III. Признаки возникшего государства

1. особый аппарат публичной власти, который:

не совпадает с населением;

• отделен от народа;

• специализируется на управлении;

• вооружен, имеет в своем распоряжении тюрьмы, силовые структуры.

Отличия государственной власти по сравнению с властью в родовом обществе:

• предметно-материальные (особый отряд вооруженных людей);

• системно-структурные (иное строение),

• функциональные (специализация и усложнение функций);

• генетические (иное происхождение, образование).

2. территориальный принцип организации населения, что позволяет:

отказаться от принципа кровнородственных связей;

• перейти к административно-территориальному делению;

• определить территориальную дислокацию аппарата публичной власти (центральные и местные органы);

• установить пространственные границы публичной власти;

• установить гражданство и подданство;

3. займы и налоги (установленные законом, обязательные платежи налогоплательщиков, заранее установленного размера в определенные сроки):

отличаются от хаотических и произвольных поборов (дани) в родовом обществе; • позволяют обеспечивать деятельность государственного аппарата (выплату зарплаты т.н. бюджетникам);

• позволяют аккумулировать средства для инвестирования в те или иные сектора экономики, выполнение социальных программ;

4. право- более эффективный и универсальный социальный регулятор, принципиально отличающийся от тех, что существовали при родовом строе (его характеристика в следующих главах).

5. государственный суверенитет -независимость и самостоятельность внешней и внутренней политики государства, предполагающие:

• верховенство и универсальность (распространяется на всех субъектов) власти;

• обладание законодательными полномочиями;

• наличие силовых средств, государственных институтов, юридических процедур, свойственных только государству. Разновидности появления государства: в античности (Европе):

наличие, как правило, частной собственности на землю;

• появление полисной формы государства;

• общественная стратификация на основе имущественного расслоения (соплеменники - греки обращаются в рабов, богатые правят (Афины);

• социальная борьба на почве (не)знатного происхождения, различий статуса - граждане, рабы, иноплеменники и т.п., знатные правят в государстве (Рим);

• завоевание и заимствование государственно-правовых институтов (германцы);

• отсутствие рабовладения в широких масштабах и раннефеодальная ступень как начальная стадия государственности (германцы, славяне).

на Востоке:

более ранний период;

• несколько центров (регионов) появления государственности;

• влияние географических и климатических условий;

• отсутствие, как правило, частной собственности на землю;

• влияние сельской общины на процессы образования государства;

• деспотические (тиранические) формы государственности.

IV. Плюрализм точек зрения по вопросу происхождения государстваобъясняется:

• разнообразием конкретно-исторических условий образования государств;

• отдаленностью и длительностью этих процессов;

• влиянием различных факторов; • отсутствием ясных и достаточных документальных данных;

• наличием двух принципиально отличных позиций:

позитивистской, (про)марксистской (классы, антагонистическая классовая борьба, частная собственность, способ производства, формации);

цивилизационной (учет не только и не столько экономики, но и других нематериальных факторов культуры, не только борьбы, но и сотрудничества, социального партнерства).

Сущность различных теорий происхождения государства понятна из сопоставления.

Патриархальная теория   Договорная теория    
наиболее видный представитель    
Аристотель   Томас Гоббс    
время разработки    
IV в. до н.э.   XVII в.    
главная идея    
разросшаяся семья - основа государства   заключенный общественный договор -начало государственности    
отличия:    
-догосударственное состояние урегулировано, организовано, безопасно   - естественное состояние анархии, неурегулированности, войны    
- есть социальные институты (семья), общество   - отсутствуют какие-либо социальные связи, нет общества    
- права у каждого но в определенном, ограниченном объеме   - права у каждого ничем неограничены    
- существует собственность   - права у каждого ничем неограничены    
основа легитимности государства - следование нравам и обычаям старины   - основа легитимности государственной власти - общественный договор    
государство появляется эволюционно   - государство возникает «скачком», революционно    
теологическая теория   (про)марксистская    
наиболее видные представители и разработчики    
идеологи Христианства: Григорий Богослов, Василий Великий, Блаженный Августин   основоположники марксизма: К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин    
время разработки    
nepBbie(II-V вв.) христианства   XIX-XX вв.    
главная идея    
идея креационизма -   государство -создается людьми (классом)    
государство, власть, право -созданы Богом творцом   как аппарат насилия меньшинства над большинством  
мировоззренческая основа:  
- философия идеализм   - философия материализм  
- сознание, дух, но не материальное богатство должны быть движущей силой   - экономические мотивы собственности -главная «пружина» государственно-правовых процессов  
- любое земное государство несовершенно   - государство - один из главных инструментов построения рая (коммунизма) на земле  
- христианство не делит людей на касты и кланы   - классовое деление - важнейший фактор государственно-правовых процессов, равенство внутри трудящегося класса  
- людьми должна двигать христианская любовь, зло не может уничтожить зло, власти следует подчиняться   - классовая борьба, антагонизмы образуют государство, меняют его формы, приводят к насилию, восстанию против властей  
- Божественный промысел руководит процессами становления и жизнедеятельности государства   - строгие, научно-обоснованные экономические «закономерности» приводят к появлению государства и определяют его жизнь, сменяют общественно-экономические формации  
- цель появления и существования государства - сотериологическая -- (содействовать спасению людей для Царствия Божия)   - цель появления и существования государства - эвдемоническая (наслаждение, потребление, удовлетворение растущих потребностей людей)  
- с момента образования государства за единство (симфонию - в идеале) светской власти и священства   - разделение властей, резко против сотрудничества с церковью, отрицание религии как «опиума для народа»  
- божественное происхождение власти, даже тиранической, предпочитает монархическую (органическую) форму правления, царь - помазанник Божий, убийство царя -величайший грех   - насилие, «винтовка рождает власть» даже демократическую, социалистическую; предпочтение республиканским формам, казнь царя - «геройство» революционеров  
- Царь-Батюшка, отец народа, стоит над борьбой партий   - царь - «душегуб», возглавляет полицейско-бюрократическую пирамиду  
         

Процессы происхождения права, сходные в принципе с процессами происхождения государства, имеют некоторые отличия.

Приоритет в становлении права принадлежит античности (Греция, Рим). Причины этого:

• особый характер культуры (высокий уровень общественного развития, государственная религия (политеизм, христианство);

• динамизм и открытость социальной жизни,

• оро-акустическая атмосфера, породившая демократизм и республиканизм;

• совершенное правосознание и правовая культура;

• развитые хозяйственные связи, основанные на частной собствености.