Законодательная база, регулирующая вопросы экспертизы при расследовании страховых случаев

Проведения экспертизы подлежит обязательному регламентированию со стороны государства РФ в лице соответствующих компетентных органов: Правительства, Минтранса, Минздравсоцразвития, Минюста, Минпромторга.

В зависимости от сфер деятельности, существуют следующие виды экспертизы:

1. Независимая техническая экспертиза при ДТП.

2. Экспертиза научно – технической деятельности.

3. Техническая экспертиза транспортного средства.

4. Экспертиза технических средств реабилитации.

Основные НПА, регулирующие вопросы экспертизы:

1. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

2. Постановление Правительства РФ от 24.04.2003 N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств".

3. "Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (Приказ Минюста России от 06.02.2013 N 8”.

4. Приказ Минтранса РФ N 124, Минюста РФ N 315, МВД РФ N 817, Минздравсоцразвития РФ N 714 от 17.10.2006 "Об утверждении Условий и порядка профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к экспертам-техникам".

5. Приказ Минтранса РФ N 171, Минюста РФ N 183, МВД РФ N 590 от 30.07.2003 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 года N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств".

6. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

7. Приказ Минпромторга России от 29.11.2013 N 1909 "Об утверждении Методики проведения экспертизы результатов реализации инновационного проекта".

8. Приказ Минтранса РФ N 16, Минюста РФ N 13, МВД РФ N 21 от 18.01.2011 "Об утверждении Положения о Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств".

9. Приказ Минюста России от 06.02.2013 N 8 "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов-техников".

10. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 21.08.2008 N 438 "Об утверждении порядка осуществления и формы заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий".

Особенность НПА можно рассмотреть в разрезе их прямого назначения.

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом № 40 – ФЗ определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – обязательное страхование).

Настоящие методические рекомендации Приказ Минюста России от 06.02.2013 N8 устанавливают общие положения, принципы и методы, на основе которых рекомендуется проводить установление повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его ремонта в рамках независимой технической экспертизы транспортных средств при обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО).

Методика «проведения экспертизы результатов реализации инновационного проекта» № 1909 определяет процедуру проведения российскими организациями экспертизы результатов реализации комплексных инновационных проектов по созданию высокотехнологичной продукции, направленных на поддержку развития производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них, по технологическим направлениям

Порядок ведения государственного реестра экспертов-техников регламентирует организацию работы Минюста России по ведению государственного реестра экспертов-техников, прошедших профессиональную аттестацию в Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств (далее – МАК и Реестр соответственно).

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 21.08.2008 N 438н определяет
порядок осуществления исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий.

Законодательная база защищает права и обязанности участников экспертизы пострадавшего объекта, предотвращает их незаконные действия. Также НПА являются инструментом компетентных органов в рамках контроля и надзора за деятельностью при осуществлении экспертизы пострадавшего объекта.

2.5. Компетентные органы, регистрирующие факт,
обстоятельства и последствия страхового случая

По договору страхования страхователь обязан одновременно и незамедлительно проинформировать также соответствующие государственные ведомственные учреждения, занимающиеся ликвидацией опасности и расследованием причин ее возникновения, или соответствующие медицинские учреждения, если страховой случай произошел по договору личного страхования. В частности, это органы государственного пожарного надзора, органы полиции, МЧС, гидрометеоцентры, органы технического и архитектурного надзора, больницы, поликлиники и т.д.

Необходимость информирования и вызова представителей перечисленных государственных учреждений обоснована двумя причинами:

Первой причиной является ликвидация или локализация очага опасного события, например, при пожаре это должны делать пожарные службы.

Второй – указанные органы по факту совершившегося опасного события обязаны выдать официальный документ (пакет документов), в котором указываются все обстоятельства, связанные с наступлением того или иного события, и причина его наступления. В частности, это могут быть постановление о возбуждении или прекращении уголовного дела по факту пожара или совершенного противоправного деяния или постановление по делу об административном правонарушении. Кроме того, это могут быть справки из гидрометеоцентра о погодных условиях (ветер, ураган, обильный снегопад и т.п.), справки из МЧС о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, справки из органов ГИБДД о лицах, участвовавших в ДТП, и объеме повреждения застрахованных транспортных средств и т.п.

Таким образом компетентными органами являются:

1. Правоохранительные органы (министерство внутренних дел, федеральная служба безопасности, дорожно-постовая служба и т.д.)

2. Компетентные органы – осуществляют надзор за специфическими областями (отраслями) (ветеринарная служба, Россельхознадзор, департамент надзора за строительством и т.д.)

3. Компетентным органом может являться заключение экспертов (Федеральная экспертная служба)


2.6. Особенности организации
независимой технической экспертизы

Экспертиза - деятельностный акт по установлению причин, особенностей и точных фактов по поводу произошедших неблагоприятных событий. Отчет о проведении экспертизы является документом, отражающим компетентное мнение высококвалифицированного специалиста в данной области.

Экспертиза должна проводиться в соответствии с нормативными, методическими и другими документами, утверждаемыми в установленном порядке.

Нормативные, методические и другие документы, используемые при проведении экспертизы, утверждаются совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции и в области внутренних дел. К таким НПА относится:

1. Федеральный закон от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

2. Постановление Правительства РФ от 24.04.2003 N238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств" (вместе с "Правилами организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства")

3. "Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N001МР/СЭ)"

4. Приказ Минюста России от 06.02.2013 N8 "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов-техников"

5. Приказ Минтранса РФ N124, Минюста РФ N 315, МВД РФ N817, Минздравсоцразвития РФ N 714 от 17.10.2006 "Об утверждении Условий и порядка профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к экспертам-техникам"

6. Приказ Минтранса РФ N 171, Минюста РФ N183, МВД РФ N590 от 30.07.2003 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 года N238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств".

Целью проведения независимой технической экспертизы транспортного средства является установление следующих обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства:

- наличие и характер технических повреждений транспортного средства;

- причины возникновения технических повреждений транспортного средства;

- технология, объем и стоимость ремонта транспортного средства.

Целью проведения экспертизы не является:

- установление лица, допустившего нарушение правил дорожного движения, повлекшее технические повреждения транспортного средства, и его вины в этом нарушении;

- расчет страхового возмещения при причинении вреда транспортному средству потерпевшего.

Субъекты экспертизы: страховщики, потерпевшие, страхователи, эксперты-техники, экспертные организации.

Потерпевший - лицо, имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом.

Эксперт-техник - физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям и внесенное в государственный реестр экспертов-техников.

Экспертная организация - юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее одного эксперта-техника, для которого эта организация является основным местом работы, а проведение экспертизы является одним из видов деятельности, предусмотренных в учредительных (статутных) документах указанной организации.

Объектами независимой технической экспертизы являются транспортные средства потерпевшего и страхователя, а также отдельные элементы транспортного средства.

Этапы экспертизы:

- идентификация транспортного средства как объекта экспертизы и проверка результатов идентификации на соответствие данным регистрационных и иных документов;

- установление наличия и характера технических повреждений транспортного средства;

- установление причин возникновения технических повреждений транспортного средства;

- установление номенклатуры повреждений, обусловленных страховым случаем;

- определение технологии, методов и объема (трудоемкости) ремонта (устранения) повреждений транспортного средства потерпевшего, обусловленных страховым случаем;

- определение стоимости ремонта (устранения) повреждений транспортного средства потерпевшего, обусловленных страховым случаем.

Методы экспертизы:

1. Органолептические - основаны на ощущениях эксперта-техника об объекте экспертизы, которые выявляются и оцениваются с помощью органов чувств. При проведении независимой технической экспертизы основным органолептическим методом является метод осмотра объекта экспертизы с использованием следующих приспособлений: зеркало на подвижной ручке, фонарь, лупа, фотоаппарат, масштабная линейка, пинцет, измерительная рулетка и т.д.

2. Иструментальные - предусматривают использование средств технического диагностирования и разделяются на методы проведения экспертизы с нарушением целостности объекта экспертизы и методы неразрушающего исследования (контроля). В том случае, если органолептические методы не позволяют однозначно ответить на поставленные вопросы, к проведению независимой технической экспертизы могут быть привлечены специализированные технические центры, испытательные лаборатории, специальные научные центры и другие организации, имеющие возможность проведения специальных экспертных исследований инструментальными методами.