на предприятии

Планирование деятельности

 

14.1 Производственное планирование: принципы, методы.

Виды планов.

 

Производственное планирование – это неотъемлемая часть управления предприятием. Производственное планирование – это процесс формирования целей развития предприятия, а также ресурсов и методов по их достижению.

Производственное планирование основывается на следующих принципах:

- Принцип необходимости планирования – означает повсеместное и обязательное применение планов в трудовой деятельности, поскольку отсутствие планирования может негативно отразиться на состоянии предприятия.

- Принцип непрерывности – заключается в том, что планирование на предприятии должно осуществляться постоянно, без перерывов, а разрабатываемые планы должны органично приходить на смену друг другу.

- Принцип единства – означает, что планирование на предприятии должно иметь системный характер. В частности, сводный план социально-экономического развития предприятия должен базироваться на отдельных планах его подразделений, согласованных с общим планом.

- Принцип гибкости – состоит в способности процесса планирования менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных изменений внутреннего или внешнего характера.

- Принцип точности – означает, что разрабатываемый план должен быть составлен с такой степенью точности, которая доступна для предприятия на данный момент и достаточна для решения возникающих проблем. Чем ниже уровень планирования, тем выше степень точности.

- Принцип участия – предполагает, что каждый элемент производственной деятельности, каждое подразделение предприятия становится участником планирования.

- Принцип целевого характера планирования – означает, что исходя из системного характера планирования, все звенья предприятия имеют единую конечную цель, реализация которой является приоритетной.

В планировании широко применяются и общие принципы: научность, системность, комплексность, объективность, конкретность, оптимальность.

К основным методам разработки планов относят следующие:

1. Нормативный метод – суть его заключается в том, что на предприятии в процессе планирования применяется единая система норм и нормативов (норм расхода сырья и материалов, нормы численности, нормы выработки, нормы использования машин и оборудования, нормы запасов, финансовые нормативы и т. д.).

2. Балансовый метод – обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия посредством составления балансов (рабочего времени, материального, энергетического, финансового и т.д.).

3. Расчетно-аналитический метод – используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень.

4. Экономико-математические методы – позволяют разработать экономические модели зависимости показателей, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

5. Графоаналитический метод, разновидностью которых являются сетевые графики, с помощью которых моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам.

6. Программно-целевые методы – позволяют составлять план в виде программы, то есть комплекса задач и мероприятий, объединенных одной (генеральной) целью и приуроченных к определенным срокам.

Различают следующие виды планирования:

а) в зависимости от того, какой период времени охватывают планы:

- Долгосрочное (более 5 лет) планирование;

- Среднесрочное (до 5 лет) планирование;

- Краткосрочное или текущее (плановый период – один год) планирование.

Долгосрочное и среднесрочное планирование относят к перспективному планированию.

б) в зависимости от содержания и значения:

- Стратегическое планирование – представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей его функционирования. Включает определение миссии предприятия, формулирование целей и задач, оценку внутренней и внешней среды, разработку и анализ стратегических альтернатив, выбор оптимального варианта стратегического плана.

- Тактическое планирование – процесс создания предпосылок для реализации стратегического плана. Предполагает составление плана социально-экономического развития предприятия, представляющего собой комплексную программу его производственно-хозяйственной и социальной деятельности на соответствующий период.

План социально-экономического развития предприятия на большинстве предприятий включает следующие разделы:

· План производства и реализации продукции;

· План материально-технического обеспечения;

· План развития науки и техники (инновационный план);

· План по труду и кадрам;

· Финансовый план;

· План капитального строительства;

· План по маркетингу;

· План по себестоимости продукции;

· План социального развития коллектива предприятия;

· План мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

- Оперативное планирование – это процесс реализации тактического планирования. Его задача – конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной работы предприятия и его подразделения.

14.4 Бизнес-план предприятия

Бизнес-план – план создания нового или развития уже существующего бизнеса.

Бизнес-план составляется для внешних и внутренних целей. К внешним целям, относятся: обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия. Внутренние цели – планирование бизнеса, понимание администрацией предприятия стратегических целей, характеристик конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.

На практике различают следующие виды бизнес-планов:

1. «Бизнес-план для банка», которыйразрабатывается с целью получения банковского кредита. При этом особое внимание уделяется доказательству безусловности возврата кредитных средств за плановый период при различных вариантах развития события.

2. «Бизнес-план для инвестора», содержащий предложение инвестору войти в проект на четко определенных условиях. Именно им, а также сведениям о других сторонах, участвующих в проекте, принципам минимизации рисков, оценке уровня доходности и окупаемости инвестиций уделяется наибольшее внимание.

3. «Бизнес-план для себя» составляется с целью:

- предварительной оценкисобственниками компаниицелесообразности проекта (оценка рыночных перспектив и планируемых доходов, потребности в финансировании и ожидаемого уровня отдачи), чтобы отсеять заведомо неприемлемые проекты и выделить средства для более глубокой проработки перспективных.

- «сквозного» управления проектом от идеи – до воплощения. Этот документ содержит наиболее достоверные, точные и актуальные данные. Периодически обновляется и уточняется.

return false">ссылка скрыта

4. «Бизнес-план для органов власти» разрабатывается с целью получения государственного финансирования (государственных гарантий). Особое внимание в бизнес-плане данного вида уделяется вопросам бюджетной, социальной и экологической эффективности проектов.

5. «Бизнес-план для венчурных фондов», в котором особое внимание уделяется разделам, посвященным идее проекта и способу ее воплощения, а также описанию возможных юридических форм участия и ожидаемого дохода венчурных фондов.

В зависимости от назначения разрабатываются бизнес-планы:

- по отдельным бизнес-линиям (например, выпуску новых видов продукции и услуг, новым направлениям деятельности)

- по предприятию в целом: по новому (бизнес-проект) или действующему (развитие, перепрофилирование, финансовое оздоровление).

Требования к бизнес-плану: четкая структура разделов; простота изложения, наглядность и обоснованность представленных материалов; объективность и достоверность используемой информации; обоснованный анализ рисков и трудностей, которые могут помешать его успешной реализации; точность финансовых расчетов.

Объем бизнес-плана – порядка 20-30 листов текста, но иногда выдвигаются особые требования к содержанию, и объем может достигать 50 листов и более.

Не существует жестко регламентированной структуры и содержания бизнес-плана. Во многом структура бизнес-плана зависит от характера бизнеса и основных целей составления бизнес-плана. Несмотря на имеющееся разнообразие, состав и содержание основных разделов бизнес-плана остаются неизменными (таблица 14).

 

Таблица 14 – Типовая структура бизнес-плана предприятия

 

Название раздела Назначение раздела
I. Титульный лист Содержит название и адрес фирмы, имена и адреса учредителей, название бизнес-плана, дата составления  
II. Резюме (вводная часть) Данный раздел оформляется после разработки всех остальных разделов бизнес-плана при достижении полной ясности по всем аспектам предлагаемого проекта. Цель раздела – дать сжатый, краткий обзор проекта, способный заинтересовать инвестора в дальнейшем рассмотрении и изучении документа. Рекомендуемый объем резюме – 1-2 страницы. В нем должна быть отражена информация о сути проекта (преимущества предлагаемого бизнеса, перспективы его развития), цели составления бизнес-плана, экономическое обоснование и эффективность проекта (стоимость проекта, источники финансирования, финансовые результаты, срок окупаемости проекта), условия инвестирования, оценка факторов риска проекта, план возврата заемных средств.  
Ш. Меморандум о конфиденциальности Составляется с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в ней информации, о необходимости сохранения возможной коммерческой тайны.
IV. Описание предприятия и отрасли В описание предприятия включаются его название, адрес, организационно-правовая форма, распределение акций, уставный капитал, краткая история, основные виды деятельности, местоположение (доступность рабочей силы, близость к сырью, заказчикам, поставщикам) и др. При характеристике отрасли указывается специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, уровень монополизма, тенденции отраслевого рынка.
V. Сущность проекта Излагается основная идея предлагаемого проекта: продукция, услуга, создание нового предприятия, развитие действующего, финансовое оздоровление. В части описания будущей продукции (услуги) необходимо представить информацию о потребностях, удовлетворяемых ею, показателях качества, эксплуатационных и эстетических характеристиках продукции, ее уникальности и отличиях от существующих аналогов, патентной защищенности, внешнем оформлении, послепродажном обслуживании, экономических показателях (цене потребления).
VI. Анализ рынка сбыта и конкуренции Определяются размеры (емкость) рынка, тенденции изменения емкости рынка на ближайшую перспективу, оцениваются основные конкуренты, отбираются целевые сегменты, производится позиционирование товара и прогнозируется объем продаж.  
VII. План маркетинга Раздел включает следующие составляющие: стратегию маркетинга, товарную политику (ассортиментная политика, создание новой продукции, стратегия в области качества), ценовую политику, коммуникативную политику (реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, пропаганда), сбытовую политику (каналы сбыта), систему послепродажного обслуживания.
VIII. Производственный план Цель раздела – показать реальность производства планируемого объема продукции (услуг) соответствующего качества и в указанные сроки. - Определяется производственная программа предприятия - Указывается место изготовления продукции (на действующем или вновь создаваемом предприятии) - Дается подробное описание производственного процесса - Определяются необходимые производственные площади, потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования - Указывается потребность в сырье и материалах, комплектующих изделиях (где будут приобретаться, на каких условиях, репутация поставщиков) требования к источникам энергии и их доступность - Определяются требования к квалификации и наличию необходимого персонала, рассчитывается фонд оплаты труда - Описывается система охраны окружающей среды, утилизации отходов, обеспечения безопасности жизнедеятельности - Определяются издержки производства по экономическим элементам в базовом периоде и прогнозируемое изменение их в перспективе.  
IX. Инвестиционный план Определяется размер необходимых инвестиций, их распределение по этапам осуществления проекта, по направлениям использования. Указывается за счет каких средств будет осуществлено финансирование проекта (собственные и/или заемные средства).
X. Организационный план Для вновь организуемых либо реорганизуемых предприятий в этом разделе раскрывается организационно-правовая форма. Разрабатывается организационная структура управления с указанием для каждого подразделения его места в организационной иерархии, взаимосвязи с другими службами.