Бюджет телерадиокомпании

Расходная часть. Особенности бюджета телерадиокомпании во многом зависят от ее типа. Она может быть государственнойили негосударственной (коммерческой).Все государственные компании имеют юридическое лицо государственного унитарного предприя­тия, наделенного правом ведения хозяйственной деятельности, получения доходов. Для государственной компании характерно сочетание производства информации и программ, их вещания, передачи в эфир с предпринимательской деятельностью.

Еще более это характерно для негосударственных телерадио­компаний, большая часть которых имеет статус акционерного об­щества или общества с ограниченной ответственностью. Многие из них входят в состав крупных информационных холдингов.

10'


Раздел III. Финансовая политика редакции

Одну группу негосударственных компаний составляют произ­водящие компании,сосредоточенные на производстве программ и их продаже. Ко второй группе относятся вещательные компании,передающие программы в эфир. Некоторые из них сами произво­дят часть информации и приобретают недостающее у производя­щих компаний. Но в бюджетах всех этих компаний мы увидим уже знакомые нам статьи, связанные с оплатой труда творческих и технических работников компании или радиостанции, их матери­альным поощрением и социальным развитием коллектива, а так­же статьи расходов на приобретение материалов для работы со­трудников, электроэнергии, аренду помещений и их содержание и др. Но возрастают транспортные и командировочные расходы — телевизионщикам и радиожурналистам приходится чаще выезжать на задания, нередко командами из нескольких человек. Увеличи­вается значение расходных статей, связанных с приобретением новых технических средств и их эксплуатацией: без электронной техники, компьютеров, телекамер, звукозаписывающей и воспро­изводящей аппаратуры выпуск теле- и радиопрограмм невозмо­жен. В расходной части остаются и бюджет маркетинга, который играет в формировании бюджета телерадиокомпании ту же роль, что и для газетной редакции, и отчисления налогов в федераль­ный и местный бюджеты, по соцстраху, учредителю, на страхова­ние жизни журналистов и на реализацию новых проектов.

Особенности этой части бюджета сказываются при переходе к расходам, связанным с производством программ. Здесь многое за­висит от типа компании.

В бюджете производящей компании возрастают расходы на выплату гонораровавторам, исполнителям и ведущим, приглашен­ным для подготовки теле- и радиопрограмм. Такая компания пла­нирует в своем бюджете и приобретение информации,документов, архивных материалов, старых кино- и телефильмов или права на их использование. Если телекомпания желает сама передать свою программу в эфир, то серьезной расходной статьей бюджета ста­новится приобретение временидля этого у вещательной компании.

В бюджете вещательной компании на первый план в его рас­ходной части выступают иные статьи. Важнейшие из них — приоб­ретение программи фильмов, подготовленных производящими компаниями. К этому присоединяются расходы на приобретение информацииу зарубежных и отечественных телерадиокомпаний и других СМИ. Значительных средств требует статья, связанная с оплатой сигналапередающему техническому центру. Если такая


Глава 15. Бюджет телерадиокомпании...

компания сама производит часть информации и некоторые про­граммы, то в бюджете появляется статья, определяющая выплату гонораров их авторам и исполнителям.

Заметим, что если телерадиокомпания входит в информаци­онный холдинг, то в расходную часть ее бюджета вводят отчисле­ния руководящей структуре холдинга.

Доходная часть. Характер и значение доходных статей бюджета также во многом зависят от типа телерадиокомпании. Основу до­ходной части государственной телерадиокомпании должна состав­лять государственная дотация— поступления из федерального бюд­жета. Если они недостаточны для покрытия расходов компании, то разницу закрывают, обращаясь к другим источникам доходов. Это выручка от продажи информации и программ, подготовлен­ных государственной компанией, другим компаниям. К ней при­соединяется доход от продажи той же информации зарубежным СМИ.Одной из важнейших доходных статей бюджета является выручка от публикации рекламы.Государственная компания может зани­маться и издательской деятельностью, получая доход от выпуска книжной литературы.

Иную структуру имеет доходная часть бюджета коммерческой, негосударственной компании. Важнейший источник доходов про­изводящей компании — продажа ее программи фильмов. Среди них авторские программы — художественные, документальные, публицистические, рекламные программы и др. Нередко такая ком­пания дотируется ее соучредителями (местной администрацией, партией и др.). И если она входит в какой-либо медиа-холдинг, то получает финансовую поддержку от его руководителей.

Для негосударственной вещательной компании важнейшее зна­чение имеет доход от публикации рекламы.К нему иногда присое­диняется выручка от публикации частных объявлений— их все чаще можно увидеть в передачах даже некоторых столичных ком­паний. Определенный доход приносят продажа информации зару­бежным СМИи перепродажа программ,приобретенных у произ­водящих компаний. Немалое значение имеет и финансовая под­держка руководящей структуры медиа-холдинга, если компания входит в его состав.

Некоторые крупные вещательные компании получают солид­ный доход от реализации своих информационных проектов. На­пример, компания НТВ — от создания системы спутникового те­левидения НТВ-Плюс.


Раздел III.Финансовая политика редакции

Основным доходом местного кабельного телевидения и про­водного радио является абонентная платапользователей их про­граммами. До ноября 1961 г. абонентная плата взималась со всех пользователей телевизорами и радиоприемниками. После ее отме­ны была установлена надбавка на телевизоры и радиоприемники при их покупке. Сумма этой надбавки была передана в госбюджет. Абонентную плату ныне вносят только пользователи радиоточек проводного вещания. Если она будет вновь введена в России для большинства телезрителей, то станет одним из основных источни­ков доходов телекомпаний, прежде всего государственных.

Бюджет телерадиокомпании завершается, как положено, пред­ставлением прибыли — сначала балансовой, а после вычитания из этой суммы налога на нее — чистой прибыли. Или представлением дефицита.

Рекламная и ценовая политика компании. Как в газетной, так и в журнальной редакции эти показатели неразрывно связаны. Осо­бенности ценовой и рекламной политики телерадиокомпании опре­деляются тем, что ее продукция представлена на рынке не мате­риальным — бумажным, а эфирным носителем. Содержащаяся в газете и журнале информация может быть измерена площадью, которую она занимает на странице и в номере (количеством пе­чатных знаков, строк, текстовых колонок и т.п.). Теле- и радиоин­формация представлена на телеэкране или в эфире непрерывно изменяющимся изображением или звукорядом и может быть из­мерена только во времени. Поэтому ее размер определяется часа­ми, минутами или секундами. Это относится и к определению ее цены — стоимости аудиовидеоинформации, предлагаемой в фор­ме цельного произведения — программы, фильма или сюжета.

Как и в редакции печатного периодического издания, ценовая политика телерадиокомпании зависит от многих факторов: от ры­ночной конъюнктуры — соотношения спроса и предложения на теле- и радиорынках; от результатов проводимых на них марке­тинговых исследований; от особенностей целевой аудитории СМИ и др. А также от типа компании.

Цена продажи компанией—производителем программы или сю­жета регулируется спросом на подобную продукцию. Если у веща­тельной компании нет своих творческих структур, создающих про­граммы, она заинтересована получить наибольшее количество пред­ложений от производящих компаний. Только это даст ей возможность выбрать самые интересные программы, имеющие пер­спективу получить высокий рейтинг у телезрителей или радио-


Глава 15. Бюджет телерадиокомпании...

слушателей и снизить цену покупки. Если же значительная часть эфирного времени занята продукцией самой вещательной компа­нии, то при достаточном предложении она может повысить цену оставшегося времени и диктовать свои условия покупки предлага­емых ей программ. Так как количество производящих компаний значительно превышает количество вещательных компаний, меж­ду ними идет острая конкуренция за сбыт своей продукции. Веща­тельные компании оказываются в более выгодном положении и могут устанавливать на рынке свои цены.

Крупные телерадиокомпании — ОРТ, РТР, НТВ, Радио Рос­сии и другие, передачи которых принимают на всей территории нашей страны или большинства ее регионов, поддерживают по­стоянные связи с определенным кругом производящих компаний, продукция которых пользуется популярностью. Они сформирова­ли шкалу цен для приобретения нужной им информации. Процесс продажи вещательного времени здесь регулируют с помощью прайс-листов— таблиц тщательно просчитанных цен на эфирное время.

Значительную часть видеоинформации крупные вещательные телекомпании вынуждены приобретать у иностранных компаний или у организаций, специализирующихся на распространении видеопродукции в разных странах. Российские компании точно так же продают свою информацию ее зарубежным потребителям. Иногда этот процесс приобретает форму своеобразного бартерного обме­на — с учетом стоимости приобретенной продукции.

На ценовую политику телерадиокомпании влияет размер реги­она распространения ее информации. Чем он меньше, тем уже возможности ее сбыта, тем меньше у нее потенциальных покупа­телей. Компания вынуждена снижать цену своей продукции. Лишь тогда, когда она предлагает к продаже программу, сюжет или фильм, посвященные сенсационному событию, у нее появляется шанс продать их по высокой цене.

Как и в редакции печатного издания, в телерадиокомпании определяют оптимальную цену видеоаудиорекламы, связывая ее с продолжительностью ее представления в эфире. Здесь также фор­мируют и используют свою систему скидок и наценок, учитываю­щих платежеспособность рекламодателя, особенности его объяв­лений и т.п., и следят за изменениями ситуации на рекламном рынке, за уровнем цен на рекламу у компаний-конкурентов.

Особое значение получает место рекламы во времени теле- и радиовещания. За ее передачу в эфир в течение так называемого


Раздел III. Финансовая политика редакции

праймтайм — вечернего времени, когда перед телевизорами соби­рается наибольшая аудитория, рекламодатель платит многократ­ную наценку. Еще большую сумму ему приходится выплатить за размещение его рекламы в популярной развлекательной или спортивной программе, например между двумя таймами между­народного футбольного матча. Эти же особенности определяют и цену частных объявлений на телевидении и радио.

Представим несколько вариантов примерной структуры бюд­жета телерадиокомпании. Их различия связаны с типом компании.

Вариант 1. Бюджет государственной телерадиокомпании