ЗАПИСИ ПО КАЧЕСТВУ
Стандарт ИСО 9000:2005 определяет записи по качеству как особый вид документации системы качества. Особенность этого вида документации в том, что эти документы подтверждают факт выполнения какого-либо действия. Например, пустая форма, предназначенная для регистрации результатов контроля, является обычным документом системы качества. Как только в эту форму внесены результаты контроля (форма заполнена), эта форма становится записями по качеству.
В стандарте ИСО 9001:2008 (ИСО 9001:2000) определен минимальный состав записей по качеству, который должен существовать в организации. При необходимости этот состав записей по качеству может быть расширен самой организацией.
ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Основные этапы внедрения СМК следующие:
§ Первый этап - анализ существующей ситуации в организации и обучение персонала;
§ Второй этап - разработка документации и изменение работы сотрудников;
§ Третий этап - проведение внутреннего аудита системы качества.
АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ И ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА
Шаг 1. Издается приказ по предприятию о начале работ по системе качества:
цель начала работ;
ответственный за систему качества от руководства организации (не ниже зам. ген. директора);
состав рабочей группы по внедрению системы качества.
Шаг 2. обучение участников рабочей группы менеджменту качества и требованиям стандартов ИСО серии 9000.
Шаг 3. чтобы понять, насколько деятельность в организации отличается от требований стандарта ИСО 9001:2008, необходимо провести анализ текущей ситуации. Сбор исходных данных - анкетированием и интервью. Наиболее эффективно использовать оба метода, сначала провести анкетирование, а после этого уточнить необходимую информацию в ходе бесед с сотрудниками.
Анализ текущей ситуации должен выявить:
основные производственные процессы организации;
вспомогательные процессы и процессы обеспечения;
наиболее критические бизнес-процессы с точки зрения системы качества;
наличие и актуальность регламентирующей документации (стандарты предприятия, инструкции, положения о подразделениях, должностные инструкции и т.п.);
существующее распределение ответственности, полномочий и ресурсов по процессам организации.