Глава 2
ПЛАНИРОВАНИЕ.УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Планирование боевой подготовки—это деятельность командира и штаба, его отделений и служб, направленная на детальную разработку содержания, объема и последовательности боевой подготовки личного состава в определенный период. Оно основывается на совокупности принципов и методов, обеспечивающих достижение и поддержание высокой боевой готовности авиационных частей, соединений, а также дидактически обоснованных мероприятий по их обеспечению.
В основе планирования боевой подготовки лежат ленинские принципы и требования, вытекающие из них. Основными принципами планирования являются: партийность, научность демократический централизм, выделение ведущего звена, непрерывность, комплексность и единство планов, эффективность. и оптимальность. • - .
Партийность планирования предполагает социальную направленность всех мероприятий, обеспечивающих высокую боевую готовность частей (соединений) к решению любых задач, свойственных роду авиации. - .
Научность планирования предполагает раскрытие и учет действующего механизма объективных законов и закономерностей организации и методики проведения боевой подготовки, установление и учет причинно-следственных связей между компонентами боевой подготовки и планируемыми мероприятиями. Принцип научности означает постоянный творческий, поиск и всемерное развитие инициативы руководителей и исполнителей, постоянное внедрение в практику планирования современных методов, разработку более совершенных форм документов, развитие методики планирования.
Демократический централизм предусматривает слияние государственных интересов с инициативой на местах. Сущность и содержание принципа выражено в сочетании демократизма с централизацией планирования. Централизм предполагает единство управления процессом планирования всей боевой подготовки на плановой основе. Демократический характер планирования проявляется в привлечении к участию в этом процессе всего руководящего состава сверху донизу. При этом задачи ставятся «сверху—вниз», а планирование осуществляется «снизу—вверх» с постоянным контролем за ходом выполнения плана и периодической отчетностью. Происходит опора на коллективный разум и личную ответственность руководителей за качество планирования.
Выделение ведущего звена означает, что планирование должно обеспечить первоочередное выполнение тех задач боевой подготовки, которые в наибольшей мере влияют на уровень боевой готовности части и соединения.
Непрерывность планирования боевой подготовки означает, что этот процесс не прекращается, на основе годовых планов разрабатываются планы на месяц, а на основе последних планируются типовые рабочие дни. Этот принцип также предполагает преемственность всех планов и последовательное продолжение всего комплекса мероприятий в процессе боевой подготовки, их корректировку и уточнение в связи с меняющимися задачами и условиями их выполнения.
Комплексность и единство планов предусматривает согласование по содержанию, времени и месту всех мероприятий, проводимых в процессе боевой подготовки органами управления авиационными частями и соединениями.
Эффективность и оптимальность предполагают поиск путей решения поставленных задач боевой подготовки с высоким'
-качеством в минимально возможные сроки при наименьших затратах сил и средств, предусматривает оптимальное планирование ресурсов авиационной техники и материально-технических средств, путей их экономии и выявления резерва.
Рассмотренные принципы реализуются в практике планирования боевой подготовки путем выполнения основных требований: поддержание постоянной боевой готовности; реальность разрабатываемых планов и задач, поставленных перед экипажем, подразделением, частью; выполнение поставленных задач без летных происшествий; целеустремленность и направленность обучения личного состава; повышение классности личного состава; тесная связь командирской и летчой подготовки.
Поддержание постоянной боевой готовности достигается подготовкой экипажей к боевым действиям в различных условиях дня и ночи, высокой степенью натренированности к действиям в составе пар, звеньев, и эскадрилий при максимальном эффективном использовании отпущенных норм налета для продвижения летчика по задачам К.БП без нарушения методики обучения.
Реальность разрабатываемых планов летной подготовки
предусматривает определение задач для каждого экипажа, пары, звена в рамках отпущенного налета со строгим соблюдением последовательности обучения. Занижение задач и искусственное притормажнвание подготовки летного состава, а также неоправданное завышение задач, форсирующее подготовку, ведут в лучшем случае к невыполнению планов, в •худшем—к летным происшествиям.
Выполнение задач без летных происшествий предполагает' строгое соблюдение методической последовательности в обучении, повышение методического мастерства руководящего состава, высокую натренированность экипажей по видам лет-ной подготовки в любых условиях дня и ночи. •
Целеустремленность и направленность подготовки летного состава к боевым действиям находит отражение в" задачах, поставленных в приказах Министра обороны СССР и главнокомандующего ВВС, требованиях военно-политической обстановки, и как следствие этого—в возросших требованиях по дальнейшему совершенствованию боевой готовности частей и соединений.
В процессе планирования можно выделить форму организации, структуру и технологию планирования.
Под формой организации планирования понимаются цели и задачи, требования к эффективности и качеству планирования.
Под структурой планирования понимаются функции и ранг штабов, участвующих в планировании, количество объектов планирования, формы подчиненности, степень централизации принятия решений.
Под технологией планирования понимаются приемы, способы и технические средства осуществления плановых работ, уровень механизации и автоматизации, информационные связи между органами планирования и мероприятиями (объектами), уровень квалификации (профессиональной подготовки).
Планирование боевой подготовки, как и любой процесс, имеет свое содержание и свою логику. Содержание определяет перечень 'мероприятий, проводимых командиром и штабомповыработке задач боевой подготовки и всемерного их обеспечения. Логика определяет последовательность и взаимосвязь выбранных мероприятий в интересах повышения и поддержания высокой боевой готовности авиационных частей и соединений.
Содержание и логика планирования могутбыть представлены в виде сетевого графика и включать следующие мероприятия: получение и изучение руководящих документов по организации и проведению боевой подготовки в новом учебном году; уяснение задач, особенностей организации и проведения
боевой подготовки в новом учебном году в объединении, соединении и части; оценка обстановки применительно к особенностям боевой подготовки своей части; уточнение достигнутого уровня боевой подготовки и сопоставление его с задачами своей части, рода авиации; предплановый прогноз задач боевой подготовки и возможностей их выполнения; доклад старшему начальнику результатов предпланового прогноза; получение директивы на планирование боевой подготовки и постановка задачи подчиненным подразделениям и частям на разработку планов; разработка планов; согласование планов с вышестоящим штабом и заинтересованными службами или лицами; утверждение планов,
В практике боевой подготовки указанный перечень мероприятий командир реализует в несколько этапов. Основными из них являются: организация процесса планирования боевой подготовки; определение задач и возможностей полка по их выполнению; разработка соответствующих планов на учебный год, период или месяц.
• \
ПЛАНИРОВАНИЯ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
Организация планирования предполагает четкую и слаженную деятельность командира и штаба по анализу информации, ее преобразованию и расчету вариантов полётных заданий с использованием математических моделей, алгоритмов и электронно-вычислительной техники.
Под организацией планирования понимается комплекс мероприятий, проводимых командиром и штабом в интересах своевременной и качественной разработки основных документов по боевой подготовке на год (на месяц). В комплекс мероприятий входит: получение и уяснение основных задач боевой подготовки; разработка плана работ и распределение времени;
предварительное ориентирование офицеров штаба и командиров эскадрилий, постановка им задачи на подготовку исходных данных и предложений командиру для планирования; доведение очередных задач боевой подготовки до подчиненных подразделений; контроль и оказание помощи подчиненным частям и подразделениям.
Организация планирования боевой подготовки начинается с получения приказа Министра обороны и Методических указаний по боевой подготовке ВВС на новый учебный год. После получения этих документов на сборах, проводимых перед началом учебного года
или на специальном совещании, соответствующие старшие начальники дают указания по особенностям планирования и проведения боевой подготовки в новом учебном году.
В интересах качественного уяснения задач боевой подготовки на предстоящий учебный год командиру необходимо .лично изучить руководящие документы. Детальное изучение их требований позволит командиру на фоне задач, стоящих перед ВВС, родом авиации, четче уяснить роль и место своей части в общей системе боевой подготовки в ВВС.
Для обеспечения качества и целенаправленности в работе командир совместно с начальником штаба разрабатывают календарный план работ с указанием последовательности и. сроков выполнения тех или иных мероприятий по планированию боевой подготовки. .
Планом работ могут быть предусмотрены: изучение руководящих документов по боевой подготовке на новый учебный год с руководящим составом; проверка знаний этих документов всех категорий, руководящего состава, привлекаемых к планированию (в части, их касающейся); изучение указаний вышестоящих штабов и командиров; определение уровня подготовки летного состава и закрепление приказом по части;
сроки представления предварительных расчетных данных начальниками служб и командирами частей обеспечения; оценка возможностей полна по выполнению поставленных задач;
сроки представления материалов планирования командиру полка. Кроме того, сюда может быть включен ряд других мероприятий, зависящих от конкретной обстановки.
Для определения и конкретизации задач по боевой подготовке, распределения сил и средств обеспечения командир привлекает к планированию своих заместителей и начальников служб полка. С этой целью он знакомит руководящий состав полка с особенностями проведения боевой подготовки в новом учебном году, т. е. доводит до них информацию из руководящих документов в части, их касающейся.
На совещании по предварительному ориентированию командир ставит общие и частные задачи руководящему составу по подготовке к планированию. При этом до каждого участника совещания доводятся в общем виде задачи его службы в масштабе рода авиации, соединения и своей части. Такой подход позволит каждому начальнику службы лично проработать требования руководящих документов в части, их касающейся. Кроме того, это повышает ответственность каждого начальника за принятие решения на проведение или обеспечение учебного процесса части на своем участке. Решение доводится командиру полка в качестве предложения для планирования боевой подготовки -на новый учебный год. Все это позволяет достаточно полно оценить общие задачи боевой подготовки, особенности их планирования, организации и реализации в ходе учебного года.
Работа командира в процессе оценки обстановки состоит в том, что он расчленяет ее на составные элементы, анализирует их, устанавливает степень влияния этих элементов на сроки и качество выполнения поставленных задач. Он определяет, что в связи с этим необходимо предпринять для наиболее полного использования благоприятных факторов и как устранить или ослабить влияние причин, затрудняющих выполнение задач боевой подготовки. В процессе оценки обстановки командир не должен тратить время на оценку тех элементов, которые ему ясны или не оказывают существенного влияния на выполнение поставленной задачи.
На основании уяснения задач и оценки обстановки командир и штаб разрабатывают ряд итоговых приказов по боевой подготовке и готовят проекты приказов на новый учебный год.
Правильная и четкая формулировка достигнутого уровня подготовки, грамотное предварительное распределение человеческих и материальных ресурсов в интересах качественного выполнения поставленных задач являются основой успешной работы командира при предплановом прогнозе боевой
ПРЕДПЛАНОВЫЙ ПРОГНОЗ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
Прогноз по-гречески—предвидение, предсказание. Прогнозирование в узком значении—это специальное научное исследование конкретных перспектив развития боевой подготовки данной части. Как одна из форм конкретизации научного предвидения прогнозирование находится во взаимодействии с планированием и управлением боевой подготовкой. Содержание прогноза боевой подготовки может иметь качественные и количественные характеристики.
Качественный прогноз осуществляется через цепь логических рассуждений и через количественный анализ.
Количественный прогноз осуществляется через поиск вероятностных показателей количественных характеристик событий (мероприятий). Применительно к боевой подготовке предплановый прогноз имеет целью определить основные задачи боевой подготовки авиационной части на новый учебный год и спрогнозировать вероятность их выполнения (обеспечения). В этом случае предплановый прогноз может служить научной базой для разработки соответствующих плановых документов боевой подготовки.
В содержание работы командира и штаба при прогнозировании входит формирование задач боевой подготовки и расчет возможностей их выполнения. Работа эта осуществляется в следующей последовательности: формирование основных задач полка по летной подготовке; определение сроков (периодов) их выполнения; расчет потребных сил и средств; разработка основных мероприятий по обеспечению задач летной подготовки; выявление проблем и путей их решения; уточнение формулировок основных задач полка на год.
Формирование основных задач для боевой подготовки конкретного полка начинается с обработки требований по боевой готовности, изложенных в приказе Министра обороны СССР, Организационно-методических указаниях по боевой подготовке ВВС и указаниях старших начальников на новый учебный. год.
С учетом достигнутого уровня боевой готовности для каждого авиационного полка содержание задач по подготовке к боевым действиям можно сформулировать после проведения необходимых предварительных расчетов, основу которых составляют перечень боевых задач, периодов подготовки и количество готовящихся летных экипажей, пар, звеньев и т. д.
В этом плане целесообразно весь личный состав условно подразделить на группы, имеющие примерно одинаковый уровень подготовки. Для каждой из выделенных групп необходимо сформулировать достигнутый уровень подготовки к боевым действиям и сравнить егоo с требованиями Организационно-методических указаний по боевой подготовке ВВС на новый учебный год. Величина рассогласования достигнутого и требуемого уровня подготовки является ориентировочной основой для прогнозного определения задач летной подготовки. Выявленные противоречия между достигнутым и требуемым уровнем целесообразно выразить в виде численных приращений уровня подготовки и распределить их по периодам предстоящего года обучения.
Наиболее полно и качественно определить указанные показатели командир может по результатам докладов командиров эскадрилий и звеньев, которые заблаговременно оценили достигнутый уровень каждого летчика. При этом оценке подлежат: классность; уровень одиночной и групповой подготовки по технике пилотирования, самолетовождению, боевому применению и летно-тактической подготовке; общий налет на учебно-боевом и боевом самолетах в различных метеоусловиях дня и ночи; соответствие фактических условий выполнения полетных заданий требованиям КБП; ритмичность полетов и наличие перерывов; методическая последовательность
обучения; качество освоения видов летной подготовки по материалам объективного контроля; интерес к летной деятельности, стремление совершенствовать свою воздушную выучку;
морально-политические, психологические и деловые качества;
физическое развитие и индивидуальные способности; уровень теоретической подготовленности; степень психологической совместимости, слаженность в экипаже, звене (отряде).
Соотношение налета на боевом и учебно-боевом самолете характеризует степень усвоения летчиком летной программы и систематичность тренировок по видам летной подготовки. Оценивая степень обученное™ летчика боевому применению и тактике боевых действий, командир анализирует: количество и качество полетов на боевое применение; условия, в которых они выполнялись; какие полетные задания по летно-так-тической подготовке выполнялись и в составе каких групп;
какой тактический фон создавался при отработке упражнений по летно-тактической подготовке; сколько раз летчик участвовал в учениях, их характер и какие оценки получил за выполнение заданий на них.
По результатам такого анализа могут быть намечены предварительные или прогнозные рубежи подготовки каждого .летчика (пары, звена). В общем виде эти рубежи целесообразнее намечать по конкретным задачам К5П.
В результате анализа полученных докладовот командиров эскадрилий командир полка определяет, к каким боевым задачам, в каком периоде и сколько может быть подготовлено экипажей, пар, звеньев, эскадрилий. ''
Реальность выполнения задач боевой подготовки должна быть подтверждена предварительными расчетами потребного количества годового налета полка, среднего налета на летчика, потребного количества самолетов и их налета, потребного и ожидаемого количества летных смен, возможностей ИАС по их обеспечению и т. д.
По результатам проведенных расчетов командир полка определяет основные задачи на год и возможность их выполнения (обеспечения), выявляет проблемы и намечает пути их решения. По каждой выявленной проблеме необходимо найти оптимальный вариант ее решения и разработать предложения для доклада вышестоящему начальнику. Необходимо также предварительно согласовать их с заинтересованными- лицами своего и вышестоящего штаба.
При докладе результатов расчета . старшему начальнику командир полка уточняет все неясные (нерешенные) проблемы, т. е. координирует возможности и потребности боевой подготовки в предстоящем учебном году. Сущность координации состоит в установлении соответствия между отдельными разделами планов боевой подготовки, синхронизации их мероприятий, преодолении возникающих отклонений, нарушающих
•единый ритм процесса боевой подготовки.
Старший начальник самостоятельно или совместно с командиром полка изучает результаты планирования боевой подготовки полка, сравнивает ее задачи с задачами и возможностями соединения, объединения, анализирует оптимальность выбранного варианта решения этих задач и принимает решение. Его решение оформляется штабом в виде письменной директивы по организации и проведению боевой подготовки в новом учебном году, которая высылается в адрес авиационного полка.
В директиве отражаются:
— основные задачи побоевой и мобилизационной готовности, боевой подготовке;
— мероприятия, проводимые старшим начальником;
— порядок использования авиабаз и спецполигонов ВВС '(и других видов Вооруженных Сил), а также аэродромов и шолигонов своего и других объединений (соединений);
— требования по совершенствованию учебно-материальной базы;
— обеспеченность боевой подготовки материальными 'средствами;
— план перемещения и замены личного состава;
— сроки и порядок утверждения планов боевой подготовки и другие вопросы.
В процессе изучения директивы командир полка должен
-уяснить замысел старшего начальника, содержание, объем, порядок выполнения задач, поставленных полку на год, ясно себе представить, какого уровня подготовки и степени боевой готовности должен достичь полк к концу предстоящего учебного года.
В результате изучения директивы командир принимает решение на разработку и оформление плана боевой подготовки части.
Основу решения командира составляет замысел выполнения поставленных задач: чего надо добиться, на чем сосредоточить основные усилия; как распределить силы и средства по задачам; способы и последовательность достижения целей;
каких результатов надо достичь; время и уровень подготовки на различных этапах обучения.
Решение командир доводит до своих заместителей, начальников служб, командиров эскадрилий в форме устного приказа. В решении должны быть отражены: ожидаемый на конец года уровень подготовки к боевым действиям летчиков (экипажей), пар, звеньев (отрядов) и эскадрилий; последовательность и сроки выполнения задач по видам летной подготовки; распределение летной нагрузки по периодам обучения с учетом стоящих задач, погодных условий, очередных:
отпусков, лимитов топлива и т. д.; основные профилактические мероприятия по обеспечению безопасности полетов; сроки и тематика ЛТУ; задачи по повышению и подтверждению классности летного состава и других категорий личного состава.
На основе решения командираи по его указанию штаб совместно с заместителями командира и начальниками служб разрабатывает плановые документы. В практике войск в полку на год разрабатываются: план боевой подготовки полка на год, план летной подготовки летного состава управления-полка, план-график проверок летного состава управления полка и командиров эскадрилий по видам летной подготовки,. план боевой подготовки расчетов КП.
В каждой эскадрилье на год разрабатываются: план летной подготовки и план-график проверок летного состава по» видам летной подготовки.
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПЛАНОВ-ГРАФИКОВ ПРОВЕРОК ЛЕТНОГО СОСТАВА
Планы летной подготовки эскадрилий или летного состава управления полка являются основными документами, определяющими содержание, объем и последовательность подготовки летного состава к боевым действиям.
- Исходными данными для разработки планов являются задачи, определенные командиром полка, уровень подготовки летного состава, наличие самолетов и инструкторов, требования КБП и программ. Организационно-методических указаний, по боевои подготовке ВВС, нормы годового налета.
К планированию летной подготовки командиры эскадрилий привлекают командиров звеньев (отрядов), которые определяют для каждого летчика (экипажа), звена (отряда) перечень упражнений и количество полетов по ним, конкретизируют налет каждого летчика (экипажа), распределяют летный" состав на группы с учетом их отставания по видам летной подготовки или подготовки на очередной класс с целью выравнивания и максимального повышения уровня воздушной выучки.
Планирование целесообразно начинать с категории наименее подготовленных летчиков и проводить в такой последовательности: обучение, проверка по видам летной подготовки, восстановление утраченных навыков, совершенствование и поддержание достигнутого уровня.
Командиры эскадрилий по результатам работы командиров звеньев проверяют правильность их рекомендаций и расчетов, определяют конечные цели подготовки и упражнения для каждого экипажа, пары, звена (отряда) и приступают к разработке плана. Разработку плана летной подготовки рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:
1. Первоначально заполнить первую часть плана «Основные задачи», затем согласно боевому расчету вписать должность, воинское звание, фамилии летного состава, проставить номера упражнений и время, отведенное на полет, обозначить все упражнения (полеты по ним) условными знаками согласнонпп. • .
2. Занести в форму упражнения, определяющие достигну--тый уровень подготовки каждого летчика к боевым действиям.
3. На основе задач, поставленных командиром, внести упражнения, определяющие планируемый уровень подготовки каждого летчика.
4. Руководствуясь содержанием и схемой последовательности и параллельности прохождения КБП, выбрать кратчайший путь к каждому конечному упражнению и занести необходимое количество полетов по упражнениям, определяющим объем обучения летчика по элементам и видам летной подготовки. При этом полеты на обучение целесообразно отмечать символом в виде окружности.
5. Подобрать и внести упражнения, необходимые, для проверок по видам летной подготовки, а также для специальных и контрольных проверок при повышении классной квалификации. Полеты 'по этим упражнениям рекомендуется отмечать прямоугольным символом.
6. На основе анализа сезонных изменений погодных условий и плана отпусков летного состава подобрать и внести упражнения на восстановление временно утраченных навыков по элементам (видам) летной подготовки. Полеты обычно отмечаются ромбовидными символами.
7. Подсчитать сумму запланированного общего налета и количество полетов по видам летной подготовки. Полученные результаты сравнить с установленными нормами налета и числа полетов по ним. Разность потребного и запланированного налета и числа полетов по видам летной подготовки представляет собой объем и содержание полетов летчика на совершенствование и поддержание достигнутого уровня.
8. Подобрать и внести в план упражнения и полеты по ним на совершенствование и поддержание достигнутого, уровня подготовки. Они отмечаются обычно квадратными символами.
Для экономии налета целесообразно использовать комплексирование в одном полетном задании нескольких летных упражнений. Комплексные полетные задания выделяются в плане-графике основного упражнения символами с порядковым номером комплекса, а в остальных упражнениях—символами с буквой «К». Все полеты на боевом самолете отображаются красным цветом, а на учебно-боевом —синим.
Подвести итоги планирования летной подготовки каждого летчика и заполнить итоговую часть плана.
Личное совершенствование ведущих пар и командиров .звеньев наряду с полетами на выполнение установленного числа полетов по видам летной подготовки должно включать определенное количество полетов по маршруту для обозначения воздушной цели. Число таких полетов зависит от установленного числа перехватов одной воздушной цели, от общего числа планируемых перехватов и возможностей использования для этого полетов самолетов других родов авиации.
Налет на облет зависит от величины расходуемого самолетами звена ресурса, а на разведку погоды—от планируемого числа летных смен. Инструкторский налет командира звена, допущенного к обучению в полетах во всем диапазоне планируемых летчикам звена задач, как правило, составляет 75% общего их налета на учебно-боевых самолетах. Такой же подход возможен и при определении налета для других лиц руководящего состава части. Обычно для них планируется облет только своих самолетов, а налет на разведку погоды и инструкторский налет подсчитываются индивидуально в зависимости от степени их привлечения к выполнению этих задач.
При разработке плана необходимо следить за тем, чтобы обучение летчика, пары, звена (отряда) и эскадрильи по элементам и видам летной подготовки завершалось выполнением зачетных упражнений и летно-тактических учений.
Качество планирования летной подготовки может быть значительно повышено, если итоги планирования проанализировать по следующей методике: решаются ли поставленные задачи по подготовке к боевым действиям каждого летчика, подразделения и полка в целом; соответствуют ли запланированные упражнения по видам подготовки основным задачам;
выполняются ли нормы по налету и элементам боевого применения; соблюдается ли методическая последовательность обучения; обеспечивается ли выполнение норм проверок техники пилотирования, самолетовождения, боевого применения;
решаются ли задачи повышения и подтверждения классности летного состава; обеспечивается ли натренированность по видам летной подготовки.
В результате анализа могут быть вскрыты нерешенные проблемы, требующие согласования с вышестоящим командиром. Окончательно оформленный план летной подготовки подписывает командир эскадрильи, а утверждает командир полка.
В процессе учебного года отметка о выполнении запланированных упражнений в плане осуществляется систематически. Количество выполненных полетов по каждому упражнению обозначается соответствующим числом кружков (других символов), а качество выполнения—закрашиванием их соответствующим цветом: при оценке «отлично»—красным, «хорошо» — синим, «удовлетворительно» — зеленым, «неудовлетворительно»—желтым.
План-график проверок летного состава по видам летной подготовки—это документ, определяющий периодичность видов проверок, их содержание и сроки, а также категорию проверяющих. Основными задачами проверок являются: определение качества техники пилотирования, самолетовождения и боевого применения летного состава; своевременное вскрытие ошибок в выполнении различных элементов и видов летной подготовки; оценка методики практического обучения летного состава; определение методического уровня подготовки руководящего состава в качестве инструкторов.
Планы-графики разрабатываются в авиационных эскадрильях и управлении полка. Черновики разрабатываются параллельно с разработкой планов летной подготовки.
Исходными данными для разработки плана-графика проверок летного состава являются: требования документов, регламентирующих периодичность проверок и их число по видам летной подготовки в зависимости от классной квалификации летчиков и рода авиации, индивидуальных способностей летчиков и опыта работы, фактических сроков и содержания проверок каждого летчика, выполненных в истекшем году.
Выполнив предварительную работу по подбору упражнений на проверку, командиры звеньев докладывают свои предложения командиру эскадрильи, который анализирует и уточняет предложения, намечает количество и дату проверок по видам летной подготовки, определяет проверяющих. При этом рекомендуется, чтобы не менее 25% летчиков было проверено руководящим составом части.
После выполнения вышеперечисленной работы методика разработки плана-графика проверок сводится к заполнению служебной части (фамилия, имя, отчество, воинское звание), определению дат последних проверок по видам летной подготовки, заполнению граф условным знаком должностного лица, осуществляющего проверку, и номера упражнений, по которым будет данный летчик проверяться. План-график проверок летного состава по видам летной подготовки управления полка подписывается заместителем командира по летной подготовке и утверждается командиром полка, а эскадрильи— подписывается командиром эскадрильи и утверждается командиром полка.
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПЛАНА БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ЧАСТИ НА ГОД
Основным документом, определяющим содержание подготовки летного состава полка на год, являетсяплан боевой подготовки. Он состоит из шести разделов: основные задачи; план летной подготовки (достигнутый и планируемый уровень подготовки полка; планируемый налет и боевое применение;
летно-тактические учения); план наземной подготовки; расчет потребных средств МТО; классификация офицеров боевого управления, личного состава ИАС и других служб; календарный план основных мероприятий по обеспечению выполнения задач боевой подготовки.
Исходными данными для разработки первого раздела являются приказ Министра обороны и директива Министра обороны и начальника Главного политического управления СА и ВМФ, Организационно-методические указания ВВС на новый учебный год, указания старших начальников и их директива по планированию боевой подготовки полка, результаты прогнозного планирования, выполненные командиром и штабом полка.
Раздел «Основные задачи» состоит из двух частей. В первой части текстуально излагаются задачи, поставленные полку старшим авиационным начальником: требования по повышению боевой готовности; задачи по подготовке к боевым действиям (в каких условиях, каким составом и к какому сроку подготовить полк); задачи по подготовке штабов и К.П;
задачи по повышению классности летного состава; сроки и основные мероприятия по освоению новой авиационной техники; сроки проведения и темы ЛТУ; сроки проведения летно-методических сборов с руководящим составом и учебных сборов по командирской подготовке. При необходимости в этой части раздела могут быть указаны также задачи по совершенствованию учебно-материальной базы, порядок предоставления отпусков; порядок перемещения и замены летногосостава и т. д.
Во второй части раздела излагаются задачи авиационным эскадрильям и звеньям, поставленные командиром полка по подготовке к боевым действиям и др.
Исходными данными для разработки плана летной подготовки являются: приказ о достигнутом уровне подготовки летного состава; планы летной подготовки эскадрилий и управления полка на год; план-график подготовки летного состава на класс и подтверждение классной квалификации.
Подраздел «Достигнутый и планируемый уровень подготовки полка» целесообразно разрабатывать в следующей последовательности:
1. Подготовить форму раздела в соответствии с задачами, поставленными на новый учебный год, Курсом боевой подготовки и формой донесений об итогах боевой подготовки.
2. Заполнить часть раздела «Подготовлено к началу учебного года» за подразделения (эскадрильи и управление полка) .и полк в целом.
3. Для каждого подразделения сделать выборкуиз планов летной подготовки для всех граф, представленных в форме плана («Иметь подготовленных к концу первого периода» и «Иметь подготовленных к концу года»). Полученные результаты суммировать по каждому подразделению и по полку
•в целом.
Подраздел плана боевой подготовки «П локируемый налет и боевое применение» содержит показатели
•плана по периодам обучения и за год для каждого подразделения полка.
Исходными данными для разработки подраздела являются: Организационно-методические указания по боевой подготовке ВВС на учебный год. Курс боевой подготовки; планы летной подготовки подразделений полка на год; раздел «Достигнутый и планируемый уровень подготовки полка».
В своей основе этот раздел представляет собой аналог 'итоговой части планов летной подготовки подразделений полка на год. Поэтому после сведения всех данных из этих планов в единый раздел «Планируемый налет и боевое применение» командир полка имеет возможность произвести анализ суммарных результатов планирования.
В подразделе «Летно-тактические учения» указаны: наименование тем учений, подразделения и части,
•привлекаемые на учения, условия и сроки проведения, взаимодействующие подразделения, части и соединения авиации, других родов войск и видов вооруженных сил, противодействующие соединения и части, планируемый ресурс, руководитель учения и основные организационные вопросы.
Исходными данными для разработки являются: основные задачи, поставленные полку по боевой подготовке на год (первый раздел плана); выписки из планов проведения уче-
•ний частей сухопутных войск, авиационного объединения и дивизии; Организационно-методические указания по боевой подготовке ВВС на учебный год; требования Курса боевой подготовки и Наставления по организации и проведению летно-тактических учений.
При разработке раздела рекомендуется следующая последовательность: занести (сформулировать) тему учения; из. первого раздела плана боевой подготовки «Основные задачи»-уточнить сроки проведения летно-тактических учений и привлекаемые (участвующие) части; из планов старших авиационных начальников уточнить и согласовать взаимодействующие и противодействующие части (подразделения); из этих же документов уточнить планируемый ресурс; указать руководителя учения.
Исходными данными для разработки раздела «Расчет потребных средств МТО» являются итоговая часть планов летной подготовки подразделений полка, подраздел плана боевой подготовки «Планируемый налет и боевое применение».
На основании этих документов штаб полка с привлечением заместителей командира полка и начальников служб производит расчет потребных материально-технических средств на обеспечение выполнения плана боевой подготовки. Результаты подсчета представляются в штаб, который и оформляет этот раздел плана.
Раздел «Классификация офицеров боевого» управления, личного состава ИАС и других служб» представляет собой перечень количественных показателей уровней их квалификации по периодам обучения. Исходными данными для разработки этого раздела являются достигнутый и планируемый уровень подготовки перечисленных выше категорий личного состава.
Исходными данными для разработки раздела «Календарный план основных мероприятий по обеспечению выполнения задач боевой подготовки» являются требования руководящих документов по организации и проведению боевой и политической подготовки, задачи, поставленные старшим авиационным начальником, и решение командира на их выполнение.
Из руководящих документов и указаний старших начальников необходимо выбрать нормативные (директивные) или рекомендуемые мероприятия, которые должны быть спланированы в первую очередь. Заполнять раздел целесообразнее с учетом ранговой значимости, т. е. первоначально занести в форму мероприятия, проводимые по планам старших начальников, затем заносятся мероприятия, планируемые на основании решения командира части. Мероприятия, проводимые постоянно или ежемесячно в соответствии с функциональными обязанностями офицеров, в план не включаются. Кроме того, в план включаются только те мероприятия, проводимые службами полка, на которые привлекается весь личный состав или большая его часть. Остальные мероприятия начальники служб включают в план работы своей службы.
В целях обеспечения ритмичности работы полка проведение мероприятий следует планировать равномерно по периодам обучения с учетом задач летной подготовки.
ПЛАНИРОВАНИЕ НАЗЕМНОЙ ПОДГОТОВКИ
Планирование наземной подготовки предусматривает:
непрерывное углубление и совершенствование теоретических знаний и практических умений и навыков, необходимых для успешного решения задач летной подготовки; своевременное и полное изучение новой авиационной техники, поступающей на вооружение; недопущение отставания теоретической подготовки личного состава от задач летной подготовки, выполняемых частью; создание наиболее благоприятных условий для самостоятельной подготовки летного состава к полетам; исключение случаев допуска летного состава к полетам, не имеющего достаточных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для успешного выполнения предстоящих упражнений.
Наземную подготовку планирует штаб полка. В основе планирования лежит первоначальное уяснение задач по боевой подготовке полка, изучение требований руководящих документов и указаний старших начальников. В последующем целесообразно выполнить анализ достигнутого уровня теоретической подготовки и определить основные направления его дальнейшего совершенствования.
С учетом задач боевой подготовки определить (уточнить) количество и состав учебных групп. После этого произвести расчет потребного и располагаемого учебного времени на наземную подготовку в соответствии с ориентировочными расчетами, установленными Организационно-методическими указаниями по боевой подготовке ВВС на учебный год.
При расчете учебного времени за основу следует брать дни наземной подготовки, а также дни предварительной подготовки и парковые дни, в процессе которых часть времени используется целевым назначением на проведение теоретических и тренировочных занятий. Резервом командира на. проведение наземной подготовки (других мероприятий) являются дни и часы, которые освобождаются в дни срывов полетов.
Исходя из;плана летной подготовки, поставленных задач и
•уровня подготовки летного состава, штаб совместно с начальниками служб и командирами подразделений определяет для каждой учебной группы темы, количество часов и виды занятий по учебным дисциплинам.
Темы по дисциплинам подбираются из Курса наземной подготовки. Кроме того, командиру и штабу полка разрешается планировать темы, не предусмотренные Курсом, если ;их изучение вызвано необходимостью обеспечить боевую готовность и задачи летной подготовки.
После определения тематики выбирается вид занятий по каждой теме. При этом следует иметь в виду, что основной
•формой обучения считается самостоятельная подготовка, на которую необходимо планировать большинство тем. На лек-
•циях, групповых занятиях и упражнениях давать только новые, сложные темы и те, которые не обеспечены учебными
•пособиями.
После определения тематики штаб части производит расчет
•часов по темам и дисциплинам для каждой учебной группы и в соответствии с планом летной подготовки определяет виды занятий и ориентировочные сроки прохождения тем. Причем изучение тем, касающихся тактики боевых действий, целесообразно планировать непосредственно перед выполнением летно-тактических упражнений и учений.
При окончательном расчете часов по дисциплинам нужно
••отводить больше времени на вновь изучаемые темы с после-.дующим зачетом по ним в интересах закрепления и углубления знаний.
Одновременно с определением тематики по учебным дисциплинам штаб полка подбирает руководителей занятий по каждой теме и для каждой учебной группы. После такой
•предварительной работы штаб полка оформляет раздел Плана боевой подготовки на год «План наземной подго-т о в к и», который состоит из нескольких частей:
1. Командирская подготовка;
2. Марксистско-ленинская подготовка;
3. Общевойсковая подготовка;
4. Специальная подготовка.
Проект плана наземной подготовки начальник штаба докладывает командиру полка. В соответствии с замечаниями командира могут уточняться учебное время по дисциплинам, тематика и сроки проведения занятий. В последующем штаб полка составляет план разработки учебно-методических материалов для проведения занятий и доводит данные из плана ;командирской подготовки до руководителей занятий.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БОЕВЫХ РАСЧЕТОВ ПУНКТОВ УПРАВЛЕНИЯ
Качество воздушной выучки летного состава находится в прямой зависимости от уровня подготовки боевых расчетов ПУ. Основной задачей КП является всестороннее и полное обеспечение управления подразделениями и частями при выполнении ими задач боевой подготовки. Перечень и содержание обеспечивающих мероприятий отрабатываются под руководством начальника штаба начальниками служб и начальником КП. Эти мероприятия планируются и проводятся комплексно, тесно увязываются между собой по задачам летной подготовки.
Исходными данными для планирования подготовки боевых расчетов ПУ являются требования приказа Министра обороны СССР, директивы Министра обороны СССР и начальника Главного политического управления и указаний старших начальников. До начала планирования штаб обязан разработать приказ, в котором определяется достигнутый уровень подготовки всех лиц боевого расчета ПУ. По результатам уяснения задач и достигнутого уровня командир полка должен поставить штабу задачу по подготовке расчетов ПУ на следующий (новый) учебный год.
Работу штаба по планированию подготовки расчетов ПУ условно можно разделить на этапы: прогнозное планирование;
определение ответственных рубежей подготовки; разработка плана подготовки; согласование и утверждение плана.
По результатам изучения руководящих документов и указаний старших начальников формулируются основные задачи по подготовке расчетов ПУ: обеспечение управления подразделениями полка, выполняющими свои задачи по боевой подготовке; обучение личного состава боевых расчетов управлению подразделениями полка с использованием индикаторов кругового обзора и автоматизированных средств; подготовка на класс инструкторов наведения и т. д.
Задачи необходимо определять для каждого офицера, каждой смены и всего боевого расчета с указанием общего количества упражнений и наведений на наземные и воздушные цели, тем и количества тренировок на столе-планшете, ИКО РЛС и АПН. Кроме того, для дежурных смен следует определить темы и количество частных тренировок, а количество и тематику комплексных тренировок—с учетом тематики летно-тактических учений полка.
При наличии кандидатов, которые представляются для подготовки на класс или подтверждения классной квалификации, определить сроки, нормы и виды наведений в соответствии с нормативными требованиями руководящих документов.
Результат планирования необходимо проанализировать и уточнить. Директивные и расчетные данные можно согласовать и уточнить у командира полка и после утверждения приступить к разработке плановых документов.
План подготовки боевых расчетов ПУ состоит из нескольких разделов: основные задачи; план-график практической отработки упражнений Курса боевой подготовки КП; план-график тренажей и частных тренировок; план комплексных тренировок полных боевых расчетов КП; план-график подготовки на класс и др.
В плане-графике практической отработки упражнений Курса боевой подготовки КП для каждого офицера боевого управления, дежурной смены и полного боевого расчета должно быть определено на год (период) общее количество упражнений, подлежащих отработке. Как вариант план-график может включать следующие графы:
должность, воинское звание; фамилия, имя, отчество; присвоенный класс; общее количество наведений; достигнутый уровень (количество наведений по видам); перечень задач и упражнений по ним с учетом специфики рода авиации, выполнение которых предусматривается в новом году.
Разработку плана-графика рекомендуется осуществлять в следующей последовательности. Старшие смен боевых расчетов ПУ определяют перечень упражнений, количество наведений по ним каждому офицеру и последовательность их отработки по задачам КБП КП. Начальник КП проверяет правильность рекомендаций старших смен, составляет проект плана-графика на всех офицеров боевого управления, уточняет полноту выполнения поставленных задач, докладывает начальнику штаба о результатах своей работы.
После согласования основных вопросов начальник КП готовит форму плана-графика, вносит в него фамилии офицеров боевого управления в порядке смен боевого расчета. Классность и уровень подготовки каждого офицера по всем элементам проставляются из приказа по полку о достигнутом уровне подготовки. Графа общего количества наведений в год заполняется по данным прогнозного планирования.
Упражнения и количество наведений для совершенствования навыков офицеров боевого управления по всем элементам подготовки определяются, исходя из возможностей и потребностей в поддержании высокой боевой готовности части.
После планирования на обучение по новым задачам и на совершенствование навыков производится подсчет количества наведений для каждого офицера и для всего расчета ПУ в целом.
Результаты планирования целесообразно проанализировать по следующим направлениям: соответствуют ли запланированные упражнения по элементам подготовки поставленным задачам; решаются ли задачи по подготовке каждого офицера боевого управления и ПУ в целом; соблюдается ли методическая последовательность в обучении; обеспечивается ли подготовка на класс и натренированность в наведениях по всем элементам подготовки.
Содержанием плана-графика тренажей и частных тренировок предусматривается: для каждого офицера боевого управления—общее количество тренировок, темы и количество тренировок при использовании планшетов, ИКО, АПН; для дежурных смен расчета КП—темы и количество частных тренировок.
Как правило, план-график разрабатывается начальником КП и старшим штурманом полка. Они совместно определяют темы тренажей или тренировок, их количество и сроки проведения с учетом задач, стоящих перед полком, а также сроков проведения и тематики летно-тактических упражнений и учений.
План комплексных тренировок определяет их количество, содержание и тематику. Тематика комплексных тренировок определяется, исходя из тем летно-тактических учений. Сроки проведения комплексных тренировок рекомендуется назначать за одну-две недели до проведения учения. .Для каждой комплексной тренировки определяется руководитель или ответственное лицо за ее организацию и проведение.
План-график подготовки на класс (подтверждение класса) составляется в произвольной форме. Он включает перечень фамилий офицеров боевого управления, отобранных кандидатами для подготовки на очередной класс, сроки и контрольные нормы, определенные требованиями руководящих документов.
ПЛАНИРОВАНИЕ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ПОЛКУ (ЭСКАДРИЛЬЕ) НА МЕСЯЦ
Планирование боевой подготовки помесячно является составной частью единого процесса планирования боевой подготовки полка. Содержание текущих (месячных) планов разрабатывается на основе перспективных (годовых) планов. Показатели (задачи) планов определяются каждым командиром (начальником) на своем уровне управления.
Решение командира на организацию и проведение боевой подготовки на предстоящий месяц включает выявление и формулирование задач, определяющих подготовку к боевым действиям подразделений, обучение летного состава технике пилотирования, самолетовождению и боевому применению, проверку по видам летной подготовки, поддержание навыков в полетах, восстановление достигнутого уровня и совершенствование выучки экипажей и подразделений по видам летной подготовки, а также тематику наземной подготовки.
В полку на месяц разрабатываются: план-график летной подготовки летного состава эскадрилий и летного состава управления полка; расписание занятий полковых и эскад-рильских учебных групп; календарный план основных мероприятий, проводимых в полку.
Для принятия решения на проведение летной подготовки в предстоящем месяце командир эскадрильи оценивает: состояние боевой готовности подразделения; ход выполнения плана летной подготовки за прошедший месяц; фактический уровень воздушной выучки экипажей, подразделений; наличие перерывов в полетах у летного состава по видам летной подготовки; качество и фактические условия выполнения полетных заданий за прошедший месяц; уровень подготовки инструкторов; прогноз погоды, ожидаемое количество летных дней (ночей) с различными метеорологическими условиями и график распределения летных смен; возможности ИАС и других, служб по обеспечению полетов; наземную, воздушную и орнитологическую обстановку в районе полетов; состояние безопасности полетов.
В ходе оценки обстановки командир выявляет проблемы и намечает пути их решения. Например, в случае отставания отдельных экипажей (подразделений) он определяет причины и намечает мероприятия по их устранению, т. е. обеспечение подготовки летного состава до необходимого уровня. Исходя из прогноза погоды, командир уточняет, какие задачи летной подготовки могут быть наиболее успешно решены в предстоящем месяце. По результатам уяснения и оценки условий и факторов командир принимает решение на планирование летной подготовки на предстоящий месяц.
В своем решении командир эскадрильи определяет: задачи по подготовке к боевым действиям экипажей, подразделений с указанием конечных упражнений КБП; количество полетов по видам летной подготовки, исходя из ежемесячных норм налета и боевого применения; задачи по видам летной подготовки для каждого звена (подразделения) и очередность их отработки; порядок восстановления временно утраченных навыков по видам летной подготовки; ориентировочные нормы налета на месяц по категориям летного состава.
Решение командира оформляется; в видеплана-графика. летной подготовки летного состава эскадрильи на месяц. Он включает два раздела: основные задачи летной подготовки -и графическую часть. Основные задачи излагаются текстуально в последовательности, определенной командиром полка.
Графическая часть плана разрабатывается на основании задач боевой подготовки на месяц. Она представляет собой подборку упражнений по видам летной подготовки и необходимый налет для их выполнения.
При разработке графической части рекомендуется следующая последовательность работы: в форму плана-графика занести номера конечных упражнений для каждого летчика, выполнение которых обеспечивает решение задач, определенных на месяц; исходя из достигнутого уровня воздушной выучки каждого летчика, произвести подбор упражнений и количество полетов по ним из годового плана летной подготовки сначала на их подготовку к боевым действиям и проверку по видам летной подготовки, затем на поддержание и восстановление навыков в полетах и совершенствование воздушной выучки; подсчитать итоги по налету и количеству полетов за каждого летчика, звено и эскадрилью в целом.
Все полетные задания изображаются теми же символами,. что и в плане летной подготовки на год. Результаты планирования летной подготовки целесообразно подвергнуть анализу и установить: решаются ли задачи повышения уровня подготовки экипажей, пар и звеньев к боевым действиям; сохраняется ли методическая последовательность в обучении и при восстановлении временно утраченных навыков; обеспечивается ли поддержание натренированности летчиков по видам летной подготовки; выполняются ли'установленные нормы. налета и боевого применения на месяц; обеспечивается ли' подготовка на класс и подтверждение или повышение классной квалификации.
План-график летной подготовки летного состава управления полка на месяц разрабатывается, по той же форме, что и в. эскадрилье.
На месяц осуществляется планирование наземной подготовки. Исходными данными являются: задачи летной подготовки; решение командира на проведение наземной подготовки в предстоящем месяце; итоги выполнения расписания занятий за проведший месяц; содержание полетных заданий по упражнениям КБП, запланированным летному составу;
располагаемое время на наземную подготовку; состояние учебно-материальной базы; наличие и уровень подготовки руководителей занятий.
При планировании наземной подготовки на месяц рекомендуется следующая последовательность работы: из расписания занятий за прошедший месяц выбрать не проведенные занятия; исходя из задач, поставленных командиром полка, выбрать из годового плана наземной подготовки темы занятий для каждой группы; определить тематику занятий для общей подготовки летного состава в соответствии с запланированными упражнениями на месяц; уточнить виды занятий, определить дни и часы их проведения, состав руководителей;
подготовленные данные занести в соответствующие графы расписания занятий.
Расписание занятий является основным рабочим документом по организации и проведению наземной подготовки в авиационном полку на месяц. Оно обеспечивает, с одной стороны, выполнение основных задач летной подготовки, а с .другой—повышение общего теоретического уровня летного и инженерно-технического состава, а также выполнение годового плана наземной подготовки. Окончательно оформленное расписание занятий подписывает начальник штаба и утверждает командир полка.
Календарный план основных мероприятий на месяц разрабатывает начальник штаба и утверждает командир полка. Исходными данными для его разработки являются: раздел плана боевой подготовки полка «Календарный план основных мероприятий по обеспечению выполнения задач боевой подготовки»; решение командира полка на проведение боевой подготовки на месяц; указания и директивы вышестоящих командиров; график распределения летных дней и ночей.
Раскрываемые по дням разделы плана соответствуют подразделам основных мероприятий по обеспечению выполнения задач боевой подготовки полка на учебный год.
Каждому дню календарного плана дается условноебуквенное обозначение, соответствующее основной направленности работы личного состава полка. Планируемые мероприятия по дням обозначаются кружками, рядом с которыми указываются фамилии ответственных исполнителей. Календарный план основных мероприятий доводится до исполнителей в части, их касающейся, под расписку. Выписка из плана в объеме, необходимом для всего личного состава полка, производится, .как правило, в виде несекретного настенного плаката.
ПРОБЛЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭВМ
Совершенствование авиационной техники, рост объема задач, решаемых авиационными частями, значительно усложнили процесс организации планирования боевой подготовки. Одним из наиболее рациональных путей совершенствования существующей системы планирования следует считать ее автоматизацию.
Главная роль автоматизации состоит в освобождении командира от нетворческих функций, которые с успехом может выполнить вычислительная машина, притом гораздо точнее и быстрее. Автоматизация должна быть направлена па всестороннее раскрытие индивидуальных творческих способностей командира, его таланта и искусства руководить подразделением (частью).
В связи с огромным объемом работ процесс планирования боевой подготовки является сложной задачей не только для командира, но и для ЭВМ, так как автоматизация разработки отдельного документа (плана-графика летной подготовки) еще не гарантирует оптимальности проведения всей боевой подготовки. Достичь желаемых результатов можно только в том случае, если каждому из элементов боевой подготовки (документу, определяющему ее содержание) будет дан качественно-количественный анализ.
Организацию «машинного» планирования по времени можно разделить на период подготовки исходной информации в различных инстанциях рода авиации и период ее обработки.
Исходная информация подразделяется на постоянную, вспомогательную и оперативную.
Постоянная информация разрабатывается заблаговременно Боевой подготовкой рода авиации и, как правило, на несколько лет. Она включает исходные данные из курсов боевой подготовки, формы планов и годовые нормы налета и полетов по элементам и видам летной подготовки. Структура и содержание курсов боевой подготовки определяют сложность разработки алгоритмов и программ.
Вспомогательная информация содержит результаты расчетов трудоемких элементов оценки обстановки:
определение количества летных дней с заданной гарантийной вероятностью; расчет возможностей инженерно-авиационной службы при выполнении потребного годового налета; комплектование боевых расчетов авиационных подразделений;
определение уровня реализации годовых задач и сроков их выполнения.
Оперативная информация разрабатывается в полку по данным КБП, НПП, Организационно-методических;
указаний по боевой подготовке ВВС на учебный год и указаний старших командиров. Основой для оперативной информации являются результаты обработки вспомогательной информации.
Рабочая программа состоит из двух частей: первая—обеспечивает ввод исходных данных с перфокарт на магнитную ленту; вторая (головная программа) —обеспечивает загрузку оперативного запоминающего устройства, расчет данных и выдачу их алфавитно-цифровым печатающим устройством в виде графика летной подготовки. Реализация головной программы осуществляется в логических цепях (блоках). Результаты решения задач в логических цепях после соответствующей корректировки заносятся в итоговую матрицу и выдаются на алфавитно-цифровое печатающее устройство.