Общие положения
Глава 8. Экологическое право в строительстве
Источники экологического права
Общие положения
Экологическое право — это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Экологическое право является важным инструментом, которое государство использует в интересах рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Инженер-строитель должен знать правовые основы экологического законодательства Российской Федерации, уметь проводить свою деятельность в строгом соответствии с природоохранными законами и нормативно-правовыми актами, нести ответственность в случае несоблюдения этих законов и актов.
Система российского экологического законодательства включает пять уровней: 1) Конституцию Российской Федерации; 2) федеральные законы и кодексы в области охраны окружающей среды; 3) указы и распоряжения президента по вопросам экологии и природопользования; 4) нормативные акты природоохранительных министерств и 5) нормативные решения органов местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду в то же время обязывает его сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов.
В природоресурсное законодательство входят различные Федеральные законы и кодексы: «О недрах» (1992), «О животном мире» (1995), Земельный кодекс РФ (2001), Лесной кодекс (1997), Водный кодекс (1995) и др.
В природоохранительное законодательство входят следующие Федеральные законы и кодексы: «О санитарно-эпидемилогическом благополучии населения» (1999), «Об экологической экспертизе» (1995), «Об отходах производства и потребления (1998), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994) и др.
К этой группе источников экологического права относится и Градостроительный кодекс РФ (1998), который регулирует отношения в связи с градостроительным планированием, застройкой благоустройством городских и сельских поселений.
Головным экологическим законом является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002), в котором определяются правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды. Законом регулируются отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающий при осуществлении хозяйственной (в том числе строительной) деятельности.
Согласно данному закону от загрязнения, истощения, деградации, уничтожения и иного воздействия хозяйственной (в то числе строительной) деятельности должны охраняться следующие объекты окружающей среды:
земли, недра, почвы;
поверхностные и подземные воды;
леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и около-
земное космическое пространство.
Хозяйственная (в том числе строительная) деятельность должна осуществляться на основе следующих принципов:
• соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
• презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной (в том числе строительной) деятельности;
• научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства;
• охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
• безопасность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной (в том числе строительной) деятельности;
• приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
• запрещение хозяйственной (в том числе строительной) деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
• участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды
• ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и др.
Помимо указов и распоряжений Президента РФ по вопросам экологии и природопользования в России действуют нормативные акты природоохранительных министерств, в частности Госстроя России. Нормативные акты издаются по самым разнообразным вопросам рационального природопользования и охраны окружающей среды в виде постановлений, инструкций, строительных норм и правил и т.д.
Нормативные решения органов местного самоуправления дополняют и конкретизируют действующие федеральные нормативно-правовые акты в области экологии и рационального природопользования.
8.1.2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Экологические требования, т.е. комплекс ограничений при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, coopужений и иных объектов, согласно Закону «Об охране окружающей среды» (2002) сводятся к следующим основным положен ям:
• при размещении зданий и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических последствий. Выбор мест размещения зданий и иных объектов осуществляется лишь при наличии положительного заключения государственно экологической экспертизы;
• при проектировании зданий и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваются мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии.
Запрещается финансировать работы по реализации проектов, по которым не имеются положительного заключения государственной экологической экспертизы;
• при строительстве и реконструкции зданий и иных объектов должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, а также санитарные и строительные требования, нормы и правила. Запрещается строительство и реконструкция зданий и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в ущерб экологическим требованиям;
• при вводе в эксплуатацию зданий и иных объектов должно обеспечиваться выполнение в полном объеме экологических требований, предусмотренных проектами. В состав комиссий по приемке в эксплуатацию зданий и иных объектов включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно закону запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническим средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также не оснащенных средствами экологического контроля. Запрещается также ввод в эксплуатацию без завершения работ по рекультивации земель, восстановлению природной среды и др.;
• при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий и иных объектов юридические и физические лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения соответствующих технически средств и технологий. При выводе из эксплуатации зданий и иных объектов должны быть реализованы меры по восстановлению природной среды. Особые экологические требования Закон «Об охране окружающей среды» (2002) устанавливает при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе и выводе из эксплуатации для объектов энергетики, военных и оборонных объектов, мелиоративных систем, нефтегазодобывающих производств, городских и сельских поселений и др.
Так, например, при планировании и застройке городских: сельских поселенийдолжны соблюдаться дополнительные экологические требования, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустим выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды и рекультивации земель. В экологических целях создаются санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и другие защитные территории с ограниченным режимом природопользования.
8.2. |
Государственный экологический контроль в строительстве
8.2.1 Основные виды экологического контроля
Экологический контроль в строительстве осуществляете путем проверки соблюдения строительными организациями предприятиями строительной индустрии экологических требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Общие задачи, которые решаются в процессе экологического контроля, сформулированы в ст. 64 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002). Основаны они на соблюдении требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
Экологический контроль имеет подведомственный характер. Это означает, что экологические требования в законодательстве относятся к любым формам строительной деятельности.
В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный экологический контроль. В систему экологического контроля входит также мониторинг, обеспечивающий службы контроля необходимой информацией о состоянии природной среды.
Государственный экологический контроль осуществляется органами общего управления (администрация Президента РФ, Правительство РФ, другие исполнительные органы государственной власти, вплоть до муниципальных и специального управления — Минприроды России, Госстрой России, Росгидромет и др.).
Государственный экологический контроль осуществляют федеральные государственные инспектора и государственные инспектора субъектов Российской Федерации,
Государственные инспектора в области охраны окружающей среды имеют право:
• проверять соблюдение экологических требований, норм и правил при размещении, строительстве и эксплуатации производственных и других объектов;
• проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
• приостанавливать строительную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими экологического законодательства;
• привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение экологического законодательства.
Государственные инспектора вправе осуществлять иные определенные законодательством полномочия.
Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе строительной деятельности природоохранных мероприятий. Ведется он непосредственно на предприятиях соответствующими службами самого предприятия. Соблюдение норм экологического законодательства позволяет предприятию избежать санкций государственного экологического контроля. Специфической формой производственного контроля в последнее время становится экономическое аудирование деятельности предприятия (см. п. 8.4).
Муниципальный экологический контроль осуществляется органами местного самоуправления на территории муниципального образования, а общественный — общественными и иными некоммерческими объединениями, а также гражданами. Результаты общественного экологического контроля подлежат обязательному рассмотрению в органах государственной власти.
8.2.2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
Экологическая стандартизация
Стандарт — нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения. Соответственно экологическую стандартизацию определяют как установление в стандартах научно обоснованных норм и требований по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности.
Генеральным стандартом для природоохранной деятельности является ГОСТ 17.0.0.01—76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов».
Государственные стандарты в области строительства утверждаютсяГосстроем России. Нормативные документы в строительстве имеют несколько уровней: федеральный — ГОСТ, ГОСТР и СНиПы, а также Своды правил (СП), например СП 11-102—
97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства»;
субъектов Российской Федерации—территориальные строительные нормы ТСН; производственно-отраслевые нормативные документы - СТН и СТП.
С 1 января 1995 г. проводится обновление и совершенствование нормативов в соответствии со СНиП 10-01—94, утвержденным Госстроем России. Кроме того, в настоящее время в правовой системе Российской Федераций закрепляются действующие международные стандарты в области охраны окружающей среды, в том числе экологические стандарты (ИСО) Международной организации по стандартизации.
Международная конференция по устойчивому строительству (США, 1994) рекомендовала странам-участницам провести разработку сети международных экологических стандартов в строительной сфере по:
• минимизации воздействия строительства на окружающую среду;
• ограничению опасных экологических последствий;
• оптимизации энергетических и материальных ресурсов;
• планированию жизненного цикла строительного объекта;
• минимизации строительных отходов.
Например, в Швеции в 1998 г. был разработан международный стандарт ISO/TC 58 «Планирование жизненного цикла сооружения».
На основе принятых международных стандартов ИСО серии 1400 Госстандарт издал стандарты ГОСТ Р ИСО 14001—98 «Система управления окружающей средой. Требования и руководство по применению», ГОСТ Р ИСО 14040-98 «Система управления окружающей средой. Общие руководящие указания...» и др.
В настоящее время при экспорте российской продукции границу и работе с иностранными инвесторами требуется сертификат системы управления качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9000.
Внедрение в нашей стране международных систем управления окружающей средой в соответствии со стандартами ИСО серии 14000 и ИСО серии 9000 дает возможность строительным организациям разрабатывать собственную программу внедрен и реализации экологической политики, улучшает отношения контролирующими государственными органами и др.
Экологическая сертификация — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме соответствие продукции (работ, услуг) экологическим требованиям и нормативно-правовым документам.
Правовые основы экологической сертификации закреплены Законом РФ «О сертификации предприятий и услуг», а также государственными и принятыми в качестве национальных международными стандартами.
С помощью сертификации в строительстве контролируют безопасность строительной продукции (работ, услуг), для человека и окружающей среды, защищают потребителя от некачественных, экологически «грязных» строительных материалов, предотвращают ввоз в страну экологически опасной строительной продукции и технологий, способствуют внедрению экологически чистой строительной продукции на всех стадиях ее жизненно цикла и др. Документальным свидетельством подтверждения соответствия продукции установленным требованиям служит экологический сертификат соответствия.
В настоящее время в строительной отрасли применяется два вида сертификации: обязательная и добровольная. Например, в г. Москве и области с 1998 г. введена обязательная сертификация стройматериалов. Руководство работами по обязательной сертификации в строительстве осуществляет Управление стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России.
• В декабре 1997 г. Правительство РФ утвердило «Правила подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве». Проверке пригодности подлежит вся продукция, от которой зависят безопасность жизнедеятельности человека, состояние окружающей среды, а также надежность, долговечность и другие эксплуатационные качества зданий и сооружений,
Продукция, получившая сертификат соответствия, регистрируется Федеральным научно-техническим центром сертификации в строительстве (ФЦС). Срок действия сертификата — до 5 лет.
Не сертифицированные по российским правилам импортные строительные материалы не могут использоваться на территории России. Это относится, в частности, к импортным отделочным материалам, фурнитуре, оконной продукции, утеплителям и др. Пригодность этой продукции должна быть подтверждена соответствующим техническим свидетельством. Контроль за применением в строительстве продукции, подлежащей обязательной сертификации, осуществляется органами Государственного архитектурно-строительного надзора.
8.23. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ СТРОИТЕЛЬНОГО ОБЪЕКТА
Экологический паспорт строительного объекта (ЭПСО) (предприятия стройиндустрии) представляет собой нормативно-технический документ, включающий данные об использовании природных, вторичных и иных ресурсов и о воздействии его производства на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла.
ЭПСО составляют в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04—90 «Экологический паспорт промышленного предприятия» и СП 11-102—97. Цель паспортизации — прогноз экологической ситуации строительном объекте и вокруг него, а также контроль за исполнением природоохранных мероприятий. В сущности, экологический паспорт это одна из форм экологического контроля.
Для каждого строительного объекта ЭП составляют по состоянию окружающей среды на начало каждого этапа жизненного цикла объекта, например, на стадии строймонтажа оборудования, эксплуатации, реконструкции и т.д. Изменения технологиипроизводства строительных работ, состава оборудования, видов строительной продукции и т.д. в обязательном порядке вводя в паспорт (в течение месяца со дня изменений).
В состав экологического паспорта строительного объекта входят:
• общие сведения о строительном объекте (предприятии) его реквизиты;
• природно-климатические характеристики района расположения объекта (фоновые концентрации веществ в атмосфере, фоновый химический состав водных объектов и др.
• описание технологии строительного производства, про, ции и балансовой схемы материальных потоков;
• сведения об использовании земельных ресурсов (отвод земель под здания, сооружения, склады строительных материалов, свалки, санитарно-защитную зону, и др.);
• характеристика сырья, используемых материальных энергетических ресурсов;
• характеристика выбросов в атмосферу (источники выброс сов вредных веществ, их количество, параметры газовоздушной смеси и др.);
• характеристика водопотребления и водоотведения (состояние водоочистных сооружений, лимиты забора воды и их фактическое использование и др.);
• характеристика отходов (класс опасности, количество образующихся отходов, т/год, обезвреженных, складированных и др.);
• сведения о рекультивации нарушенных земель;
• сведения об эколого-экономической деятельности в зоне строительного объекта (затраты на природоохранные мероприятия, данные о платежах за загрязнение и т.д.).
Отдельно в виде справки в ЭПСО приводятся данные о залповых и аварийных выбросах (сбросах) загрязняющих веществ. Паспорт хранят в территориальном природоохранном органе и на самом предприятии.
На основе данных, содержащихся в ЭПСО, природоохранные органы определяют строительному предприятию размер платы за природопользование, устанавливают допустимые нормы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, проводят экологическую экспертизу проектов реконструкции предприятия, контролируют соблюдение предприятием экологического законодательства.
Экологические паспорта разрабатывают за счет собственных средств строительного предприятия и утверждаются его руководителем по согласованию с органами местного самоуправления, территориальными природоохранными органами и санэпиднадзором. При отсутствии экологического паспорта предприятие лишается права на производственную деятельность либо подвергается крупному штрафу.
8.2.4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ СТРОИТЕЛЬСТВА
Экологический мониторинг строительства (ЭМС) — это система стационарных наблюдений и контроль за состоянием окружающей природной среды в процессе всего жизненного цикла строительного объекта (ЖЦСО). В задачу ЭМС входит также разработка рекомендаций по нормализации экологической обстановки и инженерной защите территории, в том числе и при градостроительном освоении.
Система ЭМС входит составной частью в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ), созданную в нашей стране в 1993 г. с целью управления в области окружающей среды и экологически безопасного устойчивого развития.
Необходимость организации экологического мониторинга к в период строительства, так и при эксплуатации и ликвидации строительного объекта подтверждена действующими СП 11-102 97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства», области градостроительной деятельности организационно-методическое обеспечение экологического мониторинга осуществляв ют: на федеральном уровне — Госстрой России, на территорииальном и муниципальном — органы архитектуры и градостроительства.
Согласно СП 11-102—97 могут быть использованы следующие виды мониторинга: инженерно-геологический, гидрогеологический и гидрологический, мониторинг атмосферного воздуха, почвенно-геохимический, фитомониторинг, мониторинг обитателей наземной и водной среды. Виды мониторинга определяются в соответствии с особенностями основного техногенного воздействия и компонентами природной среды, на которые распространяется это воздействие (атмосферный воздух, почвы, поверхностные воды и др.).
ЭМС ведут не только на застраиваемых территориях, но и на уровне отдельных жилых помещений. С этой целью используются приборы дистанционного контроля воздушной среды анализаторы загрязнений, дозиметры для наблюдения за изменением общего радиационного фона, специальные спектрометры для измерения эманации радона в помещении и т. д.
В последнее время получают развитие мониторинг температурного поля природно-техногенной сферы, а также наблюдения за изменением гидрогеологического режима массива горных пород вблизи строительного объекта (Б.И. Кулачкин и др.; 1999).
Основные задачи экологического мониторинга строительства:
• получение информации об источниках, видах и объемах негативного воздействия строительного производства на окружающую природную среду;
• комплексные наблюдения за характером и динамикой развития негативных экологических изменений окружающей природной среды на всех стадиях ЖЦСО (от изыскательских работ до утилизации объекта);
• разработка рекомендаций по инженерной экологической защите и оценка ее эффективности в процессе строительства, эксплуатации и утилизации объекта. По мнению В.Ф. Стойкова (2000), наступает время, когда на каждой стройке, на каждом предприятии стройиндустрии должен проводиться экологический мониторинг. Повсеместно следует устанавливать контрольно-измерительную аппаратуру для ведения наблюдений за состоянием природной среды. Контроль необходимо вести за всеми ее компонентами как в период строительства, так и при эксплуатации объекта.
Ряд крупных строек, проводимых в сложных природных условиях, уже сейчас самостоятельно, по согласованию с территориальными природоохранными органами, осуществляют инструментальные наблюдения за сбросами (выбросами) загрязняющих веществ, складированием отходов, вибрационно-шумовым загрязнением и др. Это вполне согласуется с новейшей «Экологической доктриной Российской Федерации» (2002), подчеркнувшей необходимость организации на потенциально опасных объектах специальных систем мониторинга для наблюдения за воздействием на природную среду и здоровье населения.
Очевидно, что при отсутствии (или недостаточности) мониторинга за негативным воздействием строительного объекта на природную среду, государственный и производственный контроль становится неэффективным (А.Т. Никитин и др., 2001). С другой стороны, отсутствие на предприятии стройиндустрии должного производственного экологического контроля делает заведомо неэффективным экологический мониторинг. Таким образом, экологическая безопасность и эффективность принимаемых решений в строительной отрасли может быть обеспечена лишь в условиях комплексной взаимосвязи различных видов экологического контроля.
8.2.5. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА - КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
В последнее время одной из форм экологического контроля в строительстве становится так называемое экологическое сопровождение на всех стадиях ЖЦСО.
Это принципиально новое направление в проектировании строительстве интенсивно развивается в Германии, США, Японии и других странах и преследует своей целью обеспечение постоянного экологического контроля при принятии технологии ких решений на различных стадиях жизненного цикла строительного объекта (ЖЦСО).
В понятие «экологическое сопровождение строительства» входят различные виды деятельности, в том числе:
• своевременное выявление и предотвращение возможных негативных воздействий строительства на окружающую природную среду на всех стадиях ЖЦСО (например, интенсивного пыления при добыче природного сырья, выбросов аэрозолей при производстве цемента, сверхнормативного шума и т.д.);
• своевременное выявление и устранение основных источников безвозвратных потерь природных и вторичных минеральных ресурсов, сокращение объемов строительных отходов;
• учет энергетических и других затрат на всех стадиях:
• экологический контроль и надзор за возведением природоохранных сооружений и установок.
В качестве примера приводим структуру экологического сопровождения на одной из основных стадий ЖЦСО — «производстве стройматериалов и конструкций» (рис.. 8.1;) (И.Г. Корчаго, 1988).
По мнению И.Г. Корчаго (1988), действующая в настоящее время система контроля и управления промышленно-строительным процессом в плане обеспечения экологической безопасности развита еще недостаточно и не в полной мере соответствует значимости этой проблемы.
В этой связи значительный интерес представляет предложение о необходимости непрерывной информационной поддержке экологического сопровождения ЖЦСО с помощью применений CALS-технологии (Стоиков, 2000). Эта технология является составной частью экологического мониторинга строительства включает в себя форму представления в электронном виде результатов решения задач, связанных с оценкой воздействия строительного производства на окружающую среду. Документация в системах CALS, вместо традиционного бумажного документирования в виде сотен томов представляете; на электронных носителях или размещается в сети Интернет, отличие от существующих интегрированных автоматизированных систем управления система CALS-технологии охватывает все основные стадии ЖЦСО. С помощью системы CALS представляется возможным реально осуществить минимизацию отрицательного воздействия на окружающую природную среду в течение всего периода жизни строительного объекта. По В.Ф. Стойкову (2000), для широкого внедрения этой системы в России необходимо срочно гармонизировать действующие СНиПы и системы стандартов с международными CALS-: стандартами. Автор считает также целесообразным создание электронного экологического паспорта строительного объекта (ЭЭПСО), в котором на электронных носителях будут размещены данные по использованию строительным объектом природных ресурсов и определению его влияния на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла (от проектно-изыскательских работ до утилизации).
8.3. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза в строительстве
8.3.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ OBOC В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) в строительстве проводится с целью выявления и принятия необходимых мер по предупреждению возможных негативных экологических последствий в результате осуществления строительной деятельности.
Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002) ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной (в том числе строительной) деятельности, которая может оказать не только прямое, но и косвенное воздействие на окружающую среду.
При разработке всех альтернативных вариантов предпроектной и проектной документации поэтапная процедура ОВОС предусматривает заблаговременное выявление, анализ, оценку и учет возможных негативных воздействий проектируемых строительных объектов на окружающую среду. ОВОС является глубоким и объемным вариантом экологического сопровождения строительной деятельности.
Методология проведения ОВОС в нашей стране еще только начинает развиваться (законодательно с 1994 г). Основным нормативным документом в области ОВОС является «Положение об оценке воздействия строительной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (1994), а также Международная конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1991).
Материалы ОВОС в строительстве содержат:
• характеристику отдельных компонентов окружающей природной среды, которые могут быть существенно затронуты планируемой строительной деятельностью или ее альтернативными вариантами;
• описание вида планируемой строительной деятельности и ее целей;
• прогнозную оценку масштабов воздействия на окружающую среду планируемой строительной деятельности и ее альтернативных вариантов;
• характеристику рекомендуемых мер, которые могут свести к Минимуму негативное воздействие строительных объектов на окружающую природную среду;•
• предложения (в случае необходимости) альтернатив планируемой строительной деятельности, в том числе вар! анта отказа от строительства.
В соответствии с Федеральным законом «Об экологическо экспертизе» (1995) ОВОС проводится только в отношении тех строительных объектов, которые впоследствии будут подлежать государственной экологической экспертизе. Так, например, в обязательном порядке ОВОС проводится при разработке всех вариантов предпроектной документации для крупных предприятий стройиндустрии, плотин и водохранилищ, тепловых электростанций, АЭС и других экологически опасных объектов.
Организует и обеспечивает ОВОС заказчик проекта, привлекая для этих целей компетентные организации и специалистов. Перед началом проектирования и проведения ОВОС заказчик готовит «Уведомление о намерениях», целью которого является и формирование общества о возможных изменениях состояния природной среды. Итогом ОВОС служит официальное «Заявление о воздействиях на окружающую среду», которое предоставляете соответствующим органам и общественности, и «Заявление об экологических последствиях», которое содержит обязательства заказчика по реализации проектных решений для обеспечения экологической безопасности на весь период ЖЦСО.
За рубежом быстрая и многофакторная оценка аспектов воздействия строительного объекта на окружающую среду проводится с помощью компьютерной технологии, а в качестве инструмента для проведения ОВОС используется методология на основе международных стандартов управления окружающей средой ISO 14040-14043.
После прохождения процедуры ОВОС его материалы вместе с «Заявлением о воздействиях на окружающую среду» направляются на государственную экологическую экспертизу в составе техноэкономических обоснований и проектно-сметной документации. В проектной документации для целей строительства результаты ОВОС являются составной частью раздела «Охрана окружающей среды».
8.3.2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Экологическая экспертиза в строительстве представляет собой предварительную проверку соответствия проектов строительства, предпроектной документации, а также строительных материалов, сырья, стандартов, нормативов и др. требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды.
Экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой строительной деятельности, поэтому ее важнейшая задача оценить, достаточны ли меры, предусмотренные в проектах по предотвращению такого воздействия.
Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается на основе Федерального закона «Об экологической экспертизе» (1995 г., с изменениями от 15 апреля 1998 г.) и ст. 33 Федерального закона «Об охране окружающей среды». При проведении экологической экспертизы в строительстве необходимо соблюдение ряда принципов, изложенных в этих законах (рис. 8.2).
Различают два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.
В отличие от ОВОС, которая проводится самим заказчиком, государственная экологическая экспертиза проводится экспертными комиссиями, образованными Минприроды России и его органами на местах. Экспертизу особо крупных инвестиционных проектов при сложных условиях строительства осуществляет экспертный совет при Правительстве РФ. Выводы государственной экологической экспертизы обязательны для авторов проекта, заказчиков и других исполнителей.
Общественная экологическая экспертиза (например, генплана городов, строительства АЭС и др.) проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления. Заключение общественной экспертизы имеет форму рекомендаций. Юридическую силу оно приобретает лишь после утверждения его государственными природоохранными органами.
Экспертное заключение по итогам государственной экологической экспертизы в строительстве состоит из трех основных частей: вводной (протокольной), констатирующей (описательной) и заключительной (оценочно-обобщающей) (Справочник по экологической экспертизе проектов, 1986).
В вводной части содержатся данные о стоимости проектных и строительных работ, сведения о заказчике и органе, утверждающем экспортируемую документацию.
В констатирующей части отражаются технические, санитарно-гигиенические и другие проработки и решения по охране окружающей природной среды. Рассматриваются мероприятия по очистке вод, а также промышленных и бытовых стоков, по защите атмосферы от вредных выбросов, по предотвращению опасных геологических процессов, по утилизации и вторичному использованию отходов, по рекультивации земель и сохранению плодородного слоя и т. д. Указывается соответствие участка природному окружению в конкретной экосистеме.
В заключительной части экспертного заключения содержится оценка основных мер по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию, заложенных в проекте строительства. Анализируются возможные экологические последствия реализации проекта строительства. Рекомендуется представлять рассмотренные материалы к утверждению либо принимается решение об их возвращении на доработку.
Согласно постановлению Госстроя России от 29 октября 1993 г. наряду с экологической экспертизой дополнительной гарантией выполнения экологических требований на стадии градостроительного проектирования является государственная экспертиза градостроительной документации: В обязательном порядке она осуществляется для схем районной планировки и генпланов городов с расчетной численностью населения более 0,5 млн человек.
8.4. Экологический менеджмент и аудит в строительстве
В США и Западной Европе широко применяются методы экологического менеджмента строительства. На конференц ООН по проблемам человечества (Habitat II, 1998) одним из необходимых средств экологизации строительной деятельности было признано выполнение систем экологического менеджмента Environmental management system (EMS).
Как отмечает А.Т. Никитин и др. (Основы экоаудита, 2001) для того чтобы получить сертификат качества строительной продукции экологическим стандартам должен соответствовать весь ее жизненный цикл, начиная от подготовки сырья и заканчивая последней технологической операцией. А для этого должна эффективно работать вся система экологического менеджмента, т.е. система эффективного управления.
Экологический менеджмент строительства определяют как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на эффективную реализацию экологических программ строительных проектов.
На конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992) подчеркивалось, что «экологический менеджмент следует относить к ключевой доминанте устойчивого развития и, одновременно, к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства. Система экологического менеджмента входит в число основных предметов международных стандартов ISO 14000, определяющих экологическую политику в системе управления качеством охраны окружающей среды.
В связи с ужесточением экологического законодательства в странах рыночной экономики в начале 80-х гг. широкое развитие получил один из важнейших инструментов экологического менеджмента — экологический аудит.
Экологический аудит (экоаудит) в строительстве — это независимая, комплексная проверка (ревизия) соответствия деятельности строительного объекта (предприятия) природоохранным нормам и правилам и оценка эффективности существующей Системы управления охраной окружающей природной среды (с подготовкой рекомендаций).
Экологический аудит объекта (предприятия) проводится в период его эксплуатации, реконструкции, консервации, а в ряде случаев и на этапе строительства, когда аудиторной проверке подвергается «дирекция строящегося предприятия в части его негативного воздействия на окружающую среду». При экоаудите может проверяться не только соответствие деятельности строительного предприятия экологическим требованиям, но и проблемы минимизации строительных отходов, оценка безопасности производимой строительной продукции и др.
Экоаудит носит комплексный характер, он сочетает в себе административные и экономические признаки, коммерческую (рыночную) направленность и полные информационные материалы об аудируемом объекте. Экоаудит проводится по инициативе самих предприятий (на коммерческой основе) и фактически представляет собой одну из форм производственного экологического контроля. В состав экоаудита входят анализ предприятия по экологическим показателям, прогноз экологических рисков и ущербов, инструментальные измерения различных экологических параметров аудируемого объекта и окружающей среды (нарушение ландшафта, загрязнение воздушной среды, образование опасных отходов, шумовое и вибрационное воздействие и др.). Заканчивается экоаудит разработкой необходимых рекомендаций.
В некоторых случаях экоаудит может быть не только инициативным, но и обязательным. Так, например, согласно Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха» (1999) государственные инспектора по охране природы имеют право вносить предложения о проведении экологического аудита, например, на цементных заводах, сильно загрязняющих воздушную среду. В этих случаях экоаудит может быть проведен в обязательном порядке.
Руководящие указания по экологическому аудиту, процедуре аудита и квалификационные критерии для аудиторов в области экологии регламентируются ГОСТ Р ИСО 14010—98, ГОСТ ИС0 14011-98 и ГОСТ Р ИСО 14012-98.
В целом экологический аудит в строительстве как правовая мера обеспечения экологической безопасности и рационально природопользования выполняет предупредительную и информационную функцию и тем самым способствует повышению инвестиционной привлекательности строительного объекта (предприятия), его «экологичности». Дальнейшие внедрение экоаудита в практику экологического менеджмента несомненно будет содействовать развитию эффективной, рыночно конкурентоспособности и экологически безопасной строительной деятельности.
8.5. |
Экологические риски в строительстве и их страхование
Экологический риск в строительстве — это оценка вероятности появления негативных изменений в окружающей природной среде, вызванных воздействием строительства или предприятием стройиндустрии. Под экологическим риском понимают также вероятностную меру опасности причинения вреда окружающей природной среде в виде, возможных потерь за определенное время.
Все решения о строительном освоении территории должны приниматься из расчета не превышения пределов вредного воздействия на природную среду. Установить эти пределы трудно, поскольку пороги воздействия многих строительных и природных факторов практически неизвестны. Поэтому расчеты экологического риска в строительстве могут быть лишь вероятностными и отдельно для здоровья человека и окружающей природной среды. Государственная экологическая экспертиза при утверждении технико-экономического обоснования проектов строительства, размещения объектов и т.д. проверяет обеспечение в них допустимого экологического риска и его гарантии.
Экологический риск в строительстве существует на всех стадиях ЖЦСО и может проявляться в виде интенсивного газопылевого выброса веществ, сверхнормативного шумового и вибрационного воздействия, а также недопустимых осадок грунтов основания, подтопления застраиваемой территории, развития оползневых и обвальных процессов и др.
При оценке экологического риска в строительстве учитывают Следующие факторы (Дегтярев, 1999):
• геологический — состояние геологической среды, т.е. толщи грунтов, используемой для строительства (состав и свойства грунтов, подземные воды и их режим, опасные геологические процессы и др.);
• технологический — состав работ, осуществляемых при строительстве (водопонижение, виброуплотнение, замораживание, закрепление грунтов и др.), их влияние на окружающую среду;
• конструктивный — физико-механические и иные свойства строительных материалов и конструкций (прочность, деформативность, коррозионная стойкость и др.).
При решении таких сложных градостроительных задач, как корректировка генерального плана застройки или разработка генеральной схемы инженерной защиты города, исключительно важное значение имеет районирование территории по степени опасности и экологического риска (В. Е. Ольховатенко и др., 2001). На картах районирования, составленных по этому признаку, выделяют:
1. Чрезвычайно опасные территории с активным развитием опасных геологических процессов (ОПТ), реально угрожающих разрушению зданий и сооружений и безопасности населения. Состояние геологической среды здесь очень опасное, а уровень инженерной экологической защиты неудовлетворительный. Строительство любых объектов должно быть запрещено.
Опасные территории, представляющие потенциальную экологическую угрозу населению, окружающей природной среде. Возможно разрушение зданий и сооружений в результате активного развития ОГП, особенно при интенсивном воздействии строительства на геологическую среду. Проектирование и строительство наиболее ответственных жизнеобеспечивающих сооружений опасно и экономически нецелесообразно. Имеющиеся объекты должны находиться под постоянным наблюдением.
3. Относительно опасные территории, с локальным распространением ОГП. Строительство зданий и сооружений возможно при выполнении мероприятий по снижению экологического риска.
4. Безопасные для городской застройки территории, не требующие инженерной экологической защиты. Градостроительное использование — без особых ограничений.
Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции допустимого (приемлемого) риска, суть которого в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени (Русак, 2001). Оценке допустимого экологического риска в последнее время уделяется все больше и больше внимания, особенно при принятии решений о вложении инвестиций в строительство.
При этом учитываются следующие правила допустимого экологического риска:
• неизбежность потерь в природных экологических системах;
• сведение потерь в природных экологических системах к минимуму;
• реальная возможность восстановления потерь в природных экологических системах;
• отсутствие вреда здоровью человека;
• соразмерность экологического вреда и экономического эффекта.
Помимо оценки риска необходимо организовать и управление риском, которое предполагает принятие целого комплекса решений, направленных на снижение риска до приемлемого уровня. На основе анализа природных опасностей и уязвимости среды, выполненного совместно с проектировщиками, экономистами и социологами, оценивают риск и составляют карты риска, подобно рассмотренной нами карты районирования. Эти карты, где указаны территории различной степени экологического риска, помогают эффективно решать вопросы управления риском и градостроительного планирования. На основании оценки экологического риска становится возможным выбор оптимальных (приоритетных) природоохранных мероприятий при строительном освоении территории.
Следует отметить, что фактор экологического риска существует на любых стройках и предприятиях стройиндустрии, независимо от мест их расположения. Однако существуют регионы, где в сравнении с более экологически благоприятными районами во много раз превышены вероятность проявления негативных изменений в экосистемах, а также вероятность истощения природно-ресурсного потенциала и, как следствие, величины риска потери здоровья и жизни для человека. Эти регионы получили название зон повышенного экологического риска. В п. 5 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ используется другой термин — территории, неблагополучные в экологическом отношении. К ним относят зоны чрезвычайных экологических ситуаций, экологического бедствия и иные территории, на которых градостроительная деятельность подлежит особому регулированию. Например, в зонах экологического бедствия, где в результате хозяйственной и иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды и нарушено природное равновесие, запрещается строительство новых и реконструкция существующих объектов недвижимости без выдачи особых разрешений. На этих территориях должны приниматься все меры по оздоровлению окружающей среды, восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.
Страхование экологических рисков в строительстве — это добровольное (в ряде случаев — обязательное) государственное страхование строительных объектов и предприятий стройиндустрии на случай непредвиденных (или предвиденных, но случайных по проявлению) неблагоприятных экологических последствий (стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф).
Следует различать понятия: «страхование экологических рисков в строительстве» и «страхование строительных рисков». Последнее широко развито во многих странах мира. В этом случае имеется в виду страхование ответственности при производстве строительных работ (строймонтажа, производства строительных материалов, оборудования и др.). Этот вид страхования является | своеобразной гарантией и для застройщика, и для покупателя в том, что все работы будут выполнены по проекту и с высоким качеством.
Что касается экологического страхования, то его цель — защита имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков (Федеральный закон «Об охране окружающей среды» 2002 г., ст. 18).
Добровольное экологическое страхование может осуществляться для всех видов строительной деятельности. При его подписании руководствуются «Типовыми положениями о порядке, добровольного экологического страхования в Российской Федерации» (1992).
Обязательное экологическое страхование предусмотрено для особо опасных видов производственной деятельности, например, строительства предприятий атомной энергетики, производства работ в подземных условиях и др. Лицензия на осуществление такой деятельности выдается только после заключения договора страхования экологических рисков. В последнее время при заключении договоров со страховыми компаниями обязательным условием становится экологическое аудирование объекта.
Страхователь (например, предприятие стройиндустрии иди строительная организация) обязан в кратчайшие сроки сообщить страховщику о наступлении страхового события, т.е. внезапного непредвиденного нанесения ущерба в результате землетрясения, техногенной аварии и проявления иных экологических рисков.
Именно внезапность страхового события и непреднамеренность умысла со стороны предприятия-загрязнителя (техногенная» авария) дает основания для выдачи страхового вознаграждения страхователю.
Страховщик не несет ответственности в случае, если страховое событие вызвано нарушением законов, инструкций и других нормативных документов, например, связано с эксплуатацией оборудования сверхустановленного нормативного срока.
Все отношения между страхователем и страховой компанией регулируются указанным выше «Типовым Положением...»
(1992).
8.6. Юридическая ответственность за экологические правонарушения в строительстве
Экологическое правонарушение представляет собой посягательство на установленный экологический порядок в сфере природы. Экологическим правонарушением признается общественно вредное виновное действие или бездействие, нарушающее нормы законодательства об охране окружающей среды и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека (Красов, 2001).
Экологические правонарушения в строительстве различны по своему составу, но всегда складываются в сфере природы, будь то загрязнение природной среды залповыми выбросами и сбросами вредных веществ от предприятий стройиндустрии, незаконная порубка деревьев и кустарников на строительной площадке или нарушение правил охраны и использования недр при строительстве подземных сооружений.
Законом РФ «Об охране Окружающей среды» (2002) за экологические правонарушения устанавливается материальная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Материальная ответственность налагается на должностных лиц и иных работников, по вине которых строительная организация, или предприятие стройиндустрии понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Меры дисциплинарной ответственности предусмотрены Кодексом законов о труде РФ (замечание; выговор; строгий выговор; увольнение) Они налагаются на должностных лиц и иных работников за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение своих производственных обязанностей, связанных с охраной природы и рациональным использованием природных ресурсов например, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды.
Административная ответственность устанавливается за
противоправное действие или бездействие, нарушающее экологическое законодательство, К их числу относятся несоблюдение
в процессе строительства норм и иных экологических нормативов, нарушение экологических требований при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов: превышение допустимых уровней шума, вибрации, электромагнитных полей и иных физических воздействий и др.
Наиболее распространенная мера административного взыскания - денежным штраф налагаемый государственными органами Минприроды РФ и сдаитарно-эпидемиологического надзора РФ. В г. Москве контроль за предотвращением захламления, загрязнения и деградации земель при производстве строительных работ осуществляет земельная и природоохранная служба города. Размеры штрафов, налагаемых в административном порядке, согласно Земельному кодексу РФ составляют для организаций и предприятий: за захламление (от 6 до 20 минимальных заработных плат), за деградацию, т.е. порчу и уничтожение плодородного слоя (от 200 до 500), и за загрязнение (от 500 до 1000).
За экологические правонарушения, которые отличаются наивысшей степенью опасности, посягают на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняют вред окружающей природной среде и здоровью человека, предусмотрена уголовная ответственность. Применение этого вида юридической ответственности определяется Уголовным кодексом РФ (1996).
Так, согласно ст. 255 УК РФ за нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, виновные лица наказываются штрафом, либо лишением права занимать определенные должности, либо исправительными работами сроком до двух лет.
Статья 246 УК РФ гласит, что нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве и эксплуатации промышленных и иных объектов, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
Уголовно наказуемы также незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259), загрязнение вод и атмосферы, повлекшее причинение вреда здоровью человека (ст. 250 и 251).
Строительные организации и предприятия стройиндустрии, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов и других экологических правонарушений, обязаны возместить его в полном объеме.
Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей природной среды» (2002) иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства, могут быть предъявлены в течение 20 лет.
Контрольные вопросы
1.Какие экологические требования предъявляются к строительной деятельности согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (2002)?
2.Какие функции выполняет экологический контроль в строительстве?
3.Что вы знаете об экологических стандартах и экологических сертификатох, используемых в строительстве?
4.Каково содержание экологического паспорта строительного объекта?
5.С ракой целью проводится экологический мониторинг в строительстве? Что такое CALS-технологии?
6.Почему необходимо экологическое сопровождение жизненного цикла строительного объекта?
7.Каковы основные задачи ОВОС и государственной экологической экспертизы в строительстве? Оцените их роль в нормализации экологической обстановки на застраиваемых территориях.
8.Дайте определение экологического менеджмента и экологического, аудита в строительстве.
9. Какое значение имеет оценка экологических рисков в строительстве?
10. Существует ли юридическая ответственность за экологические правонарушения в строительстве? Какие виды юридической ответственности вы знаете?