• более детальны и конкретны, могут развивать и дополнять закон;
• имеют свои реквизиты (название, дату и т.п.) и свою структуру;
• могут служить основанием для правоприменительной деятельности и сами выступать в той же форме актами правоприменения (например, приказ нормативный и индивидуальный, правоприменительный).
Вид подзаконных актов
Данные акты отличаются большим разнообразием в каждой стране. Для Российской Федерации характерны, например:
• (нормативный) Указ Президента - нормативно-правовой акт, принимаемый главой Российской Федерации в пределах его компетенции;
• Постановление Правительства - акт нормативного характера, принятый по основным направлениям его деятельности, на основе и во исполнение закона;
• нормативно-правовые акты отраслевых органов управления -приказы, решения коллегий, инструкции, правила, положения, уставы и т.п., издаваемые министерствами, государственными комитетами, ведомствами, федеральными службами.
Для них свойственно то, что они могут быть:
• локальными, внутренними и содержать предписания, которые регламентируют отношения внутри данного органа или учреждения;
• ведомственными - обязательными для данного ведомства;
• межведомственными (внешними), распространяющими свое действие на отношения в различных сферах жизнедеятельности общества;
• нормативно-правовые акты органов местного самоуправления -решения, регламенты, положения, и местной администрации -постановления (решения), распоряжения. Их особенности:
• территориальная ограниченность;
• самостоятельность в решении вопросов управления муниципальной собственностью, формировании местного бюджета, установлении местных налогов, охраны правопорядка на местах и т.п.;
• обязательность для всех субъектов права, действующих на данной территории.