II. Дополнительная информация

Периоды детского возраста:

I. Внутриутробный (антенатальный) период:

1. Фаза эмбрионального развития (первые 12 недель);

2. Фаза плацентарного или фетального развития (от 3-го месяца внутриутробного развития до рождения).

II Внеутробный или постнатальный период:

1. Период новорожденности (от 0 до 28 дня жизни включительно);

2. Период грудного возраста ( с 29 дня до 1 года);

3. Преддошкольный период (от 1 до 3 лет);

4. Дошкольный период (от 3 до 6-7 лет);

5. Младший школьный период (от 6-7 до 12 лет);

6. Старший школьный период или период полового созревания, пубертатный период (от 13 до 18 лет).

 

Антенатальный период

 

Антенатальным называется внутриутробный период развития. Здоровье будущего ребенка во многом зависит, как протекает этот важный период жизни. А это, в свою очередь, во многом зависит от состояния здоровья матери. Смертность младенцев в антенатальном периоде намного выше, чем в другие периоды жизни.

 

Антенатальная охрана здоровья ребенка

 

Охрана здоровья ребенка должна начинаться с внутриутробного периода жизни.

В этот период формирование здоровья зависит как от наследственности, так и от факторов окружающей среды.

Факторы, оказывающие вредное действие на эмбрион и плод называются тератогенными.

Тератогенные факторы

 

• Внутриутробные инфекции: токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, краснуха, герпес и др..

• Недостаточное или избыточное питание матери.

• Соматические болезни матери: инсулинозависимый диабет, ревматические болезни, гипотиреоз и др..

• Никотин и курительные смолы, алкоголь, наркотики.

• Производственные вредности: химически вещества, тяжелые металлы, радиация.

• Некоторые лекарственные препараты..

• Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) – увеличивает риск врожденных пороков развития до 10% (стресс гамет).

 

Воздействие тератогенных факторов вызывают:

 

• Изменения в органах и системах плода, морфологические и функциональные.

• Задержку внутриутробного роста и развития организма.

• Формирование врожденных пороков развития.

• Отклонения полового поведения.

 

Последствия тератогенного эффекта:

 

• Нарушение имплантации зиготы (гибель зародыша).выкидыши самопроизвольные (ранние и поздние).

• Задержка внутриутробного развития плода.

• Аномалии (пороки) развития одиночные (в одном органе) или сочетанные (нескольких органов).

• Функциональные нарушения органов и систем.

 

Критические периоды внутриутробного развития

I. Конец 1-й- начало 2-й нед беременности (с момента оплодотворения до имплантации бластоцисты) – гибель зародыша (спонтанный аборт).

II. С 3-й и до конца 8-й нед беременности (закладка всех жизненно важных органов) – максимальное количество уродств и врожденных пороков развития (ВПР).

 

Понятие об антенатальной профилактике

Антенатальная профилактика -меры по охране здоровья будущего ребенка, проводи-мые задолго до его рождения, в антенатальный период жизни.

Предполагает регулярное наблюдение за беременной женщиной, ее оздоровление, выяв-ление и предупреждение факторов риска для развития плода.

Антенатальная профилактика включает:

• Наблюдение за беременной;

• Полноценное питание беременной;

• Формирование доминанты лактации;

• Режим, достаточный сон;

• Соматическое здоровье, профилактика неинфекционных и инфекционных заболеваний, ВУИ;

• УЗИ-контроль (скрининг);

• Обязательное и дополнительное диагностическое обследование;

• Консультация терапевта;

• По показаниям -консультация генетика;

• Пренатальная диагностика – выявление внутриутробных инфекций (ВУИ), генетических заболеваний и ВПР;

• Неонатальный скрининг.

 

Антенатальную профилактику осуществляют в первую очередь врачи акушеры-гинекологи женских консультаций, которые проводят эту работу совместно с детскими поликлиниками, отделениями патологии беременности родильных домов.

Дородовые патронажи

Профилактическое наблюдение за будущим ребенком педиатрической участковой

службой осуществляется методом патронажных посещений беременной медицинской

сестрой:

- 1-й дородовый патронаж – при постановке беременной на учет,

- 2-й дородовый патронаж - при сроке 28-30 недель,

- 3-й дородовый патронаж – при сроке 33-34 недели.

 

Первый дородовый патронаж

Цели патронажа:

• Познакомиться с беременной женщиной. Узнать состояние ее здоровья, усло-вия труда и быта, семейное положение, материальную обеспеченность, микро-климат в семье.

• Выявить возможные факторы риска для беременной, плода и новорожденного: вредные привычки, профессиональные вредности, отягощенный акушерский анамнез (наличие абортов, выкидышей, мертворождений и др.).

• Дать рекомендации по питанию, режиму, обеспечению оптимальных условий для приема новорожденного.

 

Второй дородовый патронаж

Цели патронажа (проводится совместно с врачом-педиатром):

• Проверить выполнение беременной женщиной данных раннее рекомендаций по режиму, питанию, соблюдению личной гигиены.

• Оценить пренатальные факторы риска, прогнозировать состояния еще нерожден-ного ребенка, обеспечить благоприятные условия жизни будущему ребенку.

• Организовать посещение беременной занятий в школе материнства и отцовства в детской поликлинике.

Третий дородовый патронаж

Цели патронажа(проводится беременным группы риска: отягощенный акушерско-гинекологический анамнез, экстрагенитальная патология беременной, социально-биологические факторы риска):

• Подготовить беременную женщину к кормлению ребенка грудью. Оценить подготовленность сосков к кормлению, обучить уходу за грудными железами.

• Проконсультировать родителей по организации уголка или комнаты для новорожденного, приобретению аптечки, набора белья и одежды, предметов ухода за новорожденным.

• Контролируют прием назначенных лекарственных препаратов по антенатальной профилактике анемии, йоддефицитных состояний.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ РОДИТЕЛЯМ К ВСТРЕЧЕ

НОВОРОЖДЕННОГО

• В доме необходимо провести генеральную уборку. Из комнаты, где будет находиться новорожденный ребенок, необходимо убрать «накопители пыли» - ковры, телевизор, компьютер, тяжелые портьеры, книги.

• Ежедневно проводить влажную уборку. Кроватку ставят не близком расстоянии от окна и подальше от отопительных батарей. Необходим стол для пеленания новорожденного, стул и скамеечка под ноги для женщины при кормлении грудью.

• Необходимо подготовить:

одежда и постельные принадлежности: 8-12 тонких распашонок, 4-6 теплых

фланелевых, по 2 тонких и фланелевых чепчика, около 20 пеленок из

хлопчатобумажной ткани, и 5-7 фланелевых, 2 одеяла – байковое и

шерстяное, 4 пододеяльника, 2 простыни, махровое полотенце, подгузники.

• Предметы ухода за новорожденным: ванночка. кувшин для обливания после купания, мыльница с детским мылом, тазик с водой для умывания лица, отдельный таз для стирки только детского белья и корзина для использованного белья. Хранить вместе детское и взрослое белье нельзя.

• Аптечка для ухода за новорожденным: термометры для измерения температуры тела, воды, воздуха в комнате, пипетки 2-3 штуки, резиновый баллон для клизмы, ножницы, марганцовокислый калий.

• Детская косметика: детская присыпка и крем, масло для кожи (специальное детское фабричное), стерильная вата, контейнер с крышкой для хранения ваты, ватные палочки,1-2 бутылочки для питья, соски на бутылочки, мягкая щетка для волос.

*****

 

Основные жизненно важные потребности ребенка

 

1. Потребность в пище.

2. Потребность во сне.

3. Потребность в чистоте.

4. Потребность быть здоровым.

5. Потребность двигаться.

6. Потребность выделять.

7. Потребность в игровой деятельности.

8. Потребность в общении.

9. Потребность в безопасности

 

Особенности сбора информации о ребенке

 

1. Сбор генеалогического анамнеза (особое внимание следует обращать на распростра-ненность заболеваний в ближайших поколениях данной семьи).

2. Сбор социального анамнеза, при этом особое внимание уделяется на соблюдение режи-ма дня, особенности питания, материальную обеспеченность, жилищные условия, культу-ру родителей, методы воспитания, взаимоотношения между родителями и детьми и др.

3. Оценка физического, психомоторного, полового развития.

 

Группы здоровья

I - Здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болеющие за

период наблюдения.

II - Здоровые дети, но имеющие неблагоприятный генеалогический анеамнез (II А

группа);

- Здоровые дети с риском возникновения хронической патологии, часто болеющие;

имеющие функциональные отклонения (II Б группа).

III - Дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации.

IV - Дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.

V - Дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации.