Ассоциативно-рефлекторная теория обучения

Психология деятельности и познания

Семинарское занятие 5 (2 часа)

Тема: Учебная деятельность

Основные теории обучения

Ассоциативно-рефлекторная теория обучения

В соответствии с этой теорией сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. В основе ассоциативно – рефлекторной теории обучения лежат выявленные И.М. Сеченовым и И.П.Павловым закономерности условно – рефлекторной деятельности головного мозга человека. Согласно их учению, в мозгу человека идет постоянный процесс образования условно – рефлекторных связей – ассоциаций. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности. На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые – психологи, педагоги С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Ю.А. Самарин, П.А. Шеварев и др. разработали ассоциативно – рефлекторную теорию обучения.

Кратко смысл данной теории можно выразить следующими положениями:

1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций – простых и сложных.

2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:

- восприятие учебного материала;

- его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;

- запоминание и сохранение в памяти изученного материала;

- применение усвоенного в практической деятельности.

3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.

4. Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:

- формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

- подача учебного материала в определенной последовательности;

- демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;

- применение знаний в учебных и служебных целях, и т. п.

Из данных теоретических положений можно сделать практические выводы:

1. Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств:

- слуховые;

- зрительные;

- двигательные и др.

2. Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы:

- выделять главное;

- применять подчеркивание;

- использовать цвет;

- предлагать обратить особое внимание и т. д.

3. Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был:

- доступным;

- логически взаимосвязанным;

- правильно понятым;

- актуализированным.

4. В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо:

- составление конспекта изученного;

- повторение;

- рассказ;

- объяснение;

- показ усвоенного товарищу;

- применение полученных знаний в практической деятельности.

5. Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике.