КУЛЬТУРА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

БОЯНдревнерусский певец и сказитель, «песнотворец», персонаж «Слова о полку Игореве». В русской литературе XIX в. имя «Боян» стало нарицательным именем древнерусского певца, гусляра, причём часто неверно записывалось как «Баян» (от слова баять).

МОЛЕНИЯ –литературный жанр, зародившийся в древнерусской литературе в XIII в. Наиболее ярким примером данного жанра является «Моление Даниила Заточника». Написано как обращение к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу в период с 1213 до 1236 гг. (по версии В. М. Истрина). Попавший в тяжелое положение автор просит князя о помощи. Некоторые исследователи считают «Моление Даниила Заточника» первым опытом древнерусской дворянской публицистики. Для стиля «Моления Даниила Заточника» свойственны сочетание цитат из Библии, летописи с живой речью, сатирой, направленной против бояр и духовенства. Отличается книжными познаниями автора, богатством образов, сатирическим отношением к окружающим. Нарочитая униженность сочетается с подчёркнутым умственным превосходством.

 

БОРЬБА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ И КНЯЖЕСТВ ПРОТИВ ВНЕШНЕЙ АГРЕССИИ В XIII в. УСТАНОВЛЕНИЕ ОРДЫНСКОГО ИГА

БАГАТУРЫ –богатыри у монголо-татар.

БАСКАК(тюрк.) – представитель монголо-татарского хана, ведавший сбором дани и учетом населения на завоеванных землях. Контролировал местные власти. На Руси баскаки появились с середины XIII в. Баскачество отменено при Иване I Калите в первой половине XIV в., когда сбор дани был передан русским князьям.

«ДИКОЕ ПОЛЕ»историческое название южнорусских и украинских степей между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны. Стихийно осваивалось в XVI –XVII вв. беглыми крестьянами и холопами, заселялось служилыми людьми для отражения набегов крымским ханом.

«ЗАПИСЬ В ЧИСЛО» –перепись русского населения,проведенная золотоордынцами.

КУРУЛТАЙ –съезд монгольской знати.

НОЙОНЫ – князья у монголо-татар.

НУКЕРЫ(друзья) – дружинники в монголо-татарском войске.

ПАЙДЗУ –пропуск для проезда через ордынские земли.