КИЕВО-МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД (1459 – 1589 гг..)

Это период разделенной Русской митрополии на две

части: Московской и Киевской. Хронологические рамки третьего периода 1459 г. — 1589 г. для Москвы и с 1459 по 1686 г. — для Киева. Что такое дата 1686 г. — это соединение в церковной истории Киева и Москвы. В этом году закончилась война между Польшей (Речью Посполитой) и Россией т.н. «Вечным Миром». Этот мир заключен на условиях Андрусовского перемирия с 1667 г., по которому польский король Ян Собесский согласился на вечную уступку Москве Киева, а Москва обещала помогать Польше в войне с турками и татарами. В 1686 г. закончился период разделения Церкви. Киевская митрополия признала юрисдикцию Московского патриархата.

Этот период делится на части по митрополитам:

1. 1448-1461 гг. св. митр. Иона

2. 1461-1464 гг. митр. Феодосий

3. 1464-1473 гг. митр. Филипп I

4. 1473-1489 гг. митр. Геронтий

5. 1490-1495 гг. митр. Зосима

6. 1496-1511 гг. митр. Симон

7. 1511-1521 гг. митр. Варлаам

8. 1521-1529 гг. митр. Даниил

9. 1529-1542 гг. митр. Иоасаф

10.1542-1563 гг. митр. Макарий

11.1564-1566 гг. митр. Афанасий

12.1566-1568 гг. св. митр. Филипп II

А далее три потаковщика, конформиста, которые чтобы не делал царь Иоанн IV благословляли все

13.1568-1572 гг. митр. Кирилл

14.1572-1571 гг. митр. Антоний

15.1581-1587 гг. митр. Дионисий

16.1587-1589 гг. митр. Иов, будущий патриарх (с 1589 г.)

Желательно вам, ребята, запомнить эту хронологию.

Разделение Русской Митрополии.

Главная книга на эту тему, это книга прот. Дмитрия Соколова «История разделения Русской митрополии» СПб. 1900 г. Эта книга постоянно на руках, потому что много украинцев! Итак, повторю прошлый материал, правда, одного профессора нашей Академии в прошлом веке, за подобные повторы прозвали «водолеем», но это необходимо, тем паче, что многие отсутствовали. В вашей группе такая вот популяция, как, знаете, шагреневая кожа сжимается, потом расширяется…Итак в 1438-39 гг. состоялась Ферраро-Флорентийская Уния. Греки сохраняли свой церковный обряд, но признавали католические догматы и главою признавали папу. Вернувшись в Москву, митрополит Исидор Московский из Италии, великим князем Василием был изгнан. В москве решили отделиться от униатского КП-ля и поставить своего самостоятельного митрополита. И 15 декабря 1448 г. собор русских епископов поставил на всю Русь (также и на Киев) Рязанского митрополита Иону. Его избрание задержалось междоусобицами, а также трехмесячным пленением князя Василия Темного. После возвращения Василия Темного началась усиленная татаризация русского двора и церковное отделение от КП-ля. Св. Пафнутий Боровский не признал митрополитом Иону, за что был бит железом и посажен на цепь.

Митрополит Исидор в 1453 г. во время штурма турками Константинополя был в Византийской столице. Давал личные средства на возведение укреплений, командовал солдатами и защищал часть побережья, когда турки высаживали десант. Мехмет 2-й, вступив в город, потребовал главу кардинала. Друзья Исидора поднесли голову неизвестного, украсив ее кардинальской шапкой, а сам он спасся бегством в Италию. Митр. Исидор скончался в 1463 г. Аббат Пирлинг написал книгу: «Рим и святой престол». С 1448 г. в Русской Церкви установился порядок ставить митрополита в Москве собором русских епископов, независимо от патриарха. Фактически с этого дня Церковь стала автокефальной. В 1459 г. московский собор епископов подтвердил по смерти Ионы повиноваться только тому митрополиту, который будет поставлен у гроба чудотворца святителя Петра. На Руси ходило мнение, что греки на Флорентийском соборе «к своей погибели от истины свернулися», что развращенным грекам верить нельзя, что в Первосвятительской Церкви Царьграда мерзость запустения, а после 1453 г. будто греки уклонились в магометанство.

Что получил патриарх от Мехмета 2-го? «После 2-х месячной осады Мехмет разрешил солдатам своим грабить город в течении 3-х дней, а затем объявил своей личной собственностью церкви, монастыри и все великолепные здания.» В церкви св. Софии мусульмане совершили свою первую молитву, осквернили храм. В результате резни и увода населения в рабство город почти полностью опустел. После разрешения вернуться 5000 семей вернулось в КП. Для установления дипломатических сношений с Западными странами нужны были образованные люди — греки. В то время ислам запрещал говорить верующим на иностранных языках, иметь своих в христианских государствах, но Мехмет 2, нуждаясь в переводчиках и грамотных людях, разрешил вернуться грекам в КП-ль. Греки получили различные государственные посты, они стали секретарями, банкирами, торговцами, а чаще всего драгоманами (переводчиками). Вот отец Антония Блюма (митр. Сурожского) был драгоманом в Персии, и Антоний родился и вырос в Персии.

По политическим соображениям Мехмет II сохранил за Патриархом …конец кассеты… сребро-позолоченный пастырский жезл, белого коня, богато украшенного для почетного объезда города и 1000 червонцев! Мехмет II проводил Патриарха до середины дворцового двора и отправил домой восседавшим на султанском коне. По султанскому фирману (указу) Патриарху предоставлялись те же права и привилегии какими он пользовался при византийских императорах. Патриарх считался высшим чиновником турецкого правительства, носил титул визиря и почетную охрану из янычар. Патриарху было пожаловано «почетное» звание главы нации. Он становился духовным главой христианам и посредником между турецким правительством и христианским населением Балканских стран. Фирманом этим права повелевать в делах веры предоставлялось только Патриарху. Личность Патриарха и высших духовных лиц объявлялась неприкосновенной. Они освобождались от уплаты податей. Но вы понимаете, что не всегда это соблюдалось, султан мог все сделать. Мог дать и мог взять. Руководствуясь фискальными (налоговыми, материальными) соображениями султан оставил за собой поставлять нового Патриарха. Дело в том, что в конце 15 в. за патриарший престол султану платили по 4000 дукатов(!). А в 17 в. были случаи когда получение престола обходилось в 100 тыс. и даже 150 тыс. злотых (золотых), т. к. Патриархи должны были делать подарки женам султана, пашам и разным придворным чиновникам, чтобы оградить себя от придирок. Т.о. Константинопольский престол превратился в продажный предмет, который покупал тот, кто давал больше денег.

/Симония распространилась на все подчиненные ему престолы и на всю греческую Церковь. За Патриархом и его двором закрепилось фанариоты. Это прозвище имело довольно оскорбительный смысл. Фанариоты — это жители «Фанары», греческого квартала в Константинополе (в Стамбуле(?) — это зн. в городе Константина по-турецки), в старом городе, на берегу Золотого Рога, получившего свое название от находившегося здесь прежде маяка Фанара. В османской империи фанариоты являлись представителями греческого духовенства и торгово-денежной аристократии. Фанариоты занимали высокие посты в администрации Османской империи и часто упоминались в истории дипломатических сношений Турции с Европейскими странами. Вот это греки фанариоты, которых использовали турки в сношениях с Западом. Вот почему этот термин (фанариот) имеет некий презрительный оттенок — это были агенты турецкого султана. Они относились к низам греческим как господа и особенно они высокомерны были в Балканских странах./

Русские стали думать о себе как о хранителях истинного православия, к тому же константинопольские патриархи обращались за помощью к Москве. Патриархи открыто не протестовали против автономии Русской Церкви, но формального произволения своего не давали, они признавали Русскую Церковь только «де факто». И уже первый патриарх Геннадий Схоларий после 1453 г., закрывая глаза на дерзкий поступок Москвы, просил Иону о помощи, на что митрополит тут же откликнулся.

Иона стремился подчинить своей власти русские епархии в Литве. Во время посещения Литвы Великий Князь Казимир IV дал ему грамоту и Литовскими епархиями (1451 г.). Десять лет Иона управлял объединеной Русской Церковью. Скончался в 1461 г. в преклонном возрасте. Прославлен в 1547 г. на Московском Соборе, когда митрополитом был свт. Макарий, а царем Иван IV.

Папская курия (курия — правительство, этот термин появился в 16 в. в Риме, до этого называлось канцелярией) не могла смириться с изгнанием Исидора из Москвы и решила отделить Русско-Литовские епархии. Курия сделала это /У вас появились жвачные животные, я не думаю, что их принимают в Семинарию/ руками униатского Патриарха Григория III Маммы, скончавшегося в 1459 г. Когда турки осадили Константинополь, вышеназванный Патриарх бежал в Рим. И вот он то и рукоположил для Литвы Киевского митрополита, своего протодиакона Григория Болгарина — вот первый Киевский митрополит Григория Болгарин. Известный византолог Иоанн Мейендорф пишет: «Это было сделано в силу декрета папы Каллиста III, разделившего Россию в церковном отношении на «Верхнюю», управляемую монахом схизматиком Ионой — «исчадием порока» и «Нижнюю» с новым митрополитом Григорием. Одни историки считают дату разделения 1458 г., другие — 1459 г. Надо помнить, что формально, с точки зрения Рима, после 1439 г., т.е. после унии Церковь стала единой, объединившейся Запад и Восток под единым главенством папы. Этим и можно объяснить вмешательство Каллиста, посвящение Григория митрополитом Киевским. Формально папа был прав. Папа продолжал считать Исидора московским митрополитом, а Иону, разумеется, не признавал.

Он (папа) отправил Казимиру буллу (хартию, послание) /Почему, ребята булла называется буллою? Эта бумага скреплялась печатью в виде шарика (boll), отсюда и название — булла./ Что же говорилось в этой булле? «Если отщепенец Иона появится в Литве, схватить его и заключить в оковы»

Вот так установилось окончательное разделение Русской Церкви на Северо-восточную (Московскую) и Юго-западную (Литовскую или Киевскую).

Предпосылки к разделению возникли давно:

1. Еще в 12 в. Андрей Боголюбский пытался возвести в митрополиты Зуздальского епископа Феодора, чтобы получить церковную независимость от Киева. С этим ничего не получилось, поэтому его и называли уничижительно — «Феодорец — белый клобучек».

2. А в 14 в. в связи с моногло-татарским нашествием Юго-западная Русь подпала под власть Литвы.

Киевские митрополиты переселяются в Москву, а литовские князья

делают попытки добиться от патриарха поставления особого митрополита. И курия, воспользовавшись фактически разделом Руси татарами и литовцами, расколола и Церковь. Теперь Московские митрополиты называются митрополитами Всея Руси или митрополитами Московскими и всей России, а Литовско-русские митрополиты называются митрополитами Киевскими и Всея Руси. Когда целое разделено пополам. Когда Целое разделено пополам, каждый претендует на абсолютизацию. И вот приступаем теперь к истории Московской митрополии.

МОСКОВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ.

В ее состав входили следующие епархии:

1. Московская.

2. Новгородская.

3. Ростовская.

4. Сараньская.

5. Пермская. (не на Урале, а то что ныне Республика Коми)

6. Суздальская

7. Коломеская

По мере роста Московского государства в митрополию входили новые епархии:

1. Смоленская

2. Полоцкая

– отвоеваны у Литвы и (3) вновь открытая Казанская. Размеры епархии очень велики. С преодолением феодальных усобиц и усилением Москвы крепнет и власть митрополита. Митрополит сам со своим собором избирал и поставлял епископа. Происходило это таким образом. Собор епископов выбирал трех кандидатов, митрополиту принадлежало решающее слово, он и выбирал из трех одного. Митрополит не мог равнодушно выслушивать, когда кто-нибудь из епископов называл его братом и посылал ему, этому гордецу, письменный выговор. Митрополита именовали святейшим. Он распоряжался делами Церкви как бы на правах патриарха. Митрополит имел, как великий князь, свой двор, бояр, имел своих отроков, стольников и свое войско (см. «Богословский Вестник» за 1905 г. 4-5 номера, статья Н.Ф. Каптерева). Однако, его власть все более ограничивалась все более и более усиливающейся властью московских князей.

Карташев пишет: «В одно и то же время Русская Церковь заявила свои права на независимость от Константинополя, а русский князь заменил по отношению к ней место Византийского императора, сделавшись ее представителем и главою». Следовательно, зависимость от патриарха перешла в зависимость от Великого князя.

С 16 в. московские князья стали даже обходить соборное избрание митрополитов, сами возводя их на кафедру. Вот так были избраны митрополиты: Варлаам, Даниил, Филипп 2-й. Митрополита Геронтия Иван III едва не лишил кафедры из-за того, что тот при освящении храма совершил крестный ход не по солнцу, как тогда выражались — «не посолонь». А митрополит Варлаам был посажен в заточение Василием III. А что уж говорить об Иване IV? Какова судьба Филиппа II? Какова судьба потаковщиков: Кирилла, Антония, Дионисия. Они так и называются потаковщиками, приспешниками, слугами.