Объективная реальность. Материальное бытие.

Проблема субстанции в философии.Если началом философствования является фиксация бытия (природы, отдельных предметов, и т.п.), то следующий шаг связан с углублением в бытие, с обнаружением его основы. Атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла и т.п. - все это представляло линию в понимании субстанции как основы вещей, как неких “кирпичиков”, из которых складывается основание предметов. С философской точки зрения наиболее важно осмыслить специфику объективного и субъективного бытия. Именно их противоречивое взаимодействие и составляет основной предмет осмысления философской науки. Большинство философов отождествляют субстанцию с объективной реальностью, существующей вне и независимо от человека. Лишь субъективный идеализм в качестве субстанции рассматривает ощущения человека.

Б. Спиноза, опираясь на латинское понимание “substantivus” - “самостоятельный”, подчеркивает тот аспект, что субстанция является причиной самое себя (causa sui). В этом случае отпадает необходимость в Боге как объяснительном принципе по отношению к природе. Бытие, объективная реальность, материя, природа при этом рассматриваются как однопорядковые понятия. В целом ряде ситуаций они действительно могут рассматриваться как синонимы. Термины природа, Вселенная, окружающий мир чаще употребляют естествоиспытатели, категорию материя - философы. В современном философском осмыслении содержание понятий “объективное бытие”, “объективная реальность” и “материя” совпадает. Понимание материи в философии не было неизменным.

Для эпохиантичности характерно отождествление материи с ее конкретным чувственно наблюдаемым видом: у Фалеса - с водой, у Анаксимена - с воздухом. Однако уже Анаксагор выдвигает гениальную идею апейрона, как первоначала, не сводящегося ни к какому конкретному виду материи. Великие атомисты древности - ДемокритиЭпикур - коренным образом изменяют философскую точку зрения на материю, рассматривая последнююкак единство атомов и пустоты.

В период Нового времени материя отождествляется либо с первовеществом (Ф. Бэкон, Т. Гоббс), либо с первосвойством - протяженностью (Р. Декарт), массой (И. Ньютон). Известные к тому времени фундаментальные свойства материи чаще всего представляются неизменными. Однако открытие на рубеже XIX-XX вв. радиоактивности, рентгеновских лучей, электрона, создание специальной теории относительности опрокинули прежние представления о неизменности свойств материи.

В классической физике сложилась традиция понимать под материей массу покоя, стабильность и неуничтожимость которой отождествлялась с неуничтожимостью материи вообще. Само слово “материя” происхо­дит от латинского слова “materia” - вещество, и этот этимологический смысл сохраняется в классической физике.

В связи с новыми открытиями обнаружилось, в частности, что при взаимодействии электрона и позитрона, обладавших конкретной массой, образуются два кванта света, масса покоя которых равна нулю. Оказалось также, что массой покоя не обладают и различные физические поля. Поскольку масса считалась мерой количества материи, изменение массы было истолковано как исчезновение материи и крах материализма. Таким образом, философскую сущность кризиса в физике на рубеже веков составляет отказ естествоиспытателей от прежних представлений о материи как объективно существующей основе мира, как объективной реальности. Научные понятия естествоиспытатели стали считать уже не отражением объективной реальности, а лишь удобным способом объединения некоторых искусственно созданных идей.

Серьезный анализ кризиса в физике, в значительной степени сохраняющий свою актуальность до настоящего времени, проведен В.И. Лениным в работе “Материализм и эмпириокритицизм”. Он показывал, что познавательные корни кризиса в физике состоят в смешении философского понятия материи (т.е. предельно обобщенного осмысления материи как субстанции) с естественнонаучным вопросом о конкретном строении материи, о познании этого конкретного строения в физике, химии и других отраслях естествознания (т.е. с вопросом о познаваемости материи).

Онтологическое (т.е. через конкретные формы и виды бытия) определение материи через ее свойства оказывается недостаточным, ибо, как только наука открывает свойство, которое не вошло в определение материи, возникает соблазн и предпосылка трактовать это свойство как не принадлежащее материи, как свойство идеальной реальности. Такое определение материи устаревает с каждым новым открытием естествознания.

Выход в том, чтобы сопоставить понятие “материя” с другим понятием, примерно соответствующим ему по степени общности. В рамках философско-гносеологического подхода такими понятиями являются категории “сознание”, “мышление”, “психическое”. Так формулируется гносеологическое определение, ставшее классическим в рамках диалектико-материалистической философии: Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них”[3].

Современный этап в развитии понятия материи связан с ее объяснением как субстанции, когда в ходе разра­ботки гносеологической трактовки обозначился как бы возврат к Б. Спинозе, к пониманию субстанции как системы атрибутов (неотъемлемых свойств). В наше время гносеологическое и субстанциальное представления о материи являются основными в философии.

В широком субстанциональном смыс­ле материя - это субстанция, это все, что обладает признаком бытия. Даже мышление и сознание при таком подходе оказы­ваются модусами[4] субстанции и могут считаться материальными процес­сами и свойствами материального характера. Суть определения материи в гносеологическом плане такова: материя - это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им. Здесь понятие “материя” трактуется как про­тивоположное сознанию. В этом смысле понятие материи совпадает с понятием “объективная реальность” и противостоит “субъективной реальности”, основу которой составляет сознание, духовное, психическое.

Научная картина мира.Современные представления о материи являются философским обобщением картины мира в современной науке, прежде всего в естествознании. В предельно обобщенном виде эта картина представляется следующим образом.

В материальном бытии наблюдается довольно строгая организованность, хотя в нем имеются также хаотиче­ские процессы, случайные явления. Из случайного, хаотического сози­даются упорядоченные системы, а эти последние могут превращаться в неорганизованные, случайные образования. Диалектика порядка и хаоса осмысливается новым направлением естествознания - синергетикой.

В основе современных научных представлений о строении объективной реальности лежит идея ее сложной системной организации. Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы разнообразных систем. Область неорганического мира представлена такими системно-структурными структурными уровнями: субмикроэлементарный, микроэлементарный (уровень элементарных частиц и полевых взаимодействий), ядерный, атомарный, молекулярный, уровень макроскопических тел различной величины, планетарный уро­вень, звездно-планетарный, галактический, метагалактика как структур­ный, самый высший из известных нам, уровень.

Семейство субъядерных частиц, получивших название кварков, представлено шестью родами. Теоретически предсказываются условия (сверхплотное вещество: 1014 - 1015 г/см3), при которых может возникать кварк-глюонная плазма. Уро­вень атомных ядер состоит из ядер (нуклидов). В зависимости от числа протонов и нейтронов выделяются различные группы нуклидов, например, “магические” ядра с числом протонов и нейтронов, равным 2, 8, 20, 50, 82, 126, 152..., “дважды магические” (по протонам и нейтронам одновременно - такие ядра отличаются особой устойчивостью к распа­дам) и т.д. Нуклиды, окруженные электронной оболочкой, относятся к атомарному структурному уровню. В мегамире имеются межзвездные поле и вещество, которые концентрируются глав­ным образом в такие узловые точки, как звезды с планетами (пульсары, “черные дыры”), звездные скопления - галактики, квазары и т.п.

Живая природа представлена уровнем биологических макромолекул, клеточным уровнем, микроорганизменным, уровнем органов и тканей, уровнем системы организма, популяционным уровнем, биоценозным и биосферным. Для каждого из них характерен и специфичен органиче­ский метаболизм - обмен веществом, энергией и информацией с окру­жающей средой. Высшим структурным уровнем живой природы является биосфера - совокуп­ность всех живых существ, образующих особую биологическую сферу Земли.

В социальной действительности выделяются: уро­вень индивидов, уровни семьи, различных коллективов, социальных групп, классов, национальностей и наций, этносов, государств и систе­мы государств, общества в целом.

В основе материальных систем и их структурных уровней материи лежат физиче­ские виды реальности - вещество и поле.

Вещество - это физический вид материи, состоящий из частиц, ко­торые имеют собственную массу (массу покоя). Поле - это материальное образование, которое связывает тела между собой и передает действия от тела к телу. Ныне с определенными типами элементарных частиц связывают определенные типы полей и материальных взаимодействий. Выделяются 4 вида взаимодействий (или вида полей):

· сильное, или ядерное,

· слабое,

· электромагнитное,

· гравитационное.

Ядерное взаимодействие примерно в 100 раз превосходит по силе электромагнитное и в100 000 миллиардов раз - слабое. Вещество отличается от поля так называемой массой покоя; частицы света - фотоны этой массы покоя не имеют. Все частицы вещества независимо от их природы обладают волновыми свойст­вами, в то же время поле выступает коллективом (ансамблем) частиц и обладает массой.

Уров­ни структурной организации объективной реальности относительно самостоятельны, специфичны и несводимы друг к другу. Удивительное свидетельство единства всех струк­турных уровней организации мира дает современная физика ос­новных типов взаимодействия. Так оказывается, что реальное един­ство слабого и сильного взаимодействия может проявляться при таких энергиях, которые не существуют в современном мире и могли реализоваться только в первые секунды эволюции Метага­лактики после Большого Взрыва. С другой стороны, мы обнару­живаем, что макроскопические свойства наблюдаемого нами мира (наличие галактик, звезд, планетных систем, жизни на Земле) обусловлены небольшим количеством констант, характеризующих различные свойства элементарных частиц и основные типы фун­даментальных закономерностей.

Одной из важных задач современной картины мира является объяснение процесса возникновения и эволюции Вселенной: галактик, звезд, планет и органической жизни. Космологи обычно выделяют четыре периода эволюции космической материи: 1) от нуля (время, соответствующее моменту “Большого Взрыва”, произошедшего 15 - 20 млрд. лет тому назад) до 10-43 сек занимает “планковский” период; 2) от 10-43 до 10-23 сек — “квантовый”; 3) от 10-23 до 10-3 сек — “адронный”; 4) от 10-3 до 1017 сек — “обычный”; рубеж 1017 сек отде­ляет настоящее от будущего.

На 10-43 сек жизни Вселенной ее плотность была равна 1094 г/см3, а ее радиус составлял порядка 10-33 см. Затем плот­ность вещества падает, дает о себе знать гравитационный эффект вакуума: его силы отталкивания берут верх над силами тяготения обычной материи. В результате за 10-32 секунды Вселенная увеличивается в 1050 раз, достигая огромных размеров, превышающих на много порядков размеры ныне наблюдаемой части Вселенной. Однако Вселенная, подобно любому расширяющемуся газу, в момент 10-33 секунды после “Большо­го Взрыва” сильно переохлаждается, скачкообразно изменяется внутренняя струк­тура и свойства космической материи, весь энергетический запас вакуума превращается в тепловую энергию, а в итоге вселенская плазма вновь по­догревается до первоначальной температуры.

Самым необычным в космической эволюции моло­дой Вселенной оказывается принципиальная возможность резкой смены одних ее состояний и физических структур. Обнаружено, что космическая материя могла находиться в качественно различных фазах, при которых ее свойства существенно разнились. Напри­мер, одна и та же частица могла иметь массу в одной фазе и быть безмассовой в другой. С позиций сформулированной в последнее время вакуумной модели мира вакуум может порождать множе­ство миров. Как образ, можно представить картину кипящего вакуума, на поверхности которого возникают “пузыри” физических Вселенных, в одной из которых мы живем. Этим самым признается возможность множественности параллельных миров.

На последних этапах эволюции космоса происхо­дит постепенное сгущение и последующее превращение первично­го достаточно горячего вещества в галактики и их скопле­ния. Космогонический механизм этого общевселенского процесса еще не выяснен, однако ныне ученые значительно продвинулись в понимании эволюции химических элемен­тов и состоящих из них веществ. Так, при остывании Вселенной до 3000 оК электроны получили возможность прочно соединяться с ядрами, образуя устойчивые атомы водорода и гелия. При дальнейшем остывании формировались более сложные атомы химических веществ.

Современные научные представления о мире формируют новое мироощущение, которое получило название космизм. Оно рас­сматривает человечество как закономерную ступень космической эволюции, как своеобразную кристаллизацию творческих сил Природы, как бы допустившей в лице человека возможность по­стичь ее сокровенные тайны.

Подобного рода проблемы, решаемые в границах соответству­ющих картин мира, являются “вечными”, так как не допускают окончательного ответа, годного для всех времен.

Неразрывность материи и движения.Важнейший атрибут материи (неотъемлемое органически присущее ей свойство) – движение.Философские взгляды на природу движения, на сущность изменений в природе вещей развивались вместе с развитием философии.

Атомисты (Демокрит, Эпикур) считали движение неотъемлемым атрибутом материи. Зенон в своих апориях показывает сложность и противоречивость движения, выявляет трудности на пути осмысления сущности движения в человеческом сознании. Новое время (ХVII - XVIII вв.) характеризуется господством механицизма (представление движения лишь как механического перемещения), появляется ньютонова концепция “первотолчка” - Бог выступает в роли часовщика, которому пришлось “завести” Вселенную. Гегель раскрыл понятий диалектику движения, показал, что в качестве всеобщего источника движения и развития выступают всеобщие диалектические противоречия. Ф. Энгельс,а затем В.И. Ленинцеленаправленно противопоставляет метафизическим представлениям о движении диалектическое понимание форм движения и источника развития.

Современное понимание сущности движенияопирается на результаты предшествующего философского развития и включает итоги современных исследований (например, синергетики). Здесь выделяется несколько узловых проблем.

Во-первых, это проблема понимания всеобщей природы движения. Движение не отождествляется с каким-либо его конкретным видом (видами), а понимается как изменение вообще. Такой подход, предложенный Ф. Энгельсом, оказался чрезвычайно плодотворным, ибо позволил реализовать комплексное философское описание движения как атрибута материи.

Во-вторых, это проблема внутренней противоречивости движения, объективно ему присущей. Движение одновременно абсолютно и относительно, прерывно и непрерывно, вечно и преходяще.

В-третьих, это вопрос о неуничтожимости и несотворимости движения. Он тесно связан с проблемой неуничтожимости и несотворимости материи и вытекает из него. Развитие естествознания постоянно подтверждает этот тезис. В частности, локальным подтверждением его справедливости является закон сохранения и превращения энергии.

В-четвертых, это проблема устойчивости движения, которая приобрела особую остроту в связи с развитием синергетики(греч. synergies - совместно действующий). Синергетика выступает как теория самоорганизации открытых систем. Открытые системы часто оказываются в точках неравновесия, где их поведение описывается вероятностным образом с помощью системы нелинейных уравнений. Из точки неравновесия система попадает на одну из возможных траекторий своего развития. Тут и происходит самоорганизация, возникают устойчивые структуры, появляется порядок, к которому тяготеет система и которого ранее не было. Такие структуры называются аттракторами.

В-пятых, это проблема диалектики форм движения материи, качественного многообразия движения. Ф. Энгельссвязал основные формы движения с основными типами материальных систем. Он выделил механическое движение как перемещение больших масс, физическое движение как движение молекул, химическое движение как движение атомов, биологическое движение как существование особого вида материи - белка (сейчас мы конкретизируем: плюс ДНК, плюс РНК), социальное движение как способ существования человеческого общества.

Современное естествознание обогатилось пониманием и других форм движения. Видный отечественный философ академик Б. М. Кедров предложил свой вариант классификации форм движения.

 

ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ   МИКРО-МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (субатомный уровень) МАКРО-МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (супраатомный уровень)
Физическое Поля, ядра, атомы Макротела, галактики
Химическое Реакции Молекулы
Биологическое Популяции, биоценоз  

 

Рис. 8. Диалектика форм движения по Б.М. Кедрову

 

Здесь микро- и макромеханические виды движения рассматриваются лишь как составляющая иных видов движения. Микро- и макроуровню физических процессов соответствует субатомная и супраатомная формы физического движения. Иерархия процессов жизни отражается биологической формой движения. Особый уровень организации материи представляет собой человеческое общество - социальная форма движения материи. Существуют предложения о выделении в качестве особых форм движения геологического и планетарного, а также компьютерной формы движения.

При этом важны философские выводы, которые касаются, прежде всего, диалектики взаимосвязи высших и низших форм движения материи.

С одной стороны, высшая форма движения развивается из низшей (к примеру, биологическая - из химической), включает ее в себя как составную часть и не может быть оторвана от нее. С другой стороны, высшая форма движения связана с материальными системами более низкого уровня организации, которые благодаря этому приобрели новые свойства (за счет вновь образовавшихся более сложных связей). Поэтому высшие формы движения не могут быть простой суммой низших форм. Существенно, однако, что эти “дополнительные” свойства высших форм не привнесены извне, а формируются скачкообразно благодаря усложнению системного уровня их носителей.

Существуют более упрощенные подходы к решению этой проблемы. Так, редукционизмпо сути дела высшие формы движения сводит к низшим, а в конечном итоге - к механическому перемещению, фактически воплощаясь в механицизме. Характерно, что французский материалист XVIIIв. Ж. Ламетри одну из своих книг назвал - “Человек-машина”. “Неомеханицизм” не так примитивен, но он также сводится к редукции высших форм до уровня низших. Так, ряд философов представляет в качестве всеобщей формы движения кибернетические закономерности.

Другой вариант метафизического понимания диалектики движения - витализм-концепция, отрывающая высшие формы движения, преимущественно биологическую, от низших. При таком подходе биологическая форма движения предстает как результат акта божественного творения.

Пространство и время как формы бытия объективной реальности.Попро6уйте определить понятия пространства и времени. Это оказывается непросто. Еще Блаженный Августин с отчаянием заметил: “Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь: но, как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик”[5].

Уже у античных философов содержалась глубокая идея о тесной связи - более того, неразрывности материи, движения, с одной стороны, и пространства и времени – с другой. Однако эта плодотворная мысль утрачена у ряда философов Нового времени. Уже у Ньютона пространство и время - особые субстанции, независимые от материи. Абсолютное пространство им представлялось пустотой, вместилищем тел, своего рода “ящиком без стенок”. Абсолютное время представлялось Ньютону вместилищем событий, абсолютной длительностью. Это субстанциональная концепция пространства и времени.

Лейбниц вернул в философское понимание пространства и времени идею об их неразрывной связи с материей и движением. Эта идея нашла естественнонаучное подтверждение в теории относительности Эйнштейна, который математически доказал тесную взаимосвязь пространства, времени и движения, их взаимную соотносительность. Это - реляционная концепция пространства и времени.

Беркли, Юм, Мах полагают, что время есть форма индивидуального сознания. И. Кант трактует время как априорную форму чувственного созерцания. Для французского философа А. Берг­сона “время” - немате­риальная “длительность”, первооснова всего сущего, а материя, пространство, движение - различные формы проявления “длительности” в человече­ском представлении. Фактически эти философы заостряют внимание на перцептуальном (лат. рerceptio - восприятие), психологическом времени. Действительно, наше воспри­ятие времени относительно самостоятельно: в восприятии оно может “бежать”, “стоять”, течь “замедленно” и т.д. Поэтому субъективное чувство времени может быть разным (особенно хорошо оно развито у тех курсантов, которые любят и умеют работать, берегут каждую минуту времени). Но в реалистиче­ской философии физическое время приоритетнее перцептуального, именно оно лежит в основе психологического восприятия.

Современная философия представляетпространствокак философскую категорию, обобщенно выражающую факт сосуществования и сорасположенности вещей, процессов, явлений. Этот факт сорасположенности вещей выражается и отражается в таких свойствах пространства, как протяженность (метричность) и упорядоченность (топологичность).

Времяесть философская категория, обобщенно выражающая факт длительности и смены явлений и событий. Это выражается в таких свойствах времени, как последовательность событий, их протяженность во времени.

Общими свойствами пространства и времени является их объективность (независимость от субъекта), бесконечность, вечность, однородность.

Вместе с тем они имеют и собственные свойства:

 

ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЯ
трехмерно (в макромире) десятимерно (в микромире) одномерно
обратимо необратимо
безгранично однонаправленно

 

Размерность пространства и времени.Австрийский физик П. Эренфеств 20-х годах показал, что, если количество измерений пространства более трех, в нем не может существовать замкнутых орбит планет, атомов и молекул, а также состоящих из атомов и молекул макротел. Поэтому многообразие и устойчивость форм движения материи в нашей Метагалактике тесно связано с такой фундаментальной характеристикой пространства-времени, как его размерность 3 + 1.

Однако возможно ли существование пространства-времени других размерностей в других внеметагалактических объектах?

Матричное исчисление позволяет выразить сколь угодно большое количество характеристик предметов и явлений в “пространственно-подобных” отношениях. Например, три координаты можно отвести пространственным характеристикам, одну – временным, одну – тепловым, одну – цветовым; в трех характеристиках можно, например, для ракеты задать угол рыскания, угол тангажа и угол вращения и т.д. Но ни тепловая, ни цветовая характеристики объектов не будут координатами пространства как такового, а сами объекты с подобными характеристиками существуют в трехмерном пространстве.

Несколько иные пространственно-временные отношения господствуют в микромире. Так, сильные, слабые, гравитационные взаимодействия проявляются в десятимерном пространстве-времени. Считается, что при рождении нашей Метагалактики лишь четыре из десяти измерений пространства-времени приобрели статус макроизмерений. Остальные измерения оказались как бы “свернутыми” в областях микромира с размерами 10-33 см. Не исключено, что развитие материи порождает миры с другими размерностями пространства-времени, которые являются препятствием для образования известных нам форм движения материи, но обусловливает появление структур, возможно, совершенно непредставимых для нашего мышления.

Пространство и время теории А. Эйнштейна.В 1905 г. конторским служащим А. Эйнштейном была опубликована работа “К электродинамике движущихся тел”, которая и произвела переворот во взглядах на пространство и время. Классические формулы специальной теории относительности математически доказывают тесную взаимосвязь пространства и времени:

 

 

Здесь Т - время,V - скорость, М - масса, L - длина, С - скорость света.

 

С приближением скорости тел к скорости света пространственные характеристики неограниченно уменьшаются, стремясь к нулю, а временные характеристики увеличиваются, стремясь к бесконечности. К бесконечности стремится и масса. Подобная концепция пространства и времени получила название реляционной.

Еще больший диалектический смысл несет классическая формула общей теории относительности (1916 г.):

 

Е = mс2

Эта формула подтверждает тесную взаимосвязь трех атрибутов материи: пространства, времени и массы. С увеличением неравномерности масс пространство искривляется, с увеличением массы в данной точке течение времени замедляется.

Успехи естествознания в конце столетия подтверждают неразрывность пространства и времени, их взаимную относительность. Абсолютный характер носит лишь пространственно-временной континуум Минковского, выражающий это единство:

 

ds2 = с2dt - (dх2 + dy2 + dz2),

где t – временная координата, х, у, z – пространственные координаты,s - обобщенная пространственно-временная характеристика, с - скорость света.

Поэтому ныне говорят о едином пространстве-времени.

Различные типы бытия имеют специфические пространственно-временные характеристики. Так, в микромире в областях 10-33 см и 10 -43 сек. пространство и время становятся дискретными и далее не делятся.

Биологическое пространство-время имеет особую пространственно-временную организацию - асимметрию “правого” и “левого”. Большинство химических молекул органических веществ может существовать в двух разных формах с различной пространственной группировкой одних и тех же групп атомов. При этом “правосторонней” форме соответствует “левосторонняя” форма. В живых же организмах составляющие их органические молекулы имеют лишь “левосторонние” формы. Это является свидетельством особого биологического пространства.

Специфика временнóй организации живой материи подтверждается существованием своеобразных “биологических часов” - сформированных в процессе эволюции своеобразных регуляторов временнóй организации внешних процессов, которыми определяются ритмы и циклы жизнедеятельности организма.

 

3. Субъективная реальность. Дух и сознание

 

В наиболее общем понимании субъективная реальность есть совокупность явлений, относящихся к субъекту, ко всему его психологическому состоянию. Субъективная реальность описывается такими понятиями, как идеальное, дух, сознание, идея. В последнее время получило широкое распрос­транение слово “духовность”. Нередко идет речь о возрождении отечественной духовности и наци­онального самосознания.

Зачастую при этом происходит смешение понятий как следствие сложности и недостаточной разработанности проблемы в самой философии. Долгие годы разработка про­блемы сознания велась либо в русле идеализма, либо в материалис­тической плоскости. Очевидно, анализ природы сознания должен ориентироваться не на противопостав­ление материального и идеального, а на выявление диалектики их объективной взаимосвязи.

Сознание тесно связано с психикой человека, о которой часто говорят как о душевной жизни. Загадка человеческой души с давних пор привлекает внимание философов, в частности, в форме проблемы души и тела: насколько авто­номны в своем существовании душа и тело, оказывают ли они влияние друг на друга и если да, то что выступает определяющим. Ныне совокупность этих вопросов обозначается как “психофизическая проблема”.

Сегодня ясно, что комплекс естес­твенных наук, включая психологию и психофизику, изучает не душу, а физические явления, связанные в нашем теле с психическими процессами. Для естествознания “душа”, “дух” - понятия, имеющие проблематичный характер. Для философии это одна из центральных проблем. И познание ее осуществляется с помощью понятий “дух”, “идеальное”, “сознание”.

Дух чаще всего понимается как совокупность всех функций сознания, сконцентрированных в конкретной личности. В известной мере дух выступает орудием сознательной ориентации человека. Нам понятна суть выражений “боевой дух”, “вольный дух”, “дух времени”. Наряду с такого рода обыденным использованием понятие “дух” употребляется также для указания на некое запредельное явление, неподвластное чело­веческим ощущениям. Так, одна из заповедей Православия состоит в “стяжании Духа Святаго”. По сути, дух и душа — религиозные понятия, но они вместе с тем непреходящие объекты философского исследования, позволяющие провести разницу между душевной жизнью и духовной жизнью.

В христианстве дух есть действие Божией благодати, душа же рассматривается как вместилище духа. Поскольку дух есть жизнь, а жизнь раскрывается в опыте, следовательно, и дух познается только в опыте. Н. А. Бердяев в сочинении “Дух и реальность” подчеркивал: “Дух есть истина души, ее вечная ценность. В этом смысле дух имеет аксиологический характер, он связан с оценкой. Духовность есть высшее качество, ценность, высшее до­стижение в человеке. Дух дает смысл действительности, а не есть другая действительность. Дух есть как бы дуновение Божье, про­никающее в существо человека и сообщающее ему высшее досто­инство, высшее качество его существования, внутреннюю незави­симость и единство”.[6]

Наиболее общее определение идеального — это субъективный образ объективной реальности. Он является субъективным потому, что у каждого человека имеет индивидуальное выражение, и получает отражение как в формах сознания человека, так и в его деятельности. Идеальное понимается и как факт общественной, духовной, исторической деятельности. Феномен идеального обладает серьезным социальным зна­чением, которое определяется общественным сознанием в различ­ных его формах, культурой и т. п.

Исследовать сущность идеального достаточно сложно. Как бы физиолог не рассекал скальпелем мозг, он не находит в мозге ничего, кроме нервных процессов, а поэтому нередко склонен отождествить их с мыслью, с идеальным. Такой вывод исходит из положения, что функция органа помещена в самом этом органе примерно так же, как желток в яйце. Воспользуемся аналогией с кинопроектором. Качество изображения на экране зависит от качества механизма проектора так же, как качество мышления – от “качества” мозга: в обоих случаях нарушение нормального функционирования ведёт к искажению образа, в первом случае – на экране, во втором – в мозгу. Изучая только устройство кинопроектора, мы не поймём передаваемого им изображения. Точно так же, изучая строение мозга, мы не поймём природы психики.

Сознание потому и носит идеальный характер, что образы в голове человека не заключают ни одного физического, химического, либо другого материального свойства, именно поэтому сознание не может непосредственно восприниматься со стороны, даже при наличии самых совершенных приборов. Наука и теперь до конца не раскрыла механизм образования идеальных психических образов на базе нейрофизиологических процессов, однако, подход к решению этого вопроса дан современной философией.

Идеальность образа состоит в том, что он не содержит ни вещества отражаемых объектов, ни тех физиологических, биохимических процессов, которые происходят в мозгу. В процессе идеального отражения в структурах мозга кодируется информация о реальных объектах и процессах. Содержание этой информации, отвлечённое от мозговых процессов, и есть идеальный образ объекта. Следовательно, идеального не существует как самостоятельной, отделённой от материи субстанции. Вместе с тем, оно есть как содержание отражаемой и переживаемой человеком информации об объекте.

Системообразующим понятием для субъективной реальности является сознание. В общих чертах сознание — это способность человеческого мозга к идеальному воспро­изведению действительности, реального мира, предполагающая наличие специфических механизмов и форм такого воспроизведе­ния на разных его уровнях.

Биологические и социальные предпосылки сознания.Фи­лософия, опираясь на результаты естественных наук, на протяжении всей своей истории занята разработкой проблемы сознания. Ее исследование осуществлялось по двум направлениям — идеализма и материализма. Особый взгляд на происхождение и природу сознания высказывает религиозная фи­лософия и богословие.

Идеализм исходит из того, что сознанию свойственна изначаль­ная активность. Материализм в вопросах происхождения и функци­онирования сознания опирается на представление о сознании как субъективном образе объективного мира. При различии подходов между ними есть общее — признание связи психики с сознанием.

При субстанциальном рас­смотрении материи сознание выступает одним из важнейших ее свойств. Б. Спиноза полагал даже, что соз­нание выступает как атрибут материи наряду с “протяжением”. В упрощенном виде такой подход можно сформулировать как “вся материя мыслит”. Однако многие философы, разделяя основную идею этого подхода - отказаться от привлечения идеи Творца для объяснения происхождения сознания и выявить его естественные причины - вместе с тем считают, что сознание есть лишь одна из форм более общего свойства материи.

В качестве такого более общего свойства, результатом развития которого является сознание, выступает отраже­ние. Под отражениемпонимается процесс и результат взаимодействия систем, при котором особенности одной системы в иной форме воспроизводятся в особенностях другой системы. Так, в результате взаимодействия металлического и пластилинового шариков особенности металлического шара отразятся в пластилиновом через изменение формы последнего. При таком подходе процесс развития материи, который привёл к возникновению сознания, логично рассматривать как процесс развития форм отражения, поскольку сознание тоже есть взаимодейст­вие, но особого рода: в нем отражается окружающий мир в форме психических образов, наделенных информацией и смыслом.

В неорганической природе выделяют такие формы отражения, как механическое, физическое и химическое. Существенно, что в этом случае активного, целенаправленного использования результатов отражения еще нет, это - протоотражение, “предотражение”. В органической природе две формы отражения: раздра­жимость (тропизмы, таксисы) и психика (начиная с возникновения за­чатков нервной системы у кишечнополостных и кончая высшими жи­вотными с их безусловными и условными рефлексами). В социальной сфере бытия выделяются такие формы отражения, как индивидуальное соз­нание и общественное сознание. Многие философы склонны выделять в особую сферу отражения “машинное” (компьютерное) “созна­ние”.

Обращаясь к процессу возникновения биологических предпосылоксознания, отметим, что с возникновением рефлексов отражение приобретает психический характер. Системой безусловных рефлексов – инстинктов организм был чрезвычайно жёстко привязан к своей экологической нише и с изменением окружающей среды был обречён на вымирание. (Великий энтомолог Жан Анри Фабр заметил, что осы - охотницы волокут обездвиженного кузнечика обязательно за усики и щупик; Если эти усики и щупик оторвать, осы бросят кузнечика, хотя остаются, например, яйцеклад и ножки, за которые можно было бы ухватиться).

Условные рефлексы обеспечивают, во-первых, более гибкую приспособляемость к среде, во-вторых, появляется возможность обучения через формирование наиболее адекватных сложившимся условиям условных рефлексов. На этой основе у высших животных осуществляется аналитико-синтетическая деятельность, развивается, по определению И. П. Павлова, “конкретное мышление”, которое обусловлено их оперированием конкретными предметами. Только такое “мышление” присуще психической деятельности животных: “ручное”, предметно-чувственное, оперирование конкретными предметами, но не абстрактными понятиями. Дальше этого даже человекообразные обезьяны не идут.

Идея о происхождении человека от обезьяноподобного предка, жившего в конце третичного периода, высказана Ч. Дарвином(1809-1882) в книге “Происхождение человека”. Л. Г. Морган (1818-1889) в книге “Древнее общество” на основе синтеза археологических и этнографических материалов предложил детализированную схему исторической эволюции человеческой культуры и общества. Попытку философского обоснования тех фактов, которые привели к развитию человека от антропоидов, предпринял Ф. Энгельс в работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”. Идеи этих мыслителей лежат в основе современных философских представлений осоциальных предпосылках возникновения сознания: труде, общении и языке.

Труд в полном смысле этого слова начинается с изготовления орудий труда у питекантропов и синантропов. Влияние труда на процесс развития сознания осуществлялось в двух направлениях.

Во-первых, труд способствовал развитию анатомии человека, которая приобрела современный вид около 30 – 50 тыс. лет назад: усовершенствовалась рука, усложнение труда привело к увеличению объема и усложнению структуры мозга, прежде всего коры больших полушарий.

Во-вторых, труд заставил перейти к оперированию абстрактными понятиями. С помощью условных рефлексов может быть закреплена в мозгу достаточно короткая цепочка из 5-6 последовательных действий. Её ещё могло бы хватить на изготовление простейших галечных орудий, для обработки которых, как показывают находки двухмиллионнолетней давности в долине р. Омо (Эфиопия), достаточно было 3-10 ударов. Однако уже рубила шелльской культуры требовали для изготовления от 8 до 30 ударов, а для изготовления первых кремниевых ножей эпохи мустье требовалась цепь из 200 производственных актов, сгруппированных в 10-11 операций. Здесь требовалось концентрированное внимание, воля, мышление, стремление к осуществлению поставленной цели. Поэтому без формирования возможности оперирования понятиями труд был бы невозможен.

Благодаря коллективному характеру труда появилась потребность согласования действий в процессе общения и передачи трудового и социального опыта. Формируется речь, появляется понятийное мышление. Таким образом, в процессе скачка от биологической формы отражения к социальной одновременно происходит качественное изменение и материального “субстрата” (возникает новый вид Homo sapiens), формы движения (формируется труд как новый вид деятельности), физиологической основы отражения (развитие мозга, появление второй сигнальной системы, языка) и самого отражения как психического, идеального свойства (появление абстрактного мышления). Все эти факторы взаимодействуют в едином процессе, но ведущая роль принадлежит труду как новому виду деятельности.

Огромную роль в развитии сознания сыграл язык. В самом общем виде язык - это определенная система знаков, обладающая значением. Речь есть процесс использования знаков языка, первоначально – для предметов, имеющих наиболее важное значение для человека в ходе общения и трудовой деятельности, а также наиболее часто повторяющихся операций деятельности.

Речевое общение носит двусторонний характер: развитие языка “подталкивает” мышление, а развитие мышления обогащает словарный запас. Широко распространена формула: “Всё понимаю, но сказать не могу!”, особенно на зачётах и экзаменах. Следует усвоить, что “понимать” – это означает уметь выразить мысль в понятиях. Неясная мысль не может быть и чётко выражена; чёткая мысль сравнительно легко находит словесное оформление. Таким образом, выступая материальной оболочкой мысли, язык:

· закрепляет результаты познания мира;

· выступает средством общения между людьми, важнейшим инструментом преемственности культуры;

· является ведущим средством развития мышления и инструментом мыслительной деятельности.

По оценкам филологов, вместе со специальными терминами в русском языке насчитывается до 2 млн. слов. Широко распространённый орфографический словарь русского языка содержит около 104 тыс. слов. В произведениях Данте использовано 5860 слов, в словаре Шекспира – ок. 24 тыс. слов, в словаре А. С. Пушкина—21 200 слов, из них лишь 720 встречаются свыше 100 раз. По-настоящему культурный человек постоянно стремится к освоению богатств прежде всего родного языка, расширению своего лексикона. Очень хорошо, если будущий офицер станет пополнять свою библиотеку разного рода словарями родного языка.

В учебной литературе существует много определений сознания. В качестве исходного можно взять определение А. Г. Спиркина, отечественного философа, много лет изучавшего этот феномен: “Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека”[7]. Курсанту предоставляется возможность самостоятельно выделить свойства и функции сознания, зафиксированные в этом определении.

Самосознание.Под осознанием понимается отражение в сознании объективного окружающего мира. Для человеческих знаний характерна осознанность – понимание того, что из себя представляет тот или иной объект, в каких отношениях находится с окружающим миром, каково его значение для познающего человека. Осознание человеком самого себя, своего места в мире ведёт к самосознанию. Существенно, что, отражая действительность, сознание и само входит в понятие действительности, выступая как двуединое отражение, в котором фиксируется единство субъекта и объекта. Такое свойство сознания раскрывается понятием рефлексия, которое выражает форму теоретической деятельности человека, направленной на осмысление своих собствен­ных действий. Это также деятельность самопознания, раскрываю­щая духовный мир человека. Значение рефлексии состоит в том, что посредством ее достигается освоение культуры, деятельных возмож­ностей человека.

Самосознание состоит в осознании человеком своего “я”, самого себя как личности, своих мыслей, морального облика, интересов и идеалов. Развитое самосознание имеет достаточно сложную структуру, определяемую социальной ролью такого элемента сознания. Может быть выделено самосознание – исследование человеком самого себя. Важное место занимает самооценка как предпосылка саморегулирования: определяется совокупность качеств, которые должны быть развиты, и тех качеств, от которых необходимо избавиться. В процессе самовоспитания проявляется саморегулирование, самоконтроль, самопоощрение, самонаказание. Чем более развитой является личность, тем более сложную структуру имеет её самосознание.

Структура сознания. С точки зрения специфики отражения в структуре сознания могут быть выделены три элемента, специфическим образом отражающие действительность: знания, воля и эмоции.

Несомненно, важнейшим, определяющим элементом сознания являются знания. Действительно, человек может относится к чему-либо сознательно, если он знает об этом “что-либо”. Человеческое знание не есть что-то застывшее, это результат и одновременно составная часть процесса познания.

Воля – это сознательная целеустремлённость человека на выполнение тех или иных действий. Важно понять, что воля – это именно сознательная устремлённость человека. Нередко человек со слабой волей оправдывается тем, что у него, дескать, слабый характер, и он ничего не может с собой поделать. Однако характер, имея социальную сторону, всё же в значительной мере определяется биологическими особенностями человека. Воля же не является врождённым качеством: умение и способность принимать правильные решения, доводить начатое дело до конца является результатом опыта, знаний, воспитания. При этом в воспитании воли решающее значение принадлежит самовоспитанию.

Эмоции – осознанные переживания. Они занимают важное место в структуре сознания, выражая непосредственное чувственное отношение человека к самому себе, к окружающему миру, к процессу познания. Особое место в структуре этого элемента сознания занимают высшие чувства: патриотический долг, любовь к Родине и др. Чувства этого рода выражают отношение человека к идеалам добра, красоты и истины.

Характерной чертой рассмотренных элементов сознания является их чётко выраженный осознанный характер. Вместе с тем такой подход к структуре сознания не исчерпывает всего богатства психической жизни человека.

Сознание не только отражает действительность, но позволяет высказать определенное к ней отношение, то есть наличие сознания придает человеческому поведению ценностныйиличнос­тный аспект. Наконец, сознание включает в себя творческое начало, откры­вающее человеку возможность преобразования мира, совершен­ствования природных задатков. Только творческий человек способен быть свободным человеком.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ. Категория бытия является наиболее абстрактной философской категорией и объединяет все составляющие объективной и субъективной реальности по признаку “быть”, “существовать”.

Современное философское понимание материи представляет собой плодотворное методологическое орудие для развития естествознания и обществоведения, а также комплекса технических наук, является важной составляющей фундаментального образования офицера-химика.

Неотъемлемыми атрибутами материи, формами ее бытия являются движение, пространство и время. Субстанциональная концепция рассматривает пространство и время как особые субстанции, относительно не зависимые от материи, реляционная концепция подчеркивает неразрывность пространства, времени, материи и движения.

Пространственные характеристики играют важную роль в формировании качеств сложных химических веществ. Основные характеристики пространства, выражающие протяженность, порядок расположения и количественные соотношения материальных объектов, используются при анализе особенностей театров военных действий, сравнительной оценки их преимуществ и недостатков, при анализе иных сторон военного дела.

Современный бой отличается скоротечностью, быстрой сменой обстановки, предъявляет повышенные требования к умению офицера мыслить и действовать в условиях жесткого лимита времени. Исключительно возрастает значение фактора времени в системе боевого управления.

Сознание представляет собой продукт длительного развития материи, функцию мозга общественного человека, которая заключается в активно-творческом отражении действительности в форме идеальных образов.

Философское учение о сознании, понимание диалектики его элементов имеют важное мировоззренческое и методологическое значение для оценки и использования субъективного фактора в войне, для той составляющей боевого потенциала Российских Вооружённых Сил, которая определяется как духовный потенциал армии.

Основные вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте сущность и структуру бытия.

2. Покажите специфику основных видов бытия.

3. Охарактеризуйте соотношение понятий: “бытие”, “субстанция”, “материя”.

4. Покажите развитие взглядов на материю в истории философии.

5. В чем заключаются особенности современных естественнонаучных представлений о природе материи?

6. Охарактеризуйте философское понятие движения.

7. Каково соотношение основных форм движения?

8. Покажите различие между субстанциональной и реляционной концепциями пространства и времени.

9. Охарактеризуйте сознание как высший уровень духовной деятельности человека.

10. Каковы биологические и социальные предпосылки сознания?

11. Покажите взаимосвязь сознания, осознания и самосознания.

12. Какова структура сознания?