Методические указания по теме 3. 2. Рефрактометрия

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на сущность рефрактометрического метода анализа, зависимость показателя преломления от различных факторов, способы измерение показателя преломления, типы рефрактометров, область применения метода.

 

Рефрактометрия основана на измерении угла преломления светового луча при переходе его из одной среды в другую. Преломление света веществами характеризует относительным показателем преломления.

 

sin a

nотн = ¾¾¾¾

sin b

 

Рефрактометрическое определение проводят методом калибровочных графиков, по таблицам показателей преломления и рефрактометрическому фактору F.

 

n2 – n1 n

F = ¾¾¾¾¾ = ¾¾¾

C2 – C1 C (8)

nx = n0 + FCx (9)

(nx - n0 )

­­­­­­ Cx = –––––––

F (10)

n2 – показатель преломления раствора с большей (известной) концентрацией С2;

n1 – показатель преломления анализируемого раствора с меньшей (известной)

концентрацией С1;

n(x) – показатель преломления анализируемого раствора концентрацией Сх;

n0 – показатель преломления растворителя.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое показатель преломления и от чего он зависит?

2. В чём заключается правило аддитивности мольной рефракции?

3. Приведите примеры использования этого метода в Вашей лаборатории.

 

Литература [3], с.381-389

Методические указания по теме 3. 3. Потенциометрия

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на:

· сущность метода потенциометрического титрования;

· технику работы с pН – метром.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Существующие формы кривых потенциометрического титрования.

2. Зависимость потенциала индикаторного электрода от концентрации раствора.

 

Литература [2], с.262-264

 

Задания для выполнения контрольной работы

Указание по выбору варианта и определение вопросов и заданий для контрольной работы

Выбор вопросов и заданий к контрольной работе определяется по фамилии, имени и отчеству студента, которые записываются в виде таблички, где номер буквы в ФИО определяет номер задачи, а буква, по нижеприведенной таблице, номер вопроса.

Если фамилии студентов одинаковые, то отсчёт номеров вопросов у одного из них, того кто имеет больший порядковый номер в журнале, производится в обратном порядке.

Например:

С И Д О Р О В

Таблица выбора вариантов для контрольной работы №1