Общие положения

Глава 8. Экологическое право в строительстве

Источники экологического права

Общие положения

Экологическое право — это отрасль права, которая регу­лирует общественные отношения в сфере взаимодействия обще­ства и природы. Экологическое право является важным инстру­ментом, которое государство использует в интересах рациональ­ного природопользования, охраны окружающей среды и обеспе­чения экологической безопасности.

Инженер-строитель должен знать правовые основы эколо­гического законодательства Российской Федерации, уметь про­водить свою деятельность в строгом соответствии с природоох­ранными законами и нормативно-правовыми актами, нести от­ветственность в случае несоблюдения этих законов и актов.

Система российского экологического законодательства включает пять уровней: 1) Конституцию Российской Федера­ции; 2) федеральные законы и кодексы в области охраны окружающей среды; 3) указы и распоряжения президента по вопросам экологии и природопользования; 4) нормативные акты природоохранительных министерств и 5) нормативные решения органов местного самоуправления.

 

Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду в то же время обязывает его сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов.

В природоресурсное законодательство входят различные Федеральные законы и кодексы: «О недрах» (1992), «О животном мире» (1995), Земельный кодекс РФ (2001), Лесной кодекс (1997), Водный кодекс (1995) и др.

В природоохранительное законодательство входят следующие Федеральные законы и кодексы: «О санитарно-эпидемилогическом благополучии населения» (1999), «Об экологической экспертизе» (1995), «Об отходах производства и потребления (1998), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994) и др.

К этой группе источников экологического права относится и Градостроительный кодекс РФ (1998), который регулирует отношения в связи с градостроительным планированием, застройкой благоустройством городских и сельских поселений.

Головным экологическим законом является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002), в котором определяются правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды. Законом регулируются отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающий при осуществлении хозяйственной (в том числе строительной) деятельности.

Согласно данному закону от загрязнения, истощения, деградации, уничтожения и иного воздействия хозяйственной (в то числе строительной) деятельности должны охраняться следующие объекты окружающей среды:

земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и около-
земное космическое пространство.

Хозяйственная (в том числе строительная) деятельность дол­жна осуществляться на основе следующих принципов:

• соблюдение права человека на благоприятную окружаю­щую среду;

• презумпция экологической опасности планируемой хозяй­ственной (в том числе строительной) деятельности;

• научно обоснованное сочетание экологических, экономи­ческих и социальных интересов человека, общества и го­сударства;

• охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспече­ния благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

• безопасность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной (в том числе строительной) деятельности;

• приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

• запрещение хозяйственной (в том числе строительной) де­ятельности, последствия воздействия которой непредска­зуемы для окружающей среды, а также реализации про­ектов, которые могут привести к деградации естествен­ных экологических систем, изменению и (или) уничтоже­нию генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным не­гативным изменениям окружающей среды;

• участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей сре­ды

• ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и др.

Помимо указов и распоряжений Президента РФ по вопросам экологии и природопользования в России действуют нормативные акты природоохранительных министерств, в частности Госстроя России. Нормативные акты издаются по самым разнообразным вопросам рационального природопользования и охраны окружающей среды в виде постановлений, инструкций, строительных норм и правил и т.д.

Нормативные решения органов местного самоуправления дополняют и конкретизируют действующие федеральные нормативно-правовые акты в области экологии и рационального природопользования.

 

8.1.2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Экологические требования, т.е. комплекс ограничений при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, coopужений и иных объектов, согласно Закону «Об охране окружающей среды» (2002) сводятся к следующим основным положен ям:

при размещении зданий и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических последствий. Выбор мест размещения зданий и иных объектов осуществляется лишь при наличии положительного заключения государственно экологической экспертизы;

при проектировании зданий и иных объектов должны учи­тываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваются мероприятия по пре­дупреждению и устранению загрязнения окружающей сре­ды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотход­ные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии.

Запрещается финансировать работы по реализации проектов, по которым не имеются положительного заключения государ­ственной экологической экспертизы;

при строительстве и реконструкции зданий и иных объектов должны соблюдаться требования в области охраны ок­ружающей среды, а также санитарные и строительные тре­бования, нормы и правила. Запрещается строительство и ре­конструкция зданий и иных объектов до утверждения проек­тов и до отвода земельных участков в натуре, а также изме­нение утвержденных проектов в ущерб экологическим тре­бованиям;

при вводе в эксплуатацию зданий и иных объектов долж­но обеспечиваться выполнение в полном объеме экологи­ческих требований, предусмотренных проектами. В состав комиссий по приемке в эксплуатацию зданий и иных объек­тов включаются представители федеральных органов испол­нительной власти, осуществляющих государственное управ­ление в области охраны окружающей среды.

Согласно закону запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническим сред­ствами и технологиями обезвреживания и безопасного размеще­ния отходов, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также не оснащенных средствами экологического кон­троля. Запрещается также ввод в эксплуатацию без завершения работ по рекультивации земель, восстановлению природной сре­ды и др.;

при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий и иных объектов юридические и физические лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения соответствующих технически средств и технологий. При выводе из эксплуатации зданий и иных объектов должны быть реализованы меры по восстановлению природной среды. Особые экологические требования Закон «Об охране окружающей среды» (2002) устанавливает при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе и выводе из эксплуатации для объектов энергетики, военных и оборонных объектов, мелиоративных систем, нефтегазодобывающих производств, городских и сельских поселений и др.

Так, например, при планировании и застройке городских: сельских поселенийдолжны соблюдаться дополнительные экологические требования, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустим выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды и рекультивации земель. В экологических целях создаются санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и другие защитные территории с ограниченным режимом природопользования.

 

 

8.2.

Государственный экологический контроль в строительстве

8.2.1 Основные виды экологического контроля

Экологический контроль в строительстве осуществляете путем проверки соблюдения строительными организациями предприятиями строительной индустрии экологических требова­ний по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Общие задачи, которые решаются в процессе экологическо­го контроля, сформулированы в ст. 64 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002). Основаны они на соблюде­нии требований, в том числе нормативов и нормативных доку­ментов в области охраны окружающей среды, а также обеспече­ния экологической безопасности.

Экологический контроль имеет подведомственный характер. Это означает, что экологические требования в законодательстве относятся к любым формам строительной деятельности.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный экологичес­кий контроль. В систему экологического контроля входит также мониторинг, обеспечивающий службы контроля необходимой ин­формацией о состоянии природной среды.

Государственный экологический контроль осуществляется органами общего управления (администрация Президента РФ, Правительство РФ, другие исполнительные органы государствен­ной власти, вплоть до муниципальных и специального управле­ния — Минприроды России, Госстрой России, Росгидромет и др.).

Государственный экологический контроль осуществляют фе­деральные государственные инспектора и государственные инс­пектора субъектов Российской Федерации,

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды имеют право:

• проверять соблюдение экологических требований, норм и правил при размещении, строительстве и эксплуатации производственных и других объектов;

• проверять выполнение требований, указанных в заключе­нии государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

• приостанавливать строительную деятельность юридичес­ких и физических лиц при нарушении ими экологическо­го законодательства;

• привлекать к административной ответственности лиц, до­пустивших нарушение экологического законодательства.

Государственные инспектора вправе осуществлять иные оп­ределенные законодательством полномочия.

Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе строительной дея­тельности природоохранных мероприятий. Ведется он непосред­ственно на предприятиях соответствующими службами самого предприятия. Соблюдение норм экологического законодательства позволяет предприятию избежать санкций государственного эко­логического контроля. Специфической формой производствен­ного контроля в последнее время становится экономическое аудирование деятельности предприятия (см. п. 8.4).

Муниципальный экологический контроль осуществляется органами местного самоуправления на территории муниципаль­ного образования, а общественный — общественными и иными некоммерческими объединениями, а также гражданами. Резуль­таты общественного экологического контроля подлежат обязательному рассмотрению в органах государственной власти.

8.2.2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

Экологическая стандартизация

 

Стандарт — нормативно-технический документ, устанавли­вающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения. Соответственно экологическую стандартизацию оп­ределяют как установление в стандартах научно обоснованных норм и требований по охране окружающей среды, рационально­му природопользованию и обеспечению экологической безопас­ности.

 

Генеральным стандартом для природоохранной деятель­ности является ГОСТ 17.0.0.01—76 «Система стандартов в обла­сти охраны природы и улучшения использования природных ре­сурсов».

Государственные стандарты в области строительства утверждаютсяГосстроем России. Нормативные документы в строительстве имеют несколько уровней: федеральный — ГОСТ, ГОСТР и СНиПы, а также Своды правил (СП), например СП 11-102—
97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства»;
субъектов Российской Федерации—территориальные строительные нормы ТСН; производственно-отраслевые нормативные документы - СТН и СТП.

С 1 января 1995 г. проводится обновление и совершенство­вание нормативов в соответствии со СНиП 10-01—94, утверж­денным Госстроем России. Кроме того, в настоящее время в пра­вовой системе Российской Федераций закрепляются действую­щие международные стандарты в области охраны окружающей среды, в том числе экологические стандарты (ИСО) Междуна­родной организации по стандартизации.

Международная конференция по устойчивому строительству (США, 1994) рекомендовала странам-участницам провести раз­работку сети международных экологических стандартов в строи­тельной сфере по:

• минимизации воздействия строительства на окружающую среду;

• ограничению опасных экологических последствий;

• оптимизации энергетических и материальных ресурсов;

• планированию жизненного цикла строительного объекта;

• минимизации строительных отходов.

Например, в Швеции в 1998 г. был разработан международ­ный стандарт ISO/TC 58 «Планирование жизненного цикла со­оружения».

На основе принятых международных стандартов ИСО серии 1400 Госстандарт издал стандарты ГОСТ Р ИСО 14001—98 «Сис­тема управления окружающей средой. Требования и руководство по применению», ГОСТ Р ИСО 14040-98 «Система управления окружающей средой. Общие руководящие указания...» и др.

В настоящее время при экспорте российской продукции границу и работе с иностранными инвесторами требуется сертификат системы управления качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9000.

Внедрение в нашей стране международных систем управления окружающей средой в соответствии со стандартами ИСО серии 14000 и ИСО серии 9000 дает возможность строительным организациям разрабатывать собственную программу внедрен и реализации экологической политики, улучшает отношения контролирующими государственными органами и др.

Экологическая сертификация — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме соответствие продукции (работ, услуг) экологическим требованиям и нормативно-правовым документам.

Правовые основы экологической сертификации закреплены Законом РФ «О сертификации предприятий и услуг», а также государственными и принятыми в качестве национальных международными стандартами.

С помощью сертификации в строительстве контролируют безопасность строительной продукции (работ, услуг), для человека и окружающей среды, защищают потребителя от некачественных, экологически «грязных» строительных материалов, предотвращают ввоз в страну экологически опасной строительной продукции и технологий, способствуют внедрению экологически чистой строительной продукции на всех стадиях ее жизненно цикла и др. Документальным свидетельством подтверждения соответствия продукции установленным требованиям служит экологический сертификат соответствия.

В настоящее время в строительной отрасли применяется два вида сертификации: обязательная и добровольная. Например, в г. Москве и области с 1998 г. введена обязательная сертификация стройматериалов. Руководство работами по обязательной серти­фикации в строительстве осуществляет Управление стандартиза­ции, технического нормирования и сертификации Госстроя России.

• В декабре 1997 г. Правительство РФ утвердило «Правила под­тверждения пригодности новых материалов, изделий, конструк­ций и технологий для применения в строительстве». Проверке пригодности подлежит вся продукция, от которой зависят безо­пасность жизнедеятельности человека, состояние окружающей среды, а также надежность, долговечность и другие эксплуата­ционные качества зданий и сооружений,

Продукция, получившая сертификат соответствия, регист­рируется Федеральным научно-техническим центром сертифика­ции в строительстве (ФЦС). Срок действия сертификата — до 5 лет.

Не сертифицированные по российским правилам импортные строительные материалы не могут использоваться на террито­рии России. Это относится, в частности, к импортным отделоч­ным материалам, фурнитуре, оконной продукции, утеплителям и др. Пригодность этой продукции должна быть подтверждена соответствующим техническим свидетельством. Контроль за применением в строительстве продукции, подлежащей обязатель­ной сертификации, осуществляется органами Государственного архитектурно-строительного надзора.

8.23. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ СТРОИТЕЛЬНОГО ОБЪЕКТА

Экологический паспорт строительного объекта (ЭПСО) (предприятия стройиндустрии) представляет собой нормативно-технический документ, включающий данные об использовании природных, вторичных и иных ресурсов и о воздействии его про­изводства на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла.

ЭПСО составляют в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04—90 «Эко­логический паспорт промышленного предприятия» и СП 11-102—97. Цель паспортизации — прогноз экологической ситуации строительном объекте и вокруг него, а также контроль за исполнением природоохранных мероприятий. В сущности, экологический паспорт это одна из форм экологического контроля.

Для каждого строительного объекта ЭП составляют по состоянию окружающей среды на начало каждого этапа жизненного цикла объекта, например, на стадии строймонтажа оборудования, эксплуатации, реконструкции и т.д. Изменения технологиипроизводства строительных работ, состава оборудования, видов строительной продукции и т.д. в обязательном порядке вводя в паспорт (в течение месяца со дня изменений).

В состав экологического паспорта строительного объекта входят:

• общие сведения о строительном объекте (предприятии) его реквизиты;

• природно-климатические характеристики района расположения объекта (фоновые концентрации веществ в атмосфере, фоновый химический состав водных объектов и др.

• описание технологии строительного производства, про, ции и балансовой схемы материальных потоков;

• сведения об использовании земельных ресурсов (отвод земель под здания, сооружения, склады строительных материалов, свалки, санитарно-защитную зону, и др.);

• характеристика сырья, используемых материальных энергетических ресурсов;

• характеристика выбросов в атмосферу (источники выброс сов вредных веществ, их количество, параметры газовоз­душной смеси и др.);

• характеристика водопотребления и водоотведения (состояние водоочистных сооружений, лимиты забора воды и их фактическое использование и др.);

• характеристика отходов (класс опасности, количество об­разующихся отходов, т/год, обезвреженных, складированных и др.);

 

• сведения о рекультивации нарушенных земель;

• сведения об эколого-экономической деятельности в зоне строительного объекта (затраты на природоохранные ме­роприятия, данные о платежах за загрязнение и т.д.).

Отдельно в виде справки в ЭПСО приводятся данные о зал­повых и аварийных выбросах (сбросах) загрязняющих веществ. Паспорт хранят в территориальном природоохранном органе и на самом предприятии.

На основе данных, содержащихся в ЭПСО, природоохран­ные органы определяют строительному предприятию размер пла­ты за природопользование, устанавливают допустимые нормы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, проводят экологичес­кую экспертизу проектов реконструкции предприятия, контроли­руют соблюдение предприятием экологического законодательства.

Экологические паспорта разрабатывают за счет собственных средств строительного предприятия и утверждаются его руково­дителем по согласованию с органами местного самоуправления, территориальными природоохранными органами и санэпиднадзором. При отсутствии экологического паспорта предприятие лишается права на производственную деятельность либо подвер­гается крупному штрафу.

8.2.4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ СТРОИТЕЛЬСТВА

 

Экологический мониторинг строительства (ЭМС) — это система стационарных наблюдений и контроль за состоянием ок­ружающей природной среды в процессе всего жизненного цикла строительного объекта (ЖЦСО). В задачу ЭМС входит также раз­работка рекомендаций по нормализации экологической обстановки и инженерной защите территории, в том числе и при градострои­тельном освоении.

Система ЭМС входит составной частью в Единую государ­ственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ), создан­ную в нашей стране в 1993 г. с целью управления в области окружающей среды и экологически безопасного устойчивого развития.

Необходимость организации экологического мониторинга к в период строительства, так и при эксплуатации и ликвидации строительного объекта подтверждена действующими СП 11-102 97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства», области градостроительной деятельности организационно-методическое обеспечение экологического мониторинга осуществляв ют: на федеральном уровне — Госстрой России, на территорииальном и муниципальном — органы архитектуры и градостроительства.

Согласно СП 11-102—97 могут быть использованы следующие виды мониторинга: инженерно-геологический, гидрогеологический и гидрологический, мониторинг атмосферного воздуха, почвенно-геохимический, фитомониторинг, мониторинг обитателей наземной и водной среды. Виды мониторинга определяются в соответствии с особенностями основного техногенного воздействия и компонентами природной среды, на которые распространяется это воздействие (атмосферный воздух, почвы, поверхностные воды и др.).

ЭМС ведут не только на застраиваемых территориях, но и на уровне отдельных жилых помещений. С этой целью используются приборы дистанционного контроля воздушной среды анализаторы загрязнений, дозиметры для наблюдения за изменением общего радиационного фона, специальные спектрометры для измерения эманации радона в помещении и т. д.

В последнее время получают развитие мониторинг температурного поля природно-техногенной сферы, а также наблюдения за изменением гидрогеологического режима массива горных по­род вблизи строительного объекта (Б.И. Кулачкин и др.; 1999).

Основные задачи экологического мониторинга строительства:

• получение информации об источниках, видах и объемах негативного воздействия строительного производства на окружающую природную среду;

• комплексные наблюдения за характером и динамикой раз­вития негативных экологических изменений окружающей природной среды на всех стадиях ЖЦСО (от изыскатель­ских работ до утилизации объекта);

• разработка рекомендаций по инженерной экологической защите и оценка ее эффективности в процессе строитель­ства, эксплуатации и утилизации объекта. По мнению В.Ф. Стойкова (2000), наступает время, когда на каждой стройке, на каждом предприятии стройиндустрии дол­жен проводиться экологический мониторинг. Повсеместно сле­дует устанавливать контрольно-измерительную аппаратуру для ведения наблюдений за состоянием природной среды. Контроль необходимо вести за всеми ее компонентами как в период строи­тельства, так и при эксплуатации объекта.

Ряд крупных строек, проводимых в сложных природных ус­ловиях, уже сейчас самостоятельно, по согласованию с террито­риальными природоохранными органами, осуществляют инст­рументальные наблюдения за сбросами (выбросами) загрязняю­щих веществ, складированием отходов, вибрационно-шумовым загрязнением и др. Это вполне согласуется с новейшей «Эколо­гической доктриной Российской Федерации» (2002), подчеркнув­шей необходимость организации на потенциально опасных объек­тах специальных систем мониторинга для наблюдения за воз­действием на природную среду и здоровье населения.

Очевидно, что при отсутствии (или недостаточности) мони­торинга за негативным воздействием строительного объекта на природную среду, государственный и производственный конт­роль становится неэффективным (А.Т. Никитин и др., 2001). С другой стороны, отсутствие на предприятии стройиндустрии дол­жного производственного экологического контроля делает заве­домо неэффективным экологический мониторинг. Таким обра­зом, экологическая безопасность и эффективность принимаемых решений в строительной отрасли может быть обеспечена лишь в условиях комплексной взаимосвязи различных видов экологи­ческого контроля.

8.2.5. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА - КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

В последнее время одной из форм экологического контроля в строительстве становится так называемое экологическое сопровождение на всех стадиях ЖЦСО.

Это принципиально новое направление в проектировании строительстве интенсивно развивается в Германии, США, Японии и других странах и преследует своей целью обеспечение постоянного экологического контроля при принятии технологии ких решений на различных стадиях жизненного цикла строительного объекта (ЖЦСО).

В понятие «экологическое сопровождение строительства» входят различные виды деятельности, в том числе:

• своевременное выявление и предотвращение возможных негативных воздействий строительства на окружающую природную среду на всех стадиях ЖЦСО (например, интенсивного пыления при добыче природного сырья, выбросов аэрозолей при производстве цемента, сверхнормативного шума и т.д.);

• своевременное выявление и устранение основных источников безвозвратных потерь природных и вторичных ми­неральных ресурсов, сокращение объемов строительных отходов;

• учет энергетических и других затрат на всех стадиях:

• экологический контроль и надзор за возведением приро­доохранных сооружений и установок.

В качестве примера приводим структуру экологического со­провождения на одной из основных стадий ЖЦСО — «производстве стройматериалов и конструкций» (рис.. 8.1;) (И.Г. Корчаго, 1988).

По мнению И.Г. Корчаго (1988), действующая в настоящее время система контроля и управления промышленно-строитель­ным процессом в плане обеспечения экологической безопасности развита еще недостаточно и не в полной мере соответствует значимости этой проблемы.

В этой связи значительный интерес представляет предложение о необходимости непрерывной информационной поддержке экологического сопровождения ЖЦСО с помощью применений CALS-технологии (Стоиков, 2000). Эта технология является составной частью экологического мониторинга строительства включает в себя форму представления в электронном виде результатов решения задач, связанных с оценкой воздействия строительного производства на окружающую среду. Документация в системах CALS, вместо традиционного бумажного документирования в виде сотен томов представляете; на электронных носителях или размещается в сети Интернет, отличие от существующих интегрированных автоматизированных систем управления система CALS-технологии охватывает все основные стадии ЖЦСО. С помощью системы CALS представляется возможным реально осуществить минимизацию отрицательного воздействия на окружающую природную среду в течение всего периода жизни строительного объекта. По В.Ф. Стойкову (2000), для широкого внедрения этой си­стемы в России необходимо срочно гармонизировать действующие СНиПы и системы стандартов с международными CALS-: стандартами. Автор считает также целесообразным создание электронного экологического паспорта строительного объекта (ЭЭПСО), в котором на электронных носителях будут размещены данные по использованию строительным объектом природных ре­сурсов и определению его влияния на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла (от проектно-изыскательских работ до утилизации).

8.3. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза в строительстве

 

8.3.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ OBOC В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) в стро­ительстве проводится с целью выявления и принятия необходи­мых мер по предупреждению возможных негативных экологи­ческих последствий в результате осуществления строительной деятельности.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002) ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной (в том числе строительной) деятельности, которая может оказать не только прямое, но и косвенное воздействие на окружающую среду.

При разработке всех альтернативных вариантов предпроектной и проектной документации поэтапная процедура ОВОС пре­дусматривает заблаговременное выявление, анализ, оценку и учет возможных негативных воздействий проектируемых строитель­ных объектов на окружающую среду. ОВОС является глубоким и объемным вариантом экологического сопровождения строи­тельной деятельности.

Методология проведения ОВОС в нашей стране еще только начинает развиваться (законодательно с 1994 г). Основным нор­мативным документом в области ОВОС является «Положение об оценке воздействия строительной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (1994), а также Международная конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в транс­граничном контексте (1991).

Материалы ОВОС в строительстве содержат:

• характеристику отдельных компонентов окружающей при­родной среды, которые могут быть существенно затрону­ты планируемой строительной деятельностью или ее аль­тернативными вариантами;

• описание вида планируемой строительной деятельности и ее целей;

• прогнозную оценку масштабов воздействия на окружаю­щую среду планируемой строительной деятельности и ее альтернативных вариантов;

• характеристику рекомендуемых мер, которые могут свес­ти к Минимуму негативное воздействие строительных объектов на окружающую природную среду;•

• предложения (в случае необходимости) альтернатив планируемой строительной деятельности, в том числе вар! анта отказа от строительства.

В соответствии с Федеральным законом «Об экологическо экспертизе» (1995) ОВОС проводится только в отношении тех строительных объектов, которые впоследствии будут подлежать государственной экологической экспертизе. Так, например, в обязательном порядке ОВОС проводится при разработке всех вариантов предпроектной документации для крупных предприятий стройиндустрии, плотин и водохранилищ, тепловых электростанций, АЭС и других экологически опасных объектов.

Организует и обеспечивает ОВОС заказчик проекта, привлекая для этих целей компетентные организации и специалистов. Перед началом проектирования и проведения ОВОС заказчик готовит «Уведомление о намерениях», целью которого является и формирование общества о возможных изменениях состояния природной среды. Итогом ОВОС служит официальное «Заявление о воздействиях на окружающую среду», которое предоставляете соответствующим органам и общественности, и «Заявление об экологических последствиях», которое содержит обязательства заказчика по реализации проектных решений для обеспечения экологической безопасности на весь период ЖЦСО.

За рубежом быстрая и многофакторная оценка аспектов воз­действия строительного объекта на окружающую среду прово­дится с помощью компьютерной технологии, а в качестве инструмента для проведения ОВОС используется методология на ос­нове международных стандартов управления окружающей сре­дой ISO 14040-14043.

После прохождения процедуры ОВОС его материалы вмес­те с «Заявлением о воздействиях на окружающую среду» направ­ляются на государственную экологическую экспертизу в составе техноэкономических обоснований и проектно-сметной докумен­тации. В проектной документации для целей строительства ре­зультаты ОВОС являются составной частью раздела «Охрана окружающей среды».

 

8.3.2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 

Экологическая экспертиза в строительстве представляет собой предварительную проверку соответствия проектов строи­тельства, предпроектной документации, а также строительных материалов, сырья, стандартов, нормативов и др. требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Экологическая экспертиза основывается на принципе презум­пции потенциальной экологической опасности любой намечаемой строительной деятельности, поэтому ее важнейшая задача оце­нить, достаточны ли меры, предусмотренные в проектах по пре­дотвращению такого воздействия.

Порядок проведения экологической экспертизы устанавли­вается на основе Федерального закона «Об экологической экспер­тизе» (1995 г., с изменениями от 15 апреля 1998 г.) и ст. 33 Феде­рального закона «Об охране окружающей среды». При проведе­нии экологической экспертизы в строительстве необходимо со­блюдение ряда принципов, изложенных в этих законах (рис. 8.2).

Различают два вида экологической экспертизы: государствен­ную и общественную.

В отличие от ОВОС, которая проводится самим заказчиком, государственная экологическая экспертиза проводится экспер­тными комиссиями, образованными Минприроды России и его органами на местах. Экспертизу особо крупных инвестиционных проектов при сложных условиях строительства осуществляет эк­спертный совет при Правительстве РФ. Выводы государствен­ной экологической экспертизы обязательны для авторов проек­та, заказчиков и других исполнителей.

Общественная экологическая экспертиза (например, ген­плана городов, строительства АЭС и др.) проводится по инициа­тиве граждан и общественных организаций, а также органов ме­стного самоуправления. Заключение общественной экспертизы имеет форму рекомендаций. Юридическую силу оно приобрета­ет лишь после утверждения его государственными природоох­ранными органами.

Экспертное заключение по итогам государственной эколо­гической экспертизы в строительстве состоит из трех основных частей: вводной (протокольной), констатирующей (описательной) и заключительной (оценочно-обобщающей) (Справочник по эко­логической экспертизе проектов, 1986).

В вводной части содержатся данные о стоимости проектных и строительных работ, сведения о заказчике и органе, утвержда­ющем экспортируемую документацию.

В констатирующей части отражаются технические, санитар­но-гигиенические и другие проработки и решения по охране ок­ружающей природной среды. Рассматриваются мероприятия по очистке вод, а также промышленных и бытовых стоков, по за­щите атмосферы от вредных выбросов, по предотвращению опас­ных геологических процессов, по утилизации и вторичному ис­пользованию отходов, по рекультивации земель и сохранению плодородного слоя и т. д. Указывается соответствие участка при­родному окружению в конкретной экосистеме.

В заключительной части экспертного заключения содержит­ся оценка основных мер по охране окружающей природной сре­ды и рациональному природопользованию, заложенных в проек­те строительства. Анализируются возможные экологические по­следствия реализации проекта строительства. Рекомендуется пред­ставлять рассмотренные материалы к утверждению либо прини­мается решение об их возвращении на доработку.

Согласно постановлению Госстроя России от 29 октября 1993 г. наряду с экологической экспертизой дополнительной га­рантией выполнения экологических требований на стадии градо­строительного проектирования является государственная экспер­тиза градостроительной документации: В обязательном поряд­ке она осуществляется для схем районной планировки и генпла­нов городов с расчетной численностью населения более 0,5 млн человек.

8.4. Экологический менеджмент и аудит в строительстве

 

В США и Западной Европе широко применяются методы экологического менеджмента строительства. На конференц ООН по проблемам человечества (Habitat II, 1998) одним из необходимых средств экологизации строительной деятельности было признано выполнение систем экологического менеджмента Environmental management system (EMS).

Как отмечает А.Т. Никитин и др. (Основы экоаудита, 2001) для того чтобы получить сертификат качества строительной продукции экологическим стандартам должен соответствовать весь ее жизненный цикл, начиная от подготовки сырья и заканчивая последней технологической операцией. А для этого должна эффективно работать вся система экологического менеджмента, т.е. система эффективного управления.

Экологический менеджмент строительства определяют как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на эффективную реализацию экологических программ строительных проектов.

На конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992) подчеркивалось, что «экологический менеджмент следует относить к ключевой доминанте устойчивого развития и, одновременно, к выс­шим приоритетам промышленной деятельности и предпринима­тельства. Система экологического менеджмента входит в число основных предметов международных стандартов ISO 14000, определяющих экологическую политику в системе управления ка­чеством охраны окружающей среды.

В связи с ужесточением экологического законодательства в странах рыночной экономики в начале 80-х гг. широкое развитие получил один из важнейших инструментов экологического ме­неджмента — экологический аудит.

Экологический аудит (экоаудит) в строительстве — это не­зависимая, комплексная проверка (ревизия) соответствия деятель­ности строительного объекта (предприятия) природоохранным нормам и правилам и оценка эффективности существующей Сис­темы управления охраной окружающей природной среды (с под­готовкой рекомендаций).

Экологический аудит объекта (предприятия) проводится в период его эксплуатации, реконструкции, консервации, а в ряде случаев и на этапе строительства, когда аудиторной проверке под­вергается «дирекция строящегося предприятия в части его нега­тивного воздействия на окружающую среду». При экоаудите мо­жет проверяться не только соответствие деятельности строитель­ного предприятия экологическим требованиям, но и проблемы минимизации строительных отходов, оценка безопасности про­изводимой строительной продукции и др.

Экоаудит носит комплексный характер, он сочетает в себе административные и экономические признаки, коммерческую (ры­ночную) направленность и полные информационные материалы об аудируемом объекте. Экоаудит проводится по инициативе са­мих предприятий (на коммерческой основе) и фактически пред­ставляет собой одну из форм производственного экологического контроля. В состав экоаудита входят анализ предприятия по эко­логическим показателям, прогноз экологических рисков и ущер­бов, инструментальные измерения различных экологических па­раметров аудируемого объекта и окружающей среды (нарушение ландшафта, загрязнение воздушной среды, образование опасных отходов, шумовое и вибрационное воздействие и др.). Заканчи­вается экоаудит разработкой необходимых рекомендаций.

В некоторых случаях экоаудит может быть не только иници­ативным, но и обязательным. Так, например, согласно Феде­ральному закону «Об охране атмосферного воздуха» (1999) госу­дарственные инспектора по охране природы имеют право вно­сить предложения о проведении экологического аудита, напри­мер, на цементных заводах, сильно загрязняющих воздушную среду. В этих случаях экоаудит может быть проведен в обяза­тельном порядке.

Руководящие указания по экологическому аудиту, процеду­ре аудита и квалификационные критерии для аудиторов в области экологии регламентируются ГОСТ Р ИСО 14010—98, ГОСТ ИС0 14011-98 и ГОСТ Р ИСО 14012-98.

В целом экологический аудит в строительстве как правовая мера обеспечения экологической безопасности и рационально природопользования выполняет предупредительную и информационную функцию и тем самым способствует повышению инвестиционной привлекательности строительного объекта (предприятия), его «экологичности». Дальнейшие внедрение экоаудита в практику экологического менеджмента несомненно будет содействовать развитию эффективной, рыночно конкурентоспособности и экологически безопасной строительной деятельности.

8.5.

 

Экологические риски в строительстве и их страхование

 

Экологический риск в строительстве — это оценка вероятности появления негативных изменений в окружающей природной среде, вызванных воздействием строительства или предприятием стройиндустрии. Под экологическим риском понима­ют также вероятностную меру опасности причинения вреда окру­жающей природной среде в виде, возможных потерь за опреде­ленное время.

Все решения о строительном освоении территории должны приниматься из расчета не превышения пределов вредного воз­действия на природную среду. Установить эти пределы трудно, поскольку пороги воздействия многих строительных и природ­ных факторов практически неизвестны. Поэтому расчеты экологического риска в строительстве могут быть лишь вероятностны­ми и отдельно для здоровья человека и окружающей природной среды. Государственная экологическая экспертиза при утверж­дении технико-экономического обоснования проектов строитель­ства, размещения объектов и т.д. проверяет обеспечение в них допустимого экологического риска и его гарантии.

Экологический риск в строительстве существует на всех ста­диях ЖЦСО и может проявляться в виде интенсивного газопылевого выброса веществ, сверхнормативного шумового и вибра­ционного воздействия, а также недопустимых осадок грунтов основания, подтопления застраиваемой территории, развития оползневых и обвальных процессов и др.

При оценке экологического риска в строительстве учитыва­ют Следующие факторы (Дегтярев, 1999):

• геологический — состояние геологической среды, т.е. тол­щи грунтов, используемой для строительства (состав и свойства грунтов, подземные воды и их режим, опасные геологические процессы и др.);

• технологический — состав работ, осуществляемых при строительстве (водопонижение, виброуплотнение, замора­живание, закрепление грунтов и др.), их влияние на окру­жающую среду;

• конструктивный — физико-механические и иные свой­ства строительных материалов и конструкций (прочность, деформативность, коррозионная стойкость и др.).

При решении таких сложных градостроительных задач, как корректировка генерального плана застройки или разработка ге­неральной схемы инженерной защиты города, исключительно важное значение имеет районирование территории по степени опасности и экологического риска (В. Е. Ольховатенко и др., 2001). На картах районирования, составленных по этому признаку, вы­деляют:

1. Чрезвычайно опасные территории с активным развитием опасных геологических процессов (ОПТ), реально угрожаю­щих разрушению зданий и сооружений и безопасности насе­ления. Состояние геологической среды здесь очень опасное, а уровень инженерной экологической защиты неудовлетво­рительный. Строительство любых объектов должно быть запрещено.

Опасные территории, представляющие потенциальную эко­логическую угрозу населению, окружающей природной среде. Возможно разрушение зданий и сооружений в результа­те активного развития ОГП, особенно при интенсивном воз­действии строительства на геологическую среду. Проектирование и строительство наиболее ответственных жизнеобеспечивающих сооружений опасно и экономически нецелесообразно. Имеющиеся объекты должны находиться под постоянным наблюдением.

3. Относительно опасные территории, с локальным распространением ОГП. Строительство зданий и сооружений возможно при выполнении мероприятий по снижению экологичес­кого риска.

4. Безопасные для городской застройки территории, не требу­ющие инженерной экологической защиты. Градостроитель­ное использование — без особых ограничений.

Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции допустимого (приемлемого) риска, суть которого в стремлении к такой безопасности, которую при­емлет общество в данный период времени (Русак, 2001). Оценке допустимого экологического риска в последнее время уделяется все больше и больше внимания, особенно при принятии реше­ний о вложении инвестиций в строительство.

При этом учитываются следующие правила допустимого эко­логического риска:

• неизбежность потерь в природных экологических систе­мах;

• сведение потерь в природных экологических системах к минимуму;

• реальная возможность восстановления потерь в природ­ных экологических системах;

• отсутствие вреда здоровью человека;

• соразмерность экологического вреда и экономического эф­фекта.

Помимо оценки риска необходимо организовать и управле­ние риском, которое предполагает принятие целого комплекса решений, направленных на снижение риска до приемлемого уров­ня. На основе анализа природных опасностей и уязвимости сре­ды, выполненного совместно с проектировщиками, экономиста­ми и социологами, оценивают риск и составляют карты риска, подобно рассмотренной нами карты районирования. Эти карты, где указаны территории различной степени экологического рис­ка, помогают эффективно решать вопросы управления риском и градостроительного планирования. На основании оценки эколо­гического риска становится возможным выбор оптимальных (при­оритетных) природоохранных мероприятий при строительном освоении территории.

Следует отметить, что фактор экологического риска суще­ствует на любых стройках и предприятиях стройиндустрии, неза­висимо от мест их расположения. Однако существуют регионы, где в сравнении с более экологически благоприятными районами во много раз превышены вероятность проявления негативных изменений в экосистемах, а также вероятность истощения природно-ресурсного потенциала и, как следствие, величины риска потери здоровья и жизни для человека. Эти регионы получили название зон повышенного экологического риска. В п. 5 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ используется другой термин — территории, неблагополучные в экологическом отношении. К ним относят зоны чрезвычайных экологических ситуаций, экологического бедствия и иные территории, на кото­рых градостроительная деятельность подлежит особому регули­рованию. Например, в зонах экологического бедствия, где в ре­зультате хозяйственной и иной деятельности произошли глубо­кие необратимые изменения окружающей природной среды и нарушено природное равновесие, запрещается строительство но­вых и реконструкция существующих объектов недвижимости без выдачи особых разрешений. На этих территориях должны при­ниматься все меры по оздоровлению окружающей среды, вос­становлению и воспроизводству природных ресурсов.

Страхование экологических рисков в строительстве — это добровольное (в ряде случаев — обязательное) государственное страхование строительных объектов и предприятий стройиндустрии на случай непредвиденных (или предвиденных, но случайных по проявлению) неблагоприятных экологических последствий (стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф).

Следует различать понятия: «страхование экологических рисков в строительстве» и «страхование строительных рисков». Последнее широко развито во многих странах мира. В этом случае имеется в виду страхование ответственности при производстве строительных работ (строймонтажа, производства строительных материалов, оборудования и др.). Этот вид страхования является | своеобразной гарантией и для застройщика, и для покупателя в том, что все работы будут выполнены по проекту и с высоким качеством.

Что касается экологического страхования, то его цель — защита имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков (Федеральный закон «Об охране окружающей среды» 2002 г., ст. 18).

Добровольное экологическое страхование может осуществляться для всех видов строительной деятельности. При его подписании руководствуются «Типовыми положениями о порядке, добровольного экологического страхования в Российской Федерации» (1992).

Обязательное экологическое страхование предусмотрено для особо опасных видов производственной деятельности, например, строительства предприятий атомной энергетики, производства работ в подземных условиях и др. Лицензия на осуществление такой деятельности выдается только после заключения договора страхования экологических рисков. В последнее время при заключении договоров со страховыми компаниями обязательным условием становится экологическое аудирование объекта.

Страхователь (например, предприятие стройиндустрии иди строительная организация) обязан в кратчайшие сроки сообщить страховщику о наступлении страхового события, т.е. внезапного непредвиденного нанесения ущерба в результате землетрясения, техногенной аварии и проявления иных экологических рисков.

Именно внезапность страхового события и непреднамеренность умысла со стороны предприятия-загрязнителя (техногенная» ава­рия) дает основания для выдачи страхового вознаграждения стра­хователю.

Страховщик не несет ответственности в случае, если страхо­вое событие вызвано нарушением законов, инструкций и других нормативных документов, например, связано с эксплуатацией обо­рудования сверхустановленного нормативного срока.

Все отношения между страхователем и страховой компанией регулируются указанным выше «Типовым Положением...»
(1992).

8.6. Юридическая ответственность за экологические правонарушения в строительстве

 

Экологическое правонарушение представляет собой по­сягательство на установленный экологический порядок в сфере природы. Экологическим правонарушением признается обще­ственно вредное виновное действие или бездействие, нарушаю­щее нормы законодательства об охране окружающей среды и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека (Красов, 2001).

Экологические правонарушения в строительстве различны по своему составу, но всегда складываются в сфере природы, будь то загрязнение природной среды залповыми выбросами и сбро­сами вредных веществ от предприятий стройиндустрии, незакон­ная порубка деревьев и кустарников на строительной площадке или нарушение правил охраны и использования недр при строи­тельстве подземных сооружений.

Законом РФ «Об охране Окружающей среды» (2002) за экологические правонарушения устанавливается материальная, дис­циплинарная, административная и уголовная ответственность.

Материальная ответственность налагается на должност­ных лиц и иных работников, по вине которых строительная орга­низация, или предприятие стройиндустрии понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонаруше­нием.

Меры дисциплинарной ответственности предусмотрены Кодексом законов о труде РФ (замечание; выговор; строгий вы­говор; увольнение) Они налагаются на должностных лиц и иных работников за противоправное, виновное неисполнение или не­надлежащее исполнение своих производственных обязанно­стей, связанных с охраной природы и рациональным использо­ванием природных ресурсов например, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды.

Административная ответственность устанавливается за
противоправное действие или бездействие, нарушающее экологическое законодательство, К их числу относятся несоблюдение
в процессе строительства норм и иных экологических нормативов, нарушение экологических требований при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов: превышение допустимых уровней шума, вибрации, электромагнитных полей и иных физических воздействий и др.

Наиболее распространенная мера административного взыс­кания - денежным штраф налагаемый государственными орга­нами Минприроды РФ и сдаитарно-эпидемиологического надзора РФ. В г. Москве контроль за предотвращением захламления, загрязнения и деградации земель при производстве строитель­ных работ осуществляет земельная и природоохранная служба города. Размеры штрафов, налагаемых в административном по­рядке, согласно Земельному кодексу РФ составляют для органи­заций и предприятий: за захламление (от 6 до 20 минимальных заработных плат), за деградацию, т.е. порчу и уничтожение пло­дородного слоя (от 200 до 500), и за загрязнение (от 500 до 1000).

За экологические правонарушения, которые отличаются наи­высшей степенью опасности, посягают на установленный в Рос­сийской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняют вред окружающей природ­ной среде и здоровью человека, предусмотрена уголовная от­ветственность. Применение этого вида юридической ответствен­ности определяется Уголовным кодексом РФ (1996).

Так, согласно ст. 255 УК РФ за нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строитель­стве и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подзем­ных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ис­копаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, виновные лица наказываются штрафом, либо лишени­ем права занимать определенные должности, либо исправитель­ными работами сроком до двух лет.

Статья 246 УК РФ гласит, что нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строитель­стве и эксплуатации промышленных и иных объектов, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причи­нение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Уголовно наказуемы также незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259), за­грязнение вод и атмосферы, повлекшее причинение вреда здоро­вью человека (ст. 250 и 251).

Строительные организации и предприятия стройиндустрии, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязне­ния, истощения, порчи, уничтожения, нерационального исполь­зования природных ресурсов и других экологических правонару­шений, обязаны возместить его в полном объеме.

Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей при­родной среды» (2002) иски о компенсации вреда окружающей сре­де, причиненного нарушением экологического законодательства, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Контрольные вопросы

1.Какие экологические требования предъявляются к строительной деятельности согласно Федеральному закону «Об охране окружаю­щей среды» (2002)?

2.Какие функции выполняет экологический контроль в строительстве?

3.Что вы знаете об экологических стандартах и экологических сертификатох, используемых в строительстве?

4.Каково содержание экологического паспорта строительного объек­та?

5.С ракой целью проводится экологический мониторинг в строитель­стве? Что такое CALS-технологии?

6.Почему необходимо экологическое сопровождение жизненного цик­ла строительного объекта?

7.Каковы основные задачи ОВОС и государственной экологической экспертизы в строительстве? Оцените их роль в нормализации экологической обстановки на застраиваемых территориях.

8.Дайте определение экологического менеджмента и экологического, аудита в строительстве.

9. Какое значение имеет оценка экологических рисков в строительстве?
10. Существует ли юридическая ответственность за экологические правонарушения в строительстве? Какие виды юридической ответ­ственности вы знаете?