Виды и типы конкуренции.
Виды конкуренции:
1. Отраслевая конкуренция – выявление конкурентов с точки зрения отрасли, в которой работает предприятие. Отрасль – группа компаний, предлагающих товары или группа товаров, которые в значительной степени являются взаимозаменяемыми ИЛИ совокупность всех производителей товара или услуги.
2. Рыночная конкуренция – определение конкурентов в области общих задач как компании, которые стремятся удовлетворить те же нужды потребителей или предоставить услуги тем же потребителям, что и данная компания. Пиво – задача – утолить жажду. Кто конкуренты?
Выделяют четыре типа конкурентных ситуаций:
- чистая (совершенная конкуренция),
- монополистическая (несовершенная) конкуренция,
- олигополия,
- монополия.
Модель рынка чистой конкуренции основана на следующих условиях:
1. Однородность продукции.
2. Малые размеры и многочисленность субъектов рынка.
3. Невозможность диктовать цену рынку.
4. Отсутствие барьеров входа на рынок и выхода с него.
5. Совершенная информация.
К рынкам несовершенной конкуренции относят
- рынок монополистической конкуренции,
- рынок олигополии,
- монополию.
Основные характеристики рынков несовершенной конкуренции.
1. Значимость фирмы в масштабах рынка или значительная доля рынка у отдельных производителей.
2. Наличие барьеров проникновения на рынок.
3. Неоднородность продуктов.
4.Несовершенство рыночной информации (ее непрозрачность, закрытость для стремящихся в отрасль)
Рынок олигопольного типа.
Олигополия - ситуация, когда на рынке доминирует несколько фирм, создающих сильную взаимозависимость между собой. Т.е. каждая фирма хорошо знакома с действующими силами других и маневры любого конкурента ощущаются другими незамедлительно. Кроме того, результат предпринятого маневра зависит от того, какая будет реакция на него со стороны конкурентов и будет ли она вообще.