V. Физкультминутка.
У: А сейчас немного отдохнем.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем –
Руки согнули назад.
4). Задание 1, стр. 95. Прочитайте внимательно.
Начерти и вырежи любой круг и убедись с помощью перегибания, что диаметр делит круг пополам. Раскрась половину круга. Сколько половин в круге?
Материал: циркуль, бумага, ножницы.
У: Начертите любую окружность. Вырежьте круг, отметив центр (проколите его грифелем). Согните круги так, чтобы центр оказался на линии сгиба. Сколько половин в круге?
Д:
- Круг разделили на две части.
- Получилось две половины.
У: Закрасьте половину круга. Какие получились части?
Д:
- Я думаю, одинаковые части.
- А я тоже так думаю.
- Мне кажется, что на равные части разделили круг.
У: Почему вы думаете, что они равные?
Д:
- Они подходят, если приложить одну часть к другой.
- Я поняла, почему равные части, они ведь совмещаются.
У: Молодцы. А какая линия сгиба?
Д:
- Она ровная, гладкая.
- Она прямая.
У: Верно, линия сгиба прямая. Есть ли у нее начало и конец?
Д: Есть.
У: А как она называется?
Д:
- Мне кажется, что это отрезок.
- Я тоже думаю, что это отрезок.
У: Правильно, ребята. Молодцы. Посмотрите, я еще построю несколько отрезков в этом круге. Чем отличается первый отрезок от всех остальных? (Учитель делает в круге еще несколько сгибов параллельно диаметру.)
У: А еще чем интересен этот отрезок? Чем он отличается от всех других?
Д: Он проходит через центр.
У: Этот отрезок, который проходит от края круга до другого края через центр, называется -диаметр. Из всех отрезков, соединяющих два противоположных края круга, диаметр – самый длинный.
Прочитайте о диаметре в учебнике, стр. 95.
5). Упражнение. Рисунок на доске.
У: Выберите на рисунке на доске те окружности, в которых проведен диаметр.
У: Сколько диаметров можно провести в окружности?
Д:
- Думаю, что диаметров может быть много.
- И я тоже так считаю.
У: Какие они все по длине?
Д:
- Они одинаковые.
- Еще можно сказать равные.
У: Согните ваш круг по диаметру. (Дети складывают.) Вы получили полукруг. А теперь сложите полукруг пополам. Где оказался центр круга? Покажите его. У этой фигуры, которую мы получили, есть свое название – сектор. Разверните ваш круг. Проведите пальцем от центра круга до его края по сгибу. Этот отрезок называется, словом радиус.
- Сколько радиусов на вашем круге?
Д:
- У меня получилось 4 радиуса.
- У меня тоже их 4.
У: Какие по длине все радиусы? Проверьте с помощью циркуля.
Д: - Радиусы одинаковые.
У: Прочитайте о радиусе в учебнике, стр. 94.
6). Задание 2, стр. 95. Прочитайте задание.
Измерь радиус каждой окружности и начерти окружности с такими же радиусами, но с центром в одной и той же точке.
Ребята работают самостоятельно.
7). Самостоятельная работа. Решение задач.
2 ученика решают у доски.
1 вариант решает задачу 3, стр. 95
2 вариант решает задачу 4, стр. 95
Самопроверка.
Учитель оценивает работу учащихся, а командиры групп помогают учителю.