Ассоциативно-рефлекторная теория обучения
Психология деятельности и познания
Семинарское занятие 5 (2 часа)
Тема: Учебная деятельность
Основные теории обучения
Ассоциативно-рефлекторная теория обучения
В соответствии с этой теорией сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. В основе ассоциативно – рефлекторной теории обучения лежат выявленные И.М. Сеченовым и И.П.Павловым закономерности условно – рефлекторной деятельности головного мозга человека. Согласно их учению, в мозгу человека идет постоянный процесс образования условно – рефлекторных связей – ассоциаций. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности. На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые – психологи, педагоги С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Ю.А. Самарин, П.А. Шеварев и др. разработали ассоциативно – рефлекторную теорию обучения.
Кратко смысл данной теории можно выразить следующими положениями:
1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций – простых и сложных.
2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:
- восприятие учебного материала;
- его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;
- запоминание и сохранение в памяти изученного материала;
- применение усвоенного в практической деятельности.
3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.
4. Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:
- формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;
- подача учебного материала в определенной последовательности;
- демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;
- применение знаний в учебных и служебных целях, и т. п.
Из данных теоретических положений можно сделать практические выводы:
1. Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств:
- слуховые;
- зрительные;
- двигательные и др.
2. Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы:
- выделять главное;
- применять подчеркивание;
- использовать цвет;
- предлагать обратить особое внимание и т. д.
3. Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был:
- доступным;
- логически взаимосвязанным;
- правильно понятым;
- актуализированным.
4. В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо:
- составление конспекта изученного;
- повторение;
- рассказ;
- объяснение;
- показ усвоенного товарищу;
- применение полученных знаний в практической деятельности.
5. Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике.