Глава 2

ПЛАНИРОВАНИЕ.УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Планирование боевой подготовки—это деятельность коман­дира и штаба, его отделений и служб, направленная на де­тальную разработку содержания, объема и последовательно­сти боевой подготовки личного состава в определенный период. Оно основывается на совокупности принципов и методов, обес­печивающих достижение и поддержание высокой боевой готовности авиационных частей, соединений, а также дидак­тически обоснованных мероприятий по их обеспечению.

В основе планирования боевой подготовки лежат ленин­ские принципы и требования, вытекающие из них. Основными принципами планирования являются: партийность, научность демократический централизм, выделение ведущего звена, не­прерывность, комплексность и единство планов, эффективность. и оптимальность. • - .

Партийность планирования предполагает социальную на­правленность всех мероприятий, обеспечивающих высокую боевую готовность частей (соединений) к решению любых задач, свойственных роду авиации. - .

Научность планирования предполагает раскрытие и учет действующего механизма объективных законов и закономер­ностей организации и методики проведения боевой подготовки, установление и учет причинно-следственных связей между компонентами боевой подготовки и планируемыми мероприя­тиями. Принцип научности означает постоянный творческий, поиск и всемерное развитие инициативы руководителей и ис­полнителей, постоянное внедрение в практику планирования современных методов, разработку более совершенных форм документов, развитие методики планирования.

Демократический централизм предусматривает слияние государственных интересов с инициативой на местах. Сущ­ность и содержание принципа выражено в сочетании демо­кратизма с централизацией планирования. Централизм пред­полагает единство управления процессом планирования всей боевой подготовки на плановой основе. Демократический характер планирования проявляется в привлечении к участию в этом процессе всего руководящего состава сверху донизу. При этом задачи ставятся «сверху—вниз», а планирование осуще­ствляется «снизу—вверх» с постоянным контролем за ходом выполнения плана и периодической отчетностью. Происходит опора на коллективный разум и личную ответственность ру­ководителей за качество планирования.

Выделение ведущего звена означает, что планирование должно обеспечить первоочередное выполнение тех задач бое­вой подготовки, которые в наибольшей мере влияют на уро­вень боевой готовности части и соединения.

Непрерывность планирования боевой подготовки означает, что этот процесс не прекращается, на основе годовых планов разрабатываются планы на месяц, а на основе последних планируются типовые рабочие дни. Этот принцип также пред­полагает преемственность всех планов и последовательное продолжение всего комплекса мероприятий в процессе боевой подготовки, их корректировку и уточнение в связи с меняющи­мися задачами и условиями их выполнения.

Комплексность и единство планов предусматривает согла­сование по содержанию, времени и месту всех мероприятий, проводимых в процессе боевой подготовки органами управле­ния авиационными частями и соединениями.

Эффективность и оптимальность предполагают поиск путей решения поставленных задач боевой подготовки с высоким'

-качеством в минимально возможные сроки при наименьших затратах сил и средств, предусматривает оптимальное плани­рование ресурсов авиационной техники и материально-техни­ческих средств, путей их экономии и выявления резерва.

Рассмотренные принципы реализуются в практике плани­рования боевой подготовки путем выполнения основных тре­бований: поддержание постоянной боевой готовности; реаль­ность разрабатываемых планов и задач, поставленных перед экипажем, подразделением, частью; выполнение поставленных задач без летных происшествий; целеустремленность и направ­ленность обучения личного состава; повышение классности личного состава; тесная связь командирской и летчой подго­товки.

Поддержание постоянной боевой готовности достигается подготовкой экипажей к боевым действиям в различных усло­виях дня и ночи, высокой степенью натренированности к дей­ствиям в составе пар, звеньев, и эскадрилий при максимальном эффективном использовании отпущенных норм налета для продвижения летчика по задачам К.БП без нарушения мето­дики обучения.

Реальность разрабатываемых планов летной подготовки

предусматривает определение задач для каждого экипажа, пары, звена в рамках отпущенного налета со строгим соблю­дением последовательности обучения. Занижение задач и ис­кусственное притормажнвание подготовки летного состава, а также неоправданное завышение задач, форсирующее под­готовку, ведут в лучшем случае к невыполнению планов, в •худшем—к летным происшествиям.

Выполнение задач без летных происшествий предполагает' строгое соблюдение методической последовательности в обу­чении, повышение методического мастерства руководящего состава, высокую натренированность экипажей по видам лет-ной подготовки в любых условиях дня и ночи. •

Целеустремленность и направленность подготовки летного состава к боевым действиям находит отражение в" задачах, поставленных в приказах Министра обороны СССР и главно­командующего ВВС, требованиях военно-политической обста­новки, и как следствие этого—в возросших требованиях по дальнейшему совершенствованию боевой готовности частей и соединений.

В процессе планирования можно выделить форму органи­зации, структуру и технологию планирования.

Под формой организации планирования понимаются цели и задачи, требования к эффективности и качеству планиро­вания.

Под структурой планирования понимаются функции и ранг штабов, участвующих в планировании, количество объектов планирования, формы подчиненности, степень централизации принятия решений.

Под технологией планирования понимаются приемы, спо­собы и технические средства осуществления плановых работ, уровень механизации и автоматизации, информационные свя­зи между органами планирования и мероприятиями (объек­тами), уровень квалификации (профессиональной подготовки).

Планирование боевой подготовки, как и любой процесс, имеет свое содержание и свою логику. Содержание определяет перечень 'мероприятий, проводимых командиром и штабомповыработке задач боевой подготовки и всемерного их обеспече­ния. Логика определяет последовательность и взаимосвязь выбранных мероприятий в интересах повышения и поддержа­ния высокой боевой готовности авиационных частей и соеди­нений.

Содержание и логика планирования могутбыть представ­лены в виде сетевого графика и включать следующие меро­приятия: получение и изучение руководящих документов по организации и проведению боевой подготовки в новом учебном году; уяснение задач, особенностей организации и проведения

боевой подготовки в новом учебном году в объединении, сое­динении и части; оценка обстановки применительно к особен­ностям боевой подготовки своей части; уточнение достигнутого уровня боевой подготовки и сопоставление его с задачами своей части, рода авиации; предплановый прогноз задач бое­вой подготовки и возможностей их выполнения; доклад стар­шему начальнику результатов предпланового прогноза; полу­чение директивы на планирование боевой подготовки и поста­новка задачи подчиненным подразделениям и частям на раз­работку планов; разработка планов; согласование планов с вышестоящим штабом и заинтересованными службами или лицами; утверждение планов,

В практике боевой подготовки указанный перечень меро­приятий командир реализует в несколько этапов. Основными из них являются: организация процесса планирования боевой подготовки; определение задач и возможностей полка по их выполнению; разработка соответствующих планов на учебный год, период или месяц.

• \

ПЛАНИРОВАНИЯ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Организация планирования предполагает четкую и слажен­ную деятельность командира и штаба по анализу информа­ции, ее преобразованию и расчету вариантов полётных зада­ний с использованием математических моделей, алгоритмов и электронно-вычислительной техники.

Под организацией планирования понимается комплекс мероприятий, проводимых командиром и штабом в интересах своевременной и качественной разработки основных докумен­тов по боевой подготовке на год (на месяц). В комплекс меро­приятий входит: получение и уяснение основных задач боевой подготовки; разработка плана работ и распределение времени;

предварительное ориентирование офицеров штаба и команди­ров эскадрилий, постановка им задачи на подготовку исходных данных и предложений командиру для планирования; до­ведение очередных задач боевой подготовки до подчиненных подразделений; контроль и оказание помощи подчиненным ча­стям и подразделениям.

Организация планирования боевой подготовки начинается с получения приказа Министра обороны и Методических указаний по боевой подготов­ке ВВС на новый учебный год. После получения этих до­кументов на сборах, проводимых перед началом учебного года

или на специальном совещании, соответствующие старшие на­чальники дают указания по особенностям планирования и проведения боевой подготовки в новом учебном году.

В интересах качественного уяснения задач боевой подго­товки на предстоящий учебный год командиру необходимо .лично изучить руководящие документы. Детальное изучение их требований позволит командиру на фоне задач, стоящих перед ВВС, родом авиации, четче уяснить роль и место своей части в общей системе боевой подготовки в ВВС.

Для обеспечения качества и целенаправленности в работе командир совместно с начальником штаба разрабатывают календарный план работ с указанием последовательности и. сроков выполнения тех или иных мероприятий по планирова­нию боевой подготовки. .

Планом работ могут быть предусмотрены: изучение руко­водящих документов по боевой подготовке на новый учебный год с руководящим составом; проверка знаний этих докумен­тов всех категорий, руководящего состава, привлекаемых к планированию (в части, их касающейся); изучение указаний вышестоящих штабов и командиров; определение уровня под­готовки летного состава и закрепление приказом по части;

сроки представления предварительных расчетных данных на­чальниками служб и командирами частей обеспечения; оцен­ка возможностей полна по выполнению поставленных задач;

сроки представления материалов планирования командиру полка. Кроме того, сюда может быть включен ряд других ме­роприятий, зависящих от конкретной обстановки.

Для определения и конкретизации задач по боевой подго­товке, распределения сил и средств обеспечения командир привлекает к планированию своих заместителей и начальников служб полка. С этой целью он знакомит руководящий состав полка с особенностями проведения боевой подготовки в новом учебном году, т. е. доводит до них информацию из руководя­щих документов в части, их касающейся.

На совещании по предварительному ориентированию командир ставит общие и частные задачи руководящему со­ставу по подготовке к планированию. При этом до каждого участника совещания доводятся в общем виде задачи его службы в масштабе рода авиации, соединения и своей части. Такой подход позволит каждому начальнику службы лично проработать требования руководящих документов в части, их касающейся. Кроме того, это повышает ответственность каж­дого начальника за принятие решения на проведение или обес­печение учебного процесса части на своем участке. Решение доводится командиру полка в качестве предложения для пла­нирования боевой подготовки -на новый учебный год. Все это позволяет достаточно полно оценить общие задачи боевой подготовки, особенности их планирования, организации и реа­лизации в ходе учебного года.

Работа командира в процессе оценки обстановки состоит в том, что он расчленяет ее на составные элементы, анализирует их, устанавливает степень влияния этих элементов на сроки и качество выполнения поставленных задач. Он определяет, что в связи с этим необходимо предпринять для наиболее полного использования благоприятных факторов и как устранить или ослабить влияние причин, затрудняющих выполнение задач боевой подготовки. В процессе оценки обстановки командир не должен тратить время на оценку тех элементов, которые ему ясны или не оказывают существенного влияния на выпол­нение поставленной задачи.

На основании уяснения задач и оценки обстановки коман­дир и штаб разрабатывают ряд итоговых приказов по боевой подготовке и готовят проекты приказов на новый учебный год.

Правильная и четкая формулировка достигнутого уровня подготовки, грамотное предварительное распределение челове­ческих и материальных ресурсов в интересах качественного выполнения поставленных задач являются основой успешной работы командира при предплановом прогнозе боевой

 

ПРЕДПЛАНОВЫЙ ПРОГНОЗ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Прогноз по-гречески—предвидение, предсказание. Прогно­зирование в узком значении—это специальное научное иссле­дование конкретных перспектив развития боевой подготовки данной части. Как одна из форм конкретизации научного предвидения прогнозирование находится во взаимодействии с планированием и управлением боевой подготовкой. Содержа­ние прогноза боевой подготовки может иметь качественные и количественные характеристики.

Качественный прогноз осуществляется через цепь логичес­ких рассуждений и через количественный анализ.

Количественный прогноз осуществляется через поиск веро­ятностных показателей количественных характеристик собы­тий (мероприятий). Применительно к боевой подготовке пред­плановый прогноз имеет целью определить основные задачи боевой подготовки авиационной части на новый учебный год и спрогнозировать вероятность их выполнения (обеспечения). В этом случае предплановый прогноз может служить научной базой для разработки соответствующих плановых докумен­тов боевой подготовки.

В содержание работы командира и штаба при прогнозировании входит формирование задач боевой подготовки и расчет возможностей их выполнения. Работа эта осуществляется в следующей последовательности: формирование основных за­дач полка по летной подготовке; определение сроков (перио­дов) их выполнения; расчет потребных сил и средств; разра­ботка основных мероприятий по обеспечению задач летной подготовки; выявление проблем и путей их решения; уточне­ние формулировок основных задач полка на год.

Формирование основных задач для боевой подготовки кон­кретного полка начинается с обработки требований по боевой готовности, изложенных в приказе Министра обороны СССР, Организационно-методических указаниях по боевой подготов­ке ВВС и указаниях старших начальников на новый учебный. год.

С учетом достигнутого уровня боевой готовности для каж­дого авиационного полка содержание задач по подготовке к боевым действиям можно сформулировать после проведения необходимых предварительных расчетов, основу которых со­ставляют перечень боевых задач, периодов подготовки и количество готовящихся летных экипажей, пар, звеньев и т. д.

В этом плане целесообразно весь личный состав условно подразделить на группы, имеющие примерно одинаковый уро­вень подготовки. Для каждой из выделенных групп необходи­мо сформулировать достигнутый уровень подготовки к боевым действиям и сравнить егоo с требованиями Организационно-ме­тодических указаний по боевой подготовке ВВС на новый учебный год. Величина рассогласования достигнутого и тре­буемого уровня подготовки является ориентировочной основой для прогнозного определения задач летной подготовки. Выяв­ленные противоречия между достигнутым и требуемым уров­нем целесообразно выразить в виде численных приращений уровня подготовки и распределить их по периодам предстоя­щего года обучения.

Наиболее полно и качественно определить указанные по­казатели командир может по результатам докладов команди­ров эскадрилий и звеньев, которые заблаговременно оценили достигнутый уровень каждого летчика. При этом оценке под­лежат: классность; уровень одиночной и групповой подготов­ки по технике пилотирования, самолетовождению, боевому применению и летно-тактической подготовке; общий налет на учебно-боевом и боевом самолетах в различных метеоусло­виях дня и ночи; соответствие фактических условий выполне­ния полетных заданий требованиям КБП; ритмичность поле­тов и наличие перерывов; методическая последовательность

обучения; качество освоения видов летной подготовки по ма­териалам объективного контроля; интерес к летной деятель­ности, стремление совершенствовать свою воздушную выучку;

морально-политические, психологические и деловые качества;

физическое развитие и индивидуальные способности; уровень теоретической подготовленности; степень психологической сов­местимости, слаженность в экипаже, звене (отряде).

Соотношение налета на боевом и учебно-боевом самолете характеризует степень усвоения летчиком летной программы и систематичность тренировок по видам летной подготовки. Оценивая степень обученное™ летчика боевому применению и тактике боевых действий, командир анализирует: количество и качество полетов на боевое применение; условия, в кото­рых они выполнялись; какие полетные задания по летно-так-тической подготовке выполнялись и в составе каких групп;

какой тактический фон создавался при отработке упражнений по летно-тактической подготовке; сколько раз летчик участ­вовал в учениях, их характер и какие оценки получил за вы­полнение заданий на них.

По результатам такого анализа могут быть намечены пред­варительные или прогнозные рубежи подготовки каждого .летчика (пары, звена). В общем виде эти рубежи целесооб­разнее намечать по конкретным задачам К5П.

В результате анализа полученных докладовот команди­ров эскадрилий командир полка определяет, к каким боевым задачам, в каком периоде и сколько может быть подготовле­но экипажей, пар, звеньев, эскадрилий. ''

Реальность выполнения задач боевой подготовки должна быть подтверждена предварительными расчетами потребного количества годового налета полка, среднего налета на летчи­ка, потребного количества самолетов и их налета, потребного и ожидаемого количества летных смен, возможностей ИАС по их обеспечению и т. д.

По результатам проведенных расчетов командир полка оп­ределяет основные задачи на год и возможность их выполне­ния (обеспечения), выявляет проблемы и намечает пути их решения. По каждой выявленной проблеме необходимо найти оптимальный вариант ее решения и разработать предложения для доклада вышестоящему начальнику. Необходимо также предварительно согласовать их с заинтересованными- лицами своего и вышестоящего штаба.

При докладе результатов расчета . старшему начальнику командир полка уточняет все неясные (нерешенные) пробле­мы, т. е. координирует возможности и потребности боевой под­готовки в предстоящем учебном году. Сущность координации состоит в установлении соответствия между отдельными разделами планов боевой подготовки, синхронизации их меро­приятий, преодолении возникающих отклонений, нарушающих

•единый ритм процесса боевой подготовки.

Старший начальник самостоятельно или совместно с ко­мандиром полка изучает результаты планирования боевой подготовки полка, сравнивает ее задачи с задачами и воз­можностями соединения, объединения, анализирует оптималь­ность выбранного варианта решения этих задач и принимает решение. Его решение оформляется штабом в виде письмен­ной директивы по организации и проведению боевой подго­товки в новом учебном году, которая высылается в адрес авиационного полка.

В директиве отражаются:

— основные задачи побоевой и мобилизационной готов­ности, боевой подготовке;

— мероприятия, проводимые старшим начальником;

— порядок использования авиабаз и спецполигонов ВВС '(и других видов Вооруженных Сил), а также аэродромов и шолигонов своего и других объединений (соединений);

— требования по совершенствованию учебно-материаль­ной базы;

— обеспеченность боевой подготовки материальными 'средствами;

— план перемещения и замены личного состава;

— сроки и порядок утверждения планов боевой подготов­ки и другие вопросы.

В процессе изучения директивы командир полка должен

-уяснить замысел старшего начальника, содержание, объем, порядок выполнения задач, поставленных полку на год, ясно себе представить, какого уровня подготовки и степени боевой готовности должен достичь полк к концу предстоящего учеб­ного года.

В результате изучения директивы командир принимает решение на разработку и оформление плана боевой подготов­ки части.

Основу решения командира составляет замысел выполне­ния поставленных задач: чего надо добиться, на чем сосредо­точить основные усилия; как распределить силы и средства по задачам; способы и последовательность достижения целей;

каких результатов надо достичь; время и уровень подготовки на различных этапах обучения.

Решение командир доводит до своих заместителей, начальников служб, командиров эскадрилий в форме устного приказа. В решении должны быть отражены: ожидаемый на конец года уровень подготовки к боевым действиям летчиков (экипажей), пар, звеньев (отрядов) и эскадрилий; последовательность и сроки выполнения задач по видам летной под­готовки; распределение летной нагрузки по периодам обуче­ния с учетом стоящих задач, погодных условий, очередных:

отпусков, лимитов топлива и т. д.; основные профилактические мероприятия по обеспечению безопасности полетов; сроки и тематика ЛТУ; задачи по повышению и подтверждению клас­сности летного состава и других категорий личного состава.

На основе решения командираи по его указанию штаб совместно с заместителями командира и начальниками служб разрабатывает плановые документы. В практике войск в полку на год разрабатываются: план боевой подготовки полка на год, план летной подготовки летного состава управления-полка, план-график проверок летного состава управления полка и командиров эскадрилий по видам летной подготовки,. план боевой подготовки расчетов КП.

В каждой эскадрилье на год разрабатываются: план лет­ной подготовки и план-график проверок летного состава по» видам летной подготовки.

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПЛАНОВ-ГРАФИКОВ ПРОВЕРОК ЛЕТНОГО СОСТАВА

Планы летной подготовки эскадрилий или летного соста­ва управления полка являются основными документами, опре­деляющими содержание, объем и последовательность подго­товки летного состава к боевым действиям.

- Исходными данными для разработки планов являются задачи, определенные командиром полка, уровень подготовки летного состава, наличие самолетов и инструкторов, требова­ния КБП и программ. Организационно-методических указаний, по боевои подготовке ВВС, нормы годового налета.

К планированию летной подготовки командиры эскадрилий привлекают командиров звеньев (отрядов), которые опреде­ляют для каждого летчика (экипажа), звена (отряда) пере­чень упражнений и количество полетов по ним, конкретизи­руют налет каждого летчика (экипажа), распределяют летный" состав на группы с учетом их отставания по видам летной подготовки или подготовки на очередной класс с целью вы­равнивания и максимального повышения уровня воздушной выучки.

Планирование целесообразно начинать с категории наиме­нее подготовленных летчиков и проводить в такой последова­тельности: обучение, проверка по видам летной подготовки, восстановление утраченных навыков, совершенствование и поддержание достигнутого уровня.

Командиры эскадрилий по результатам работы команди­ров звеньев проверяют правильность их рекомендаций и рас­четов, определяют конечные цели подготовки и упражнения для каждого экипажа, пары, звена (отряда) и приступают к разработке плана. Разработку плана летной подготовки реко­мендуется осуществлять в следующей последовательности:

1. Первоначально заполнить первую часть плана «Основ­ные задачи», затем согласно боевому расчету вписать долж­ность, воинское звание, фамилии летного состава, проставить номера упражнений и время, отведенное на полет, обозначить все упражнения (полеты по ним) условными знаками соглас­нонпп. • .

2. Занести в форму упражнения, определяющие достигну--тый уровень подготовки каждого летчика к боевым действиям.

3. На основе задач, поставленных командиром, внести упражнения, определяющие планируемый уровень подготовки каждого летчика.

4. Руководствуясь содержанием и схемой последовательно­сти и параллельности прохождения КБП, выбрать кратчайший путь к каждому конечному упражнению и занести необходи­мое количество полетов по упражнениям, определяющим объем обучения летчика по элементам и видам летной подго­товки. При этом полеты на обучение целесообразно отмечать символом в виде окружности.

5. Подобрать и внести упражнения, необходимые, для про­верок по видам летной подготовки, а также для специальных и контрольных проверок при повышении классной квалифи­кации. Полеты 'по этим упражнениям рекомендуется отмечать прямоугольным символом.

6. На основе анализа сезонных изменений погодных усло­вий и плана отпусков летного состава подобрать и внести упражнения на восстановление временно утраченных навыков по элементам (видам) летной подготовки. Полеты обычно отмечаются ромбовидными символами.

7. Подсчитать сумму запланированного общего налета и количество полетов по видам летной подготовки. Полученные результаты сравнить с установленными нормами налета и чис­ла полетов по ним. Разность потребного и запланированного налета и числа полетов по видам летной подготовки представ­ляет собой объем и содержание полетов летчика на совершен­ствование и поддержание достигнутого уровня.

8. Подобрать и внести в план упражнения и полеты по ним на совершенствование и поддержание достигнутого, уровня подготовки. Они отмечаются обычно квадратными символами.

Для экономии налета целесообразно использовать комплексирование в одном полетном задании нескольких летных уп­ражнений. Комплексные полетные задания выделяются в пла­не-графике основного упражнения символами с порядковым номером комплекса, а в остальных упражнениях—символами с буквой «К». Все полеты на боевом самолете отображаются красным цветом, а на учебно-боевом —синим.

Подвести итоги планирования летной подготовки каждого летчика и заполнить итоговую часть плана.

Личное совершенствование ведущих пар и командиров .звеньев наряду с полетами на выполнение установленного числа полетов по видам летной подготовки должно включать определенное количество полетов по маршруту для обозначе­ния воздушной цели. Число таких полетов зависит от установ­ленного числа перехватов одной воздушной цели, от общего числа планируемых перехватов и возможностей использования для этого полетов самолетов других родов авиации.

Налет на облет зависит от величины расходуемого само­летами звена ресурса, а на разведку погоды—от планируе­мого числа летных смен. Инструкторский налет командира звена, допущенного к обучению в полетах во всем диапазоне планируемых летчикам звена задач, как правило, составляет 75% общего их налета на учебно-боевых самолетах. Такой же подход возможен и при определении налета для других лиц руководящего состава части. Обычно для них планируется облет только своих самолетов, а налет на разведку погоды и инструкторский налет подсчитываются индивидуально в зави­симости от степени их привлечения к выполнению этих задач.

При разработке плана необходимо следить за тем, чтобы обучение летчика, пары, звена (отряда) и эскадрильи по элементам и видам летной подготовки завершалось выпол­нением зачетных упражнений и летно-тактических учений.

Качество планирования летной подготовки может быть значительно повышено, если итоги планирования проанализи­ровать по следующей методике: решаются ли поставленные задачи по подготовке к боевым действиям каждого летчика, подразделения и полка в целом; соответствуют ли запланиро­ванные упражнения по видам подготовки основным задачам;

выполняются ли нормы по налету и элементам боевого при­менения; соблюдается ли методическая последовательность обучения; обеспечивается ли выполнение норм проверок тех­ники пилотирования, самолетовождения, боевого применения;

решаются ли задачи повышения и подтверждения классности летного состава; обеспечивается ли натренированность по видам летной подготовки.

В результате анализа могут быть вскрыты нерешенные проблемы, требующие согласования с вышестоящим командиром. Окончательно оформленный план летной подготовки подписывает командир эскадрильи, а утверждает командир полка.

В процессе учебного года отметка о выполнении заплани­рованных упражнений в плане осуществляется системати­чески. Количество выполненных полетов по каждому уп­ражнению обозначается соответствующим числом кружков (других символов), а качество выполнения—закрашиванием их соответствующим цветом: при оценке «отлично»—красным, «хорошо» — синим, «удовлетворительно» — зеленым, «неудов­летворительно»—желтым.

План-график проверок летного состава по видам летной подготовкиэто документ, определяющий периодичность видов проверок, их содержание и сроки, а также категорию проверяющих. Основными задачами проверок являются: опре­деление качества техники пилотирования, самолетовождения и боевого применения летного состава; своевременное вскрытие ошибок в выполнении различных элементов и видов летной подготовки; оценка методики практического обучения летного состава; определение методического уровня подготовки руко­водящего состава в качестве инструкторов.

Планы-графики разрабатываются в авиационных эскад­рильях и управлении полка. Черновики разрабатываются па­раллельно с разработкой планов летной подготовки.

Исходными данными для разработки плана-графика про­верок летного состава являются: требования документов, регламентирующих периодичность проверок и их число по ви­дам летной подготовки в зависимости от классной квалифи­кации летчиков и рода авиации, индивидуальных способностей летчиков и опыта работы, фактических сроков и содержания проверок каждого летчика, выполненных в истекшем году.

Выполнив предварительную работу по подбору упражне­ний на проверку, командиры звеньев докладывают свои предложения командиру эскадрильи, который анализирует и уточняет предложения, намечает количество и дату проверок по видам летной подготовки, определяет проверяющих. При этом рекомендуется, чтобы не менее 25% летчиков было про­верено руководящим составом части.

После выполнения вышеперечисленной работы методика разработки плана-графика проверок сводится к заполнению служебной части (фамилия, имя, отчество, воинское звание), определению дат последних проверок по видам летной подго­товки, заполнению граф условным знаком должностного лица, осуществляющего проверку, и номера упражнений, по которым будет данный летчик проверяться. План-график проверок летного состава по видам летной подготовки управления полка подписывается заместителем командира по летной подго­товке и утверждается командиром полка, а эскадрильи— подписывается командиром эскадрильи и утверждается командиром полка.

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПЛАНА БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ЧАСТИ НА ГОД

Основным документом, определяющим содержание подго­товки летного состава полка на год, являетсяплан боевой подготовки. Он состоит из шести разделов: основные задачи; план летной подготовки (достигнутый и планируемый уровень подготовки полка; планируемый налет и боевое применение;

летно-тактические учения); план наземной подготовки; расчет потребных средств МТО; классификация офицеров боевого управления, личного состава ИАС и других служб; календар­ный план основных мероприятий по обеспечению выполнения задач боевой подготовки.

Исходными данными для разработки первого раздела яв­ляются приказ Министра обороны и директива Министра обороны и начальника Главного политического управления СА и ВМФ, Организационно-методические указания ВВС на новый учебный год, указания старших начальников и их ди­ректива по планированию боевой подготовки полка, результа­ты прогнозного планирования, выполненные командиром и штабом полка.

Раздел «Основные задачи» состоит из двух частей. В первой части текстуально излагаются задачи, поставленные полку старшим авиационным начальником: требования по по­вышению боевой готовности; задачи по подготовке к боевым действиям (в каких условиях, каким составом и к какому сро­ку подготовить полк); задачи по подготовке штабов и К.П;

задачи по повышению классности летного состава; сроки и основные мероприятия по освоению новой авиационной тех­ники; сроки проведения и темы ЛТУ; сроки проведения летно-методических сборов с руководящим составом и учебных сбо­ров по командирской подготовке. При необходимости в этой части раздела могут быть указаны также задачи по совершен­ствованию учебно-материальной базы, порядок предоставле­ния отпусков; порядок перемещения и замены летногосостава и т. д.

Во второй части раздела излагаются задачи авиационным эскадрильям и звеньям, поставленные командиром полка по подготовке к боевым действиям и др.

Исходными данными для разработки плана летной подготовки являются: приказ о достигнутом уровне подготовки летного состава; планы летной подготовки эскадрилий и управления полка на год; план-график подготовки летного состава на класс и подтверждение классной квалификации.

Подраздел «Достигнутый и планируемый уро­вень подготовки полка» целесообразно разрабаты­вать в следующей последовательности:

1. Подготовить форму раздела в соответствии с задачами, поставленными на новый учебный год, Курсом боевой подго­товки и формой донесений об итогах боевой подготовки.

2. Заполнить часть раздела «Подготовлено к началу учеб­ного года» за подразделения (эскадрильи и управление полка) .и полк в целом.

3. Для каждого подразделения сделать выборкуиз планов летной подготовки для всех граф, представленных в форме плана («Иметь подготовленных к концу первого периода» и «Иметь подготовленных к концу года»). Полученные резуль­таты суммировать по каждому подразделению и по полку

•в целом.

Подраздел плана боевой подготовки «П локируемый налет и боевое применение» содержит показатели

•плана по периодам обучения и за год для каждого подразде­ления полка.

Исходными данными для разработки подраздела являют­ся: Организационно-методические указания по боевой подго­товке ВВС на учебный год. Курс боевой подготовки; планы летной подготовки подразделений полка на год; раздел «Достигнутый и планируемый уровень подготовки полка».

В своей основе этот раздел представляет собой аналог 'итоговой части планов летной подготовки подразделений пол­ка на год. Поэтому после сведения всех данных из этих пла­нов в единый раздел «Планируемый налет и боевое примене­ние» командир полка имеет возможность произвести анализ суммарных результатов планирования.

В подразделе «Летно-тактические учения» ука­заны: наименование тем учений, подразделения и части,

•привлекаемые на учения, условия и сроки проведения, взаимо­действующие подразделения, части и соединения авиации, других родов войск и видов вооруженных сил, противодейст­вующие соединения и части, планируемый ресурс, руководи­тель учения и основные организационные вопросы.

Исходными данными для разработки являются: основные задачи, поставленные полку по боевой подготовке на год (первый раздел плана); выписки из планов проведения уче-

•ний частей сухопутных войск, авиационного объединения и дивизии; Организационно-методические указания по бое­вой подготовке ВВС на учебный год; требования Курса боевой подготовки и Наставления по организации и прове­дению летно-тактических учений.

При разработке раздела рекомендуется следующая после­довательность: занести (сформулировать) тему учения; из. первого раздела плана боевой подготовки «Основные задачи»-уточнить сроки проведения летно-тактических учений и при­влекаемые (участвующие) части; из планов старших авиационных начальников уточнить и согласовать взаимодейст­вующие и противодействующие части (подразделения); из этих же документов уточнить планируемый ресурс; указать руководителя учения.

Исходными данными для разработки раздела «Расчет потребных средств МТО» являются итоговая часть планов летной подготовки подразделений полка, подраздел плана боевой подготовки «Планируемый налет и боевое применение».

На основании этих документов штаб полка с привлечением заместителей командира полка и начальников служб произ­водит расчет потребных материально-технических средств на обеспечение выполнения плана боевой подготовки. Результаты подсчета представляются в штаб, который и оформляет этот раздел плана.

Раздел «Классификация офицеров боевого» управления, личного состава ИАС и других служб» представляет собой перечень количественных показателей уровней их квалификации по периодам обучения. Исходными данными для разработки этого раздела являются достигнутый и планируемый уровень подготовки перечислен­ных выше категорий личного состава.

Исходными данными для разработки раздела «Кален­дарный план основных мероприятий по обес­печению выполнения задач боевой подготов­ки» являются требования руководящих документов по орга­низации и проведению боевой и политической подготовки, задачи, поставленные старшим авиационным начальником, и решение командира на их выполнение.

Из руководящих документов и указаний старших началь­ников необходимо выбрать нормативные (директивные) или рекомендуемые мероприятия, которые должны быть сплани­рованы в первую очередь. Заполнять раздел целесообразнее с учетом ранговой значимости, т. е. первоначально занести в форму мероприятия, проводимые по планам старших началь­ников, затем заносятся мероприятия, планируемые на основа­нии решения командира части. Мероприятия, проводимые по­стоянно или ежемесячно в соответствии с функциональными обязанностями офицеров, в план не включаются. Кроме того, в план включаются только те мероприятия, проводимые службами полка, на которые привлекается весь личный состав или большая его часть. Остальные мероприятия начальники служб включают в план работы своей службы.

В целях обеспечения ритмичности работы полка проведение мероприятий следует планировать равномерно по периодам обучения с учетом задач летной подготовки.

ПЛАНИРОВАНИЕ НАЗЕМНОЙ ПОДГОТОВКИ

Планирование наземной подготовки предусматривает:

непрерывное углубление и совершенствование теоретических знаний и практических умений и навыков, необходимых для успешного решения задач летной подготовки; своевременное и полное изучение новой авиационной техники, поступающей на вооружение; недопущение отставания теоретической под­готовки личного состава от задач летной подготовки, выпол­няемых частью; создание наиболее благоприятных условий для самостоятельной подготовки летного состава к полетам; ис­ключение случаев допуска летного состава к полетам, не имеющего достаточных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для успешного выполнения предстоя­щих упражнений.

Наземную подготовку планирует штаб полка. В основе планирования лежит первоначальное уяснение задач по бое­вой подготовке полка, изучение требований руководящих доку­ментов и указаний старших начальников. В последующем целесообразно выполнить анализ достигнутого уровня теоре­тической подготовки и определить основные направления его дальнейшего совершенствования.

С учетом задач боевой подготовки определить (уточнить) количество и состав учебных групп. После этого произвести расчет потребного и располагаемого учебного времени на наземную подготовку в соответствии с ориентировочными расчетами, установленными Организационно-методическими указаниями по боевой подготовке ВВС на учебный год.

При расчете учебного времени за основу следует брать дни наземной подготовки, а также дни предварительной под­готовки и парковые дни, в процессе которых часть времени используется целевым назначением на проведение теоретиче­ских и тренировочных занятий. Резервом командира на. проведение наземной подготовки (других мероприятий) яв­ляются дни и часы, которые освобождаются в дни срывов полетов.

Исходя из;плана летной подготовки, поставленных задач и

•уровня подготовки летного состава, штаб совместно с началь­никами служб и командирами подразделений определяет для каждой учебной группы темы, количество часов и виды заня­тий по учебным дисциплинам.

Темы по дисциплинам подбираются из Курса наземной подготовки. Кроме того, командиру и штабу полка раз­решается планировать темы, не предусмотренные Курсом, если ;их изучение вызвано необходимостью обеспечить боевую го­товность и задачи летной подготовки.

После определения тематики выбирается вид занятий по каждой теме. При этом следует иметь в виду, что основной

•формой обучения считается самостоятельная подготовка, на которую необходимо планировать большинство тем. На лек-

•циях, групповых занятиях и упражнениях давать только но­вые, сложные темы и те, которые не обеспечены учебными

•пособиями.

После определения тематики штаб части производит расчет

•часов по темам и дисциплинам для каждой учебной группы и в соответствии с планом летной подготовки определяет виды занятий и ориентировочные сроки прохождения тем. Причем изучение тем, касающихся тактики боевых действий, целесооб­разно планировать непосредственно перед выполнением летно-тактических упражнений и учений.

При окончательном расчете часов по дисциплинам нужно

••отводить больше времени на вновь изучаемые темы с после-.дующим зачетом по ним в интересах закрепления и углубле­ния знаний.

Одновременно с определением тематики по учебным дис­циплинам штаб полка подбирает руководителей занятий по каждой теме и для каждой учебной группы. После такой

•предварительной работы штаб полка оформляет раздел Пла­на боевой подготовки на год «План наземной подго-т о в к и», который состоит из нескольких частей:

1. Командирская подготовка;

2. Марксистско-ленинская подготовка;

3. Общевойсковая подготовка;

4. Специальная подготовка.

Проект плана наземной подготовки начальник штаба докладывает командиру полка. В соответствии с замечаниями командира могут уточняться учебное время по дисциплинам, тематика и сроки проведения занятий. В последующем штаб полка составляет план разработки учебно-методических мате­риалов для проведения занятий и доводит данные из плана ;командирской подготовки до руководителей занятий.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БОЕВЫХ РАСЧЕТОВ ПУНКТОВ УПРАВЛЕНИЯ

Качество воздушной выучки летного состава находится в прямой зависимости от уровня подготовки боевых расчетов ПУ. Основной задачей КП является всестороннее и полное обеспечение управления подразделениями и частями при вы­полнении ими задач боевой подготовки. Перечень и содержа­ние обеспечивающих мероприятий отрабатываются под руко­водством начальника штаба начальниками служб и началь­ником КП. Эти мероприятия планируются и проводятся комп­лексно, тесно увязываются между собой по задачам летной подготовки.

Исходными данными для планирования подготовки боевых расчетов ПУ являются требования приказа Министра оборо­ны СССР, директивы Министра обороны СССР и начальника Главного политического управления и указаний старших на­чальников. До начала планирования штаб обязан разработать приказ, в котором определяется достигнутый уровень подго­товки всех лиц боевого расчета ПУ. По результатам уяснения задач и достигнутого уровня командир полка должен поста­вить штабу задачу по подготовке расчетов ПУ на следующий (новый) учебный год.

Работу штаба по планированию подготовки расчетов ПУ условно можно разделить на этапы: прогнозное планирование;

определение ответственных рубежей подготовки; разработка плана подготовки; согласование и утверждение плана.

По результатам изучения руководящих документов и ука­заний старших начальников формулируются основные задачи по подготовке расчетов ПУ: обеспечение управления подраз­делениями полка, выполняющими свои задачи по боевой под­готовке; обучение личного состава боевых расчетов управле­нию подразделениями полка с использованием индикаторов кругового обзора и автоматизированных средств; подготовка на класс инструкторов наведения и т. д.

Задачи необходимо определять для каждого офицера, каждой смены и всего боевого расчета с указанием общего количества упражнений и наведений на наземные и воздушные цели, тем и количества тренировок на столе-планшете, ИКО РЛС и АПН. Кроме того, для дежурных смен следует опреде­лить темы и количество частных тренировок, а количество и тематику комплексных тренировок—с учетом тематики летно-тактических учений полка.

При наличии кандидатов, которые представляются для подготовки на класс или подтверждения классной квалифи­кации, определить сроки, нормы и виды наведений в соответствии с нормативными требованиями руководящих документов.

Результат планирования необходимо проанализировать и уточнить. Директивные и расчетные данные можно согласовать и уточнить у командира полка и после утверждения присту­пить к разработке плановых документов.

План подготовки боевых расчетов ПУ состоит из несколь­ких разделов: основные задачи; план-график практической отработки упражнений Курса боевой подготовки КП; план-график тренажей и частных тренировок; план комплексных тренировок полных боевых расчетов КП; план-график подготовки на класс и др.

В плане-графике практической отработки упражнений Курса боевой подготовки КП для каждого офицера боевого управления, дежурной смены и пол­ного боевого расчета должно быть определено на год (период) общее количество упражнений, подлежащих отработке. Как вариант план-график может включать следующие графы:

должность, воинское звание; фамилия, имя, отчество; присвоен­ный класс; общее количество наведений; достигнутый уровень (количество наведений по видам); перечень задач и упражне­ний по ним с учетом специфики рода авиации, выполнение которых предусматривается в новом году.

Разработку плана-графика рекомендуется осуществлять в следующей последовательности. Старшие смен боевых расче­тов ПУ определяют перечень упражнений, количество наве­дений по ним каждому офицеру и последовательность их от­работки по задачам КБП КП. Начальник КП проверяет пра­вильность рекомендаций старших смен, составляет проект плана-графика на всех офицеров боевого управления, уточ­няет полноту выполнения поставленных задач, докладывает начальнику штаба о результатах своей работы.

После согласования основных вопросов начальник КП го­товит форму плана-графика, вносит в него фамилии офицеров боевого управления в порядке смен боевого расчета. Класс­ность и уровень подготовки каждого офицера по всем элемен­там проставляются из приказа по полку о достигнутом уровне подготовки. Графа общего количества наведений в год запол­няется по данным прогнозного планирования.

Упражнения и количество наведений для совершенствова­ния навыков офицеров боевого управления по всем элементам подготовки определяются, исходя из возможностей и потреб­ностей в поддержании высокой боевой готовности части.

После планирования на обучение по новым задачам и на совершенствование навыков производится подсчет количества наведений для каждого офицера и для всего расчета ПУ в целом.

Результаты планирования целесообразно проанализиро­вать по следующим направлениям: соответствуют ли запла­нированные упражнения по элементам подготовки поставлен­ным задачам; решаются ли задачи по подготовке каждого офицера боевого управления и ПУ в целом; соблюдается ли методическая последовательность в обучении; обеспечивается ли подготовка на класс и натренированность в наведениях по всем элементам подготовки.

Содержанием плана-графика тренажей и част­ных тренировок предусматривается: для каждого офи­цера боевого управления—общее количество тренировок, те­мы и количество тренировок при использовании планшетов, ИКО, АПН; для дежурных смен расчета КП—темы и коли­чество частных тренировок.

Как правило, план-график разрабатывается начальником КП и старшим штурманом полка. Они совместно определяют темы тренажей или тренировок, их количество и сроки про­ведения с учетом задач, стоящих перед полком, а также сро­ков проведения и тематики летно-тактических упражнений и учений.

План комплексных тренировок определяет их количество, содержание и тематику. Тематика комплексных тренировок определяется, исходя из тем летно-тактических учений. Сроки проведения комплексных тренировок рекомен­дуется назначать за одну-две недели до проведения учения. .Для каждой комплексной тренировки определяется руково­дитель или ответственное лицо за ее организацию и прове­дение.

План-график подготовки на класс (подтверж­дение класса) составляется в произвольной форме. Он вклю­чает перечень фамилий офицеров боевого управления, отоб­ранных кандидатами для подготовки на очередной класс, сро­ки и контрольные нормы, определенные требованиями руко­водящих документов.

ПЛАНИРОВАНИЕ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ПОЛКУ (ЭСКАДРИЛЬЕ) НА МЕСЯЦ

Планирование боевой подготовки помесячно является со­ставной частью единого процесса планирования боевой подго­товки полка. Содержание текущих (месячных) планов разрабатывается на основе перспективных (годовых) планов. Показатели (за­дачи) планов определяются каждым командиром (начальни­ком) на своем уровне управления.

Решение командира на организацию и проведение боевой подготовки на предстоящий месяц включает выявление и фор­мулирование задач, определяющих подготовку к боевым дей­ствиям подразделений, обучение летного состава технике пилотирования, самолетовождению и боевому применению, проверку по видам летной подготовки, поддержание навыков в полетах, восстановление достигнутого уровня и совершен­ствование выучки экипажей и подразделений по видам летной подготовки, а также тематику наземной подготовки.

В полку на месяц разрабатываются: план-график летной подготовки летного состава эскадрилий и летного состава управления полка; расписание занятий полковых и эскад-рильских учебных групп; календарный план основных меро­приятий, проводимых в полку.

Для принятия решения на проведение летной подготовки в предстоящем месяце командир эскадрильи оценивает: со­стояние боевой готовности подразделения; ход выполнения плана летной подготовки за прошедший месяц; фактический уровень воздушной выучки экипажей, подразделений; наличие перерывов в полетах у летного состава по видам летной под­готовки; качество и фактические условия выполнения полет­ных заданий за прошедший месяц; уровень подготовки инст­рукторов; прогноз погоды, ожидаемое количество летных дней (ночей) с различными метеорологическими условиями и гра­фик распределения летных смен; возможности ИАС и других, служб по обеспечению полетов; наземную, воздушную и орни­тологическую обстановку в районе полетов; состояние безо­пасности полетов.

В ходе оценки обстановки командир выявляет проблемы и намечает пути их решения. Например, в случае отставания отдельных экипажей (подразделений) он определяет причины и намечает мероприятия по их устранению, т. е. обеспечение подготовки летного состава до необходимого уровня. Исходя из прогноза погоды, командир уточняет, какие задачи летной подготовки могут быть наиболее успешно решены в предстоя­щем месяце. По результатам уяснения и оценки условий и факторов командир принимает решение на планирование летной подготовки на предстоящий месяц.

В своем решении командир эскадрильи определяет: задачи по подготовке к боевым действиям экипажей, подразделений с указанием конечных упражнений КБП; количество полетов по видам летной подготовки, исходя из ежемесячных норм налета и боевого применения; задачи по видам летной под­готовки для каждого звена (подразделения) и очередность их отработки; порядок восстановления временно утраченных на­выков по видам летной подготовки; ориентировочные нормы налета на месяц по категориям летного состава.

Решение командира оформляется; в видеплана-графика. летной подготовки летного состава эскадрильи на месяц. Он включает два раздела: основные задачи летной подготовки -и графическую часть. Основные задачи излагаются текстуально в последовательности, определенной командиром полка.

Графическая часть плана разрабатывается на основании задач боевой подготовки на месяц. Она представляет собой подборку упражнений по видам летной подготовки и необхо­димый налет для их выполнения.

При разработке графической части рекомендуется следую­щая последовательность работы: в форму плана-графика за­нести номера конечных упражнений для каждого летчика, выполнение которых обеспечивает решение задач, определен­ных на месяц; исходя из достигнутого уровня воздушной выуч­ки каждого летчика, произвести подбор упражнений и количе­ство полетов по ним из годового плана летной подготовки сначала на их подготовку к боевым действиям и про­верку по видам летной подготовки, затем на поддержание и восстановление навыков в полетах и совершенствование воздушной выучки; подсчитать итоги по налету и количеству полетов за каждого летчика, звено и эскадрилью в целом.

Все полетные задания изображаются теми же символами,. что и в плане летной подготовки на год. Результаты планирования летной подготовки целесообразно подвергнуть анализу и установить: решаются ли задачи повышения уровня подготовки экипажей, пар и звеньев к боевым действиям; со­храняется ли методическая последовательность в обучении и при восстановлении временно утраченных навыков; обеспе­чивается ли поддержание натренированности летчиков по ви­дам летной подготовки; выполняются ли'установленные нормы. налета и боевого применения на месяц; обеспечивается ли' подготовка на класс и подтверждение или повышение класс­ной квалификации.

План-график летной подготовки летного состава управле­ния полка на месяц разрабатывается, по той же форме, что и в. эскадрилье.

На месяц осуществляется планирование наземной подго­товки. Исходными данными являются: задачи летной подго­товки; решение командира на проведение наземной подготов­ки в предстоящем месяце; итоги выполнения расписания занятий за проведший месяц; содержание полетных зада­ний по упражнениям КБП, запланированным летному составу;

располагаемое время на наземную подготовку; состояние учебно-материальной базы; наличие и уровень подготовки ру­ководителей занятий.

При планировании наземной подготовки на месяц рекомен­дуется следующая последовательность работы: из расписания занятий за прошедший месяц выбрать не проведенные заня­тия; исходя из задач, поставленных командиром полка, вы­брать из годового плана наземной подготовки темы занятий для каждой группы; определить тематику занятий для общей подготовки летного состава в соответствии с запланирован­ными упражнениями на месяц; уточнить виды занятий, опре­делить дни и часы их проведения, состав руководителей;

подготовленные данные занести в соответствующие графы расписания занятий.

Расписание занятий является основным рабочим докумен­том по организации и проведению наземной подготовки в авиационном полку на месяц. Оно обеспечивает, с одной стороны, выполнение основных задач летной подготовки, а с .другой—повышение общего теоретического уровня летного и инженерно-технического состава, а также выполнение годо­вого плана наземной подготовки. Окончательно оформленное расписание занятий подписывает начальник штаба и утверж­дает командир полка.

Календарный план основных мероприятий на месяц разра­батывает начальник штаба и утверждает командир полка. Исходными данными для его разработки являются: раздел плана боевой подготовки полка «Календарный план основных мероприятий по обеспечению выполнения задач боевой подго­товки»; решение командира полка на проведение боевой под­готовки на месяц; указания и директивы вышестоящих коман­диров; график распределения летных дней и ночей.

Раскрываемые по дням разделы плана соответствуют под­разделам основных мероприятий по обеспечению выполнения задач боевой подготовки полка на учебный год.

Каждому дню календарного плана дается условноебуквен­ное обозначение, соответствующее основной направленности работы личного состава полка. Планируемые мероприятия по дням обозначаются кружками, рядом с которыми указывают­ся фамилии ответственных исполнителей. Календарный план основных мероприятий доводится до исполнителей в части, их касающейся, под расписку. Выписка из плана в объеме, не­обходимом для всего личного состава полка, производится, .как правило, в виде несекретного настенного плаката.

ПРОБЛЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭВМ

Совершенствование авиационной техники, рост объема задач, решаемых авиационными частями, значительно услож­нили процесс организации планирования боевой подготовки. Одним из наиболее рациональных путей совершенствования существующей системы планирования следует считать ее автоматизацию.

Главная роль автоматизации состоит в освобождении командира от нетворческих функций, которые с успехом мо­жет выполнить вычислительная машина, притом гораздо точ­нее и быстрее. Автоматизация должна быть направлена па всестороннее раскрытие индивидуальных творческих способ­ностей командира, его таланта и искусства руководить под­разделением (частью).

В связи с огромным объемом работ процесс планирования боевой подготовки является сложной задачей не только для командира, но и для ЭВМ, так как автоматизация разработки отдельного документа (плана-графика летной подготовки) еще не гарантирует оптимальности проведения всей боевой подготовки. Достичь желаемых результатов можно только в том случае, если каждому из элементов боевой подготовки (документу, определяющему ее содержание) будет дан каче­ственно-количественный анализ.

Организацию «машинного» планирования по времени можно разделить на период подготовки исходной информации в различных инстанциях рода авиации и период ее обработки.

Исходная информация подразделяется на постоянную, вспомогательную и оперативную.

Постоянная информация разрабатывается забла­говременно Боевой подготовкой рода авиации и, как правило, на несколько лет. Она включает исходные данные из курсов боевой подготовки, формы планов и годовые нормы налета и полетов по элементам и видам летной подготовки. Структура и содержание курсов боевой подготовки определяют слож­ность разработки алгоритмов и программ.

Вспомогательная информация содержит резуль­таты расчетов трудоемких элементов оценки обстановки:

определение количества летных дней с заданной гарантийной вероятностью; расчет возможностей инженерно-авиационной службы при выполнении потребного годового налета; комп­лектование боевых расчетов авиационных подразделений;

определение уровня реализации годовых задач и сроков их выполнения.

Оперативная информация разрабатывается в полку по данным КБП, НПП, Организационно-методических;

указаний по боевой подготовке ВВС на учебный год и указа­ний старших командиров. Основой для оперативной инфор­мации являются результаты обработки вспомогательной ин­формации.

Рабочая программа состоит из двух частей: первая—обес­печивает ввод исходных данных с перфокарт на магнитную ленту; вторая (головная программа) —обеспечивает загрузку оперативного запоминающего устройства, расчет данных и выдачу их алфавитно-цифровым печатающим устройством в виде графика летной подготовки. Реализация головной про­граммы осуществляется в логических цепях (блоках). Резуль­таты решения задач в логических цепях после соответствую­щей корректировки заносятся в итоговую матрицу и выдаются на алфавитно-цифровое печатающее устройство.