I. Общая характеристика догосударственного состояния.
Если придерживаться исторической, эволюционной (материалистической) точки зрения, то следует признать, что государственно-организованному обществу предшествовало первобытное общество, которое характеризовалось в частности
в сфере хозяйства:
• низким уровнем развития производительных сил:
• общественной собственностью на средства производства;
• половозрастным разделением труда;
• коллективными формами труда;
• уравнительным распределением произведенного продукта;
• слабой эффективностью общественного производства;
в сфере общественных отношений:
• имущественным и социальным равенством, первобытной демократией;
• отсутствием четких отличий между правами и обязанностями;
• наличием социальных агрегатов: рода, фратрии, племени, впоследствии семьи;
• принципиальным совпадением индивидуальных и общих интересов;
• сознательным и добровольным исполнением задач;
во властно-управленческой сфере:
• отсутствием отношений господства и порабощения;
• отсутствием особого политического аппарата управления;
• всеобщим управлением делами общины;
• наличием выборных властных структур: совета рода, племени,
вождя, старейшин, жрецов, военачальников;
• осуществлением властных функций под контролем народа.
В сфере социальных регуляторов можно констатировать:
• наличие зачатков морали, традиций, обычаев, религии, этики, эстетики, технических норм;
• неразработанность и синкретический (слитный) характер социальных норм при их большой эффективности;
• большой удельный вес запретов, табу, наряду с разрешениями;
• гарантированность социальных регуляторов привычкой, общественным мнениям, силой авторитета старейшины, кровнородственными узами;
• отсутствие какой-либо фиксации норм;
в духовной сфере характерно:
• духовное единство общества;
• господство религиозных представлений;
• единая воля рода (племени) как основание легитимности тех или иных управленческих решений;
• мифологическое творчество, эстетическое освоение мира при сохранении жестких средств воздействия (кровная месть, изгнание из рода и т.д.);
II. Признаками разложенияпервобытнообщинного строя и причинами возникновения государства и права inter alia в соответствии с избранной позицией следует считать
в сфере экономики:
• крупные общественные разделения труда;
• совершенствование орудий труда, технологий, накопление опыта;
• рост производительности труда;
• появление избыточного продукта и на его основе, частной собственности;
в сфере общественных отношений:
• присвоение избыточного продукта;
• имущественное расслоение общества и появление антагонистических классов;
• укрепление и распространение моногамной семьи;
• раскол и противостояние интересов;
• распространение принуждения как основной гарантии выполнения социальных задач;
• эксплуатацию рабов и соплеменников;
в сфере власти-управления:
• неэффективность родо-племенных институтов, основанных на уважении старших и авторитете вождя;
• закрепление и освящение отношений господства и порабощения;
• сосредоточение власти - у особого политического аппарата управления, выделившегося из общества;
• ликвидацию первобытной демократии и контроля народа над выборной властью, самоуправления;
• переход от выборной власти к авторитарной власти;
• осуществление власти не в интересах всех, а только имущей, руководящей верхушки;
в сфере социальных регуляторов:
• неэффективность первобытной морали, обычаев, традиций для регулирования новых отношений;
• появление права как закрепленной воли господствующего класса;
• разграничение и совершенствование социальных норм;
• фиксацию права и обязывание всех к его насильственному осуществлению;
• гарантированность новых регуляторов с помощью силовых структур;
• увеличение сферы правового регулирования;
в сфере духовных отношений:
• раскол духовного единства общества;
• появление антагонизмов;
• усиление религиозных начал и прямое их использование в интересах господствующего класса;
• воля и интересы господствующего слоя навязываются всему обществу.
• Идеологию, ценности и стандарты жизни определяет господствующий слой.